«Что касается самолетостроения, то мы создали, Вы наверняка это знаете тоже, нашу крупную авиационную компанию «ОАК» - «Объединенную авиастроительную компанию». К сожалению, со всеми проблемами ее скомпоновали, которые достались нам из прошлых лет, с большой очень задолженностью. Но сейчас только приняли решение о дополнительной поддержке этой компании, «ОАК». Мы выделим ей прямо в уставной капитал несколько миллиардов рублей, и займемся реструктуризацией долгов еще на 46 млрд. рублей в течение ближайших лет».
«Сегодня подписаны очень важные документы по сохранению и развитию «АвтоВАЗа». «Рено» остается нашим стратегическим партнером. Есть договоренность о том, что доля «Рено» не будет снижаться - а сегодня у «Рено» 25 с лишним процентов, - но может быть увеличена. Российское Правительство предоставит необходимые ресурсы на решение вопросов социального характера и для развития предприятия в общем объеме 50 млрд рублей. Возможно, что мы капитализируем ранее выданные кредиты, и тогда поддержка со стороны Правительства России составит 75 млрд рублей. Компания «Рено» берет на себя обязательства внести необходимые средства в объеме 300 млн евро в самое ближайшее время. Есть график совместной работы. Эти средства будут направлены и в виде технологий, а, возможно, в будущем, и в виде прямых инвестиций».
«В рамках антикризисных мер, да и в рамках других государственных программ помощь, конечно, нужно, прежде всего, оказывать уже состоявшимся и конкурентоспособным компаниям. И не следует любой ценой удерживать на плаву неэффективное производство. Необходимо пресекать злоупотребления монопольным положением в отрасли, в первую очередь со стороны тех структур, которые стали монополистами инфраструктуры, сформированной еще в советское время, по сути, как единые производственные комплексы».
«Понимаю, что люди, которые занимаются бизнесом, ждут от меня информации о том, что мы будем делать в ближайшее время. Скажу, конечно, и об этом. Но сейчас я говорю о стратегии нашего развития. Мы всегда вели себя честно по отношению к нашим партнерам. Хочу, чтобы все услышали: стратегию мы менять не будем. Любое другое решение противоречило бы логике нашего стратегического курса на переустройство экономики и, что немаловажно, подорвало бы репутацию России как надежного партнёра».
«Могу сказать, что мораторий на повышение пошлин на «круглый» лес будет продлен на следующий, 2010 год. Считаю возможным такое решение принять и на 2011 год. Но будем это решение принимать, исходя из анализа реальной ситуации на мировых рынках. Рассчитываем, что зарубежные партнёры с умом воспользуются этим дополнительным временем - кстати говоря, не только зарубежные партнеры, но и наши лесозаготовители тоже - и на деле ускорят реализацию своих проектов развития. И не будут использовать это время только для того, чтобы постоянно обращаться в Правительство Российской Федерации о продлении этого моратория из года в год».
«Новый российский Лесной кодекс, вступивший в силу в 2007 году, установил прозрачные, рыночные правила работы в отрасли. В их основе - экологическая ответственность и равный доступ к ресурсам, а также преференции для инвесторов, которые вкладывают средства в глубокую переработку древесины. Одновременно были приняты решения о поэтапном повышении вывозных таможенных пошлин на так называемый круглый лес, на «кругляк». Подчеркну: здесь нет никаких попыток ослабить позиции конкурентов. Это - вполне естественный и давно назревший шаг в сторону более современной и диверсифицированной экономики. Убежден, что такие шаги открывают новые горизонты, новые возможности и для наших традиционных партнёров. Если быть объективным, то нельзя не заметить, что мы предоставили зарубежным коллегам хорошую возможность для расширения бизнеса, по сути, дали прямой выход на российский рынок, послали сигнал: приходите, стройте предприятия, создавайте рабочие места, работайте».
«Мы не считаем текущие проблемы поводом для того, чтобы отказаться вообще от планов модернизации. Так же, как и от линии на постепенное сокращение объемов экспорта необработанной древесины. Я говорю именно о стратегии развития».
