«У нас был красивый проект и большое желание провести Олимпийские игры. Но, пожалуй, больше ничего в Сочи не было. И сейчас олимпийские объекты растут, как на глазах. Но не только олимпийские объекты - как на глазах, растет и инфраструктура города Сочи, юга страны. Хочу еще раз подчеркнуть: собственно олимпийские объекты и все, что с ними связано, составляют всего 20% от сметной стоимости всего проекта. Идет большая практическая работа по строительству дорог, аэропорта, порта, тоннелей, различных инфраструктурных развязок, газопровода, теплоэлектростанции, восьми подстанций, канализования, водоснабжения. Это огромная работа по развитию юга России».
«Особое значение Универсиада приобретает в преддверии Зимних Олимпийских игр 2014 года. Казань станет своего рода технологическим полигоном для Сочи. Именно здесь будет отработана система координации организационных структур, проверена эффективность разработанных механизмов. И, конечно, должен быть использован «казанский» опыт проектирования и строительства спортивных объектов и инфраструктуры, решения земельных вопросов. Отмечу: управленческие структуры двух проектов - и Сочи, и казанской Универсиады - взаимодействуют в хорошем режиме, обмениваются опытом. И это даёт уверенность в том, что Универсиада в Казани станет достойным прологом спортивного праздника в Сочи в 2014 году. Не сомневаюсь, что качество подготовки этих масштабных проектов может стать важным аргументом в пользу России и при определении страны проведения Чемпионата мира по футболу в 2018-2022 годах».
«Жесткое соблюдение временных рамок касается не только строительно-монтажных, но и проектных работ. Кроме того, рост масштабов строительства необходимо четко и в полном объеме обеспечить кредитными и финансовыми ресурсами. Большая роль здесь отводится и Внешэкономбанку. Он уже заключил кредитные соглашения более чем на 32 млрд рублей. А всего в портфеле банка олимпийская тематика составляет 80 млрд».
«Еще раз подчеркну: предстоящий период создаст дополнительную нагрузку на работу десятков служб, на транспортные артерии региона, внесет свои коррективы в привычный ритм жизни тех, кто здесь живет, и тех, кто приезжает отдыхать. Обращаюсь ко всем участникам этого процесса с настоятельной просьбой - думайте о людях, о тех, кто живет в Сочи постоянно, и тех, кто приезжает сюда отдыхать. Еще раз повторюсь. Наша задача - минимизировать возможные негативные явления, связанные с таким масштабным строительством, свести их к нулю».
«Пристальное внимание со стороны МОКа к Сочи понятно, потому что у нас с вами проект уникальный: впервые в истории современного олимпизма возводится такое количество объектов сразу в комплексе на всю Олимпиаду «с чистого листа», в чистом поле. Ведь во всех предыдущих случаях, так или иначе, использовалась имевшаяся уже заранее инфраструктура. Мы делаем это с ноля».
«На всех объектах олимпийской стройки работают почти 14,5 тыс. человек и свыше 2 тыс. единиц техники. Проектирование ведется по 123 объектам. По 42 объектам проектирование уже завершено. На 49 объектах начались строительно-монтажные работы. В достаточно продвинутой стадии находятся работы по строительству большой ледовой арены. Многое делается по развитию инфраструктуры. Уже практически завершаем работу по объездной дороге города Сочи».
«Активного развития приграничной инфраструктуры требует и проведение зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году. Речь идет о строительстве, реконструкции и техническом переоснащении пунктов пропуска на всех видах международного сообщения: автомобильном, железнодорожном, воздушном и морском. Пункты пропуска, задействованные в проведении Олимпийских игр, должны быть в первоочередном порядке оборудованы современными средствами связи и комплексами контроля паспортов нового поколения. Чтобы в итоге участники и гости Олимпийских игр могли максимально быстро, комфортно пройти все пограничные формальности».
«Нам необходимо окончательно разобраться с вопросом максимально рационального размещения олимпийских объектов. И при этом найти дополнительные возможности снизить нагрузку на окружающую среду. Мы обязаны оградить природу от пагубного, неосторожного или непрофессионального вмешательства. И здесь крайне важно постоянно учитывать замечания специалистов, представителей экологических организаций».
