ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

30 марта, 2009 16:01

В.В.Путин встретился с работниками предприятия ОАО «АвтоВАЗ»

Стенограмма встречи: 

В.В.Путин: Добрый день!

Вы знаете, что сегодня мы будем проводить большое совещание по автопрому, по мерам поддержки, которые наметили, чтобы поддержать отрасль, поддержать вас - тех, кто работает на предприятиях автопрома, в том числе на «АвтоВАЗе». Может быть, даже в первую очередь на «АвтоВАЗе», потому что здесь больше всего работающих - 103,7 тысячи человек, как мне сейчас сказали.

Это крупнейшее предприятие в нашей стране и одно из крупнейших в Европе - и по количеству работающих, и по количеству выпускаемых автомобилей. В прошлом году вы выпустили их рекордное количество - 800 с лишним тысяч. Правда, с учетом кризисных явлений конца прошлого года, все реализовать не удалось. Именно поэтому и возникли трудности. Поэтому мы сегодня будем заниматься выяснением вопросов, «расшивкой» этих сложных мест.

У меня несколько новостей: хорошие и плохие. С чего начнем? С плохих? Хорошо. Плохая заключается в том, что индексы мировой экономики, а мы от нее напрямую зависим, пока нас не радуют. Есть небольшие и очень скромные, но неуверенные сигналы позитивного характера, но в целом мировая экономика остается, безусловно, в стагнации: и финансовый, и экономический кризис продолжаются. Пока никто не может сказать, когда этот кризис достигнет так называемого дна, когда наступит худшее состояние, после которого должен начаться подъем.

Это, пожалуй, самое главное и вообще для всех секторов мировой и российской экономики, и для вашей отрасли - автопрома. Потому что она, безусловно, связана с поставщиками. Но самое главное - она связана с возможностью продавать свою продукцию, с рынком сбыта. А он снизился и в мире, и в России. Это главный фактор, который нас беспокоит.

Теперь хорошие новости. Они заключаются в тех мерах, которые мы уже предприняли, предпринимаем и дальше будем реализовывать для того, чтобы поддержать спрос и производство.

Какие это меры? Я сначала скажу о мерах общего характера, не только применительно к стране, а главным образом применительно к Самарской области. Мы приняли решение выделить 700 млн рублей на поддержание рабочих мест. Небольшие деньги выделяет и правительство Самарской области. И 300 млн - на развитие малого и среднего предпринимательства. Имею в виду, что здесь, на ВАЗе, у вас в главном офисе работают 103 тысячи человек, а на малых и средних предприятиях, которые, так или иначе, связаны с ВАЗом, работают свыше 200 тысяч человек. Эти средства на поддержку малого и среднего предпринимательства, так или иначе, должны положительно сказаться на деятельности самого предприятия.

Но это еще не все хорошие новости. Здесь сегодня в совещании будут принимать участие руководители ряда министерств и ведомств, которые должны будут мне доложить, когда они проведут тендеры на закупку для государственных нужд автомобилей самого разного класса, в том числе и вашего предприятия. Всего мы дополнительно в этом году выделили 12,5 млрд рублей на эти цели, и в самое ближайшее время - они уже затянули, и сейчас мы будем говорить, почему они затянули, - эти тендеры, торги будут проведены, а значит, часть и вашей продукции будет реализовываться.

Плюс мы выделили еще 20 млрд рублей дополнительно из федерального бюджета и рассчитываем привлечь 10 млрд рублей из региональных бюджетов так же на закупку автомобильной техники для нужд региональных и муниципальных властей - это на нужды МВД, на нужды здравоохранения, муниципалитетов и так далее.

Здесь, я думаю, что ваша доля участия будет заметной. 20 млрд рублей из федерального бюджета и 10 млрд рублей из региональных бюджетов - всего 30 млрд - это приличные деньги для того, чтобы поддержать спрос. Это касается всех предприятий. Но и это еще не все.