«Очевидно, что у российского авторынка хорошие перспективы. Особенно, если говорить о посткризисном развитии. Я просто убежден, что посткризисный рост будет заметным, а по объективным данным, наш российский авторынок - крупнейший в Европе. Несколько лет назад мы приняли решение о масштабной кооперации с зарубежными партнерами в этой сфере, сфере автопроизводства. И сегодня у нас работает большинство ведущих мировых компаний. Причем мы рассматриваем открытые ими заводы как неотъемлемую часть отечественного автопрома. В том числе, на них в полной мере распространены антикризисные меры, реализуемые сейчас в России. Мы будем оказывать всемерное содействие и традиционным автопроизводителям. Они играют огромную роль в нашей экономике, обеспечивают занятость в десятках городов и целых регионах и, не сомневаюсь, в состоянии справиться с текущими проблемами, провести модернизацию производства, выпускать конкурентные товары, востребованные машины».
«Вместе с тем, в этот сложный период необходимы меры дополнительной поддержки лесопромышленников. И некоторые шаги уже сделаны. В частности, субсидируется ставка по кредитам, привлекаемым на текущую деятельность и под экспортные поставки. Через «Росагролизинг» выделяются деньги на приобретение техники. Ряд предприятий отрасли включен в т.н. список системообразующих предприятий Правительства, что открывает доступ к госгарантиям».
«Считаю важным, чтобы Правительство России еще раз четко сформулировало свою позицию по использованию наших лесных ресурсов, развитию деревообрабатывающей индустрии, по базовым принципам сотрудничества в этой сфере с нашими зарубежными партнерами. Очевидно, нас не может устраивать роль поставщика, главным образом, необработанной древесины. Так же, как и сложившаяся структура торговли… : Наш выбор – это модернизация отрасли, создание новых производств с высокой степенью передела, дополнительные рабочие места, выход на международный рынок с готовой, конкурентоспособной продукцией. И, конечно, бережное и рачительное использование собственных природных ресурсов, собственных природных богатств».
«Хотел бы также проинформировать, что Правительство подготовило решение о предоставлении очередного транша госгарантий Агентству по ипотечному жилищному кредитованию. Речь идет о сумме в 36 млрд рублей. Эти дополнительные ресурсы должны помочь АИЖК и дальше развивать ипотечные кредиты, а значит, оказывать поддержку и гражданам, и строительной отрасли».
«Уже принято решение в ускоренном порядке завершить строительство берегового водосброса. Об этом я говорил, когда мы проводили совещание на самой Саяно-Шушенской ГЭС. На эти цели в текущем году будет направлено из резерва Правительства Российской Федерации 4,3 млрд рублей».
«Правительство России ведет разработку государственной программы энергосбережения. Подготовлена новая Энергетическая стратегия страны на период до 2030 года. По сути, мы хотели бы иметь принципиально новую энергетику, значительно более надежную, эффективную и, конечно, более экологичную».
«Об инвестиционной программе в электроэнергетики в целом. Ее ключевые приоритеты - это повышение надежности энергоснабжения и строительство новых, современных электростанций. В частности, компании, контролируемые государством, должны в 2010 году ввести в строй порядка 2 ГВт генерирующих мощностей. Ещё 3,8 ГВт мощностей планируют построить частные инвесторы, которые приобрели активы в электроэнергетике в ходе реформирования РАО «ЕЭС России». При этом новые владельцы генерирующих компаний приняли обязательства по инвестиционным программам развития и, конечно, должны их исполнить, реализовать».
«Без сильного, передового машиностроения наша промышленность, наша экономика в целом, не будут конкурентоспособными, не будут полноценными, мы не сможем уйти от чрезмерной сырьевой зависимости, провести инновационную перестройку экономики. Поэтому еще до кризиса был принят ряд решений, направленных на развитие и обновление машиностроения, созданы крупные интегрированные структуры в судо- и авиастроении, в оборонном комплексе».
«Автопром оказался в числе наиболее пострадавших от экономического кризиса секторов экономики. Продажи новых машин существенно сократились не только в России, но и по всему миру. Только сейчас рынок в отдельных странах мира начал восстанавливаться. <…> Переход на современные стандарты должен, конечно же, быть постепенным. Отечественные заводы должны иметь достаточно времени для обновления производственной базы, своих технологий. Да и потребители должны быть, конечно, к этому готовы, должны приспособиться».
