ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Рабочий день

1 июня, 2009 16:47

В.В.Путин провел заседание Президиума Правительства Российской Федерации

«Несмотря на непростую ситуацию с наполнением бюджета, в 2009 году реализация программ господдержки продолжается. Предусмотрено 200 млн рублей на субсидирование процентных ставок по кредитованию на закупку сырья и 90 млн рублей - по кредитам на техническое перевооружение».
В.В.Путин
На заседании Президиума Правительства РФ

Стенограмма начала заседания:

В.В.Путин: Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня 1 июня - День защиты детей. Минздравсоцразвития проводит большой комплекс работ по оказанию помощи нуждающимся детям, в том числе высокотехнологичной медицинской помощи. Что в последнее время вы предложили сделать?

Т.А.Голикова: Спасибо, что Вы начали сегодняшнее заседание с Дня защиты детей. Это знаковый день в том плане, чтобы дополнительно привлечь внимание взрослых к проблемам детей, к необходимости заботы об их здоровье, воспитании.

Должна сказать, что наиболее эффективное направление реализации национального проекта «Здоровье» и, собственно, весь национальный проект «Образование» нацелены на поддержку детей. Мне бы сейчас хотелось сказать о некоторых показателях по проекту «Здоровье».

Мы достаточно активно продвигаем программу родового сертификата. Мы говорили об этом на прошлом заседании, но сейчас я бы хотела сказать, что в 2008 году мы обследовали на наследственные заболевания 1 млн 420 тыс. детей. За I квартал на врожденные заболевания обследованы 290 тыс. детей.

В первом квартале в рамках реализации национального проекта «Здоровье» мы стали, как и в 2008 году, обследовать детей на нарушение слуха. И впервые в 2009 году мы проведем 500 операций кохлеарной имплантации для детей с нарушением слуха. Проведение этих операций в первые два года жизни позволяет сохранить здоровье и не допустить инвалидности в более поздние сроки.

В.В.Путин: Что это за имплантация?

Т.А.Голикова: Это специальный аппарат, который вживляется и восстанавливает слух у ребенка. Ребенок не становится инвалидом по слуху. На самом деле эти операции высоко востребованы, и мы даже с Алексеем Леонидовичем (Кудриным) обсуждали эту тему. Если поддерживать какие-то направления, то прежде всего такие, которые впоследствии приводят к полному выздоровлению ребенка.

Еще одна тема - это тема диспансеризации детей, которые находятся в трудной жизненной ситуации. Как правило, это дети, которые у нас находятся в учреждениях образования, здравоохранения и социальной защиты. С прошлого года мы начали проводить диспансеризацию этих детей и обследовали 333 тысячи ребят. Те, у кого были выявлены отклонения по здоровью, были поставлены на диспансерный учет.

В период с 2005 по 2008 годы, то есть в период действия национального проекта, мы с 23 тысяч до 38 тысяч увеличили количество операций, которые по высокотехнологичному направлению оказываются детям. Сейчас на 2009 год мы планируем 41 тысячу таких операций.

В пятницу я посетила Республиканскую детскую клиническую больницу, где детям оказывается достаточно высокий уровень помощи. Самая востребованная высокотехнологичная операция сейчас - это операция челюстно-лицевой хирургии. Должна сказать, что наши доктора делают невозможное, когда возвращают детям, которые фактически инвалиды, полноценную жизнь, а людям, чьи дети пострадали при рождении, возвращают счастье быть родителями.

Сейчас уже известны показатели рождения за 4 месяца 2009 года. В этот период число родившихся живыми составило 564 тысячи 662 ребенка. Это на 103,2 % больше, чем за аналогичный период прошлого года, или детей родилось больше на 17 тысяч 547.

Такой же позитивный результат можно отнести к показателям младенческой смертности за период с января по апрель - этот показатель составил 8,1 на тысячу родившихся живыми. Этот показатель соответствует 87,1% по отношению к прошлому году. В прошлом году в этот же период было 9,3.

