«Ведущими бюджетными приоритетами должны стать образование и наука. Мы прекрасно понимаем, что именно от этих сфер зависят интеллектуальная, технологическая сила России, качество нашего человеческого капитала. Будут усовершенствованы подходы к формированию долгосрочной программы фундаментальных исследований: она должна интегрировать работу, проводимую в государственных академиях наук, научных центрах, вузах. Такую программу важно нацелить на разработки, которые позволят России выйти на уровень стран самых передовых в научном и технологическом плане».
«Сегодня обсудим решение о создании организационного комитета Московского международного форума инновационного развития, который пройдёт уже в этом году. Участники этой работы – это и мэрия Москвы, и предпринимательские объединения, ТПП Российской Федерации. Это инициатива хорошая, и вполне её можно было бы поддержать».
«Нам нужна другая, современная логика государственных расходов на развитие наукоградов, отход от подушевого финансирования к проектному сотрудничеству. Считаю правильным, чтобы бюджетные ассигнования выделялись по результатам конкурсного отбора проектов, реалистичных программ комплексного развития научно-производственных центров и инфраструктуры наукоградов. Эти программы будут готовиться самими муниципалитетами с привлечением ведущих специалистов из академической и предпринимательской среды».
«Важнейшей целью проектов должна стать коммерциализация результатов научных изысканий, производство конечного, реального продукта на основе современных российских технологий. И только в этом случае капиталовложения и со стороны государства, и со стороны бизнеса будут в полной мере оправданы. Кроме того, статус наукограда необходимо будет регулярно, раз в 10 лет подтверждать. Такая периодическая ревизия позволит по объективным критериям оценивать достигнутый уровень и перспективы развития наукоградов, тем самым мы создаём стимул для постоянного движения вперёд».
«Предлагается принять документ, который ляжет в основу деятельности Федеральной службы по интеллектуальной собственности. Особо отмечу, что служба будет вести контроль и надзор не только за исполнителями государственных контрактов на НИОКР, но и за государственными заказчиками таких контрактов, чтобы не возникали ситуации, когда средства на научные разработки и исследования тратятся без особой отдачи, просто чтобы освоить деньги, а не получить на выходе реальный интеллектуальный продукт».
«Вы знаете, что у нас внедряется практика грантов для учёных, для преподавателей. Одна из этих программ называется «Мегагранты», где мы не учебному заведению, не научному заведению, а конкретному человеку, учёному предоставляем грант где-то в размере 130–150 млн рублей. <…> Вот идея заключается в том, чтобы такую же грантовую программу сделать для молодых преподавателей, молодых учёных, с тем чтобы наши отечественные, молодые, хорошие специалисты ехали в вузы по всей территории Российской Федерации».
«За 2011–2013 годы из федерального бюджета на модернизацию школьной сети мы выделяем дополнительно 120 млрд рублей. При этом договорились, что и регионы предусмотрят софинансирование этого проекта. Особо отмечу: на сельские школы деньги будут выделяться в двойном размере. Это поможет нам быстрее создать эффективную сеть школ на селе, дать сельским школьникам образование, соответствующее современным образовательным стандартам».
«Мы существенно нарастили бюджетные ассигнования на образование, на российские школы, меняем сами принципы финансирования: теперь деньги должны следовать за учеником, и фактически государство теперь формирует заказ на обучение конкретного школьника, при этом серьёзно повышается самостоятельность и ответственность школ».
«Уровень образовательной культуры, единство образовательного пространства – это важнейшие индикаторы состояния общества, это вещи, которые определяют нашу национальную идентичность и национальную перспективу. Сохранение единства образовательного пространства – это одно из главных условий самого существования России, гарантия мира, и гражданского, и межнационального, межконфессионального».
«Инвестиции в образование станут нашим ключевым бюджетным приоритетом. Ведь это не только подготовка кадров для экономики, но и важнейший фактор социального развития общества, формирования объединяющих нас ценностей».
«Требования ко всей системе образования, безусловно, возрастают. Обновляя школу, внедряя современные подходы и образовательные технологии, мы должны в полной мере сохранить все преимущества российского образования, несомненные достижения традиционной отечественной школы, включая её фундаментальность».
