«Новая экономика, которую мы создаём, должна востребовать и помочь раскрыть огромный потенциал нашего народа. И это именно та цель, к которой мы вместе стремимся. Уверен, мы обязательно её достигнем».
«У экономики есть огромное социальное, человеческое измерение. Главный результат нашей работы – это растущий уровень жизни российских семей, современные рабочие места, реализация творческих и деловых проектов, свобода и возможность для миллионов наших граждан создать собственное дело».
«Особый приоритет всегда уделялся реализации крупных системных инновационных и инфраструктурных проектов. Хотел бы отметить такие знаковые проекты, реализованные с помощью ВЭБа, как строительство крупнейшего в России комплекса по производству полипропилена “Тобольск-Полимер”, создание пассажирского самолёта “Сухой Суперджет-100”, создание Калужского автомобильного кластера, модернизация Тихвинского вагоностроительного завода, реконструкция Хабаровского нефтеперерабатывающего завода. <…> Кроме того, Внешэкономбанк сформировал новые институты, направленные на поддержку и развитие конкурентоспособности российской экономики. В этом году начал работать Российский фонд прямых инвестиций, который призван расширить приток прямых капиталовложений в нашу экономику».
«Напомню, что в прошлом году Правительство утвердило стратегию инновационного развития России до 2020 года.<…> Предстоит как глубоко модернизировать, так и создать новые отрасли. Технологическое перевооружение должно стать не точечной, а массовой практикой, по сути, моделью развития. Кроме того, России необходимо существенно расширить своё присутствие и на мировых рынках высокотехнологичной продукции».
«Новая экономика России – это экономика диверсифицированная, где кроме современного топливно-энергетического комплекса будут развиты и другие конкурентоспособные сектора.<…> Это – эффективная экономика, с высокой производительностью труда и низкой энергоемкостью. <…> Это – высокопроизводительные рабочие места с высокой оплатой. <…> Это – экономика постоянно обновляющихся технологий. <…> Это – экономика, где малый бизнес представляет не менее половины рабочих мест в экономике».
«Восстановление инновационного характера нашей экономики надо начинать с университетов – и как центров фундаментальной науки, и как кадровой основы инновационного развития. Международная конкурентоспособность нашей высшей школы должна стать нашей национальной задачей. Мы должны иметь к 2020 г. несколько университетов мирового класса по всему спектру современных материальных и социальных технологий».
«Российская экономика может не только покупать – она может порождать инновации. Наше место в будущем мире зависит от того, используем ли мы свои возможности. Высокий уровень образования населения, огромное наследие фундаментальной науки, наличие инженерных школ, сохранившаяся во многих отраслях база опытного производства – мы обязаны задействовать все эти факторы».
«Иметь экономику, которая не гарантирует нам ни стабильности, ни суверенитета, ни достойного благосостояния, – для России непозволительно. Нам нужна новая экономика, с конкурентоспособной промышленностью и инфраструктурой, с развитой сферой услуг, с эффективным сельским хозяйством. Экономика, работающая на современной технологической базе. Нам необходимо выстроить эффективный механизм обновления экономики, найти и привлечь необходимые для нее огромные материальные и кадровые ресурсы».
«Продолжим работать над развитием систем связи, навигации и гидрографии в Арктике, прежде всего с использованием российской системы глобального позиционирования (ГЛОНАСС). Наши специалисты уже приступили к созданию многоцелевой спутниковой системы “Арктика”, которая будет собирать информацию о состоянии природной среды Крайнего Севера. Кроме того, просчитывается и проект открытия ледостойкой платформы-обсерватории “Северный полюс”».
«Программы инновационного развития должны опираться на прочную базу фундаментальных и прикладных исследований. И если во втором случае здесь многое должен сделать бизнес, то, что касается фундаментальных исследований, конечно, это прежде всего забота государства. Наша цель – сформировать сбалансированный и динамично развивающийся сектор исследований и разработок, в полной мере отвечающий вызовам сегодняшнего дня. В ближайшие 10 лет нам потребуется более чем вдвое повысить уровень вложений в НИР и НИОКР – до 2,5–3% от ВВП страны, причём более половины этих инвестиций должно поступать из бизнеса».