В соответствии с Вашим поручением мы в ближайшее время внесем на подписание проект постановления, который сейчас проходит процедуру окончательного согласования с федеральными органами. Он предполагает выделение 12 тысяч рублей из суммы материнского семейного капитала на цели поддержки семей. Кроме этого, я напомню о том, что мы с 2010 года меняем порядок назначения пособия по беременности и родам. Теперь потолок выплаты пособия по беременности и родам у нас будет ограничиваться тем размером страховых взносов, который соответствующий гражданин уплатит в систему обязательного социального страхования. По деньгам в номинальном выражении это означает практически удвоение пособия по беременности и родам по сравнению с тем, которое сегодня есть.

В.В.Путин: Хорошо. Центр детской онкогематологии строится в Москве?

Т.А.Голикова: Да, как раз находится рядом с Республиканской детской клинической больницей. Строительство идет очень хорошими темпами.

Там есть несколько вопросов. Изначально, когда мы с Вами планировали эту тему, предполагалось, что ввод его будет в 2011 году. Но после Вашего посещения Центра, после Вашей встречи с немецкими строителями и проектировщиками, которые помогают в этом, и обозначения даты 1 июня 2011 года возникнет, скорее всего, необходимость переноса определенной суммы ассигнований для того, чтобы эти средства перенести на 2010 год. Соответствующее письмо с обоснованием мы Вам подготовим.

Сейчас Центр в принципе завершает расчеты относительно того, какое количество людей уже сейчас можно будет обучить за рубежом и на какое количество надо увеличить штат, чтобы потом можно было обеспечить преемственность между работой сегодняшнего центра и работой нового центра. Собственно, по всем этим вопросам мы Вам в ближайшее время доложим.

В.В.Путин: Хорошо. Сделайте это своевременно, пожалуйста.

Мы на прошлой неделе утвердили правила предоставления кредитов из федерального бюджета региональным бюджетам. Пожалуйста, Алексей Леонидович, что там?

А.Л.Кудрин: Уважаемый Владимир Владимирович, Вы подписали постановление об утверждении правил предоставления бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета бюджетных кредитов. Это одна из наших ключевых антикризисных мер по поддержке регионов, чьи бюджеты уменьшаются в этом году.

В 2009 году предусмотрено выделение кредитов в размере 150 млрд рублей. Впервые эти кредиты будут даваться не внутри финансового года на кассовый разрыв, а будут выдаваться на 3 года. При этом ставка будет минимальная - одна четвертая ставки рефинансирования Центрального банка - это около 3%.

Соответственно регионы смогут преодолеть несбалансированность по своим бюджетам, сохранить ряд расходов, которые им в ином случае пришлось бы уменьшить. Это, прежде всего, строительство, ремонт и содержание дорог, строительство школ и больниц. Кроме того, они за счет этих ресурсов могут рефинансировать привлекаемые банковские кредиты, которые сегодня даются по очень высокой ставке.

При этом завтра мы проведем трехстороннюю комиссию с Советом Федерации и депутатами Государственной Думы. Трехсторонняя комиссия рассматривает принципы предоставления, рассматривает расчеты, и таким образом мы достигаем совместного консенсуса по направлениям и по объемам финансовой поддержки субъектам Российской Федерации. Предоставление бюджетных кредитов начнется сразу после этого.

В.В.Путин: Хорошо. Сергей Борисович (обращаясь к С.Б.Иванову), завершили реконструкцию взлетно-посадочной полосы в Екатеринбурге, да?

С.Б.Иванов: Да, Владимир Владимирович, после проведения кардинальной реконструкции в екатеринбургском аэропорту «Кольцово», открывается новая взлетно-посадочная полоса длиной в 3 км и, что самое главное, новый командно-диспетчерский пункт.

Эти работы выполняются строго в рамках федеральной целевой программы «Модернизация транспортной стратегии России». Объем финансирования не снижается, полностью все профинансировано. Мы только в этом году на завершение работ первого этапа израсходовали 970 млн рублей.

