ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

17 сентября, 2009 19:32

В.В.Путин провел совещание о ходе подготовки к проведению зимних Олимпийских игр в Сочи в 2014 году

Стенограмма совещания:

В.В.Путин: Уважаемые коллеги,

Сегодня нам предстоит обсудить ход подготовки к зимним Олимпийским играм в Сочи.

Сразу хочу отметить, что реализация Программы строительства олимпийских объектов в целом идет по плану, без критических сбоев.

Темпы проектирования и строительства соответствуют намеченным графикам. Необходимо и дальше сохранять ритмичность проведения работ и уже до конца этого года ввести в эксплуатацию ряд важных объектов.

Напомню, в 2009 году предусмотрен ввод 10 объектов энергетической и транспортной инфраструктуры, включая подстанции и электрические сети в Адлерском районе, новый аэровокзальный комплекс в Сочи и некоторые другие.

Собственно говоря, как мы с вами раньше и говорили, львиная доля всех работ и государственных средств направляются как раз на развитие инфраструктуры региона. И первые объекты - это объекты инфраструктуры.

Однако есть ряд существенных моментов, на которые хочу обратить особое внимание.

Первое. В этом году были достроены два весьма сложных участка автомобильного обхода Сочи. Задача этого года - завершение второй очереди этого объекта. Такие объекты крайне важны и для самого города, и для будущей Олимпиады.

Так же своевременно нужно обеспечить ввод в эксплуатацию горной дороги, ведущей  к горнолыжному центру «Роза Хутор». Напомню, что уже в феврале 2011 года на этом будущем олимпийском объекте должен пройти Кубок Европы по горнолыжному спорту.

Не менее значимо в кратчайшие сроки и справедливо - там, где речь идет об интересах конкретных граждан - решить вопросы, сдерживающие строительство такого важного объекта, как «Адлерское кольцо». Подчеркну, что существующие здесь проблемы имеют не строительный, а управленческий характер. Поэтому надо продвигаться вперед, а не ссылаться на «объективные» трудности. Их всегда достаточно.

Второе. Несмотря на сложную экономическую конъюнктуру, нам удалось не только сохранить практически всех инвесторов олимпийских объектов, но и привлечь новых, например, на строительство ледовых дворцов. Как известно, ранее эти объекты планировалось финансировать за счет бюджета.

Тем не менее, поиск инвесторов для объектов олимпийской программы еще не завершен. Следует оперативно решить эту задачу, в том числе учитывая потребности в сфере строительства гостиниц.

Третье. Нам необходимо окончательно разобраться с вопросом максимально рационального размещения олимпийских объектов. И при этом найти дополнительные возможности снизить нагрузку на окружающую среду.

Мы обязаны оградить природу от пагубного, неосторожного или непрофессионального вмешательства. И здесь крайне важно постоянно учитывать замечания специалистов, представителей экологических организаций.

Далее о наших крупнейших проектах - Центральном стадионе и Международном олимпийском университете.

Стадион - это главное сооружение Олимпийского парка. И ему нужно уделить первостепенное внимание, как в части архитектурно-планировочных решений, так и в части четкого выполнения требований МОК.

Что касается Университета, то решение по этому поводу, по месту его строительства необходимо принять в самые сжатые сроки. Надеюсь, мы об этом тоже поговорим.

Без проволочек необходимо завершить проектирование. Считаю, что мы должны представить его общественности уже зимой 2010 года в Ванкувере.

И последнее. Как вы знаете, программа олимпийского строительства полностью обеспечена необходимыми финансовыми ресурсами. При этом ясно, что резерв экономии средств, оптимизации расходов на подготовку к Олимпиаде далеко не исчерпан. Это касается практически всех объектов: спортивных сооружений, транспортной инфраструктуры, энергетики.

В нынешних, непростых для бюджета условиях нерациональное расходование средств абсолютно недопустимо. Все проблемы должны решаться, как я уже говорил, справедливо - когда речь идет об интересах граждан, на рыночной основе, не порождая при этом иждивенчества. И конечно, не порождая у кого бы то ни было, в том числе у подрядчиков, желания набить карманы за счет государства.