«Мы работаем и над созданием общих площадок, на которых научные центры, производители и потребители конечной продукции машиностроения отрабатывали бы новые технологии изготовления и внедрения современного оборудования. Речь идёт прежде всего о так называемых технологических платформах. Такие площадки будут работать на принципах государственно-частного партнёрства».
«Государство призвано создать комфортные условия для разработки и внедрения инноваций, поддержать наших производителей на высокорискованном этапе научных и опытно-конструкторских работ, особенно там, где может быть создан собственный прорывной продукт, заделы для разработки радикальных новшеств».
«Наша задача заключается в том, чтобы на территории России действовала вся технологическая, промышленная цепочка: от проведения НИРов и НИОКРов до изготовления комплектующих и крупносерийного выпуска продукции. Это принципиально важно для того, чтобы именно у нас в стране появились новые высокооплачиваемые рабочие места, поддерживался высокий уровень технологической, инженерной, конструкторской, производственной культуры».
«Среди первых технологических платформ, которые мы намерены создать, целый ряд напрямую связан с биотехнологиями. Это такие платформы, как “Медицина будущего”, “Биоиндустрия и биоресурсы”. Такой выбор продиктован современными тенденциями, той возрастающей ролью, которую играет биология в медицине, во многих отраслях промышленности, в энергетике, в сельском хозяйстве».
«Основным мотором, источником инвестиций должен быть бизнес. Государство, в свою очередь, готово будет разделить с ним ответственность при выполнении высоко-рискованных НИОКР и НИР, при необходимости предусмотреть иные меры поддержки, например, вложиться в строительство инфраструктуры».
«Формат технологической платформы позволяет объединить усилия государства, науки, образования, бизнеса вокруг прорывного инновационного проекта – проекта, который на выходе даст передовые, а главное, коммерчески привлекательные технологии, товары и услуги».
«Технопарки, особые экономические зоны, госкорпорации, банки с госучастием, фонды поддержки инноваций и научно-образовательные центры – всё это должно быть эффективно использовано для развития страны, для технологического обновления».
«Считаю, что регионы, муниципалитеты должны быть ключевыми участниками процесса инновационного развития. Только за счёт федерального центра, отдельных проектов и программ инновационный поворот невозможен. <…> Мы должны максимально поддержать инновационную активность на местах, в субъектах Федерации, предоставить в их распоряжение эффективные инструменты развития».
«За 2009–2010 годы национальные исследовательские университеты в ЦФО уже получили 5 млрд рублей. За 2010–2011 годы получат на свою программу развития ещё 5 млрд рублей из федерального бюджета. Ещё 19 млрд мы выделили на реализацию совместных высокотехнологичных проектов вузов и частного бизнеса. Российские компании смогут воспользоваться результатами НИОКР, продвинуть на рынок новые продукты и технологии, а университеты со своей стороны обновить исследовательскую базу, обеспечить престижной, перспективной работой своих сотрудников. Обращаю внимание: особенно важно привлечь к ней студентов и аспирантов, дать молодёжи шанс самореализоваться, закрепиться в сфере науки и высоких технологий».
«В приоритетном порядке федеральные деньги получат те наукограды, которые добиваются лучших результатов в инновационном развитии, реализуют значимые научные и технологические проекты, занимаются успешной коммерциализацией полученного интеллектуального продукта, интеграцией науки и производства. Само время, глобальные тенденции быстро меняющегося мира требуют кардинального роста конкурентоспособности отечественного образования и науки. Необходимо привлекать в российские вузы лучших специалистов нашей страны, из-за рубежа. Для этого мы запускаем программу грантовой поддержки».
«В настоящее время в России сформировался целый ряд инструментов, с помощью которых государство и частный бизнес обеспечивают развитие науки и инноваций. Это государственные программы, целевые научно-технические фонды (компании с государственным участием), частные инвестиционные и венчурные фонды. Важно, чтобы государственные фонды нашли своё место в этой системе поддержки науки и инноваций, чётко определили те позиции, где их работа наиболее востребована и не имеет альтернативы».