«Что касается импорта, то, как я уже неоднократно говорил, мы будем добиваться, чтобы любая импортная техника полностью соответствовала действующим в стране нормам. Новый технический регламент построен именно на этих принципах, и его вступление в силу, надеюсь, позволит, в том числе, повысить безопасность движения на наших дорогах».
«Несмотря на известные экономические трудности, мы сохранили космическую проблематику в числе бюджетных приоритетов. Только в текущем году в рамках трёх федеральных программ на эти цели выделено почти 82 млрд рублей. Чтобы быть более конкретным, напомню: в рамках Федеральной космической программы - это 58,2 млрд рублей; по Федеральной целевой программе «Глобальная навигационная система ГЛОНАСС» - это еще 15,3 млрд; на ФЦП развития оборонно-промышленного комплекса России на 2007-2010 годы и последующий период - 8,2 млрд. Таким образом, 81,7 млрд рублей».
«Правительство приняло целый ряд антикризисных мер для стабилизации финансового положения отдельных предприятий отрасли. Речь идёт о дополнительной капитализации компаний, предоставлении госгарантий и субсидий. Космическому центру имени Хруничева выделено 8 млрд рублей, акционерному обществу «Энергомаш» предоставлены государственные гарантии на 3 млрд рублей. Принято решение о предоставлении субсидий ряду других организаций отрасли».
«Напомню: наши стратегические цели здесь - повышение конкурентоспособности отечественной космической отрасли, эффективное использование её потенциала, как для решения внутренних социально-экономических задач, так и для выхода на высокотехнологичные международные рынки. И, конечно, нельзя забывать о той роли, которую она играет для обеспечения обороноспособности страны. Из всего, что делается в ракетно-космической области, на эту сферу, сферу обороны, приходится 63%».
«Вместе с тем, помимо бюджетных средств, нам необходимо создать условия для притока частных инвестиций в водохозяйственный комплекс. Если посмотреть на расходы, которые потребуются для реализации стратегии, которую мы сегодня рассмотрим, то до 2020 года эти расходы составят примерно 662 млрд рублей. И федеральное финансирование из них - почти 500, небольшое региональное, и внебюджетные средства - только 66,9 млрд. В целом, этот вид деятельности может быть вполне привлекательным и для частных инвестиций».
«Недавние трагические события на Саяно-Шушенской ГЭС со всей очевидностью показали, как много нам еще нужно сделать для повышения надежности технических сооружений вообще и гидротехнических, в частности. Нужно провести серьёзную ревизию всех стратегических и жизненно важных объектов инфраструктуры, отработать алгоритм их регулярной модернизации и контроля за техническим состоянием. В целом обеспечить качественное повышение технологической дисциплины в промышленности и других отраслях экономики».
«Есть определенные положительные результаты, как я сказал, за последние годы: на 6,3% сократились потери воды при транспортировке, на 9% уменьшился сброс загрязненных сточных вод. Внедрение технологий «замкнутого цикла» позволило на 6,5% увеличить объём воды для повторного использования. Улучшилось качество вод, в том числе, питьевых источников. Снизился и такой показатель, как водоёмкость ВВП страны, хотя здесь мы ещё отстаём от многих стран мира».
«Идёт становление ключевых элементов национальной нанотехнологической сети, включая исследовательские центры коллективного доступа. В этой связи считаю, что заслуживает поддержки предложение о продлении действия Федеральной целевой программы «Развитие инфраструктуры наноиндустрии» на 2011 год, то есть ещё на один год».
«На сегодняшнем этапе считаю важнейшим формирование и стимулирование широкого внутреннего спроса, в том числе - за счёт закупок для нужд государства и структур с госучастием. Это и организации здравоохранения, образования, науки, системы жилищно-коммунального хозяйства. Конечно, если мы говорим о вложении государственных ресурсов, то вкладывать деньги в новые технологии - самый правильный выбор».
«Судя по представленной информации, а ее достаточно, накоплены хорошие заделы по таким направлениям, как медицинская техника и средства диагностики, природоохранные технологии, энергосбережение, новые композитные материалы. В области наноиндустрии уже работает почти тысяча предприятий реального сектора экономики».
