ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

14 апреля, 2009 17:00

В.В.Путин провел в Санкт-Петербурге совещание о программе развития транспортной инфраструктуры в 2009 году и антикризисных мерах в транспортном комплексе

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Рассмотрим сегодня вопросы модернизации отечественного транспортного комплекса, а также обсудим ход реализации антикризисных мер в этой сфере. Нужно посмотреть, что необходимо дополнительно предпринять для стабильной и надёжной работы отрасли.

Мы должны решить задачу обеспечения граждан и экономики современными транспортными услугами; воспользоваться уникальным географическим положением России, чтобы в полной мере реализовать наш транзитный потенциал; предложить новые, альтернативные маршруты для ускоренного и безопасного движения грузов и граждан.

Все эти стратегические задачи обозначены в Транспортной стратегии на период до 2030 года.

В 2008 году на нужды транспорта из федерального бюджета было направлено 421 млрд рублей, что в полтора раза больше, чем в предыдущем 2007-м году. В результате построено более 2200 километров автодорог, 296 населённых пунктов обеспечено круглогодичной связью с сетью дорог общего пользования, введены в эксплуатацию несколько по-настоящему крупных транспортных объектов.

Напомню некоторые из них. Это, в первую очередь, Санкт-Петербургская кольцевая дорога, здесь же южный участок Западного скоростного диаметра; транспортная развязка в городе Мытищах на автодороге Москва-Ярославль; транспортные обходы Новосибирска и Красноярска; первый участок транспортного обхода города Сочи. Пять крупных мостов: через Каму в Перми, Оку - Калуга, Обь - Новосибирск, Енисей - Красноярск, Урал - Орск. Также построена вторая нитка шлюза Кочетовского гидроузла на канале Волга-Дон.

В этом году, несмотря на все сложности, мы всё-таки не сокращаем, а увеличиваем ассигнования на развитие транспортной системы.

Рассматриваем такой подход в качестве одной из важнейших антикризисных мер, которая позволит не только создать дополнительные рабочие места, но и заложит инфраструктурный фундамент для посткризисного развития страны.

По сравнению с 2008 годом - что у нас получается в этом, 2009-м году: объём инвестиций мы все-таки значительно увеличиваем - на 100 млрд рублей, он составит около 550 млрд рублей, в том числе на строительство и капитальный ремонт автодорог будет направлено 312 млрд рублей (в прошлом году было выделено 294 млрд рублей). В целом финансирование отрасли вместе с антикризисными мерами увеличится на 30%, а если брать ремонт и строительство дорог, то увеличение будет на 15%.

В 2009 году мы планируем провести реконструкцию отдельных участков федеральных автомобильных дорог «Россия», «Дон», «Украина», «Урал», закончить вторую стадию строительства автомобильной трассы «Амур», открыть движение по трём мостам через Волгу.

Кроме того, уже принят ряд решений, которые позволят поддержать развитие дорожной инфраструктуры в регионах, а также продолжить реализацию инвестиционной программы «Российских железных дорог».

Во-первых, снижены требования по софинансированию строительства дорог, объектов дорожной инфраструктуры. Имею в виду наши взаимоотношения с регионами. 95% расходов возьмёт на себя федеральный бюджет и только 5% - территории. Напомню, что в прошлые годы соотношение было 20% к 80%. Это решение позволит не замораживать дорожное строительство даже в наиболее пострадавших от кризиса субъектах Российской Федерации.

Многие депутаты и представители регионов выступают с предложением увеличить в новом варианте бюджета на 2009 год финансирование дорожного хозяйства в регионах. Да, это возможно. Напомню, что регионам выделяются трехлетние бюджетные кредиты на общую сумму 150 млрд рублей. Раньше мы такие кредиты предоставляли только на один год, теперь - на три. Часть этих средств (25 млрд рублей) целевым образом может быть направлена на дорожное строительство.

Только сейчас мы с вами на месте посмотрели, как идет работа по реализации одного из важнейших инфраструктурных проектов северо-запада страны и Петербурга. Руководство города обратилось с просьбой поддержать эту стройку. Считаю возможным это сделать. Сегодня мною будет подписано постановление Правительства Российской Федерации о выделении на эти цели в 2009-2010 годах 20,6 млрд рублей. Исхожу из того, что администрация города выполнит свое обязательство и выделит на эти цели из своего бюджета в этот же период времени 6,6 млрд рублей.

Далее. Для компенсации выпадающих доходов в уставный капитал РАО «РЖД» будет направлено, как мы говорили раньше, не менее 50 млрд рублей. Решение о компенсации выпадающих доходов принято в связи с тем, что тарифы на железнодорожные перевозки вместо планируемого роста в 2009 году на 14% вырастут только на 8%. Ясно, что выпадающие доходы компании сегодня, с учетом падения объемов перевозок, должны быть каким-то образом возмещены. Эти 50 млрд предусматриваются на указанные цели.

Конечно, понимаю руководство компании, которое постоянно ставит этот вопрос. Нужно прямо сказать, согласен с этим: потребности компании «РЖД» в инвестиционных ресурсах намного выше, чем она сегодня объективно имеет возможность потратить на эти цели. Даже с учетом тех мер, которые я уже назвал. Поэтому давайте сегодня также обсудим дополнительные предложения. Минтранс и компания просят увеличить это финансирование, которое должно пойти, в том числе, и на обновление подвижного состава.

Вопрос непростой. Есть разные мнения, разные подходы, однако найти какое-то решение необходимо. За ним стоят дополнительные заказы для отечественного транспортного машиностроения, сохранение, как я уже говорил, многих тысяч рабочих мест.

И последнее. За решением антикризисных проблем мы не должны забывать и о системных вопросах. Один из них - формирование современного облика профессионального образования в транспортной отрасли.

Работа по созданию единых образовательных центров на базе транспортных вузов и техникумов идёт довольно давно. Я хотел бы сегодня услышать, что сделано в последнее время и что планируется.

2009 год - особый год для отрасли. 200 лет назад было положено начало интеграции отдельных видов российского транспорта в единую систему, а также учреждён Институт корпуса инженеров путей сообщения - первое высшее техническое заведение России.

Наша общая задача - этот год пройти достойно и все намеченные планы реализовать.

Давайте перейдем к обсуждению.