«Нам нужно создавать дополнительные точки роста в регионах, создавать новые отрасли экономики, производств, выходить на мировые рынки с наукоёмкими товарами и услугами, с продукцией с высокой добавленной стоимостью. Важнейшим элементом, механизмом решения задач развития должно стать государственно-частное партнёрство, о котором я уже говорил в самом начале. Нам необходимо оптимально настроить этот инструмент на достижение заявленных целей».
«Строительная отрасль – одна из важнейших в нашей экономике, да и практически в экономике любой развитой страны мира. Перед вами стоят огромные задачи в области сооружения промышленных объектов, в области сооружения дорог, тоннелей и мостов и прочей инфраструктуры. Перед вами стоят колоссальные задачи в сфере жилищного строительства. В ближайшие годы мы должны будем увеличить почти в 2 раза <…> ввод жилья для граждан страны – довести его до 140 млн кв. м в год».
«Хочу подчеркнуть: дефицит нефтепродуктов, ценовые скачки не должны стать ограничителями для экономического роста, источниками проблем для граждан России. Нам нужен понятный материальный баланс производства, потребления на все основные виды топлива и нефтепродуктов».
«Надо вплотную заняться увеличением объёмов нефтепереработки, причём именно вторичной переработки, в том числе по таким технологическим процессам, как изомеризация, риформинг, крекинг, который мы сегодня здесь, на Киришах, внимательно смотрели и знакомились с этим. Все эти процессы позволяют выдать необходимый внутреннему рынку продукт и нужного нам качества, способный обеспечить глубину использования сырья, качество нефтепродуктов на уровне лучших мировых стандартов».
«Мы в прошлом году заняли первое место по производству нефти, добыче нефти – 505 млн тонн, – всех обогнали, даже Саудовскую Аравию. И мы не можем допустить, чтобы в нашей стране хоть где-то, в каком-то регионе, люди испытывали дефицит в нефти либо в нефтепродуктах. Нужно просто более гибко реагировать на те изменения, которые происходят на глобальном и, соответственно, на нашем отечественном рынке».
«Следует ликвидировать так называемые узкие места в железнодорожной инфраструктуре, обеспечить перевалку российской угольной продукции через морские порты и пограничные переходы, создать дополнительные мощности для увеличения экспортных поставок угля, особенно на таком стратегическом маршруте, как азиатско-тихоокеанское направление».
«Очевидно, что для успешного развития энергомашиностроения потребуются правильные управленческие решения, серьёзные инвестиции, меры эффективного финансового сопровождения проектов и налоговое стимулирование. <…> Нужна и грамотная таможенная политика, которая стимулировала бы развитие производств на территории России и при этом не создавала барьеров для импорта уникального зарубежного оборудования и технологий, которые у нас пока не производятся и которые так нужны потребителям».
«Для стабильности и снижения цен на рынке электричества необходимо современное оборудование, способное минимизировать издержки и затраты при выработке, транспортировке энергоресурсов и управлении электросетями. Наряду с чисто экономическими факторами, такими как конкуренция, без этой материальной составляющей не обойтись».
«Наряду с развитием газовой и нефтяной индустрии мы должны дать новый импульс угольной промышленности. Так, уже в этом году должна начаться полномасштабная разработка Эльгинского месторождения в Южной Якутии. Для сахалинского угля будет реализован проект по созданию современной экспортной инфраструктуры».
«В первую очередь мы должны стимулировать приобретение техники и оборудования, произведённого в самой России. И в этой связи считаю, что нам нужно более активно использовать позитивный опыт, накопленный в автопроме, создавать условия для того, чтобы сельхозмашиностроительные компании, в том числе зарубежные, развивали своё производство именно на нашей территории».
«Банковская система и её возможности должны быть адекватны тем вызовам, которые стоят перед страной, ориентироваться на запросы граждан – например, в такой социально значимой сфере, как решение жилищных проблем, да и по некоторым другим жизненно-важным вопросам. И, конечно, работа банков призвана давать дополнительные импульсы росту, модернизации и структурной перестройке экономики. Нам необходимо эффективно конвертировать национальные накопления в капиталы для развития, в случае необходимости на выгодных условиях привлекать ресурсы на глобальных финансовых рынках».
«Мы традиционно оказываем отрасли серьёзную помощь, учитывая её экономическую и социальную значимость. В прошлом году выделили железнодорожникам более 180 млрд рублей (в 2009 году это было 103,2 млрд рублей). Эти средства позволили установить более низкие, чем планировалось компанией первоначально, тарифы на пассажирские и грузовые перевозки. Отмечу, что грузооборот на железных дорогах в 2010 году увеличился более чем на 10%. Это ещё одно подтверждение, что экономика страны восстанавливается после кризиса, один из серьёзных, один из основных показателей восстановления».