«Программа олимпийского строительства полностью обеспечена необходимыми финансовыми ресурсами. При этом ясно, что резерв экономии средств, оптимизации расходов на подготовку к Олимпиаде далеко не исчерпан. Это касается практически всех объектов: спортивных сооружений, транспортной инфраструктуры, энергетики».
«В этом году были достроены два весьма сложных участка автомобильного обхода Сочи. Задача этого года - завершение второй очереди этого объекта. Такие объекты крайне важны и для самого города, и для будущей Олимпиады. Так же своевременно нужно обеспечить ввод в эксплуатацию горной дороги, ведущей к горнолыжному центру «Роза Хутор». Напомню, что уже в феврале 2011 года на этом будущем олимпийском объекте должен пройти Кубок Европы по горнолыжному спорту».
«Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, нам удалось не только сохранить практически всех инвесторов олимпийских объектов, но и привлечь новых, например, на строительство ледовых дворцов. Как известно, ранее эти объекты планировалось финансировать за счет бюджета. Тем не менее, поиск инвесторов для объектов олимпийской программы еще не завершен. Следует оперативно решить эту задачу, в том числе учитывая потребности в сфере строительства гостиниц».
«Большое значение мы придаем вопросам антидопингового обеспечения. Так, готовятся поправки в законодательные акты, направленные на совершенствование системы допингового контроля и противодействие использования запрещенных средств и методов. В прошлом году создана независимая Национальная антидопинговая организация «РУСАДА», которая проводит допинг-контроль в России. Разработаны национальные антидопинговые правила и ряд образовательных программ».
«Соглашениями об организации строительства определены дополнительные экологические рекомендации - так называемые «зеленые стандарты». Они предъявляют серьезные требования и к самому процессу строительства, и к возводимым объектам. В текущем году мы планируем оформить рамочную экологическую стратегию «Сочи-2014» и ряд детализованных планов в природоохранной сфере».
«Особое место в работе по подготовке Олимпиады занимают вопросы экологии. На экологическую экспертизу предоставлено уже 30 проектов. Положительные заключения получены по 14 проектам, отрицательные - по двум. В стадии рассмотрения находятся 14 проектов».
«Начата работа по основным объектам горного и прибрежного кластеров. Уже начато строительство четырех из шести дворцов олимпийского парка. Кстати, всего планируется построить в Имеретинской низменности пять ледовых дворцов. Считаю, что пять ледовых дворцов на берегу Черного моря - это избыточное количество. Есть идея три из них сделать в сборно-разборном варианте. И после проведения зимних Олимпийских игр в Сочи 2014 года перенести эти объекты в другие регионы Российской Федерации с целью развития зимних видов спорта и для популяризации Олимпийского движения».
«Одним из важнейших аспектов реализации олимпийского проекта считаем четкое соответствие проведения работ утвержденным планам-графикам. Хочу подчеркнуть - это удается сделать. Более того, по ряду объектов строительство ведется с опережением сроков. Уже введены в эксплуатацию канатная дорога комплекса «Горная карусель», объекты горнолыжного центра "Газпром"».
«Общая расчетная стоимость олимпийской инфраструктуры составляет около 200 млрд рублей. Это внутренние дороги между олимпийскими объектами, сети водоснабжения, энергоснабжения, канализирования и т.д. Из них чуть более половины -средства федерального бюджета, остальное берут на себя инвесторы».
«Хочу сразу отметить, что сформирована четкая структура управления олимпийским проектом. Его финансирование идет ритмично. Мы не раз говорили, что, несмотря ни на какие трудности, необходимые средства будут выделяться своевременно и в полном объеме. Так оно и происходит».
«Вместе с тем хотел бы обратить внимание инвесторов на то, что ни кризисные явления, ни проблемы «забюрокраченности» не должны быть поводом для срыва сроков начала строительства и возведения объектов. Соответствующие указания Дмитрий Николаевич Козак получил».