Есть меры поддержки, направленные напрямую на ВАЗ. Сегодня мы обсудим и окончательно примем решение по объему финансовых ресурсов, которые мы направим на то, чтобы ВАЗ рассчитался со всеми своими поставщиками и долгами.

Обсуждается цифра в несколько миллиардов рублей, свыше 20 млрд рублей - непосредственно для ВАЗа. Я знаю, что вас это тоже беспокоит - и инженерный состав, и рабочих - в состоянии ли будет предприятие выйти на линейку новых автомобилей. Думаю, что если все решения, о которых я сказал, будут реализованы, это возможно. А у меня сомнений в том, что они могут быть реализованы, никаких нет. Вопрос только в сроках. Сделать это нужно будет быстро, сегодня нужно будет определиться по окончательным параметрам и быстро сделать. Тогда ВАЗ сможет уже привлечь самостоятельно необходимые кредитные ресурсы - но они уже значительно больше, это свыше 90 млрд рублей - для того, чтобы выйти на новую линейку автомобилей. В этом случае вполне реализуемыми становятся планы на 2011-2012 и последующие годы.

Это то, что я хотел бы сказать вначале. С удовольствием отвечу на ваши вопросы.

И.А.Гусарова (председатель профкома тех/служб): Как Вы относитесь к тому, что в последнее время очень большой поток негативной информации про наш завод, про наши автомобили. Центральные газеты, различные радиостанции, телевидение - всем хочется "укусить" нас посильнее. Хотя сейчас Вы сказали, что у нас в прошлом году было рекордное количество продаж автомобилей. Мы первые, больше нас никто не продал! И потом, наверное, соотношение цена-качество на нашем заводе для нашего в общем-то небогатого населения есть. Почему так?

В.В.Путин: Я к таким кампаниям отношусь, безусловно, отрицательно. Если бы хоть как-то симпатизировал кампаниям подобного рода, меня бы сейчас среди вас не было. Конечно, у предприятия есть проблемы, так же, как и у всех других предприятий реального сектора экономики, и автопрома в том числе. А что, разве у наших предприятий автопрома в других городах нет проблем? Там есть проблемы, и их немало. Но в отличие от других предприятий, на «АвтоВАЗе» не было массовых увольнений. И это дорогого стоит.

Да, я знаю о сложностях, знаю о том, что многие категории работающих на «АвтоВАЗе» трудятся неполный день. Но все-таки менеджмент смог выстроить работу таким образом, чтобы избежать массовых увольнений. Это тоже важно. При этом не уронил качества, обеспечил то, что можно было сделать по сбыту.

Вот только сегодня я посмотрел информацию об автопроме других стран. Падение производства в Японии, по-моему, 35%, в Европе около 30%, в США примерно то же самое. На заводах General Motors уволено 34 тысячи человек.

Что касается качества и его соотношения с ценой. Да, конечно, предприятие работает в тех условиях, которые сложились за предыдущие десятилетия, и я согласен с такой постановкой вопроса. Может быть, можно было бы в прежние годы уделять больше внимания технологическому переоснащению. Но мы с вами знаем, что происходило в стране, в Тольятти, в 90-е годы: какие здесь были собственники и какие криминальные сюжеты вокруг «АвтоВАЗа». Оздоровить ситуацию - тоже потребовало определенного времени. Поэтому я еще раз хочу сказать: я отрицательно отношусь к таким кампаниям и уверен в хорошем будущем вашего предприятия.

Т.А.Кокорева (водитель-испытатель): В продолжение темы автопрома. Вы сказали, что для поддержки вы вкладываете немалые финансы. Будете ли вы финансировать наш завод, чтобы мы обновили ряд автомобилей? Все-таки наши автомобили на наших дорогах самые лучшие.

В.В.Путин: Это правильно. Нужно, конечно, обеспечить качество и выпускать новые марки автомобилей.

Я только что говорил об этом: для того, чтобы привлечь ресурсы для выпуска новых автомобилей, нужно разобраться с имеющимися финансовыми проблемами, с «кредиторкой», которая составляют свыше 40 млрд рублей, по-моему, 43-44 млрд.