«Мы выбрали в качестве приоритета модернизацию экономики страны, развитие высоких технологий. Так вот, система ГЛОНАСС - это высокие технологии в прямом и переносном смысле этого слова, без которых модернизация страны невозможна. Мы истратили на продвижение этого проекта уже 60 млрд рублей. Мы прошли пик финансовых расходов на эту программу, потому что сформировали в основном спутниковую группировку. В ближайшее время мы эту группировку дооснастим, она у нас будет полной, полноценной и будет в прямом смысле этого слова глобальной».
«Удельный вес инновационной продукции в российской экономике - немногим более 5 процентов. Доля предприятий, осуществляющих технологические инновации - меньше 10 процентов. Причин здесь много. Так, у нас практически не было эффективных экономических стимулов к внедрению инноваций. Отсутствовала здоровая конкурентная среда, которая подталкивает предприятия к обновлению. В зачаточном состоянии находилась национальная инновационная инфраструктура. Сказывался и дефицит «длинных денег» под инновационные проекты. Число инновационных компаний, безусловно, должно расти. Любой результат, который позволит укрепить позиции России на рынках инновационной продукции и услуг, - уже оправдает наши усилия».
«Дальнейшее построение глобальной навигационной системы входит в число наших несомненных приоритетов. Во-первых, развитие ГЛОНАСС формирует серьёзный спрос на новые технологии и современный интеллектуальный продукт. Во-вторых, принципиально меняет практику управления в экономике, повышает эффективность на транспорте, в сельском хозяйстве, в жилищно-коммунальном хозяйстве, предоставляет широкий спектр востребованных услуг для граждан. Всё большее значение система приобретает и в сфере обеспечения безопасности. Специалисты прекрасно знают, что без системы глобального позиционирования невозможно развитие высокоточного оружия. Даже в Министерстве внутренних дел использование системы ГЛОНАСС позволяет серьезно повышать раскрываемость преступлений по «горячим следам»».
«У нас есть такой мощный инструмент как система государственных закупок. Но, надо прямо сказать, он используется неэффективно и не ориентирует поставщиков на инновационное развитие. Этого пока, к сожалению, нет. Считаю, что программы закупок должны включать обязательный инновационный компонент. Потенциальные поставщики, бизнес должны видеть, что государство намерено покупать современную продукцию, и что доступ к бюджетному заказу в первую очередь будет открыт тем, кто занимается инновациями».
«В 2010 году мы выделили порядка 1 трлн 100 млрд рублей (или более 10% федерального бюджета) на фундаментальную и прикладную науку, на высшее образование, на высокотехнологичную медицинскую помощь, профильные федеральные программы. Какие это профильные федеральные программы? Это авиация, космос, Росатом. И, как мы понимаем, это деньги очень приличные».
«Мы должны продолжить создание институциональных и других условий для внедрения высоких технологий. И дальше продолжать снимать административные барьеры на пути инновационного бизнеса, модернизировать государственный сектор науки».
«Ещё одна тема - это продвижение отечественных инновационных продуктов, стимулирование спроса на них как внутри страны, так и на внешних рынках. Новые знания и технологии не должны лежать «под сукном», не должны оставаться «мёртвым грузом». Мы с вами все прекрасно понимаем - такой капитал, как известно, очень быстро обесценивается и стареет. Чтобы этого не произошло, чтобы страна могла зарабатывать на знаниях, предстоит сформировать полноценный рынок интеллектуальной собственности, а также, по сути, заново создать механизмы распространения научной и технической информации, сделать её открытой и максимально доступной для потенциальных партнёров, инвесторов и потребителей».
«У нас должна появиться единая информационная база НИОКРов, выполняемых по заказам федеральных органов власти. Естественно, она должна быть как можно более открытой и доступной».
«Государство заявило о своём принципиальном выборе в пользу устойчивого развития на основе инноваций и современных технологических решений. Были сделаны серьёзные шаги по формированию системы институтов и инструментов модернизации инноваций. Однако скажем прямо: по-настоящему инновационного у нас пока слишком мало. И нам предстоит большая, кропотливая работа, построенная не на лозунгах и призывах, а на реальных делах».