«Надеюсь, что сочинцы никому не позволят использовать олимпийский проект для реализации собственных амбиций, не имеющих ничего общего с интересами горожан. Полагаю, что и руководство края, и исполняющий обязанности мэра города должны обратить на это серьезное внимание».
«Мы еще в самом начале пути говорили о том, сколько примерно в процентном отношении пойдет на развитие самого города Сочи и юга страны, сколько пойдет на собственно олимпийские объекты. Сейчас уже практически ясно, ясно в цифрах: на развитие юга страны, на развитие города Сочи - это шоссейные дороги, железные дороги, экологические проблемы, энергоснабжение, связь - пойдет более 80% всех наших ресурсов. Только около 20 из них - собственно олимпийские объекты. Так что наш проект Сочи-2014 - это проект развития одного из важнейших регионов Российской Федерации».
«Считаю, что “Олимпстрой”, другие заинтересованные участники должны существенно активизировать свои действия по всем этим направлениям».
«Понимаю, что тема предоставления земли для реализации олимпийских строек зависит от многих объективных факторов, но, пожалуй, наиболее остро в ней стоит вопрос обеспечения людей жильем. Мы с вами готовим крупнейшее международное событие, международный праздник и праздник для всего российского народа. Мы не можем допустить, чтобы этот праздник хоть для одного российского гражданина был омрачен проблемами, которые мы создадим в ходе этой работы. Проблем не должно быть ни у кого, а если они возникают, они должны быть справедливым образом решены».
«Прошу администрацию Краснодарского края, другие заинтересованные органы определить реальную потребность в предоставлении жилых помещений переселяемым гражданам. Справедливо оценить, исходя из сложившейся ситуации на рынке недвижимости, стоимость изымаемой земли, другой недвижимости, а также стоимость возводимого жилья, и произвести равноценный обмен. Именно равноценный, без потерь для граждан, но и, конечно, без всяких злоупотреблений с какой бы то ни было стороны, без иждивенчества».
«Сразу хочу сказать, что в целом процесс подготовки к Играм идет достаточно интенсивно. У меня сейчас была возможность поговорить с журналистами, которые сидят в таком же центре в Сочи. По их наблюдениям, на месте процесс действительно двигается неплохо. Это отмечено и представителями Международного Олимпийского Комитета, которые чуть меньше месяца назад посетили Сочи».
«Еще один серьезный вопрос повестки дня связан с подготовкой к Олимпиаде в Сочи. ВЭБ призван стать одним из основных кредиторов строительства олимпийских объектов. В условиях мирового кризиса такой шаг позволит застройщикам привлечь долгосрочные финансовые ресурсы на приемлемых условиях, разумеется, с учетом надлежащих гарантий исполнения обязательств. Считаю необходимым построить схему кредитования таким образом, чтобы кредитные ресурсы ВЭБа шли исключительно на оплату фактически выполненных работ, разумеется, с постоянным контролем их реальных объемов и стоимости».
«У нашего олимпийского проекта большая экологическая составляющая. Правительством России принята специальная программа мероприятий по экологическому сопровождению подготовки к Олимпийским играм 2014 года. По инициативе экологов были изменены места расположения трех важнейших олимпийских объектов, которые попадали в буферную зону Кавказского биосферного заповедника. Насколько я понимаю, в целом все окончательно согласовано».
«Хочу отметить, что, несмотря на известные финансовые и экономические трудности в мире, которые коснулись и нашей страны, все, что касается Олимпийского проекта в широком смысле этого слова, защищено соответствующими статьями бюджета и будет гарантировано финансироваться. Ни один из российских и иностранных инвесторов - у нас есть и иностранные инвесторы - не отказался от своих первоначальных планов. Причина здесь, прежде всего, в высокой потенциальной инвестиционной привлекательности юга России, в частности, Краснодарского края. В 2008 году на эти цели было направлено 113 млрд рублей из федерального бюджета. В 2009 запланировано еще 127 млрд. И в будущем - как Вы знаете, у нас принят трехлетний бюджет - в каждом последующем периоде предусмотрены соответствующие деньги».