Именно для этого мы приехали к вам - чтобы принять решение о том, сколько необходимо выделить «АвтоВАЗу» прямого фактически финансирования. Я не буду загружать вас различными наукообразными терминами. Вопрос в том, чтобы выделить прямые деньги предприятию по различным каналам, не важно, по каким. Что нужно, чтобы выйти из той ситуации, которая сложилась на это время? И это уже даст возможность привлечь кредитные ресурсы для новой линейки автомобилей.

Я уже говорил: это большие деньги - примерно 90 млрд. Но и здесь мы, конечно, подумаем о способах поддержки предприятия при привлечении этих финансовых ресурсов. Я сейчас не буду говорить о государственных гарантиях. Мы сегодня это обсудим для того, чтобы выйти из сегодняшней ситуации. Но в целом и в будущем возможна та или иная форма поддержки государства.

На что я хотел обратить внимание. ВАЗ недавно объявил о том, что немного повышает цены на свою продукцию. Объясняют это тем, что изменился курс рубля по отношению к основным мировым валютам - доллару и евро. Это удорожило немного импортную составляющую. Но то, что я сейчас скажу, очень важно: изменение курса рубля кардинальным образом увеличило вашу конкурентоспособность как сейчас, так и в ближайшую среднесрочную перспективу - я думаю, что года на два или на три. А это как раз то время, за которое предприятие сможет выйти на новую линейку.

В чем повышение этой конкурентоспособности? Здесь не нужно быть никаким специалистом. Допустим, иностранный производитель, ваш конкурент, производил и производит за границей автомобиль, производство которого ему там, за границей, стоит 10 тысяч долларов. По старому курсу он сюда привез и продал здесь эту машину за 250 тысяч рублей. Так? А по новому курсу - он за 10 тысяч долларов произвел, сюда привез, но за 250 тысяч уже не продать, уже надо выложить 330 тысяч. А ваша-то цена осталась прежней.

Это просто капитальным образом повышает вашу конкурентоспособность. Последствия этих мер, повторяю еще раз, могут быть сохранены в ближайшие 2-3 года. За эти 2-3 года предприятие, конечно, должно воспользоваться этой ситуацией, чтобы выйти на новый, качественный уровень производства.

А.В.Смирнов (рихтовщик): Владимир Владимирович, идут разговоры, - они, конечно, ничем не проверены - что завод, возможно, отпустит в продолжительный отпуск, на каникулы рабочих ВАЗа. После оказания помощи государства и налаживания рынка сбыта, возможна ли стабильная работа на заводе?

В.В.Путин: Мы для этого и приехали. Я думаю, что так оно и будет.

А.В.Смирнов (рихтовщик): То есть каникул не будет?

В.В.Путин: Вот менеджмент и руководство завода предпринимали меры, связанные с неполной рабочей неделей, с неполным рабочим днем и так далее. Все, что было сделано, должно быть максимально жесткими мерами. Ужесточать дальше я не вижу смысла. Иначе непонятно, как будут использованы те меры поддержки, которые мы сегодня выработаем, а они будут существенные.

Я сейчас не хочу просто забегать вперед, я объявлю об этом в завершение нашей дискуссии на совещании, но для этого мне сначала нужно послушать всех собравшихся - и руководителей предприятий, и руководителей отрасли, руководителей министерств и ведомств. Но в любом случае это будут существенные масштабные меры поддержки. Если сейчас предприятие справляется без тех мер, о которых мы будем говорить сегодня, то уж надеюсь, что в будущем, после принятия этих решений, работа будет еще более стабильной.

А.И.Захаров (председатель профкома цеха 48/5): Я 20 лет проработал на заводе. Я Вас слушаю и как рабочий делаю такие выводы: вливания туда-сюда на уровне государства, поддержка - это прекрасно. Вы нам, может быть, какой-то госзаказ дадите, который даст нам возможность выживать, но не жить теми темпами, которыми мы жили раньше. И я считаю, на сегодняшний день должен быть рынок сбыта. Сбыта именно для нас, россиян, чтобы мы имели возможность этот автомобиль приобрести. Пока мы с вами здесь разговариваем, наш автомобиль, кстати, подорожал на 10 тысяч рублей. А заработная плата у людей так и не растет. Для того чтобы рядовому россиянину накопить 50-60 тысяч, нужно как минимум полгода проработать, ущемляя семью. И вот это сдерживает покупку нашей автовазовской продукции.