Этот вопрос должен постоянно находиться на нашем контроле.

Давайте перейдем к обсуждению. Слово - президенту корпорации «Олимпстрой» Т.К.Боллоеву.

Т.К.Боллоев: Спасибо, уважаемый Владимир Владимирович.

Корпорация «Олипмстрой» выступает координатором олимпийского строительства. В проекте задействовано около 50 исполнителей, среди них частные инвесторы, органы федеральной и региональной власти.

За последние полгода создана устойчивая система управления проектами, которая дает возможность контролировать выполнение программы практически в ежедневном режиме. Корпорация использует международный опыт в организации работы, в том числе опыт работы организации Олимпийских игр 2012 года в Лондоне. К работе привлечены специалисты с мировым именем.

На сегодняшний день готов план-график, который учитывает взаимозависимость объектов друг с другом, очередность их выполнения, этапы строительства. Принимая во внимание, что всего задействовано по программе 235 объектов, без подобного программного подхода осуществить организацию было бы очень сложно.

Еженедельно проходят оперативные совещания комитета. Анализируется ход строительства и принимаются необходимые меры, если возникают проблемы.

Считаю необходимым обратить внимание на следующие моменты, которые мы считаем достаточно важными. Как уже было сказано, одним из важнейших объектов является Центральный стадион - именно здесь пройдут церемонии открытия, закрытия, а также награждения спортсменов. Учитывая особое значение данного объекта, корпорация обратилась к всемирно известным компаниям для разработки архитектурной концепции.

В.В.Путин: На сколько зрителей он будет рассчитан?

Т.К.Боллоев: 40 тысяч зрителей. 40 тысяч - это сидячие места соответственно.

В.В.Путин: Если мы получим мировое первенство по футболу, можно будет его здесь провести?

Т.К.Боллоев: Мы именно на это и ориентировались при рассмотрении концепции, чтобы в 2018 году можно было использовать стадион Олимпийских игр для проведения Чемпионата.

В.В.Путин: Спасибо.

Т.К.Боллоев: 10 сентября нами в составе Межведомственной комиссии, куда вошли представители заинтересованных ведомств и архитекторы, были рассмотрены варианты архитектурной концепции.

Их оказалось 7. 6 были представлены претендентами, среди которых всемирно известные имена, имеющие огромный международный опыт и признание.

Учитывая возникший интерес, 23 сентября на заседании Наблюдательного совета будет выбран единый исполнитель. И нам кажется, что стадион займет достойное место в олимпийском наследии.

Теперь что касается вопроса гостиничного комплекса. В соответствии с заявочной книгой и согласованной цифрой в 42000 гостиничных номеров, на сегодняшний день пока не найдено место для 13000 гостиничных номеров. Чтобы привлечь инвесторов, корпорация подобрала привлекательные участки, а также создала наиболее выгодные условия застройки. В рамках строительства гостиничного комплекса стран СНГ своих инвесторов предложили Армения и Молдавия. Ведутся переговоры с Азербайджаном, Украиной, Кыргызстаном и Таджикистаном. Даже в рамках ожидаемого форума, начиная с завтрашнего дня, мы планируем провести переговоры и встречи как раз на эту тему.

Корпорация придает особое значение вопросам, относящимся к переселению. Мы стараемся минимизировать неудобства и проблемы, с которыми могут столкнуться жители при переселении.

Хочу напомнить, что в марте месяце на заседании Президиума Госсовета под Вашим председательством Вы задали вопрос как раз на эту тему. И корпорация объявила, что с июня месяца мы начнем строительство Некрасовского поселка. Действительно, данную проблему удалось решить. Решение по строительству поселка разделили на два этапа. В декабре сдается 56 из 112 домов - это первый этап. И в феврале месяце 2010 года мы сдаем остальные 56 домов.

Остальные площадки для строительства предусмотрены - это Таврическая улица, 166 домов. Провели тендер, победитель определен и приступил к работам. Далее. На улице Урожайная - микрорайон «Веселое Псоу», 56 домов и 256 квартир.

