«Естественно, что новые центры должны принимать самое активное участие в международном научном сотрудничестве. Я знаю, что в планах развития это прописано, это есть. Необходимо выступать здесь равноправными и достойными партнёрами. При этом нужно определить оптимальный формат участия российских учёных в крупных совместных международных проектах, чтобы полученные результаты эффективно использовались в интересах технологического развития нашей страны, России».
«Особое внимание при развитии Центра следует уделить вопросам интеграции с высшей школой, с вузовской наукой. В том числе важно наладить чёткое взаимодействие с ведущими университетами страны, организовать «сквозную» практику для студентов, начиная с младших курсов обучения.
«Я хотел бы подчеркнуть, что это [создание первого в России национального исследовательского центра на базе «Курчатовского института»] должно быть не просто механическое слияние и укрупнение. По сути, речь идёт о принципиально новых элементах формирования инновационной инфраструктуры России, о внедрении современных методов управления, организации и работы в научной сфере, формировании единой цепочки - от фундаментальных разработок до технологий, имеющих перспективы на высокотехнологичных, наукоёмких рынках. Такие центры получат самую передовую экспериментальную базу и соответствующую инфраструктуру. За счёт этого здесь должны быть созданы привлекательные условия для работы как российских, так и иностранных учёных».
«Помимо текущих ассигнований, мы дополнительно выделим на развитие «Курчатовского института» еще 10 млрд рублей в ближайшие три года. Кроме того, заинтересованные ведомства должны будут оперативно завершить согласование специального законопроекта о правовом статусе Центра. «Курчатовский институт» призван стать площадкой, на которой мы должны отработать все аспекты формирования национальных исследовательских центров. А таких, как вы помните, мы планируем создать 5-7».
«Мы в сентябре этого года провели конкурс среди 14 исследовательских высших учебных заведений, и три авиационных учреждения представили вполне конкурентоспособные, интересные, как показалось комиссии, программы. Три из них вошли в число федеральных исследовательских вузов: Московский авиационный институт, казанский институт и саратовское, по-моему, высшее учебное заведение в сфере авиации. Все они получат дополнительные деньги, дополнительные ресурсы в объеме 1,8 млрд. рублей на пять лет для обновления материально-технической базы и создания условий для лучшей подготовки кадров.
«Кстати говоря, по направлению экономиста, общие специальности - число тех, кто учится на платной основе, значительное, а по инженерным специальностям это количество не превышает 15 процентов. В целом это говорит о том, что государство в качестве одного из приоритетов в этой сфере видит подготовку высококлассных специалистов в области самолетостроения».
«Мы уже начали системную работу по модернизации научной сферы, в том числе в рамках высшей школы. Здесь мы также ориентируемся на поддержку и консолидацию всего самого лучшего и всего самого передового. На днях в Правительстве были утверждены пятилетние программы создания 14 исследовательских университетов. Объём их финансирования - около 50 млрд рублей. И не менее половины из названной суммы будет выделено из федерального бюджета. Оценив имеющиеся ресурсы, мы пришли к выводу совсем недавно, буквально тоже 2-3 дня назад, что нужно предпринять ряд дополнительных шагов. Поэтому предлагаю целевым образом, подчеркиваю, дополнительно направить в ближайшие три года еще 90 млрд рублей на поддержку ведущих университетов страны - по 30 млрд рублей ежегодно. Эти средства пойдут на обновление исследовательской и лабораторной базы, программы научных обменов, привлечение лучших ученых, в том числе наших соотечественников из-за рубежа».
«У нас есть - мы сейчас только с Министром обсуждали - Федеральная целевая программа «Научные педагогические кадры». Можно оттуда часть средств взять и направить на грантовую поддержку молодых специалистов. Скажем, можно было бы до одной тысячи грантов выделить на два года, общим объемом финансирования для каждого гранта до полумиллиона рублей. Получается по 250 тыс. в год. Повторяю, для части молодых специалистов».
«Наряду с качественной фундаментальной подготовкой, учителя должны иметь возможность для непрерывного повышения своей квалификации - квалификации, которая учитывала бы индивидуальные потребности самих педагогов, а также специфику школ, где они работают. В этой связи первостепенное значение приобретают вопросы модернизации системы педагогического образования. Сегодняшнему учителю должны быть доступны все современные достижения науки о ребенке и технологические возможности. Следует поддержать развитие сетевых педагогических сообществ, интерактивных методических кабинетов - словом, всего того, что формирует профессиональную среду. Особенно это важно для педагогов, работающих в сельской местности и на удаленных территориях».