«Эта работа для нас имеет приоритет не только потому, что это подготовка к Олимпийским играм, это еще и комплексный план развития Юга России. Так что в этом смысле олимпийские цели и цели развития у нас полностью совпадают».
«Особое внимание уделяем обеспечению прав граждан в связи с проводимыми мероприятиями и работами. Граждане должны получить рыночную компенсацию за свои земли. При этом принято решение предоставить гражданам возможность выбора - либо получить готовое жилье, либо земельный участок, либо денежную компенсацию. С этой целью были внесены специальные изменения в олимпийский закон».
«На 20 объектах, точнее даже на 21, строительно-монтажные работы уже идут. К 2012 году должна быть обеспечена их полная готовность для проведения тестовых соревнований. В прошлом году завершены работы по первому пусковому комплексу железнодорожного грузового двора. Он обеспечит приемку стройматериалов и оборудования в объеме до 5 млн тонн в год. Второй пусковой комплекс мощностью до 14 млн тонн должен быть введен в строй в этом году. В ближайшее время начнем работы и в грузовом районе морского порта Сочи. То есть практически вся логистическая инфраструктура для массового строительства будет сформирована».
«Мы должны проанализировать все, что было связано с подготовкой Олимпиады в Пекине. Все позитивные наработки китайских партнеров следует тщательно проанализировать, учесть. Также важно следить за организационными новациями подготовки Игр в Ванкувере и в Лондоне».
«Мы бы хотели начать процесс создания Олимпийского университета в России, в Сочи. Мне кажется, что это тоже очень любопытный проект, интересный и перспективный».
«В случае нарушения балансов в природе может создастся ситуация, из которой потом ни за какие деньги не выйдешь. Поэтому считаю необходимым перенести эти объекты на другое согласованное с Международным олимпийским комитетом место».
«При определении приоритетов важности – деньги или экология – мы делаем выбор в сторону экологии. Исходим из того, что удорожание будет незначительным, а возможный счет природе может быть таким, который мы не сможем компенсировать в будущем никакими финансовыми инвестициями. Будем руководствоваться принципом, согласно которому мы для сегодняшних и будущих поколений обязаны сохранить уникальную природу заповедника».
«Изначально мы исходили из того, что Олимпийские игры в Сочи 2014 года – это не просто большой спортивный праздник для всей страны и всего мира. Для нас, для нашей страны – еще и повод, хороший предлог для того, чтобы уделить особое внимание югу России, Большому Сочи – месту, где ежегодно отдыхают сотни тысяч наших граждан. Это значит, что изначально мы ставили перед собой задачу улучшить здесь ситуацию. Инфраструктурную – касается всех видов инфраструктуры: транспорта, энергоснабжения. Но это касается и экологической обстановки. Потому что все, что мы здесь делаем, безусловно, должно улучшать «среду обитания» для наших людей. Если мы поступим иначе, то все это теряет смысл, все остальное теряет смысл».
«Все проекты и все работы по возведению олимпийских объектов будут вестись максимально открыто. Все спорные моменты будем выявлять и решать в диалоге с экологической общественностью, с международными неправительственными организациями».
«Особое внимание уделяется вопросам транспорта и экологии. Эти направления мы и дальше будем усиливать. Всего планируем осуществить 35 транспортных и 18 природоохранных проектов. <…> Что касается экологии. Исходим из необходимости строгого соблюдения всех экологических требований. Сочи, сочинские заповедники, биосферный заповедник – это наше достояние. Мы этим дорожим, всячески будем стремиться к тому, чтобы сохранить уникальную природу этого места».
«Как мы и ожидали, самый серьезный интерес к олимпийскому проекту проявил отечественный бизнес, что очень радует. Уже определились конкретные инвесторы по 59 инфраструктурным и туристическим объектам. А это значит, что снизится нагрузка на государственный бюджет. Будут широко задействованы организационные, технологические ресурсы ведущих российских компаний».