Таким образом, у нас сейчас в Екатеринбурге достаточно хорошая длинная полоса. Частные инвесторы построили хороший терминал. И сегодня начал работу новый командно-диспетчерский пункт. Он не имеет на сегодняшний день аналогов в Российской Федерации, оснащен самым современным инновационным оборудованием. И в так называемом режиме «тауэр», то есть в режиме «одной вышки» он обеспечивает комплексное аэронавигационное обслуживание, светосигнальное обслуживание, всё управление работой аэропорта и метеообеспечение. Кроме этого, в этом году мы планируем завершить аналогичный проект в Новосибирском аэропорту «Толмачево» и приступить к коренной модернизации Владивостокского аэропорта.

Таким образом мы, постепенно двигаясь с Запада на Восток, -в Петербурге проведена большая работа в "Пулково", в Москве она ведется сейчас в "Шереметьево" и "Внуково" - мы коренным образом улучшаем состояние наших аэропортов-хабов, то есть крупных узловых аэропортов.

В том же Екатеринбурге, например, перевозится 2 млн 400 тысяч пассажиров. Это большой объем пассажиропотока. Мы создаем современные комфортные условия, как с точки зрения безопасности, так и комфортного качественного обслуживания наших пассажиров.

В.В.Путин: Это хорошо, Сергей Борисович. Я разговаривал с руководителями некоторых предприятий ОПК, с губернаторами. Очень медленно идет работа по заключению соответствующих контрактов по линии Минобороны. Николай Егорович (обращаясь к Н.Е.Макарову, начальнику Генштаба РФ), что там происходит? Почему так медленно все идет?

Н.Е.Макаров: Здесь есть две причины. Первая - это то, что поздно прошло у нас уточнение бюджета, в апреле месяце. Мы только 7-12 мая смогли объявить конкурс. Это не наша вина. Мы обоюдно разбираемся с ведомствами. Думаю, числа 10 - 15, самое позднее до 20 июня поправим это положение.

В.В.Путин: Николай Егорович, и Вас прошу, и министра - его нет сегодня, занимается другими делами - передайте ему, пожалуйста. Нужно ускорить эту работу. Реальные проблемы начинают возникать на предприятиях. И в принципе - на голом месте. Деньги-то есть. Ускорьте, пожалуйста.

С.Б.Иванов: Гособоронзаказ по линии Министерства обороны проавансирован на 43% от годового объема. Я проверял эти цифры. Мне ежедневно докладывают.

В.В.Путин: Я не знаю, какие они там проценты выдают. Директора говорят, что деньги не поступают. И работа идет медленно по контрактам - это факт.

Виктор Борисович (обращаясь к В.Б.Христенко), два месяца нам потребовалось, чтобы оформить распоряжение Правительства о начале финансирования проектов по АВТОВАЗу. На прошлой неделе распоряжение подписано. Во-первых, почему так медленно? А, во-вторых, что нужно сделать для того, чтобы мероприятия, намеченные на АВТОВАЗе, начали осуществляться? Потому что мы договаривались о том, что деньги будут предоставляться под программы развития и соответствующего обновления производства. Мы с Министерством экономического развития говорили об этом отдельно, и я помню, что Министерство экономического развития брало этот процесс под контроль. Там принят соответствующий план, на предприятии. Как это все будет вместе работать?

В.Б.Христенко: Спасибо, Владимир Владимирович. Почему так долго? В определенной степени беспрецедентно само решение по конкретной поддержке одного из предприятий, к которому имеет непосредственное отношение Российская Федерация - как через «Ростехнологии» и как соучастник.

С другой стороны, для этого потребовалось внесение изменений в бюджет РФ, поэтому в определенной степени сроки по финансовым, юридическим и финансовым условиям - двухмесячные.