«Надо навести элементарный порядок в системе высшего образования. На рынке существует большое количество вузов (в том числе государственных), которые прямо нарушают право человека на получение добротных знаний. Рособрнадзор действует в этом отношении неэффективно. Предлагаю в 2012 - 2014 гг. силами наших ведущих университетов с привлечением ученых РАН и международных экспертов провести аудит всех образовательных программ высшего профессионального образования».
«Мы будем продолжать совершенствовать систему Eдиного государственного экзамена. <…>Надо методически и организационно обновить ЕГЭ, привлекать к контролю за проведением экзамена общественных независимых наблюдателей, защитить от злоупотреблений и искажений и при этом - сохранить его несомненные достоинства, рациональное зерно. Имею в виду - принцип независимой оценки качества образования детей и работы школьных педагогов. И главное - возможность для ребят из сельской местности, из отдаленных территорий, из семей с разным уровнем достатка продолжить обучение в лучших региональных и федеральных университетах».
«Необходимо вернуть систему дополнительного образования в сферу ответственности государства - на региональный уровень, оказывая при необходимости поддержку из федерального бюджета. Оплату педагогов дополнительного образования, уровень квалификации которых сопоставим с учительским (включая спортивные школы и школы искусств), надо поэтапно довести до уровня зарплаты учителей общеобразовательной школы. В результате этих мер мы рассчитываем к 2018 году увеличить долю школьников, вовлеченных в дополнительные программы, до 70 - 75%, в том числе не менее 50% - на бесплатной основе».
«Основной вызов России – мы должны научиться использовать "образовательный драйв" молодого поколения, мобилизовать повышенные запросы среднего класса и его готовность нести ответственность за своё благосостояние для обеспечения экономического роста и устойчивого развития страны».
«Не люди должны подстраиваться под существующую структуру экономики и рынка труда – экономика должна стать такой, чтобы граждане с высоким уровнем образования, с высоким уровнем запросов могли бы найти себе достойное место».
«Нужно сделать так, чтобы молодёжь видела те перспективы, которые открывает профессиональное образование, возможности, которые создают новая экономика, развитие технологий, как меняется само содержание профессий.<…> Наш проект по созданию 25 млн современных рабочих мест как раз направлен на то, чтобы сформировать новое качество занятости, повысить спрос на квалифицированный труд, а значит, приподнять и его общественный престиж».
«Сегодня с учётом роста российской экономики и стоящих перед нами задач модернизации всех сфер нашей жизни и прежде всего, конечно, производства стало совершенно очевидно, что отсутствие, недостаток высококвалифицированных рабочих кадров является такой же преградой на пути развития, как инфраструктурные ограничения, как отсутствие дорог, достаточного количества электрической энергии, средств связи и так далее. Это необходимейшее условие для развития нашей страны».
«Безусловно, за счёт федеральной поддержки, привлечения средств бизнеса мы будем оказывать содействие развитию начального и среднего образования. Я уже об этом сказал, но хочу подчеркнуть: субъекты Федерации должны значительно повысить внимание к этой теме, и не только потому, что она относится к региональной компетенции. Прежде всего хорошая система профобразования – в интересах самих регионов, это базовое условие для их социально-экономического развития».
«Принципиально важно, чтобы в разработке профстандартов принимали участие и работодатели, и бизнес, и, конечно, профсоюзы. Со своей стороны предлагаю дополнительно подумать об эффективных механизмах участия бизнеса в разработке образовательных программ и, конечно, в оценке качества образования, уровня квалификации подготовленного специалиста. Для этого в ближайшие два года необходимо создать национальную систему сертификации специалистов для приоритетных отраслей экономики».
«Профессиональный сертификат должен служить гарантией востребованности на рынке труда, достойного уровня заработной платы, подтверждать высокую квалификацию конкретного человека. Задавая строгие требования к качеству подготовки специалистов, мы тем самым повышаем и общественный престиж таких профессий и, конечно, как я уже сказал, гарантируем нормальное, хорошее, достойное трудоустройство, как, например, здесь, в том учебном заведении, где мы находимся».