Вы упомянули о дороге на финишную зону курорта «Роза Хутор». Действительно, это очень проблемная и сложная дорога, сложный проект. Сложность его заключается в двух направлениях. Первое - это сжатые сроки. Потому что для того, чтобы в феврале 2011 года провести соревнования, нужно в ноябре 2010 года завершить работы по строительству этой дороги. Мы данную проблему разделили на два этапа. Первый - подготовительный. Второй - основной - строительство. По первому этапу провели отбор исполнителя, есть победитель. Он проведет подготовительные работы, обеспечит возможность работы в зимний период времени.

Проект выйдет с госэкспертизы в начале октября. Мы планируем в конце октября провести второй этап, то есть отбор - определить основного исполнителя. И это даст нам возможность избежать возможных срывов срока, что, как мы понимаем, нежелательно.

Собственно, это - направления, на которые я хотел обратить внимание. У меня все. Спасибо.

В.В.Путин: Что касается сроков. Срыв - это не нежелательно, это невозможно, недопустимо. Поэтому я прошу самым внимательным образом к этому отнестись.

Пожалуйста, Чернышенко Дмитрий Николаевич.

Д.Н.Чернышенко: Уважаемый Владимир Владимирович, информирую Вас, что с 16 по 19 сентября проходит очередной инспекционный визит Международного Олимпийского Комитета во главе с Председателем Жан-Клодом Килли и исполнительным директором Олимпийских игр Жильбером Фелли.

Всего за время инспекционного визита Оргкомитет отчитывается по 34 функциональным направлениям из 52, которые будут активны на момент проведения Олимпийских игр.

Первая часть визита состоялась в Москве, где в среду в достаточно неформальном общении мы обсуждали стратегические планы. Сейчас мы завершили очень важный период базового планирования и перешли к операционному. То есть, это совершенно конкретные планы, по которым будет осуществляться деятельность, и которые мы в боевом режиме проверим во время участия в программе передачи знаний в Ванкувере, куда мы посылаем более 100 человек.

Хотел отметить, что впервые в истории организации Игр нам удалось договориться с МОК, чтобы расширить категорию аккредитаций, и для программы обозревателей привлечь других организаторов Игр, представителей органов исполнительной власти, местного муниципалитета, транспортной дирекции Олимпийских игр - всех тех, от кого будет зависеть успех Игр. Чтобы они могли лично поучаствовать и получить бесценный опыт Ванкувера, как Игр, у которых мы принимаем эстафетную палочку.

Завтра, 18 сентября, состоится формальная отчетная сессия. А 19 сентября запланирован объезд строительных объектов. И мы надеемся, что председатель Комиссии и участники инспекционного визита смогут лично убедиться в том, что наши амбициозные планы не расходятся с делом. И мы искренне рассчитываем, что у них также будет возможность поделиться впечатлениями о Ванкувере.

В.В.Путин: Да, мы договаривались. Мы встретимся обязательно. Пожалуйста, Владимир Иванович.

В.И.Якунин: Спасибо, Владимир Владимирович. Докладываю о реализации программ по строительству 6 объектов, которые поручены РАО «РЖД».

Сегодня завершено строительство грузового двора: первая и вторая очередь. Первую очередь Дмитрий Николаевич Козак открыл 26 декабря текущего года. Сегодня полностью завершены все работы, там поставлен комплекс по производству цемента. И это являет собой завершение проекта, который называется, вообще говоря, олимпийский объект. То есть полностью закончен первый олимпийский объект из тех, которые были поручены РАО «РЖД».

В настоящее время ведется строительство второго грузового двора - в сроки, которые нам были определены, согласованы с «Олимпстроем». Мы также этот объект введем.

Из более сложных объектов хочу, конечно, упомянуть железнодорожную линию от Адлера до аэропорта Сочи. Сегодня также лично проверил состояние дел. Там уже заложено 8 опор, 6 в работе, 2 готовятся. Подготовлено место для тоннельной проходки, и все вопросы согласованы с краевыми органами управления и с муниципалитетом. Вопросов, по большому счету, здесь у нас не возникает. Работы ведутся в срок и в соответствии с тем планом, который был утвержден.