«Повторю: мы намерены и будем инвестировать в авиастроение. Но нам необходима реальная отдача. Я хочу подчеркнуть, уважаемые коллеги, отрасль должна работать в рыночных условиях. Мы прекрасно понимаем, что ситуация сложна, и конкуренты ваши на мировых рынках имеют прямую поддержку со стороны своих правительств. Но, во-первых, не нужно повторять чужих дурацких ошибок, самим нужно работать эффективно. А, во-вторых, все-таки нельзя ссылаться постоянно на эту практику. У нас в стране мы можем работать эффективно и должны добиться этой эффективности во что бы то ни стало».
«Вместе с тем, общая ситуация в авиапроме остается непростой, мягко говоря. <…> Я имею в виду и недостаточное качество корпоративного управления, и высокие издержки, и низкую экономическую эффективность производительности труда. За примерами далеко ходить не нужно. <…> Целый ряд контрактов Объединенной авиационной корпорации на поставку самолетов как внутри страны, так и заграницу принес, как это ни странно, не прибыль - а одни убытки. Я прошу «ОАК» и заинтересованные ведомства детально проанализировать такую ситуацию, представить предложения, которые впредь исключили бы повторение подобных ошибок».
«Авиастроительная отрасль оказалась сейчас в крайне сложном финансовом положении. Перед тем, как сюда придти, мы сейчас, по сути, провели еще два совещания, разбираясь подробно с финансовым положением. Общая сумма долговых обязательств «ОАК» и ее дочерних обществ - более 119-120 млрд рублей. Причем порядка 64 млрд - это дефицит, не обеспеченный выручкой или прибылью предприятий».
«Вместе с тем, учитывая форс-мажорную ситуацию, конечно, необходимо разработать программу финансовой стабилизации, помочь авиастроителям избавиться от накопленных так называемых токсичных долгов. Такая программа финансового оздоровления должна быть внесена в Правительство в течение ближайшего месяца, ну в крайнем случае, в течение полутора месяцев».
«Вот сейчас, перед нашим совещанием здесь на «МАКСе» подписаны рекордные для новейшей истории России контракты на приобретение 48 самолетов «СУ-35С», 12 самолетов «СУ-27СМ» и 4 самолетов «СУ-30М2» на общую сумму более 80 млрд рублей с поставкой до 2015 года. Конечно, это позволит нам оснастить новой современной - новейшей техникой наши военно-воздушные силы, загрузить наши авиационные предприятия, что всегда важно, а в условиях кризиса важно вдвойне».
«Добавлю, что буквально на днях Правительство приняло ещё одно аналогичное решение: за счёт бюджета на докапитализацию холдинговой компании «Сухой» выделяется 3,2 млрд рублей. Сегодня также обсудим возможность - хочу это подчеркнуть - мы обсудим возможность пополнения в текущем году капитала ОАО «РСК МиГ» на 15 млрд рублей. 15 млрд мы уже дали, и вот Михаил Асланович {М.А.Погосян}, сегодня мы с ним встречались, обсуждали эту тему. Со Сбербанком он в постоянном контакте. Мы уже обсуждали эту проблему раньше, когда вам давали 15 млрд, и поговорим еще об аналогичной сумме в 15 млрд».
«Начиная с 2004 года, объем финансирования авиации со стороны государства увеличился - хочу это подчеркнуть, обратить ваше внимание на это, уважаемые коллеги - в 20 раз. Не на какие-то проценты, а в 20 раз! Только в текущем году, с учетом антикризисных мер, мы выделили на эти цели еще 80 млрд рублей. Средства пошли на закупку отечественных самолетов, субсидирование расходов на техническое перевооружение наших предприятий. Порядка 35 млрд бюджетных рублей направлено на увеличение уставного капитала ключевых предприятий отрасли. Это и ОАО «РСК МиГ» - 15 млрд руб., ОАО «ММП им. В.В. Чернышева» - 2,9 млрд руб.; ОАО «КАПО им. С.П. Горбунова» - 4,1 млрд руб.; ОАО «Моторостроитель» в Самаре - 1,4 млрд руб. Ежегодный взнос в уставный капитал ОАО «ОАК» на цели постройки гражданских судов - еще 6 млрд руб.».