«Мы создали систему федеральных высших учебных заведений и целую сеть по всей стране исследовательских университетов. И по всем, по каждому из них приняты решения по дополнительному финансированию. Мы приняли программу грантовой поддержки талантливых людей, приняли программу грантовой поддержки ученых, напрямую именно ученых, которые предлагают интересные, перспективные в стратегическом плане идеи».
«Обновление общего и дошкольного образования, обращаю внимание, это тоже сфера ответственности муниципалитетов. Здесь мы также оказали необходимую поддержку, выделив на модернизацию российских школ на два учебных года 120 млрд рублей. Теперь совместно с регионами нужно чётко организовать работу по закупке оборудования, обустройству лабораторий, спортивных залов, медицинских кабинетов, школьных столовых. И, конечно, необходимо внимательно следить, как выполняется ключевое условие выделения федеральных средств – повышение зарплаты преподавателям школ. Здесь мало отчитаться по ситуации в целом – по региону или муниципалитету. Я прошу вас проконтролировать, чтобы увеличение своей зарплаты почувствовал каждый учитель, чтобы никаких сбоев здесь не было».
«В будущем году мы продолжим наш проект по поддержке российской школы: направим на эти цели ещё 60 млрд рублей. Наша задача – уже в 2012 году вывести зарплату учителей на уровень средней по экономике по всем субъектам Российской Федерации. В течение трёх лет за счёт федерального бюджета мы направим 10 млрд рублей на поддержку дошкольного образования».
«Мы же с вами чего должны добиться? Чтобы наши дети, где бы они ни учились, имели возможность получить качественное образование и перспективу поступить в вуз или в училище, в общем, решить свою судьбу так, как бы им хотелось это сделать, и их родителям. Для этого нужно обеспечить уровень и качество подготовки школьников».
«Оздоровление образовательного пространства позволит нам усилить поддержку крепких вузов, нарастить инвестиции в их программы и проекты развития. Средства, которые сегодня по факту используются неэффективно, гораздо лучше направить на дополнительное финансирование качественных, востребованных бюджетных мест, а также на подготовку специалистов, в которых особенно нуждается Российское государство и общество. В этой связи хочу сказать, что с текущего года мы запускаем пилотный проект – увеличиваем объём финансирования программ по подготовке инженерно-технических кадров в 10 вузах страны».
«Необходимо расширять открытость вузов. Это касается характера и результатов приёма, содержания обучения, оценки качества подготовки студентов. Важным инструментом должно стать рейтингование вузов. <…> Нельзя превращать составление рейтингов в узкокорпоративный, кулуарный процесс. Потребителю образовательных услуг необходимы объективные, а не ангажированные оценки, и получить их можно только с привлечением ведущих учёных, экспертов, представителей общественности и, разумеется, потребителей вашего продукта – самого бизнеса, экономики».
«В рамках Агентства стратегических инициатив мы специально предусмотрели отдельное направление по квалификационным стандартам. Я очень рассчитываю, уважаемые коллеги, на ваше непосредственное участие. Мне бы очень хотелось, чтобы эти стандарты разрабатывались с вашим участием, чтобы они были реальными, чтобы они стали реальными ориентирами при заполнении соответствующих вакансий на рынке, тем более что позитивный опыт у нас уже есть. Так, консорциум вузов сотрудничает с Объединённой авиастроительной корпорацией – это позволяет наладить чёткую специализацию при подготовке инженерных кадров».
«В ближайшее время должен быть принят закон, расширяющий полномочия попечительских советов высших учебных заведений. Изменения предусматривают включение в них представителей бизнеса и исполнительной власти регионов. Они должны принимать самое активное участие в разработке образовательных программ с учётом потребностей территорий и конкретных отраслей. Соответствующий законопроект находится в Думе и прошёл уже первое чтение».
«Очень важно, что в непростые времена нам удалось сберечь лучшие традиции, преемственность и качество высшего образования – во многом, конечно же, благодаря работе профессоров, преподавателей, коллективов университетов и институтов, их верности и признанию, пониманию своей ответственности за будущее России. Это та основа, которая позволяет нам ставить и новые задачи, совершенствовать отечественную высшую школу в соответствии с требованиями времени, запросами общества и задачами национального развития».
