«Как сделать так, чтобы и школы не закрывать (там, где их нужно сохранять), и качество образования поднять, и сократить расходы? Создание базовых образовательных центров с филиальной сетью – это возможный путь решения этой проблемы при улучшении возможности дистанционного образования с использованием современных средств».
«Система базового образования была построена фундаментально, и всё, что помогало нам поддерживать уровень образования на самой высокой планке, конечно, не должно и не может быть утрачено. <…> Вместе с тем нам нужно смотреть вперёд, смотреть на современные требования рынка труда, нужно использовать современные средства обучения, в том числе и дистанционные средства обучения, всё это внедрять».
«Дети на селе, как и их сверстники в городах, должны получать хорошие, качественные знания, использовать в учёбе современное оборудование. Большую роль здесь сыграл национальный проект «Образование». На сегодняшний день практически все сельские школы подключены к сети Интернет. В школы, расположенные в труднодоступной местности, было поставлено свыше 1 тыс. комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии и географии. Подчеркну: мы максимально аккуратно будем подходить и к малокомплектным школам, будем продолжать их оснащать, оставлять их в тех населённых пунктах, где это действительно необходимо».
«Хотел бы также отметить, что теперь педагоги, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Такое решение принято в конце прошлого года. Безусловно, нужно заниматься развитием культуры на селе, библиотек, массового спорта».
«Серьёзные средства будут выделены для поддержки одарённых детей, включая организацию школьных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Ведущие ВУЗы страны (Московский государственный университет, Физтех, МГТУ имени Баумана и другие) активно работают с перспективными школьниками – своими будущими студентами. Этот опыт нужно, конечно, максимально распространять».
«Нельзя забывать и не должны быть забыты вопросы социального характера, связанные с оплатой труда преподавательского состава, учителей. И, кстати говоря, то, о чём мы много говорим в последние годы, а именно так называемое подушевое финансирование, там и тогда, где и когда оно вводится, мы наблюдаем эффект, связанный с повышением оплаты труда учителей. <…>В Омске, Пскове, Калининграде всё-таки мы наблюдаем определённый рост заработной платы где-то процентов на 25, а в некоторых случаях и на 40».
«Что касается образования, то здесь я бы обратил внимание на то, что мы впервые выделяем (многие предыдущие годы мы этого не делали) значительные средства на привлечение в Российскую Академию наук молодых учёных. И специально под это выделяем ставки и отдельные деньги. Ещё 2 млрд рублей мы выделяем на приобретение нового лабораторного оборудования. И по другим расходам мы сейчас с Вами поговорим поподробнее».
«Ставится вопрос об изменении в системе пенсионного обеспечения ведущих специалистов. И это в свою очередь затрагивает другую проблему - обновления кадров. Имеется в виду, что если бы ведущим ученым можно было бы увеличить так называемый коэффициент замещения при выходе на пенсию, то тогда этих людей можно было бы безболезненно переводить в другой статус, не теряя их для науки и освобождая штатные места для молодых специалистов. Кстати говоря, я обещал, что мы соответствующему институту Академии наук - Институту археологии - дадим дополнительную штатную численность в 4 единицы, для того чтобы они могли принять новых молодых специалистов».
«У нас много было полезного и эффективного в прежней системе образования. Вместе с тем мы должны исходить из того, что наша страна открыта, в том числе, и для наших специалистов, которые могут быть востребованы на мировых рынках труда. Это означает, что наши дипломы должны быть адаптированы к международному рынку, к европейскому, к американскому, к любому. И для того чтобы это было так, мы должны быть в рамках единой европейской образовательной системы. В значительной степени именно в этой связи мы и идем по пути болонского процесса, по пути интеграции нашего образования в европейскую образовательную систему. При этом нельзя упускать ничего того, что всегда было нашим конкурентным преимуществом. Это, прежде всего, конечно, фундаментальная наука и все, что с ней связано, и подготовка в этой части».
«В последние годы мы серьезно нарастили ассигнования, связанные с поддержкой науки, школьного, вузовского образования. Был запущен соответствующий национальный проект. За последнее время на его мероприятия потрачено 180 млрд рублей. В качестве примера можно привести, что за счет поставок нового учебного оборудования, внедрения современных программ удалось улучшить условия обучения примерно в 30 тыс. школ, где учится порядка 9 млн детей. А в целом, начиная с 2006 года, расходы федерального бюджета по разделу «Образование» увеличились практически вдвое - с 212 млрд рублей до 400 млрд рублей».
