«Высокие технологии. Собственно говоря, авиастроение и судостроение и так относятся к высоким технологиям, но у нас, вы знаете, есть планы строительства здесь нового космодрома. Это затратная вещь, сложная. Но для России с ее огромной территорией это имеет смысл. И мы уже сейчас небольшие деньги, но будем выделять на предпроектные работы. Это не в Приморском крае, это рядышком, в Амурской области. Но, тем не менее, эти планы будут реализовываться постепенно».
«Разумеется, начиная реализацию этих проектов, «Объединенная судостроительная корпорация» и её партнёры должны быть уверены в наличии стабильного и гарантированного спроса на производимую технику. Наша задача - помочь им сформировать прогнозный план выпуска гражданской морской техники на ближайшие годы и на перспективу до 2020 года. Такой план, в целом, подготовлен, он сверстан в объеме 5 млрд долларов США».
«Надо, чтобы предприятия жилищно-коммунального хозяйства оперативно и своевременно реагировали на эти макроэкономические условия, иначе недофинансирование еще больше увеличится, а деградация сетей достигнет неприемлемого уровня. Но, разумеется, никто не имеет права, особенно в этой сфере, чувствительной для граждан, спекулировать и злоупотреблять этими макроэкономическими показателями для того, чтобы неправомерно завышать тарифы на жилищно-коммунальное хозяйство. Так иногда происходит, к сожалению. Мы на федеральном уровне стараемся ограничивать рост этих тарифов, будем смотреть за этим и дальше».
«На направление «антитеррор» и в инвестпрограмме [инвестиционная программа компании «Российские железные дороги» на 2010 год] предусмотрены средства в объеме 450 млн рублей. На обеспечение пожарной безопасности - 426,5 млн рублей. На повышение безопасности движения - 2,5 млрд рублей. Думаю, вот в такой пропорции. Во всяком случае, сегодня мы на эти расходы должны пойти».
«Совсем недавно было принято решение о направлении в уставной капитал предприятия 4,4 млрд рублей для расчета с поставщиками, решения других проблем. Деньги получены. В начале следующего года «Уралвагонзавод» получит в первом квартале еще 10 млрд рублей, тоже в уставной капитал. Прямая поддержка предприятия для финансового оздоровления и для обслуживания лизинговых кредитных соглашений, которые реализуются для модернизации предприятия даже в этих сложных условиях».
«В данном случае я хочу выступить как активный защитник «АВТОВАЗа» <…>Мы говорим о переходе на инновационный путь развития. А машиностроение всегда относилось к этой отрасли нашей экономики. Задача заключается не в том, чтобы все закрыть и закупать по импорту, а задача заключается в том, чтобы добиться не с помощью революции, а эволюционных преобразований выхода на новый технологический уровень. Уверен, что мы сможем это сделать».
«Мы сейчас будем вносить достаточно большие деньги, я имею в виду государство, 50 млрд. рублей, и «Рено» взяло на себя обязательство внести необходимую сумму в объеме 300 млн. евро в виде технологий, в виде оборудования, в виде своего ноу-хау, для того чтобы продукция «АвтоВАЗа» была на уровне мировых стандартов в своем сегменте производства легковых автомобилей. Действительно, на новой платформе должна появиться абсолютно новая машина под брендом «Лада». Значительно большее количество автомобилей будет выпускаться под этим брендом».
«По поводу социальных вопросов. У самого «Рено» есть хороший опыт реорганизации своих предприятий без массовых увольнений. Вокруг этих предприятий создаются малые и средние предприятия, которые работают в сотрудничестве с головной фирмой. Люди, высвобождающиеся в результате внедрения новых технологий, переходят на эти предприятия. Просто так вливать деньги бессмысленно, и генерировать убытки ни к чему».
«Совсем недавно мною были подписаны также документы, связанные с дополнительной поддержкой компании «Сухой» самой по себе. Вы знаете, мы некоторое время назад капитализировали компанию, и сейчас приняли аналогичное еще одно такое же решение. Уверен, что у отечественного самолетостроения, несмотря на все проблемы, особенно в гражданском сегменте этой отрасли, хорошее будущее, и загрузка будет надежно обеспечена на ближайшие годы».
«Принято решение, и подписано распоряжение Правительства Российской Федерации о выделении Амурскому судостроительному заводу дополнительных средств в объеме около 17 млрд. рублей несколькими траншами. В этом году, до конца текущего года, до конца декабря - 1,9 млрд. рублей. В следующем году - это 1,6 млрд., и потом равными долями 2011, 2012, 2013 годы по по 3,2 млрд., а в 2014 году - 3,4. Мы очень рассчитываем на то, что эти средства в совокупности с предпринимаемыми усилиями по загрузке предприятия приведут к его восстановлению и стабильной работе».
«Что касается самолетостроения, то мы создали, Вы наверняка это знаете тоже, нашу крупную авиационную компанию «ОАК» - «Объединенную авиастроительную компанию». К сожалению, со всеми проблемами ее скомпоновали, которые достались нам из прошлых лет, с большой очень задолженностью. Но сейчас только приняли решение о дополнительной поддержке этой компании, «ОАК». Мы выделим ей прямо в уставной капитал несколько миллиардов рублей, и займемся реструктуризацией долгов еще на 46 млрд. рублей в течение ближайших лет».
