ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

17 ноября, 2009 21:32

В.В.Путин провел на ОАО «Нижнекамскнефтехим» совещание о мерах по развитию нефтехимии и газохимии в России

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день уважаемые коллеги,

Мы продолжим сегодня работу по анализу ситуации в отдельных отраслях российской экономики, в реальном секторе экономики. Предлагаю сегодня обсудить положение дел в газо- и нефтехимии.

Россия обеспечивает примерно 9-10% мирового экспорта сырой нефти. Но при этом ее доля в экспорте такого высокотехнологичного продукта переработки, как, например, полимеры, составляет менее 1%. И наоборот, более трети внутреннего потребления нефтехимической продукции приходится на импорт.

Проще говоря, мы продаем простое сырье, а затем покупаем за рубежом готовый продукт и, скорее всего, чаще всего, произведенный как раз из нашего же сырья.

Разумеется, мы не должны закрывать собственный рынок для импорта. Но все же ситуацию в отрасли необходимо менять, создавать условия для расширения экспорта продукции с высокой добавленной стоимостью.

Причины существующих проблем здесь известны. Это и устаревшее оборудование, и удаленность большинства наших предприятий от внешних рынков сбыта. В прежние годы, когда их строили, просто не учитывали такой экономический фактор, как стоимость транспорта.

Однако у отечественной нефтехимии есть важнейшее конкурентное преимущество - наша нефтехимия обладает уникальной сырьевой базой. Потенциальные возможности отрасли уже оценили и отечественные, и зарубежные инвесторы. И для ее модернизации не требуется больших прямых вливаний со стороны государства. Да, нужна поддержка по инфраструктуре, нужно сопровождение, иногда гарантии государства, но это очень высокорентабельные отрасли производства, и финансовые ресурсы на рынке найти не сложно.

Примеры успешной реализации инвестпроектов, создания современных высокотехнологичных производств есть. И, конечно, нужно, чтобы их стало больше.

Что для этого требуется?

Во-первых, в рамках антикризисных мер, да и в рамках других государственных программ помощь, конечно, нужно, прежде всего, оказывать уже состоявшимся и конкурентоспособным компаниям. И не следует любой ценой удерживать на плаву неэффективное производство.

Во-вторых, необходимо пресекать злоупотребления монопольным положением в отрасли, в первую очередь со стороны тех структур, которые стали монополистами инфраструктуры, сформированной еще в советское время, по сути, как единые производственные комплексы.

Подчеркну: продуктопроводы и другие сетевые объекты создавались в рамках единых территориально-производственных комплексов, как я сказал, и сегодня недискриминационный доступ к ним должны иметь все заинтересованные предприятия.

Также нужно создать условия для формирования предсказуемых и справедливых цен на сырье и промежуточные продукты переработки. Они должны рассчитываться на основе объективных, понятных формул и на долгосрочный период. Участникам рынка надо договориться: нужно открыть информацию по своим издержкам, найти компромиссное решение. Без этого устойчивое развитие и привлечение долгосрочных финансовых ресурсов в отрасли невозможны.

В этой связи хотел бы отметить, что за сегодняшний день и в ходе нашего пребывания в целом удалось решить одну из достаточно сложных и острых проблем в отрасли - за что я хочу поблагодарить всех участников этого процесса, которые работали в течение дня над этим. Я поручаю и Игорю Ивановичу Сечину, моему заместителю, и Антимонопольной службе довести до конца достигнутые и зафиксированные здесь договоренности, которые скреплены подписями всех заинтересованных лиц, руководителей всех заинтересованных предприятий. Речь идет о ценах, о сроках и об объемах поставки сырья. Игорь Иванович - Вам для продолжения и завершения этой работы.

Третье. Мировой тенденцией последних десятилетий является укрупнение нефтехимических производств и реализация все более масштабных проектов. В России в то же время шло обратное движение - происходило дробление производственных комплексов, разрушались традиционные связи между предприятиями. Конечно, все эти отрасли должны работать в рынке, но они должны быть конкурентоспособными. А конкурентоспособность не обеспечить малыми силами и высокими затратами.

И как результат того, что происходило у нас в этой отрасли за предыдущее десятилетие, - сегодня масштабы средней отечественной компании в сфере нефте- и газохимии мизерны по сравнению с западными или азиатскими гигантами. Для них недоступны ни дешевые долгосрочные кредиты, ни финансирование НИОКРов.

Поэтому на повестке дня у нас - укрупнение и консолидация этой отрасли промышленности. Государство должно всемерно способствовать этому процессу. И будет намеренно это делать.

Четвертое. Необходимо отстроить баланс между обеспечением экспортных поставок и внутренним потреблением. Мы не можем оставить наши заводы без сырья. Надо понимать, что спрос на готовую продукцию будет постоянно расти. Уверен, что так и будет: экономика восстановится, и объемы спроса увеличатся.

Прежде всего, речь идет о жилищном и дорожном строительстве, где использование современных и экологически приемлемых материалов - пластиков -позволяет существенно удешевить стоимость возводимых объектов, а также повысить их долговечность и надежность.

Перед нами сейчас стоит комплексная задача по пересмотру стандартов и нормативов в строительстве как жилья, так и инфраструктуры. Естественно, здесь должны быть учтены и возможности применения новых, высокотехнологичных материалов.

Пятое. Необходимо ускоренное техническое перевооружение отрасли, широкое внедрение инноваций.

В ближайшее время надо определить набор наиболее перспективных отечественных технологий, разработка которых войдет в число приоритетных работ, в том числе и в интересах обеспечения обороноспособности страны.

Но в то же время, если какие-то технологии можно приобрести на рынке, купить соответствующую лицензию, это, конечно, нужно делать, нужно минимизировать затраты, что позволит избежать неэффективных расходов.

Помимо внедрения новых технологий, отрасли необходимы и управленческие инновации. Они, конечно, менее капиталоемки, но не менее важны для роста производительности труда, для повышения энергоэффективности, для снижения нагрузки на природу.

Шестое. Государство должно помочь бизнесу серьезно снизить стоимость реализации инвестпроектов - они у нас пока намного дороже, чем в Европе, либо в Азии. Прежде всего, мы можем этого добиться за счет изменения отраслевых норм технического регулирования, снижения издержек.

Действующие сегодня правила разрабатывались 20-30 лет назад и не учитывали прогресса технологий сегодня. Такого прогресса, который действительно обеспечивает надежность, безопасность и экологическую чистоту, экологические стандарты. Конечно, безопасность, экологические стандарты должны быть обеспечены безусловно. Но все, что мешает развитию отрасли должно быть устранено.

Давайте обсудим все эти вопросы поподробнее.