«Одной из причин отставания отечественной фармацевтической промышленности является ее дезинтеграция. Необходимо стимулировать консолидацию отрасли. Создавать интегрированные структуры, объединяющие разработчиков и производителей лекарственных средств. Разумеется, применяя при этом рыночные механизмы».
«Неоправданно затянулся переход отечественных производителей на так называемые стандарты надлежащей производственной практики (GMP). В то же время необходимо понимать, что без внедрения GMP и других международных стандартов в этой сфере отечественная фармацевтическая отрасль не сможет на равных конкурировать с зарубежными производителями».
«Важно обеспечить изготовление на территории страны максимально широкой номенклатуры лекарственных средств, в том числе за счет размещения лицензионных производств и организации выпуска воспроизводимых препаратов - так называемых дженериков».
«Неоднократно ставилась задача по борьбе с контрафактными и фальсифицированными лекарственными препаратами. Кроме того, порой на наш рынок пытаются выбросить препараты с истекающим сроком годности. Все это - прямая угроза жизни и здоровью людей, и усилия по борьбе с ней ослаблять нельзя».
«Ясны и понятны задачи, стоящие перед государством и фармацевтическими предприятиями. Во-первых, необходимо решительно менять политику государственных закупок, установить здесь четкие, прозрачные правила игры на рынке, исключить лазейки и различные манипуляции для обхода конкурсных процедур. Когда конкурсы проходят честно - цены снижаются в десятки раз».
«Необходимо добиться, чтобы уже в ближайшие 2-3 года доля отечественных препаратов, приобретенных за счет бюджетных средств, составляла не менее половины в стоимостном выражении. Следует переходить на долгосрочные контракты с отечественными производителями на поставки лекарств для государственных и муниципальных нужд, корпоративных клиник и медцентров Академии медицинских наук».
«Один из основных финансовых источников реализации стратегии [развития фармацевтической промышленности] - это гарантированный сбыт лекарств, в том числе через механизмы государственных и других централизованных закупок, объем которых в нашей стране достаточно большой - он составляет порядка 230 млрд рублей в год. Однако отечественный производитель такой возможности - на постоянной и длительной основе иметь рынок - лишён. Так, в рамках федеральных программ лекарственного обеспечения на долю российских препаратов приходится менее 10% объемов контрактов».
«В проекте бюджета на 2010 год мы также сохранили и даже несколько увеличили расходы по основным медицинским программам. Имею в виду мероприятия нацпроекта «Здоровье», обеспечение лекарствами льготных категорий граждан и выплаты по «родовому сертификату». Не будут сокращены и дотации регионам на обязательное медицинское страхование».
«За последние пять лет ожидаемая продолжительность жизни в нашей стране выросла на 3 года и достигла почти 68 лет. Прямо скажем, многое еще нужно будет сделать в этом направлении, чтобы достичь европейских стандартов и уровня. Но мы видим с вами, что это - абсолютно выполнимая задача. Это значит, что меняется само качество жизни людей, приносят реальную отдачу те значительные инвестиции, которые были сделаны в последние годы и в здравоохранение, и в физическую культуру, и в развитие сети спортивных сооружений».
«Хочу также особо обратить внимание на следующее: с 2005 года в России растет рождаемость. И очень приятное для нас событие произошло. В августе этого года - только что это зафиксировано Министерством здравоохранения и социального развития и подтверждено Госстатом - впервые за последние 15 лет число родившихся превысило число ушедших из жизни. То есть впервые за 15 лет зафиксирован естественный прирост населения России».
«Мной подписано распоряжение о создании специальной Правительственной комиссии по предупреждению на территории России эпидемии, вызванной высокопатогенным вирусом гриппа. Вспышка такой инфекции зафиксирована в Мексике и ряде штатов Соединенных Штатов Америки. Российские санитарные службы уже предприняли ряд мер: ввели запрет на ввоз свинины и некоторых других мясных продуктов из стран Центральной Америки и из ряда штатов США. Установлен карантин в аэропортах, проводятся другие первоочередные мероприятия. Я прошу внимательно отслеживать ситуацию».