«Сегодня подписаны очень важные документы по сохранению и развитию «АвтоВАЗа». «Рено» остается нашим стратегическим партнером. Есть договоренность о том, что доля «Рено» не будет снижаться - а сегодня у «Рено» 25 с лишним процентов, - но может быть увеличена. Российское Правительство предоставит необходимые ресурсы на решение вопросов социального характера и для развития предприятия в общем объеме 50 млрд рублей. Возможно, что мы капитализируем ранее выданные кредиты, и тогда поддержка со стороны Правительства России составит 75 млрд рублей. Компания «Рено» берет на себя обязательства внести необходимые средства в объеме 300 млн евро в самое ближайшее время. Есть график совместной работы. Эти средства будут направлены и в виде технологий, а, возможно, в будущем, и в виде прямых инвестиций».
«В рамках антикризисных мер, да и в рамках других государственных программ помощь, конечно, нужно, прежде всего, оказывать уже состоявшимся и конкурентоспособным компаниям. И не следует любой ценой удерживать на плаву неэффективное производство. Необходимо пресекать злоупотребления монопольным положением в отрасли, в первую очередь со стороны тех структур, которые стали монополистами инфраструктуры, сформированной еще в советское время, по сути, как единые производственные комплексы».
«Понимаю, что люди, которые занимаются бизнесом, ждут от меня информации о том, что мы будем делать в ближайшее время. Скажу, конечно, и об этом. Но сейчас я говорю о стратегии нашего развития. Мы всегда вели себя честно по отношению к нашим партнерам. Хочу, чтобы все услышали: стратегию мы менять не будем. Любое другое решение противоречило бы логике нашего стратегического курса на переустройство экономики и, что немаловажно, подорвало бы репутацию России как надежного партнёра».
«Могу сказать, что мораторий на повышение пошлин на «круглый» лес будет продлен на следующий, 2010 год. Считаю возможным такое решение принять и на 2011 год. Но будем это решение принимать, исходя из анализа реальной ситуации на мировых рынках. Рассчитываем, что зарубежные партнёры с умом воспользуются этим дополнительным временем - кстати говоря, не только зарубежные партнеры, но и наши лесозаготовители тоже - и на деле ускорят реализацию своих проектов развития. И не будут использовать это время только для того, чтобы постоянно обращаться в Правительство Российской Федерации о продлении этого моратория из года в год».
«Новый российский Лесной кодекс, вступивший в силу в 2007 году, установил прозрачные, рыночные правила работы в отрасли. В их основе - экологическая ответственность и равный доступ к ресурсам, а также преференции для инвесторов, которые вкладывают средства в глубокую переработку древесины. Одновременно были приняты решения о поэтапном повышении вывозных таможенных пошлин на так называемый круглый лес, на «кругляк». Подчеркну: здесь нет никаких попыток ослабить позиции конкурентов. Это - вполне естественный и давно назревший шаг в сторону более современной и диверсифицированной экономики. Убежден, что такие шаги открывают новые горизонты, новые возможности и для наших традиционных партнёров. Если быть объективным, то нельзя не заметить, что мы предоставили зарубежным коллегам хорошую возможность для расширения бизнеса, по сути, дали прямой выход на российский рынок, послали сигнал: приходите, стройте предприятия, создавайте рабочие места, работайте».
«Мы не считаем текущие проблемы поводом для того, чтобы отказаться вообще от планов модернизации. Так же, как и от линии на постепенное сокращение объемов экспорта необработанной древесины. Я говорю именно о стратегии развития».
«Очевидно, что у российского авторынка хорошие перспективы. Особенно, если говорить о посткризисном развитии. Я просто убежден, что посткризисный рост будет заметным, а по объективным данным, наш российский авторынок - крупнейший в Европе. Несколько лет назад мы приняли решение о масштабной кооперации с зарубежными партнерами в этой сфере, сфере автопроизводства. И сегодня у нас работает большинство ведущих мировых компаний. Причем мы рассматриваем открытые ими заводы как неотъемлемую часть отечественного автопрома. В том числе, на них в полной мере распространены антикризисные меры, реализуемые сейчас в России. Мы будем оказывать всемерное содействие и традиционным автопроизводителям. Они играют огромную роль в нашей экономике, обеспечивают занятость в десятках городов и целых регионах и, не сомневаюсь, в состоянии справиться с текущими проблемами, провести модернизацию производства, выпускать конкурентные товары, востребованные машины».
«Вместе с тем, в этот сложный период необходимы меры дополнительной поддержки лесопромышленников. И некоторые шаги уже сделаны. В частности, субсидируется ставка по кредитам, привлекаемым на текущую деятельность и под экспортные поставки. Через «Росагролизинг» выделяются деньги на приобретение техники. Ряд предприятий отрасли включен в т.н. список системообразующих предприятий Правительства, что открывает доступ к госгарантиям».
«Считаю важным, чтобы Правительство России еще раз четко сформулировало свою позицию по использованию наших лесных ресурсов, развитию деревообрабатывающей индустрии, по базовым принципам сотрудничества в этой сфере с нашими зарубежными партнерами. Очевидно, нас не может устраивать роль поставщика, главным образом, необработанной древесины. Так же, как и сложившаяся структура торговли… : Наш выбор – это модернизация отрасли, создание новых производств с высокой степенью передела, дополнительные рабочие места, выход на международный рынок с готовой, конкурентоспособной продукцией. И, конечно, бережное и рачительное использование собственных природных ресурсов, собственных природных богатств».