А что делают банки, вы посмотрите! 18-20%, скрытые проценты. Кстати, я слышал, Вы сказали о льготном кредите для россиян на автомобили, которые выпускаются на российском рынке, до определенной суммы. Эта программа уже работает? Уже можно идти в банк или нет?

В.В.Путин: Можно.

Вы обратили внимание на самую существенную, самую важную проблему, проблему сбыта. Вы абсолютно правы: она не может быть решена исключительно государственными заказами и закупками, это только часть...

А.И.Захаров: И то очень маленькая

В.В.Путин: Да, небольшая часть решения проблемы. Поэтому самое главное - это, конечно, восстановить спрос на продукцию. Но я уже сказал Вашей коллеге, что изменение курса рубля по отношению к основным международным мировым валютам - это существенное изменение в пользу ВАЗа и предприятий отечественного автопрома и вообще отечественной промышленности, которые работают здесь, внутри страны.

Но, безусловно, мы должны обеспечить спрос самыми разными средствами, не только с помощью девальвации рубля. Нужно повышать уровень благосостояния граждан России, нужно повышать реальную заработную плату.

Вы очень хорошо подготовлены, Андрей - я согласен, нужно снижать банковские ставки. Это комплексная задача. Ставка рефинансирования Центрального банка, как вы знаете, сегодня составляет 13%. Связано это в том числе и с инфляцией: она не может длительное время находиться ниже инфляции, иначе банковская система просто развалится. Что нужно сделать для того, чтобы снижать инфляцию? Это целый комплекс мер.

Я сейчас не буду здесь разглагольствовать об этом, мы с вами до утра до следующего будем разговаривать. Но это целый комплекс мер по оздоровлению экономики: это и поддержка банковской системы, о которой мы говорили; это и повышение производительности труда; это обновление машинно-технического парка; это баланс между объемом денежной массы в экономике и выпускаемой продукцией, потому что, если просто денег вбросить, а товаров не произвести, только цены будут повышаться.

Мы очень ответственно должны к этому подходить, очень сбалансированно и аккуратно. Здесь нельзя ожидать, что результат будет достигнут мгновенно.

Вы сказали о том, чтобы работать, как раньше. Я обращаю ваше внимание, что в прошлом году вы выпустили 800 с лишним тысяч автомобилей. Это, по-моему, больше, чем в советские времена выпускали. Это был пик. Но пик не только вашего производства, пик развития мировой экономики и нашей.

После того как пошли эти кризисные явления, спад спроса просто неизбежен. Во всём автопроме он произошел. Во всём. Но меры, которые мы намечаем, я думаю, будут способствовать, пускай не такому быстрому, как нам бы хотелось, но все-таки неизбежному возврату к росту производства.

Реплика: Ну, это по заводу. Я имею в виду по рабочим.

В.В.Путин: Да, да, по заводу. Правильно. Тем не менее, некоторое снижение заработной платы есть. Это я вижу тоже. Было где-то в районе 19, сейчас 17 тыс. примерно, в среднем. Тем не менее, проблема с погашением кредитов существует. Вы знаете, конечно, в современных условиях, когда человек берет кредит, он должен рассчитывать на свои силы. Но ситуация изменилась, мы вошли в кризис, и, при всей жесткости поведения финансовых учреждений, они сами заинтересованы в том, чтобы реструктуризировать эти кредиты. Никто не заинтересован в том, чтобы плодить некредитоспособных клиентов. Мы помогаем банкам, повышаем их ликвидность, то есть объем средств, которыми они могут располагать для своей деятельности. И ведем с ними постоянную дискуссию о том, чтобы по ряду потребительских кредитов, в том числе по кредитам, взятым на приобретение жилья, они выстроили определенную программу реструктуризации. И государство помогает им это делать. Мы выделили специально 60 млрд рублей для Агентства ипотечного жилищного кредитования с тем, чтобы люди могли туда обратиться, а они, в свою очередь, в диалоге с банками могли бы реструктурировать эту задолженность. Такая программа запускается.