«…РАН и отечественная наука в целом не могут оставаться в стороне от работы по модернизационной повестке дня. Российская академия наук всегда являлась и должна впредь служить одним из ключевых институтов развития страны и общества - и как генератор новых фундаментальных знаний, обращенных в будущее, и как инструмент отбора и выдвижения интеллектуальной элиты России. Наконец, только с участием исследовательского сообщества возможно достоверное стратегическое прогнозирование научных и технологических приоритетов. Конечно, для нас неприемлемо примитивное, утилитарное понимание роли науки. Фундаментальные исследования - это не коммерческий проект, основанный на таких известных понятиях, как «объём инвестиций» или «получение прибыли». И вместе с тем в современном мире научная сфера строится на достаточно жёстких принципах конкуренции. Здесь идёт серьёзная борьба за приоритет. Ведущие государства вкладывают значительные, подчас просто огромные средства в исследования и разработки в расчёте на достижение лидерских позиций. И не только в области технологий, но и в гуманитарной сфере, политике и идеологии».
«Хотел бы проинформировать вас о ряде новых решений Правительства Российской Федерации в сфере поддержки высшей школы. Во-первых, учреждаются специальные гранты в размере до 150 млн рублей каждый. Они предназначены для финансирования научных исследований, проводимых в наших вузах. Это позволит привлечь к работе в российских университетах авторитетных специалистов: и тех, кто работает сейчас в нашей стране, и тех, кто работает за рубежом. Национальность в данном случае не имеет значения. Но, конечно, прежде всего, речь идет о наших соотечественниках, которые сегодня преподают заграницей»
«Правительство Российской Федерации приняло решение о присуждении премий молодым учёным в области науки и техники за 2009 год. Её удостоены 30 молодых исследователей, успешно занимающихся перспективными и востребованными разработками по приоритетным направлениям. Среди них диагностика онкологических заболеваний, внедрение ресурсо- и энергосберегающих плазменных технологий, разработка наноструктур для электронной техники».
«Образовательные учреждения должны стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей деятельности, содержащие полную и объективную информацию. А создаваемые в школах общественные управляющие советы - об одном из таких я упомянул - должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы».
«Уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах. Кстати говоря, хотел бы обратить внимание министра образования на то, что эти стандарты должны подвергаться критическому анализу с привлечением ведущих специалистов страны, соответствовать современным требованиям. Надо посмотреть, как они будут работать. Особую ответственность здесь несут органы власти субъектов федерации и муниципалитетов».
«Мы должны предметно заниматься повышением результативности и престижа учительского труда. <…> Кроме достойной оплаты труда учителей, российские учителя получат и возможность постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми технологиями преподавания. Для этого Министерство образования создает специальные новые программы переподготовки».
«В ближайшее время Правительство планирует внести пакет изменений в Налоговый Кодекс и Закон «Об образовании». Их задача - создать дополнительные стимулы для малых инновационных предприятий, которые мы с вами разрешили создавать при высших учебных заведениях. В том числе, они получат право [эти предприятия] на 5-летний льготный период при переходе на систему страховых взносов. Кроме того, мы готовим поправки, которые распространят единый способ лицензирования предприятий при начале деятельности».
«За последние 4 года только из федеральных источников мы направили в эту сферу 1 трлн 250 млрд рублей. Это большие деньги, если посмотреть на наши расходы в целом. В рамках национального проекта «Образование» мы начали модернизацию отрасли в целом. И эту работу, конечно, и впредь будем рассматривать как наш несомненный приоритет»
«Если бы у нас была возможность заранее готовить людей, которые хотели бы учиться в российских вузах, уже за границей, то это было бы лучше. И услуги наших вузов по подготовке специалистов были бы более востребованными. Мы это понимаем и стараемся в этом направлении уже действовать. Прежде всего, конечно, должен сказать речь идет о странах СНГ. Туда мы направляем литературу, ведем подготовку специалистов по русскому языку, открываем курсы. Но будем расширять эту географию за счет других государств. В этой связи, конечно, большое значение и большие возможности открываются с обучением по интернету, с использованием других современных технологий».
«Вопрос о признании дипломов часто не связан напрямую с качеством и уровнем, степенью подготовки молодого специалиста, а он связан с межгосударственными процедурами. И, как правило, признание идет на взаимной основе. У нас на сегодняшний день подписаны соответствующие соглашения со 100 государствами. И количество государств о взаимном признании документов о высшем образовании мы, конечно, будем увеличивать».