«Работа в школе должна быть привлекательной для лучших специалистов, которые, как известно, стремятся туда, где интересно и престижно, где есть ясные перспективы личного и карьерного роста и, конечно, убедительные материальные стимулы. Новая система оплаты труда - нормативное подушевое финансирование школ, которое сейчас внедряется в российских регионах, обеспечивает уже заметное повышение зарплат учителей, прежде всего, опытных и заслуженных».
«За последнее время возможности наших школ серьезно возросли. Были обновлены и учебное оборудование, и компьютерные классы. Да что, собственно, компьютерные классы - все школы, даже сельские, все они компьютеризированы и подключены к Интернету».
«Особое внимание хотел бы обратить на состояние школьных автобусов. Считаю, что и региональным, и местным властям необходимо подумать об усилении контроля за техническим состоянием транспортных средств и за квалификацией и здоровьем водителей, тем более что в ряде регионов есть положительные примеры такой работы, которые, в результате, привели к снижению ДТП с участием учащихся».
«Только за прошлый год финансирование общего образования увеличилось на 120 млрд рублей. Всего на эти цели было направлено порядка 738 млрд рублей. Минрегион провел анализ, насколько эффективно были использованы эти средства. Картина весьма далека от идеальной. По экспертным оценкам, доля неэффективных расходов - порядка 19%. Это, если посчитаем от общей суммы, 140 млрд рублей. Для примера: на такие деньги могли бы быть повышены заработные платы учителей, работников системы общего образования на 25% сразу. Или можно было бы на эти деньги построить 300 новых школ».
«Второе решение касается идущего сейчас эксперимента по государственной поддержке развития системы образовательных кредитов для студентов высших учебных заведений. Учащиеся, при условии хорошей успеваемости, теперь смогут рассчитывать на целый ряд льгот. Речь, в том числе, идет об отсрочке платежей по основной сумме кредита на весь срок обучения в вузе. Государство также намерено субсидировать процентную ставку по образовательным кредитам в размере 3/4 от ставки рефинансирования ЦБ».
«Особое внимание мы должны обратить на вопросы комплексной безопасности учащихся. Речь идет о мерах антитеррористического и противопожарного характера, соблюдении санитарных норм, безопасности на дороге и на транспорте. За два последних года на улучшение уровня пожарной безопасности мы направили порядка 24 млрд рублей. В том числе, это позволило довести уровень обеспеченности школ средствами пожарной сигнализации до 80%. Отмечено снижение количества пожаров на 55%».
«Как вы знаете, сейчас Федерация предоставляет регионам субсидии на выплату вознаграждения педагогам за классное руководство. Во-первых, мы приняли решение эти субсидии, а значит, эти выплаты сохранить. Однако до настоящего времени при определении размеров этих субсидий не учитывалось такое обстоятельство, как процентные надбавки за стаж работы в условиях Крайнего Севере и в других районах с особыми климатическими условиями».
«Мы намерены сохранить число бюджетных мест в вузах. В этом году их будет – 197 на 10 тыс. населения. Кроме того, увеличится прием в магистратуру и аспирантуру».
«Что касается подготовки кадров, то это один из важнейших элементов развития экономики по любому направлению. К сожалению, система профессиональных технических училищ, созданная еще в Советском Союзе, в той или иной степени разрушалась в предыдущие десятилетия. Сейчас предпринимаются попытки ее восстановить, но это не может быть сделано в отрыве от самих предприятий».
«Действительно, нам удалось сделать много с точки зрения информатизации общества. Еще совсем недавно было трудно представить, что в далекой российской деревне, где-нибудь в глубинке, в Сибири, появятся компьютерные системы и доступ в Интернет. Но мы это сделали. У нас есть соответствующая программа. В каждой школе, я хочу подчеркнуть - в каждой российской школе есть и компьютерные классы и доступ в Интернет, где бы она не находилась - на Дальнем Востоке, в Сибири, на севере, на юге страны. Эта информатизация общества будет продолжаться, она востребована развитием экономики и самого общества».
«В сфере образования намерены уделить особое внимание созданию сети национальных исследовательских университетов, поддержать внедрение современных моделей дошкольного образования, предметно заниматься повышением квалификации школьных учителей».