Самый сложный и самый ответственный объект для нас - это железнодорожный путь и совмещенная автомобильная дорога. Докладываю, что мы начали проходку штолен, прошли 400 метров. Ведем работу очень осторожно, памятуя о Вашем указании максимально обезопасить природу от возможного негативного последствия проводимых работ.

Ведем только щитовую проходку. Пока не используем взрывные, буровзрывные работы. Хотим пройти приблизительно 500 метров для того, чтобы убедиться, что геологоразведка полностью совпадает с реальным положением дел. И после этого приступим к более интенсивной работе.

Пассажирские терминалы железнодорожных станций Дагомыс, Сочи, Мацеста, Хоста, которые должны быть адаптированы под использование посетителями, гостями Олимпиады с ограниченными возможностями - проект создается, работы ведутся.

Что касается центрального терминала, то сегодня Вы сами заложили капсулу. Начало строительства осуществляется в соответствии с проектной утвержденной документацией, и будет вестись согласно плану.

В.В.Путин: Строительство нового терминала когда закончится?

В.И.Якунин: У нас строительство этого транспортного комплекса - 2012 год. Это не просто железнодорожный вокзал. Как я в прошлый раз докладывал, это комплекс, в котором будут совмещаться все виды наземного транспорта. И если позволят условия, то даже и морского транспорта, о чем мы еще должны переговорить с краевой администрацией. Но поддержка, по крайней мере идеологическая, такому концепту у нас имеется.

В.В.Путин: Это в 2012 или в конце 2011?

В.И.Якунин: У нас по плану предполагается, что полностью завершение должно быть в 2012 году.

Что касается еще одного объекта - это развитие пропускных возможностей участка Туапсе-Адлер, то здесь работы ведутся. Они также находятся под постоянным контролем и «Олимпстроя», и Дмитрий Николаевич Козак неоднократно выезжал на этот объект. Думаю, что здесь у нас не будет никаких проблем. За исключением того, что очень близко примыкают территории некоторых домов отдыха и санаториев. И из 11 санаториев, которые находятся на трассе, у нас с 9 сегодня подписано соглашение о том, что они должны немножко сдвинуть свои объекты.

Надеюсь, что с двумя в ближайшее время договоримся. Стараемся вести дело путем переговоров. В основном люди понимают, и отношение со стороны городских властей более чем позитивное.

У нас проблем сейчас такого плана не возникает. Проблемы возникают несколько другого плана... Даже не проблемы, а определенная, может быть, юридическая казуистика, если позволите такое выражение. У нас сам титул называется «строительство железной дороги Адлер-Красная поляна-"Альпика-Сервис"». Но поскольку объект Туапсе-Адлер также входит в число олимпийских объектов, у меня просьба рассмотреть вопрос - в принципе, Минтранс поддерживает, Дмитрий Николаевич поддерживает, - чтобы изменить название титула. Чтобы это было Сочи, не Адлер- «Альпика-Сервис», а «Сочи-"Альпика-Сервис"».

Это не потребует никаких бюджетных средств. Это не потребует никаких дополнительных вложений. Это просто создает возможность использовать положение закона об Олимпиаде для того, чтобы отчуждение земли происходило значительно проще. В противном случае это просто-напросто будет создавать задержки при реализации. Еще раз подчеркиваю, что это не требует никаких дополнительных - ни бюджетных, никаких других - вливаний.

Что касается финансирования - оно обеспечено за счет инвестиционной программы «РЖД», за счет средств, которые выделяет государство. И здесь от имени правления я бы хотел поблагодарить Вас и Правительство за то, что в части финансирования все, что предусмотрено, все планы реализуются в срок и в соответствии с графиком.

К сожалению, реализация проекта «интермодальные перевозки» должна была осуществляться и по идее осуществляется за счет выделения одного дополнительного процента в тарифы на грузовые перевозки. Но с учетом общего падения грузовых перевозок, по сути дела, это финансирование осуществляется за счет бюджета ОАО «РЖД» и той экономии, которой мы пытаемся добиваться.