Кстати говоря. Вот вы меня спрашивали по поводу поддержки спроса. Здесь тоже приняты определенные решения. Сейчас вот программа запущена... Я не полностью ответил на ваш вопрос, сейчас вспомнил... Программа, связанная с субсидированием 2/3 ставки рефинансирования Центрального банка под автокредит, который берется гражданином на приобретение автомобиля в ценовой нише не свыше 350 тыс. рублей. Туда попадают полностью, ну почти полностью, все ваши модели. Если сказать по-честному, откровенно - в основном это было рассчитано на вашу продукцию. И совсем недавно я подписал постановление, которое окончательно оформило схему выдачи этих кредитов. Так что эта программа в ближайшее время должна заработать и, думаю, что на «АвтоВАЗе» тоже скажется.

Кстати, и некоторые ваши конкуренты тоже приспосабливаются к этому решению Правительства России. Ну, например, завод "Форд" понизил стоимость своих автомобилей до 345 тыс. рублей. Было раньше где-то 360-370, теперь они сделали 345. Это говорит о том, что компания приняла правильное решение, она хочет забраться в эту нишу и забирается в эту нишу, создает определенную конкуренцию. Для вас это определенная нагрузка, но для граждан России - это возможность выбора. В целом - неплохо.

Вопрос: Владимир Владимирович, а можно дополнение к Вашему ответу. Вот какой бы автомобиль нашего завода Вы бы приобрели?

В.В.Путин: Ниву. У меня есть. Скоро оформлю.

Вопрос: Владимир Владимирович, очень серьезный вопрос стоит у нас на заводе. Люди, отработавшие по 20-40 лет, очень больными уходят с завода. У нас есть ДМС, т.е. добровольное медицинское страхование. Люди идут с этим страхованием в больницы. Очень сильно подорожало лечение, очень сильно подорожали медикаменты. С чем это связано? И люди не могут проплатить операцию. В городе Тольятти очень дорогое лечение, очень дорогая медицина. С чем это связано? У нас люди иногда не доживают до операции, умирают. Очень много онкологических больных, которые не могут достучаться, чтобы действительно их лечили, а люди отдали заводу свои драгоценные годы. Скажите, кто это контролирует?

В.В.Путин: Мы будем и дальше поддерживать усилия самого предприятия. Но, как я уже вам сказал, предприятие настаивает на том, чтобы специальные объекты были переданы в муниципалитет и в область, с целью разгрузить свои расходы, связанные с основной деятельностью.

Вопрос: Это даст какой-то результат?

В.В.Путин: Я надеюсь.

Реплика: Больным?

В.В.Путин: Нет, речь сейчас не о больных, речь о самом предприятии. Так же, как мы забираем детские сады, так же мы готовы принять и спортивные сооружения. Это все здоровье людей на самом деле. Правда?

Реплика: Конечно.

В.В.Путин: Мы готовы забрать некоторые другие социальные объекты: дома отдыха и так далее. Повторяю еще раз. Первое, что мы делаем - выделяем финансирование, чтобы уровень обслуживания там не упал. Что касается в целом проблем здравоохранения, то об этом в последнее время очень много говорится. Министр много раз выступала публично. Я тоже считаю, что рост цен на лекарственные препараты является необоснованно высоким, несмотря на изменение курса рубля. Потому что многие завозятся. Либо лекарства импортные, либо компоненты для производства лекарств завозятся. И, тем не менее, я думаю, что такой рост является необоснованным.
Здесь несколько направлений для совершенствования нашей работы. И главное - совершенствование системы обязательного медицинского страхования. Вот на эти цели будем выделять необходимые ресурсы - первое. И второе - будем развивать свою собственную промышленность и систему здравоохранения.