«Я убеждён, что отечественное российское образование сохранило свои главные, основные конкурентные преимущества. <…> Выпускники отечественных вузов задают тон в ведущих мировых центрах, высокотехнологичных компаниях, причём это касается не только давно прошедших лет, – много и свежих примеров».
«Убеждён, у нас единое понимание того, что качественное, современное образование – это залог устойчивого развития нашей с вами страны, основа для самореализации конкретного человека, основа для расширения социальных и экономических возможностей всех граждан страны, стратегический ресурс России, который мы должны укреплять и в полной мере использовать. Именно благодаря сильной высшей школе страна наша с вами не раз добивалась успехов, выигрывала в глобальной конкуренции на самых сложных поворотах истории…».
«Образование должно быть ориентировано на местный рынок труда – на местный, на региональный, на российский даже, может быть. Но прежде всего на местный, региональный рынок труда. И для того чтобы эта ориентация была действенной, нужно объединять усилия бизнеса, промышленности и учебных заведений. Нужно, чтобы наши ведущие фирмы и просто фирмы, которые эффективно функционируют (это могут быть и средние предприятия), были тесно связаны с образовательным процессом и с высшими учебными заведениями, и со средними учебными заведениями, чтобы постоянно организовывались практики, чтобы внедрялись системы материальной поддержки студентов. Тогда эти предприятия будут заинтересованы, чтобы именно эти студенты пришли туда».
«Хочу вас проинформировать, что нами принято решение ввести новую должность – «педагог-библиотекарь». <…> Это будет важным шагом по повышению статуса работника школьных библиотек. Разумеется, должна вырасти и их средняя заработная плата так же, как для преподавателей школ в ближайшем будущем до уровня экономики по региону».
«Мы обязательно сохраним бесплатное общее образование, само собой разумеется! Это одно из базовых положений нашей Конституции, и от него, конечно, никто не намерен отступать. Государство должно и будет полностью оплачивать весь процесс образования, нести 100-процентную нагрузку по содержанию и развитию школ, включая ремонт, закупку оборудования и, разумеется, оплату учителей».
«Основная цель [ЕГЭ] – всё-таки двигаться в сторону более объективной, независимой оценки качества (как качества обучения, так и качества работы самих педагогов), а главное – значительно расширить возможности детей из сельской местности, из отдалённых территорий продолжать образование в лучших образовательных центрах России».
«В 31 регионе страны были реализованы комплексные программы модернизации образования. Мы накопили уникальный опыт, отработали ключевые механизмы, на основе которых должна развиваться российская школа. Главное – смогли привлечь внимание общества, сконцентрировать усилия всех уровней власти вокруг проблемы нашей школы, образования в целом, что само по себе считаю очень важным».
«Сейчас нам нужно посмотреть вперёд, опираясь на уже созданную базу, укреплять, совершенствовать единое общеобразовательное пространство страны, чтобы хорошее, качественное, современное образование было доступно каждому ребёнку независимо от социального статуса семьи, места его рождения либо проживания. Государство обязано обеспечить всем юным гражданам России равные стартовые условия в жизни».
«Образовательные программы и курсы вузов и учреждений начального и среднего профобразования должны быть разработаны под потребности компаний, а учащиеся и студенты должны иметь возможность проходить производственную практику на тех предприятиях, на которых они потом и будут работать».
«Перспективной может стать модель, основанная на включении техникумов и колледжей в состав высших учебных заведений. Это позволит строить образовательный процесс на более совершенной технологической, технической базах, привлекать сильных преподавателей. И очевидно, что престиж таких центров профессиональной подготовки будет значительно повышен».
«Как сделать так, чтобы и школы не закрывать (там, где их нужно сохранять), и качество образования поднять, и сократить расходы? Создание базовых образовательных центров с филиальной сетью – это возможный путь решения этой проблемы при улучшении возможности дистанционного образования с использованием современных средств».
«Система базового образования была построена фундаментально, и всё, что помогало нам поддерживать уровень образования на самой высокой планке, конечно, не должно и не может быть утрачено. <…> Вместе с тем нам нужно смотреть вперёд, смотреть на современные требования рынка труда, нужно использовать современные средства обучения, в том числе и дистанционные средства обучения, всё это внедрять».