«Мы начали практически одновременно работу по созданию аналогичной системы [ГЛОНАСС]. У них, насколько мне известно, сейчас на орбите два спутника, а у нас уже полная группировка для того, чтобы работать на всей территории Российской Федерации - 21 спутник. И мы еще должны в этом году усилить группировку 6 аппаратами. Таким образом, наша система действительно будет носить глобальный характер, покроет весь земной шар. Но для того чтобы она работала эффективно, ее нужно коммерциализировать. Нужно добиться того, чтобы на транспорте - на наземном, на воздушном, на морском транспорте, на железной дороге эта система активно внедрялась».
«Я хочу, чтобы нас с Вами сегодня услышали и в регионах, и муниципалитетах, чтобы руководители тех структур знали и понимали, что это общенациональная задача - внедрение этой системы [ГЛОНАСС]. Но решить ее эффективно мы можем только с их помощью и при их поддержке. Нужно, чтобы и городской транспорт, и медицинский транспорт, транспорт МЧС, и милиции оснащались такими системами космического позиционирования».
«В ближайшие годы мы должны полностью отстроить систему предоставления государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Речь идёт об информационных и сервисных порталах, интегрированных каналах связи, ведомственных и региональных банках данных. Каждый гражданин в любом регионе или муниципалитете должен получить доступ к этой новой инфраструктуре, чтобы он мог пользоваться всеми её возможностями и преимуществами».
«Человеку необходимо иметь свой персональный «электронный ключ» к современным высокотехнологичным услугам. Роль такого «ключа» сейчас играет социальная карта. Во многих субъектах Федерации уже есть успешный опыт её внедрения и применения, в том числе и здесь, в Башкортостане. В республике выдано более 150 тысяч таких карт. <…> Обращаю внимание: карта должна быть универсальной, открывать доступ ко всему набору государственных электронных сервисов, приниматься во всех ведомствах и, желательно, на всей территории».
«Информационные технологии уже давно перестали быть чем-то абстрактным, непонятным. Люди пользуются этими электронными услугами и пользуются с удовольствием, потому что это облегчает им «хождение по мукам». Информационные технологии уже давно перестали быть, как я сказал, чем-то непонятным для граждан. Это реальный, работающий фактор национальной конкурентоспособности».
«В рамках программы [Федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии»] предстоит создать технологии нового поколения, которые позволят строить более эффективные и экологически чистые атомные электростанции. Речь идёт о так называемом замкнутом цикле, который обеспечивает рациональное использование природного урана и сокращает объемы отработанного ядерного топлива, а значит, сокращает объемы, которые нам необходимо перерабатывать и утилизировать.
«Мы при этом заинтересованы, чтобы изучение недр, а затем и добыча полезных ископаемых была предметом деятельности не только государственных компаний либо компаний с государственным участием, крупных компаний, но и компаний мелкого и среднего бизнеса. Значительная роль в этой работе может быть отведена и этим компаниям. Правда, для того чтобы эта работа была эффективная с точки зрения экономики, нужно снижать издержки, затраты этих компаний на этот вид деятельности. Издержки, прежде всего, связаны, конечно, с избыточными административными барьерами, о чем мы многократно с вами говорили. Если речь идет, скажем, об общераспространенных ископаемых, таких как гравий, глина, песок и так далее, которые используются для местных нужд и, прежде всего, в строительстве, то эффект от развертывания такой работы мог бы быть значительным и заметным. <…> В качестве одного из первых шагов по решению проблемы предлагается отменить плату за получение информации из Государственного фонда недр, что, конечно, повысит доступность этих данных для бизнеса, снизит издержки для тех, кто уже занимается освоением недр, или тех, кто только планирует начать эту работу».
«В последние годы нам удалось действительно переломить негативную тенденцию сокращения объемов геологоразведки - по всем основным полезным ископаемым обеспечивается прирост запасов. Если в середине 90-х годов мы говорили, и говорили не без основания, что мы проедаем то, что было разведано раньше, то сейчас ситуация изменилась кардинально. По оперативной информации, в прошлом 2009 году были достигнуты неплохие результаты. Для примера, газа было добыто 582 млрд кубических метров, а разведано 650 млрд. То же самое по урановым, железным рудам и по другим металлам».