Надеюсь, что после выхода распоряжения, в котором мы, Минпромторг, обозначены как распорядитель этих средств, сумеем в кратчайшие сроки после получения этих средств от Минфина довести их до «Ростехнологий».

По цепочке решений, принятых в Тольятти, это будет имущественный взнос Российской Федерации в госкорпорацию «Ростехнологии» и предоставление госкорпорацией беспроцентного займа АВТОВАЗу. Такая форма была выбрана, исходя из всего анализа текущей ситуации, которая сложилась на АВТОВАЗе. И она позволит, в первую очередь, «расшить» все тромбы текущей финансовой ситуации. Это означает налаживание отношений с кредиторами и поставщиками в первую очередь.

Второе. Это позволит раскрыть возможности для того, о чем Вы сказали, для заключения новых кредитных соглашений, уже коммерческих, с банками на программу развития АВТОВАЗа, без которой в ближайшие 2-3 года вряд ли можно вывести из общего кризиса это предприятие.

Эта программа предполагает трехлетний период. Около 85 млрд рублей - общий объем этой программы. Она предполагает как постановку новых моделей, самостоятельных и в сотрудничестве с их стратегическими партнерами, так и агрегатную часть.

Окончательная доработка этой программы сейчас ведется специалистами АВТОВАЗа в контакте со специалистами нашего Министерства и Министерства экономического развития. Как я уже сказал, надеюсь, что финансовая часть всей этой работы, 25 млрд, в ближайшие недели появится у «Ростехнологий» и соответственно у АВТОВАЗа.

В.В.Путин: Алексей Леонидович (обращаясь к А.Л.Кудрину), есть проблемы какие-то? Когда появятся деньги?

А.Л.Кудрин: Деньги могут уйти в любой момент.

В.В.Путин: Когда? Распоряжение подписано.

А.Л.Кудрин: Владимир Владимирович, я посмотрю за исполнением плана Казначейства. Это значит, что как только подписано Распоряжение и Министерством представлены соответствующие документы, то сразу в тот же день ...

В.В.Путин: Давайте, чтобы на этой неделе пошло уже конкретно. Договорились.

Давайте перейдем к повестке дня. Среди вопросов повестки - Стратегия развития легкой промышленности, подготовленная Минпромторгом России.

Ситуация в этой отрасли сегодня непростая. Хотя в годы реформ ей пришлось пройти через болезненный процесс реструктуризации, ликвидации устаревших и неэффективных мощностей, причем, опираясь почти исключительно на собственные силы, в условиях жесткой и, как правило, недобросовестной конкуренции с импортом, а часто просто в борьбе с контрабандой.

Тем не менее, сегодня в легкой промышленности сформировалось здоровое ядро из нескольких десятков крупнейших предприятий и сотен средних и малых фирм, которые нашли свое место на рынке, наладили выпуск востребованной продукции, в том числе для детей и молодежи.

Свою роль сыграли и меры государственной поддержки, введенные в 2006 году, - прежде всего это отмена импортных пошлин на ввоз технологического оборудования, а также субсидирование процентных ставок по кредитам на закупку сырья, техническое перевооружение, производство экспортной продукции.

Напомню, что в 2006-2008 годах объем господдержки составил 561 млн рублей, в том числе на субсидирование процентных ставок - 450 млн рублей, на стимулирование экспорта - 55 млн рублей, на НИОКРы - 52 млн рублей. Импортного технологического оборудования за это время завезено на сумму свыше 500 млн долларов.

И, несмотря на непростую ситуацию с наполнением бюджета, в 2009 году реализация программ господдержки продолжается. Предусмотрено 200 млн рублей на субсидирование процентных ставок по кредитованию на закупку сырья и 90 млн рублей - по кредитам на техническое перевооружение.

Разумеется, рассматривая перспективы развития легкой промышленности, мы должны ставить перед собой реальные, достижимые цели, тщательно взвешивать наши возможности, не давать заведомо невыполнимых обещаний.

Я выделю две, на мой взгляд, ключевые проблемы.