«Развитие авиастроения, наряду с космонавтикой, судостроением, атомной энергетикой мы выделили в качестве ключевых приоритетов промышленной политики России. Именно за счёт этих секторов мы рассчитываем существенно увеличить долю высокотехнологичных производств в отечественной экономике, а значит - и укрепить ее устойчивость, диверсифицировать экспорт».
«Предоставленные ВЭБом средства позволили не допустить распродажи по бросовым ценам стратегических активов российских предприятий, заложенных за рубежом. Первоначально на эти цели мы планировали 50 млрд долларов, но на практике потребовалась гораздо меньшая сумма - 10,5 млрд долларов, причем часть её уже погашена».
«Начато финансирование 21 нового проекта. Они связаны с развитием инфраструктуры, высокотехнологичных отраслей, созданием новых промышленных производств. Среди них - модернизация железнодорожных артерий в Сибири и на Дальнем Востоке; в Татарстане и Калужской области созданы индустриальные парки; уделялось необходимое внимание реконструкции нескольких электростанций, работа шла также в области энергетики в целом. Банк [ВЭБ] подключился и к финансированию строительства олимпийских объектов в Сочи».
«Нефтедобывающие компании неоднократно указывали, что без гарантии доступа «к трубе» они не смогут наладить рациональное использование попутного газа. Думаю, что такая гарантия появится. А значит, наши планы в ближайшем будущем, к 2012 году, добиться, чтобы доля газа, сжигаемого в факелах, не превышала 5% - эти планы должны быть реализованы».
«Рассматривая перспективы развития легкой промышленности, мы должны ставить перед собой реальные, достижимые цели, тщательно взвешивать наши возможности, не давать заведомо невыполнимых обещаний. Я выделю две, на мой взгляд, ключевые проблемы. Во-первых, это борьба с нелегальным импортом, - об этой проблеме я упомянул чуть выше, - и «подпольным» производством. До сих пор подобная контрафактная продукция занимает свыше 40% нашего рынка. Я имею в виду здесь и контрабанду тоже. <…> необходимо реализовать в отрасли несколько крупных инвестиционных проектов, модернизировать предприятия легкой промышленности по самым современным технологиям, что позволит существенно поднять стандарты качества продукции и тем самым постепенно вернуть утраченный авторитет отечественных товаров, как в глазах наших потребителей, так и за рубежом».
«Сегодня в легкой промышленности сформировалось здоровое ядро из нескольких десятков крупнейших предприятий и сотен средних и малых фирм, которые нашли свое место на рынке, наладили выпуск востребованной продукции, в том числе для детей и молодежи».
«Несмотря на непростую ситуацию с наполнением бюджета, в 2009 году реализация программ господдержки [легкой промышленности] продолжается. Предусмотрено 200 млн рублей на субсидирование процентных ставок по кредитованию на закупку сырья и 90 млн рублей - по кредитам на техническое перевооружение».
«Нет необходимости говорить, насколько тяжел и опасен труд горняка. Эти люди, действительно, вправе рассчитывать на дополнительные пенсионные гарантии, в том числе со стороны работодателей. Тогда было дано поручение еще раз проработать этот вопрос. По результатам совместно с членами Совета Федерации была ускорена подготовка законопроекта «О дополнительном социальном обеспечении отдельных категорий работников угольной промышленности». Он предусматривает доплаты к пенсии работников угольной отрасли в зависимости от стажа и условий работы. Такие доплаты могут получать работники, которые ранее были заняты на наиболее тяжелых и опасных производствах. Размер их трудовой пенсии вместе с доплатой будет обеспечивать им до 40% утраченного заработка».
«Атомная отрасль всегда была одним из самых мощных активов России. Уверен, если мы сегодня правильно выстроим работу, правильно определим приоритеты, то и в дальнейшем атомная отрасль будет серьезным ресурсом по развитию России: как в сфере энергетики, так и в сфере обороны, в сфере экономики и науки. Я хочу пожелать вам всем успехов».