Что касается онкологии, то есть специальная программа по онкологии. Мы будем дальше ее развивать и поддерживать. Мы ее не закрываем.

Что касается сложных и дорогих операций. Мы расширяем, увеличиваем количество так называемого государственного заказа. То есть, мы проплачиваем из бюджета количество этих операций. Но ясно, что в таких центрах, как Москва, Санкт-Петербург, других крупных центрах, все-таки невозможно обслужить все население страны.

Поэтому есть программа строительства высокотехнологичных медицинских центров в регионах Российской Федерации. И некоторые из них уже запущены. Несмотря на финансовые трудности, мы все-таки доведем эту программу до конца. И там как раз предусмотрена помощь и онкологическим больным, и кардиобольным. Очень хорошие коллективы собирают из ведущих научных и медицинских центров страны. Мы доведем эту программу до конца.

Вопрос: А где эта программа?

В.В.Путин: Она уже идет. Уже 4 или 5 центров запущены. Я говорю сейчас в целом по стране.

Вопрос: Можно? Петров Владимир, цех 45-2. Вопрос такой. В настоящее время по каналам центрального телевидения мы часто видим очень агрессивную рекламу продукции импортных производителей, в том числе автомобилей. Возможно ли увеличение рекламного времени на поддержку отечественной продукции на канале ВГТРК?

В.В.Путин: Возможно, но это делается за счет производителя.

Реплика: За счет производителя?

В.В.Путин: Конечно!

Реплика: А государство?

В.В.Путин: У вас кто является акционером «АвтоВАЗа»? Рособоронэкспорт, «Тройка-Диалог», «Рено», и часть акций свободно продается и покупается на рынке, насколько я представляю. В том числе они есть, наверное, у менеджмента, у работников предприятия. Государство там не присутствует.

Реплика: Но ВГТРК - канал государственный.

В.В.Путин: Государственный.

Реплика: А почему бы не поддержать?

В.В.Путин: Он существует за счет денег и тоже нуждается в поддержке. Тоже приходят ко мне за деньгами и говорят, что у них сократился бюджет, упал рекламный рынок, им нужно обеспечивать вещание в городах с населением менее 200 тысяч человек, где оно является убыточным, и так далее, и так далее. Там свои финансовые проблемы, и их много. Нужно обеспечивать вещание на всей территории страны, и за рекламу они получают деньги по существующим ставкам и стандартам.

Представьте себе, если мы из федерального бюджета начнем рекламировать «АвтоВАЗ», чего бы мне лично очень хотелось. Тогда завтра ко мне придут производители стали, игрушек, еще чего-нибудь и скажут, что у них тоже важный товар. И тогда у нас не хватит денег, чтобы реализовать программу по развитию системы обязательного медицинского страхования, о чем беспокоится ваша коллега. Очень важная проблема. Или, скажем, не хватит средств, чтобы поддержать развитие пенсионной системы, что мы обязательно должны сделать и сделать надежно и эффективно.

Вообще, а в условиях кризиса особенно, основная обязанность государства заключается в том, чтобы обеспечить социальные гарантии граждан. И на это мы будем тратить основные средства бюджета. По сравнению с прошлым годом мы не сократили расходы, несмотря на то, что доходов стало почти в два раза меньше, а даже немного увеличили. Просто в рамках этих расходов мы немного переставили одну позицию на другую. На какие позиции мы переставили больше денег? На социальную поддержку, на выплату пенсий, пособий, на медицину, на образование.

В самом начале беседы я говорил о том, что мы выделяем Самарской области 700 млн рублей на поддержание рабочих мест и 300 млн - на малый и средний бизнес. Откуда они берутся? Они берутся из того, что мы дополнительно выделили деньги на развитие малого и среднего бизнеса - 30 млрд рублей. Мы раньше не предусматривали таких расходов: 43,7 млрд - на поддержку рабочих мест. Вот из этих ресурсов мы Самарской области отдали деньги, о которых я сказал. Но мы их перераспределили из других расходов и в целом увеличили расходы бюджета, не намного, правда, но немножко увеличили по сравнению с предыдущим годом. А доходы почти в два раза упали. Откуда взять? Из резервов, которые были накоплены в прошлые годы. Но даже оттуда мы не можем взять так много, как бы нам захотелось, по двум причинам.