«15 декабря был запущен в эксплуатацию Единый портал государственных и муниципальных услуг в сети Интернет. Он содержит информацию о важнейших услугах, перечень которых был утвержден Правительством, а также о ряде других услуг федеральных органов власти, которые будут востребованы как гражданами, так и юридическими лицами. Уже в ближайшее время надо продолжить реализацию плана перехода на предоставление госуслуг в электронном виде. По каждому ведомству утверждены жесткие графики, они должны неукоснительно соблюдаться».
«Мною утвержден, как вы знаете, перечень продукции, которая должна закупаться для федеральных нужд исключительно на электронных торгах. Перечень включает в себя 23 позиции: это пищевые продукты, полиграфическая продукция, офисная мебель, автомобили и так далее. Эта мера является антикоррупционной, поскольку использование интернет-технологий исключает личные контакты между органами власти и поставщиками товара на стадии размещения заказа. Кроме того, аукцион подобного рода обеспечивает существенную экономию бюджетных средств. Практика применения это самым ярким образом подтверждает».
«Сегодня мы принимаем решение о серьезном сокращении перечня товаров, подлежащих обязательной сертификации. В результате доля сертифицируемой продукции снизится с 78% до 54%. Напомню, что в европейских странах она еще гораздо ниже».
«Подготовлен исчерпывающий перечень платных услуг, необходимых для оформления юридически значимых документов. Он, этот перечень, сокращен более чем в 2 раза - до 19 платных услуг. Коммерческие фирмы лишаются возможности быть посредниками при их оказании».
«Вводится прямой запрет требовать от граждан и предпринимателей документы, не предусмотренные регламентом оказания соответствующей государственной услуги. За нарушение этой нормы чиновники будут привлекаться к административной ответственности».
«Импортозамещение не является самоцелью, и иногда выгоднее эффективно функционировать в рамках международного разделения труда, получать дешевый качественный продукт от наших партнеров за границей. Но в некоторых случаях мы, конечно, должны уделять внимание импортозамещению. Потому что даже там, где на первый взгляд не пахнет, скажем, обороной и безопасностью, в конечном итоге многие вещи, связанные с оборонкой, лежат в сфере гражданского производства. И на это мы не можем не обратить внимания».
«Наша цель - не закрытие внутреннего рынка и консервация отсталости, а, наоборот, создание по-настоящему конкурентоспособных новых производств, выпускающих качественные и востребованные потребительские товары».
«Мы будем сейчас на правительственном уровне готовить соответствующие решения, исчерпывающий перечень платных услуг населению. Исчерпывающий перечень. Все остальное должно быть бесплатно. Надо выгнать поганой метлой всех посредников отсюда, чтобы между гражданином и органом власти не встала бы никакая организация, к которой бы пинками загоняли граждан для того, чтобы они там оставляли свои деньги».
«Россию, так же как и любую другую страну, - хочу это подчеркнуть - не может устраивать роль поставщика на мировой рынок, главным образом, первичного сырья. Причем это касается любого сырья - и углеводородов, и биоресурсов, и древесины. Россия, как и любая другая страна, заинтересована в максимально эффективном и рациональном использовании своих природных богатств - это наша стратегическая задача. Будем решать её путем трансформации экономики, снижения сырьевой зависимости, внедрения инновационных, высоких технологий».
«Любая страна, каждая страна, все страны мира стремятся к тому, чтобы уменьшить количество вывозимого сырья и увеличить объем переработки на своей собственной территории. Ничего оригинального здесь Россия не делает - мы хотим развивать свою страну и свою экономику. Что здесь плохого? Но я повторяю, мы стараемся достигать этой цели не за счет кого-то, поэтому делаем это аккуратно, заранее говорим о своих планах, предупреждаем. Более того, идем навстречу даже и по другим вопросам».
«Еще раз хочу повторить - без глубокой технической модернизации, без расширения ресурсной базы, без сохранения инвестиционной активности трудно будет обеспечить нашу конкурентоспособность на энергетических рынках. Более того - мы не сможем обеспечить ресурсами и будущий объём нашей собственной экономики».
«Проводя технологическую модернизацию экономики, нельзя рассчитывать только на бюджетные средства. Нужно стимулировать бизнес к увеличению инвестиций в инновационное развитие - как самостоятельно, так и в рамках частно-государственного партнерства».