«Уже утвержден перечень проектов по реализации Основных направлений деятельности Правительства до 2012 года. Таких проектов будет порядка 60. Развитие атомного энергопромышленного и ядерно-оружейного комплексов мы выделили в качестве одного из четырех ключевых «пилотных» проектов, которые запускаются в первую очередь. Его реализация позволит, в том числе, увеличить выработку энергии на действующих блоках, обеспечить и укрепить наше лидерство в производстве ядерного топлива, а также внедрить самые передовые технологии утилизации радиоактивных отходов, провести целый ряд других природоохранных мероприятий».
«Как вы знаете, в этой сфере мы сформулировали весьма амбициозные, но весьма реалистичные задачи. К 2030 году в общем объеме производства электроэнергии доля атомной генерации должна составить 25-30%. Сегодня у нас, напомню, 16%. Напомню также, что во многих европейских странах эта доля выше чем 25-30% уже сейчас. И в этом смысле нам нужно развитые индустриальные страны даже догонять. <…> Здесь нет мелочей. Здесь нужно соответствующее финансовое обеспечение. Нужно параллельное и своевременное развитие сетевого хозяйства. Нужно обеспечить решение массы других вопросов, которые, несмотря на их масштаб либо отсутствие такового, всегда являются в этой сфере очень важными».
«В этом году, несмотря на все сложности, мы всё-таки не сокращаем, а увеличиваем ассигнования на развитие транспортной системы. Рассматриваем такой подход в качестве одной из важнейших антикризисных мер, которая позволит не только создать дополнительные рабочие места, но и заложит инфраструктурный фундамент для посткризисного развития страны. По сравнению с 2008 годом - что у нас получается в этом, 2009-м году: объём инвестиций мы все-таки значительно увеличиваем - на 100 млрд рублей, он составит около 550 млрд рублей, в том числе на строительство и капитальный ремонт автодорог будет направлено 312 млрд рублей (в прошлом году было выделено 294 млрд рублей). В целом финансирование отрасли вместе с антикризисными мерами увеличится на 30%, а если брать ремонт и строительство дорог, то увеличение будет на 15%».
«В уставный капитал одной из крупнейших двигателестроительных компаний - Московского машиностроительного предприятия им. В.В.Чернышева - выделяем 2,9 млрд рублей, что позволит сохранить трудовой коллектив численностью 7 тысяч человек, обеспечить выполнение крупных экспортных контрактов».
«Дефицит электроэнергии был одним из тормозов в развитии промышленности и реализации ряда крупных проектов. Стоимость подключения к сетям была запредельно высокой, что, в свою очередь, не позволило реализовать, как я уже говорил, многие перспективные инвестиционные проекты. Особенно чувствительным этот вопрос был для малого и среднего бизнеса. Сегодня, в условиях кризиса, спрос на электроэнергию несколько сократился, во многих регионах Российской Федерации образовались резервы. Но, очевидно, это - временное явление. Восстановление устойчивого экономического роста невозможно без развития электроэнергетики, без глубокой модернизации устаревшего оборудования, строительства новых электростанций, развития сетевого хозяйства. В 2008 году у нас было введено 2 гигаватта новых энергетических мощностей - столько же, сколько было введено за предыдущие два года вместе взятых - 2007 и 2006 годы. Было бы очень важно сохранить набранные темпы на ближайшие три года. Это потребует порядка 1,8 трлн рублей инвестиций».
«Поддержка банков была нужна, в том числе, а может быть, даже и в первую очередь, для того, чтобы сохранить сбережения граждан России в наших банковских учреждениях, не допустить паралича расчетов между предприятиями. И обе эти задачи выполнены».
«Более того, банки, получившие поддержку, за 5 кризисных месяцев смогли более чем на 15% увеличить объём кредитования реального сектора. Дополнительно выдать кредитов более чем на 1 трлн рублей».
«В условиях оттока капитала и снижения экспортных доходов нужно было защитить национальную валюту. Отбить атаки на рубль. Неуправляемую девальвацию удалось предотвратить. Снижение курса национальной валюты – неизбежное в сложившейся ситуации – как мы и обещали, было плавным, что позволило экономике и гражданам адаптироваться к новым реалиям».