Во-первых, это борьба с нелегальным импортом, - об этой проблеме я упомянул чуть выше, - и «подпольным» производством. До сих пор подобная контрафактная продукция занимает свыше 40% нашего рынка. Я имею в виду здесь и контрабанду тоже.

Добавлю, что «подпольные цеха» - это серьёзное препятствие для развития цивилизованного предпринимательства. Это нарушение трудовых прав граждан, которые там работают, незаконная миграция, преступление против интеллектуальной собственности. Наконец, это массовое уклонение от уплаты налогов и серьёзное поле для коррупции в связи с этим.

Конечно, можно вспомнить, что еще несколько лет назад доля контрафакта на рынке была гораздо бóльшей - 70%. То есть позитивные изменения вроде бы есть, но происходят они недопустимо медленно. Поэтому считаю необходимым серьезно усилить борьбу с контрабандой и нелегальным производством и уже в ближайшее время добиться коренного улучшения ситуации.

Что касается контрабанды - это вообще отдельная тема, и борьба вроде бы ведется, но что-то результатов пока мало. А результат в таких случаях - это «посадки» в тюрьму. Где «посадки»-то? А разговоров много.

Я помню, несколько лет назад практически разогнал все руководство таможни. Ну и что? А каналы как работали, так и работают до сих пор. Вон, до сих пор на одном из рынков стоят товары на более чем 2 млрд долларов. До сих пор не уничтожены, и хозяев нет!

Рашид Гумарович (обращаясь к Р.Г.Нургалиеву), этим и ФСБ, и Ваше ведомство должны заниматься более активно и прокуратура тоже.

Во-вторых, необходимо реализовать в отрасли несколько крупных инвестиционных проектов, модернизировать предприятия легкой промышленности по самым современным технологиям, что позволит существенно поднять стандарты качества продукции и тем самым постепенно вернуть утраченный авторитет отечественных товаров, как в глазах наших потребителей, так и за рубежом.

Если собственники предприятий смогут предложить хорошо просчитанные и обоснованные бизнес-планы, к их финансированию могли бы подключиться и банки с государственным участием - Банк развития либо Россельхозбанк.

Следующий важный пункт нашей сегодняшней повестки дня - законопроект о приоритетном доступе к газотранспортным сетям для производителей попутного нефтяного газа.

Нефтедобывающие компании неоднократно указывали, что без гарантии доступа «к трубе» они не смогут наладить рациональное использование попутного газа. Думаю, что такая гарантия появится. А значит, наши планы в ближайшем будущем, к 2012 году, добиться, чтобы доля газа, сжигаемого в факелах, не превышала 5% - эти планы должны быть реализованы.

Кроме того, рассмотрим сегодня международные соглашения. В частности, речь пойдёт о присоединении России к Конвенции о международных железнодорожных перевозках. Этот шаг призван создать условия для расширения железнодорожно-паромного сообщения между российскими портами Балтийск и Усть-Луга с немецким портом Засниц/Мукран, а в перспективе - портами других европейских стран. Причем российские перевозчики смогут самостоятельно формировать железнодорожно-паромные линии на Балтике.

Как результат - мы надеемся существенно укрепить конкурентные позиции наших железных дорог, повысить их транзитный потенциал.

Достаточно сказать, что на линии Усть-Луга-Балтийск-Мукран объем перевозок должен в самое ближайшее время при реализации этой конвенции увеличиться в разы, просто в несколько раз.
Особо выделю также вопросы ратификации соглашений по противодействию терроризму в рамках Шанхайской организации сотрудничества. В этих документах определяются механизмы проведения совместных антитеррористических учений и защиты секретной информации.

Подчерку - уже сегодня мы чувствуем реальную отдачу от сотрудничества стран ШОС в этой сфере и готовы последовательно повышать эффективность нашей совместной борьбы с терроризмом в любых его проявлениях.

Давайте начнем работать, слово - А.Л.Кудрину.

 

Дополнительные материалы по теме