«Мною подписан ряд постановлений Правительства, направленных на решение актуальных проблем развития здравоохранения, социальной сферы, поддержки промышленности. Во-первых, как мы и договаривались, 4,2 млрд рублей мы направляем на развитие донорства и служб крови в субъектах Федерации. Будет закуплено современное оборудование, которое позволит сделать максимально безопасной заготовку крови, а также обеспечит её сохранность. Во-вторых, внесены изменения в целевую программу «Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями». Финансирование увеличивается на 5 млрд рублей, бóльшая часть которых будет направлена на борьбу с туберкулёзом. Проблема острая, нужно заниматься ею предметно, постоянно. Кстати, в условиях кризиса она становится еще более актуальной».
«Мы намерены серьезно продвинуться в развитии и повышении доступности современной медицинской помощи. Будет введено в строй 4 центра высоких медицинских технологий и продолжится строительство перинатальных центров. Начата программа улучшения помощи больным онкологическими заболеваниями».
«Мы не только увеличивали госвложения в социальную сферу. Но и создавали условия для притока сюда частных инвестиций. В том числе, освободили от налогов значительную часть расходов работодателей на медицинское обеспечение работников».
«Я тоже считаю, что рост цен на лекарственные препараты является необоснованно высоким, несмотря на изменение курса рубля. Потому что многие завозятся. Либо лекарства импортные, либо компоненты для производства лекарств завозятся. И, тем не менее, я думаю, что такой рост является необоснованным. Здесь несколько направлений для совершенствования нашей работы. И главное - совершенствование системы обязательного медицинского страхования. Вот на эти цели будем выделять необходимые ресурсы - первое. И второе - будем развивать свою собственную промышленность и систему здравоохранения».
«Что касается сложных и дорогих операций. Мы расширяем, увеличиваем количество так называемого государственного заказа. То есть, мы проплачиваем из бюджета количество этих операций. Но ясно, что в таких центрах, как Москва, Санкт-Петербург, других крупных центрах, все-таки невозможно обслужить все население страны. Поэтому есть программа строительства высокотехнологичных медицинских центров в регионах Российской Федерации. И некоторые из них уже запущены. Несмотря на финансовые трудности, мы все-таки доведем эту программу до конца. И там как раз предусмотрена помощь и онкологическим больным, и кардиобольным».
«Что меня очень беспокоит, если говорить об этой возрастной группе, о которой Вы упомянули, - высокий уровень наркотизации населения. Для этого региона, для Кузбасса, это, к сожалению, очень острый вопрос. Уровень наркотизации населения, особенно в молодежной среде, выше, чем в среднем по стране, и намного. Здесь нужно действовать сообща: и правоохранительные органы, и административные структуры, и общественные организации, и здравоохранение должны выработать эффективный план совместных действий».
«За счет активной политики демографического развития мы намерены стабилизировать численность населения страны, выйти на положительную динамику его прироста. <…> Не могу не отметить, что пока складывающаяся тенденция у нас в России в результате принятых в последнее время мер - я говорю это с удовлетворением – улучшается».
«Необходимо активизировать решение проблемы качественного и полноценного питания в школах, поскольку она тесно связана и с укреплением здоровья детей в период обучения, и с формированием навыков здорового образа жизни. В текущем году современные стандарты организации питания планируется внедрить в школах 21 субъекта Российской Федерации, в дальнейшем этот опыт должен распространиться и на другие регионы».
«Школьные спортивные залы и стадионы могли бы быть открыты для детей не только в часы проведения уроков, но и во внеурочное время. Конечно, нужен надзор за детьми, нужны тренеры, учителя, которые бы следили за ними, помогали заниматься. Им нужно платить за это. Такой же удобный режим работы должен быть и у спортивных объектов, расположенных по месту жительства. А в системах оплаты труда учителей физкультуры и спортивных организаторов нужно, как я уже сказал, предусмотреть специальные стимулы для повышения показателей здоровья учащихся, продвижение принципов здорового образа жизни».