Первое - нам нужно эти резервы все-таки сохранять на будущие годы, потому что не известно, как долго эти кризисные явления в мировой и нашей экономике сохраняться. Нам нужно действовать очень аккуратно, рачительно, без всяких всплесков, но надежно. Это первое.

И второе - инфляция. Вот говорили о ставках, банках и так далее. А они связаны с инфляцией. Если мы вбросим в экономику денег больше, чем произведем товаров, то инфляция подскочит и сожрет все наши усилия по доходам, а значит, и по спросу на вашу продукцию и на продукцию других отечественных предприятий. Каждое действие в экономике имеет свои последствия - оно должно быть взвешенным и сбалансированным.

Вопрос: Я хотела бы еще спросить по программе «Молодая семья». Вы сказали, она действует до 30 лет?

В.В.Путин: Ну, вот губернатор сидит, он мне сказал до 30 лет.

В.В.Артяков (губернатор Самарской области): До 35 лет.

Реплика: А почему, если супругу уже 35 лет, люди не попадают в эту «молодую семью»? Почему бы не сделать так, чтобы хотя бы один из супругов попадал в эту программу?

В.В.Путин: Просто больше денег надо будет из бюджета.

Реплика: Ну, понятно. Но как-то же надо молодым людям помогать.

В.В.Путин: Ну, какой же он молодой, если ему уже за полтинник?

Реплика: Почему - супругу 35 лет, а жене 30 - почему они не попадают в «молодую семью»? Надо продлить как-то. Сейчас браки стали намного взрослее. Если раньше выходили замуж рано, то сейчас... в 28 лет поженился, туда-сюда, и уже не успеваешь попасть в эту программу.

В.В.Путин: Я в целом разделяю Вашу точку зрения, надо будет с губернатором обсудить, хватит ли у него денег в бюджете на это.

В.В.Артяков: Мы уже повышали возрастной ценз.

В.В.Путин: До какого возраста?

В.В.Артяков: Началось с 28 лет, потом повысили до 30 лет...

В.В.Путин: Тут некоторые заключают браки и в 70 лет, и у некоторых - это первый брак. Интересно, это молодая семья или нет?

Я имею в виду, что брак первый, семья только что создана, она, конечно, молодая, но имею в виду еще и возраст брачующихся, вроде они попадают... Это дискуссионный вопрос, мы еще пообсуждаем, ладно?

Е.К.Ким (слесарь-сборщик): Я являюсь председателем комиссии по работе с молодежью. В местной прессе у нас, в частности в газете Present, прошла информация о том, что на 5% будут снижены отчисления из бюджета по программе «Молодая семья». Насколько это верно? И если это правда, то настолько ли это необходимо для страны?

В.В.Путин: Вы знаете, к стране это не имеет прямого отношения, потому что это решение региональных властей. Я еще раз хочу повторить: губернатор заверил меня в том, что эта программа будет. Там возможна некоторая корректировка. Процентов пять - это много или мало - я не знаю. Главное, мне кажется, в том, что она вообще сохраняется.

Е.К.Ким: Еще вопрос. Ни для кого не секрет, что молодым специалистам, только-только окончившим институт, очень трудно устроиться на достойную работу. Допустим, пришел на рынок труда - его с наибольшей долей вероятности ждут два варианта: либо скажут, что нужен стаж, а если нет работы, то нет и стажа, - получается круговорот.

Второй вариант - он становится так называемой в экономике дешевой рабочей силой. Либо ему предоставляют низкооплачиваемую работу, якобы с дальнейшей перспективой, либо его сажают в офис на работу, которая должна оплачиваться достойно, но дают испытательный срок, скажем, три месяца, после которого говорят: «Извините, Вы нам не подходите». И на его место нанимают другого, такого же. На государственном уровне возможно принять какое-то решение по социальной защищенности именно этой категории?