На двух вопросах я хотел бы остановиться. Это - экономия бюджета. Докладываю Вам, что за 8 месяцев текущего года в результате активного переговорного процесса с поставщиками нам удалось снизить цены на 20%. То есть мы работаем в ценах практически конца 2008 года. Это, конечно, соответствующее подспорье.

Помимо этого, нам за 8 месяцев - как мы и докладывали в Правительстве, как и брали на себя обязательство - удалось сократить расходы на 110 млрд рублей. Это по решению Совета директоров и в соответствии с решением, которое принимало Правительство, когда определяло тарифный план по грузовым перевозкам железнодорожного транспорта.

Очень важно - и я хочу поддержать здесь руководство «Олимпстроя» - правильно подобрать компании, которые уже обладают определенным «ноу-хау» в области эффективного и олимпийского строительства, а также защиты экологии. В частности, мы создали специальную группу заказчика, службу и проектный офис, которые осуществляют инженерное сопровождение совместно с компанией Lavalin. Это канадская компания, которая осуществляет такую же работу в отношении ванкуверской Олимпиады.

Поэтому, по сути дела, мы в значительной степени сокращаем все эти временные интервалы, с точки зрения правильного согласования наших проектов с Олимпийским комитетом.

Что касается вопросов экологической безопасности, то докладываю, что научно-производственной фирмой «Экоцентр МТЭА» был разработан раздел проектной документации - «Оценка воздействия объекта на окружающую среду». То есть, это системная работа, которая позволяет отвечать на вопросы, адресованные к строителям ОАО «РЖД», компании, которую мы привлекаем. И, несмотря на то, что этот вопрос носит подчас весьма острый характер, мы доказываем, что все необходимые мероприятия по защите экологии этого региона нами выполняются.

Большую озабоченность у властей города и края вызывает состояние пляжей, которые находятся в полосе отвода железных дорог. Я хочу отметить, что за 20 прошедших лет на участке в 102 км нами было высыпано 2 млн кубометров щебня для того, чтобы эта полоса вообще сохранилась. Потому что здесь гидродинамика очень интересная, и эти пляжи просто снимаются. Для нас это - защита нашей инфраструктуры, по сути дела. Сегодня это, кроме всего прочего, и пляжи, которые используются гостями и жителями города Сочи. Мы разработали соответствующий подход. Рассматриваем возможность строительства специальных переходов через железнодорожную инфраструктуру. То есть, здесь мы также стараемся учитывать мнения граждан, проживающих в Сочи. И естественно, работаем с властями города.

В целом, все задачи, которые перед нами были поставлены, реализуются в соответствии с утвержденной программой. Отставаний ни по одному объекту нет.

Мы предполагаем, что в таком же темпе мы сможем работать и в дальнейшем.

Вопросы, которые существуют, хорошо известны Дмитрию Николаевичу. С Вашего разрешения я на этом останавливаться не буду, потому что это вопросы рабочего порядка, и они не носят стратегического непреодолимого характера. Есть вопросы, но это вопросы, которые мы решаем собственными усилиями.

В целом, по оценке, которую мы регулярно получаем из офиса Дмитрия Николаевича, претензий к деятельности и работе ОАО «РЖД» на олимпийских объектах не поступало, и работа ведется в соответствии с утвержденным порядком и графиком. У меня все.

В.В.Путин: Владимир Иванович, действительно РАО «РЖД» многое делает. Делает в срок и качественно. На что обратил внимание сейчас: Вы только что сообщили, что работаете по ценам конца 2008 года. Самые высокие цены в 2008 году были в августе, в конце года они несколько припали. Но совсем не так, как они должны были бы упасть, имея в виду кризисные явления в экономике в целом. Поэтому хвастаться здесь особенно вам нечем, и нужно дальше работать над большей рационализацией всех этих процессов и проектов и снижением их стоимости.

В.И.Якунин: Хорошо. Будем задачу решать.

В.В.Путин: Обязательно обратите на это внимание и некоторое время спустя доложите мне - какой результат. Спасибо.