«Дети на селе, как и их сверстники в городах, должны получать хорошие, качественные знания, использовать в учёбе современное оборудование. Большую роль здесь сыграл национальный проект «Образование». На сегодняшний день практически все сельские школы подключены к сети Интернет. В школы, расположенные в труднодоступной местности, было поставлено свыше 1 тыс. комплектов учебного оборудования для кабинетов физики, химии, биологии и географии. Подчеркну: мы максимально аккуратно будем подходить и к малокомплектным школам, будем продолжать их оснащать, оставлять их в тех населённых пунктах, где это действительно необходимо».
«Хотел бы также отметить, что теперь педагоги, проживающие и работающие в сельской местности, имеют право на компенсацию расходов по оплате жилых помещений, отопления и освещения. Такое решение принято в конце прошлого года. Безусловно, нужно заниматься развитием культуры на селе, библиотек, массового спорта».
«Серьёзные средства будут выделены для поддержки одарённых детей, включая организацию школьных олимпиад, конкурсов, спортивных соревнований, а также на создание центров развития талантливой молодежи при федеральных университетах и дистанционных школ при исследовательских университетах. Ведущие ВУЗы страны (Московский государственный университет, Физтех, МГТУ имени Баумана и другие) активно работают с перспективными школьниками – своими будущими студентами. Этот опыт нужно, конечно, максимально распространять».
«Нельзя забывать и не должны быть забыты вопросы социального характера, связанные с оплатой труда преподавательского состава, учителей. И, кстати говоря, то, о чём мы много говорим в последние годы, а именно так называемое подушевое финансирование, там и тогда, где и когда оно вводится, мы наблюдаем эффект, связанный с повышением оплаты труда учителей. <…>В Омске, Пскове, Калининграде всё-таки мы наблюдаем определённый рост заработной платы где-то процентов на 25, а в некоторых случаях и на 40».
«Что касается образования, то здесь я бы обратил внимание на то, что мы впервые выделяем (многие предыдущие годы мы этого не делали) значительные средства на привлечение в Российскую Академию наук молодых учёных. И специально под это выделяем ставки и отдельные деньги. Ещё 2 млрд рублей мы выделяем на приобретение нового лабораторного оборудования. И по другим расходам мы сейчас с Вами поговорим поподробнее».
«Ставится вопрос об изменении в системе пенсионного обеспечения ведущих специалистов. И это в свою очередь затрагивает другую проблему - обновления кадров. Имеется в виду, что если бы ведущим ученым можно было бы увеличить так называемый коэффициент замещения при выходе на пенсию, то тогда этих людей можно было бы безболезненно переводить в другой статус, не теряя их для науки и освобождая штатные места для молодых специалистов. Кстати говоря, я обещал, что мы соответствующему институту Академии наук - Институту археологии - дадим дополнительную штатную численность в 4 единицы, для того чтобы они могли принять новых молодых специалистов».
«У нас много было полезного и эффективного в прежней системе образования. Вместе с тем мы должны исходить из того, что наша страна открыта, в том числе, и для наших специалистов, которые могут быть востребованы на мировых рынках труда. Это означает, что наши дипломы должны быть адаптированы к международному рынку, к европейскому, к американскому, к любому. И для того чтобы это было так, мы должны быть в рамках единой европейской образовательной системы. В значительной степени именно в этой связи мы и идем по пути болонского процесса, по пути интеграции нашего образования в европейскую образовательную систему. При этом нельзя упускать ничего того, что всегда было нашим конкурентным преимуществом. Это, прежде всего, конечно, фундаментальная наука и все, что с ней связано, и подготовка в этой части».
«В последние годы мы серьезно нарастили ассигнования, связанные с поддержкой науки, школьного, вузовского образования. Был запущен соответствующий национальный проект. За последнее время на его мероприятия потрачено 180 млрд рублей. В качестве примера можно привести, что за счет поставок нового учебного оборудования, внедрения современных программ удалось улучшить условия обучения примерно в 30 тыс. школ, где учится порядка 9 млн детей. А в целом, начиная с 2006 года, расходы федерального бюджета по разделу «Образование» увеличились практически вдвое - с 212 млрд рублей до 400 млрд рублей».