В.В.Путин: Конечно, можно себе представить, что работодатели манипулируют: берут человека на 2-3 месяца, потом выгоняют, берут другого на такой же срок и таким образом постоянно используют дешевую рабочую силу. Но, во-первых, все-таки существуют профсоюзы, и они должны внимательно следить, чтобы такой манипуляции не было. Это абсолютно недопустимая вещь.

Что же касается в целом решения проблемы, то я думаю, что ее решение лежит вот где. Предприятия, высшие учебные заведения, включая профессиональные технические училища, средние учебные заведения, лицеи и техникумы должны работать в тесном контакте друг с другом. С тем, чтобы предприятие знало, кто может прийти к ним работать, выставляло бы, по сути, заказ на подготовку тех или иных кадров, вело бы их по ходу обучения и принимало бы потом на работу. Более того, такая практика на ряде предприятий вводится в настоящее время. В том числе даже с оплатой определенной части стипендии. В целом, мне кажется, это оздоровило бы ситуацию на рынке труда.

Вопрос: Владимир Владимирович, в то время, когда Вы были Президентом России, на одном из расширенных совещаний Вам предложили в какой-то кризисной ситуации, по-народному говоря, потеребить Стабилизационный фонд. Мне понравился Ваш ответ, дословно я его не помню, но суть такова: руки прочь от этого.

Вопрос у меня один, но он как бы разветвляется. В данный момент деньги расходуются на помощь предприятиям, в частности нашему, из Стабилизационного фонда? И в унисон этому вопросу: Вы тогда говорили, что Стабфонд - это деньги будущего поколения. Если из Стабилизационного фонда - будущее поколение с деньгами будет или без денег?

В.В.Путин: Мы разделили этот фонд на несколько составных частей. Те средства, которые мы сейчас направляем - по сути, из наших резервов. Ну, из этого же источника. Часть накопленных ресурсов мы определили для того, чтобы использовать их на поддержание дееспособности пенсионной системы. А часть резервных фондов мы определили на другие цели. И вот из них сейчас берем ресурсы для того, чтобы обеспечить без внешних заимствований дефицит бюджета, который у нас будет примерно 7,4%, около 8%. Отсюда же берем деньги на поддержание банковской системы, на поддержание реальных секторов экономики, в том числе и автопрома. Но наша цель заключается в том, чтобы рачительно использовать эти ресурсы и в какой-то момент начать их пополнять.

Мы не собираемся все это «сводить под ноль». Наша задача в том, чтобы использовать их сегодня, для того чтобы мягко перевести экономику в соответствие с реалиями сегодняшнего дня в мире и у нас в стране, выработать противоядие против существующих проблем и выйти дальше снова на путь стабильного развития и накопления этих резервов.

Ведь дело в чем, понимаете? Мы накопили определенные обязательства, мы подняли уровень заработной платы в бюджетной сфере, подняли и заявили о том, что должны и дальше поднять пенсии. К концу этого года должны выйти к тому, чтобы социальная пенсия была не меньше прожиточного минимума пенсионера. Она маленькая, но у нас до сих пор этого не было.

Заявили другие социальные приоритеты по здравоохранению, по образованию. Эти расходы уже заложены. Мы кое-что подсократили, но не можем резко это сократить, обвалить, сделать жесткую «посадку». Поэтому мы сейчас из резервов эти денежки немножко взяли, запланированные расходы осуществим, приспособим экономику к реалиям сегодняшнего дня. Еще раз повторяю: уверенно выйдем на нормальное функционирование и на новые условия роста и вернемся к накоплению этих резервов.

Ответственная финансовая политика и рост резервов - это одни из основных составляющих нашей деятельности на среднесрочную перспективу.

Я хочу поблагодарить. Мне кажется, беседа была очень интересной, содержательной. Но мне пора выдвигаться уже для того, чтобы поговорить с коллегами по проблеме автопрома. Спасибо вам большое.