«Роль государственной поддержки автомобильной отрасли была своевременной и эффективной. В 2010 году на стимулирование внутреннего спроса было израсходовано более 44 млрд рублей… Если взять все направления поддержки, на ГАЗ из этих денег пришло где-то в районе 8 млрд по разным каналам. Имею в виду стимулирование спроса, утилизацию, субсидирование кредитных ставок, госгарантии для отдельных предприятий, закупки автомобильной техники для государственных нужд и так далее. 13 млрд было направлено по программе утилизации и льготного кредитования.
«Требуется коренная модернизация нашей фармацевтической и медицинской промышленности. По сути, нам предстоит построить новую отрасль, привлекательную для инвестиций, способную генерировать инновации, создавать эффективные рабочие места, а главное – готовую выпускать конкурентоспособную, безопасную, качественную, доступную по цене продукцию для граждан и для нашего здравоохранения. Мы должны достичь стратегической цели – за счёт собственного производства обеспечить потребности страны в лекарственных препаратах и медицинской технике».
«Что же касается АВИСМА. Ещё семь лет назад Вы сами сюда приезжали. Помните, в каком всё было состоянии? После прихода «Ростехнологий» ситуация изменилась. При поддержке областных властей сейчас, конечно, ситуация кардинально поменялась. Вложено уже почти 700 млн долларов в реконструкцию, ещё 700 намечается в ближайшие пару-тройку лет. Это, конечно, кардинальным образом меняет производство. Ну и наконец, вот здесь, на заводе по производству локомотивов, тоже серьёзные продвижения грядут. В случае с АВИСМА развёрнуто новое производство с американскими партнерами, здесь, на локомотивном предприятии, – с немецкими партнёрами, на Первоуральском новотрубном заводе – чисто российское производство. Везде, во всех трёх точках значительное внимание уделяется перспективам развития на совершенно новой технологической базе. И это действительно заслуживает поддержки».
«Правительство России, как вы знаете, вложило в АвтоВАЗ приличные деньги - 75 млрд рублей. Кроме этого мы продолжаем программу утилизации старых автомашин, и значительные деньги в рамках этой программы достаются тоже АвтоВАЗу. Несколько миллиардов мы направили на то, чтобы разгрузить социальную сферу предприятия, - 4 млрд. Всё это приносит свои результаты».
«Российский автомобильный рынок потенциально крупнейший в Европе. Кроме того, есть хорошие перспективы для производства продукции на экспорт в сопредельные государства, и потому нам нужны не только средние, но и крупные по масштабам производства. Именно они в состоянии сформировать полноценную сеть заводов-поставщиков, вести собственные инженерные разработки. Один из таких производителей очевиден. Это наш традиционный производитель, это АвтоВАЗ, который может выпускать до 700 тыс. машин в год и планирует сформировать альянс с концерном «Рено-Ниссан», который и так уже является акционером в этой компании».
«Мы целую программу поддержки отечественного автопрома разработали. Она включает в себя не только утилизацию автомобилей, она включает и субсидирование ставок по привлекаемым гражданами кредитам на приобретение автомобильной техники. Она включает в себя и меры таможенно-тарифного регулирования, то есть известное прикрытие рынков для импортёров. А то ведь мы столкнулись с чем? Мы столкнулись с недобросовестной конкуренцией в отношении нашего автопроизводителя, когда на наш рынок начали сбрасывать запасы, причём по демпинговым ценам».
«Наша стратегическая цель хорошо известна - это формирование мощной, конкурентоспособной наноиндустрии, продукция которой будет востребована как на внутреннем, так и на внешнем рынке. Для решения этой задачи Россия обладает необходимым потенциалом - это и кадровая, и научная база, это серьёзный технологический задел. Значительная поддержка развитию наноиндустрии была оказана и со стороны государства. Достаточно упомянуть, что при создании «Роснанотехнологий» в её уставной капитал из федерального бюджета было направлено 130 млрд рублей».
«Вопросы развития рыбохозяйственного комплекса для нас являются одним из приоритетов. Несмотря на то, что возможности федерального бюджета ограничены, мы приняли решение сохранить объёмы финансирования отраслевой Федеральной целевой программы (это свыше 32 млрд рублей) и приняли решение продлить её ещё на один год, до 2014 года включительно. Мы субсидируем, как вы знаете, кредиты, которые предприятия взяли на строительство и модернизацию судов, на развитие инфраструктуры переработки и хранения рыбопродукции. Средства направляются и на создание специализированных рыбных рынков в российских регионах. Кстати, было бы любопытно услышать сегодня, где планируются первые такие рынки. Руководители отрасли имеют на этот счёт определённые планы».