ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

12 февраля, 2009 19:39

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание «О состоянии и проблемах развития нефтяной отрасли Российской Федерации»

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Владимир Леонидович (Богданов, президент «Сургутнефтегаза») и Вадим Евсеевич (Сомов, генеральный директор ООО «ПО "Киришинефтеоргсинтез"») показали свое хозяйство. Впечатляет - хорошая площадка, новая по крекингу и по гидрокрекингу. Рассказали о дальнейших планах развития предприятия.

Не только планы этой компании, но и все, что связано с переработкой, с обновлением производства тоже должно быть предметом нашего сегодняшнего обсуждения.

Чуть более полугода назад мы встречались в Северодвинске, до этого, за три месяца, обсуждали проблему отрасли и тогда согласовали ряд решений, которые впоследствии и реализовали. Я имею в виду ускоренную амортизацию, правда, это касается всей экономики, но, не в последнюю очередь, и нефтегазового сектора.

Мы с вами приняли решение по снижению НДПИ и реализовали его. Чуть позднее в Северодвинске договорились по ускоренному решению вопросов, связанных с таможенными пошлинами. И это тоже реализовали.

Уже тогда, на фоне вполне благоприятной конъюнктуры, были очевидны и проблемы, с которыми отрасль начала сталкиваться. С начала 2008 года наметилась тенденция к падению добычи и одновременно - к сокращению объемов инвестиций в технологическое перевооружение и освоение новых месторождений.

Напомню - на июльском совещании мы определили целый комплекс перспективных задач (я сейчас о некоторых из них говорил) - без их эффективного решения невозможно было дальнейшее устойчивое развитие этого важнейшего сегмента нашей экономики. Речь шла о создании условий для выхода на новые перспективные районы нефтедобычи, включая континентальный шельф, о внедрении современных технологий добычи и переработки сырья, обеспечивающих как высокую экономическую эффективность, так и снижение нагрузки на окружающую среду.

За прошедшие месяцы ситуация на мировых энергетических рынках существенно изменилась. Стоимость нефти упала более чем в три раза. Это как раз то, что можно назвать драматическим изменением на рынке, без всякого преувеличения. И, конечно же, нам пришлось сфокусировать внимание на принятии неотложных мер по поддержке наших нефтяных компаний.

Мы уже сократили налоговую нагрузку на ТЭК (о некоторых мерах я уже говорил): уменьшили размер экспортной пошлины, ввели более гибкий порядок её расчёта, приблизили окончательные расчеты. Раньше было два месяца, сейчас - две недели. В целом, на мой взгляд, это позволило более оперативно реагировать на колебания ценовой конъюнктуры.

Начиная с 1 января 2009 года снижена ставка НДПИ, предприятиям предоставлено право более активно использовать механизм ускоренной амортизации.

С учётом всех этих действий фискальная нагрузка на отрасль сократилась примерно на 500 млрд рублей.

В результате нам удалось обеспечить ритмичную работу нефтяного комплекса, сохранить объёмы нефтедобычи, финансовую стабильность предприятий.

Конечно, сегодня нашим компаниям приходится работать в новых, гораздо более жёстких условиях. Обращаю ваше внимание на то, что всем без исключения приходится работать в более жестких условиях. Вместе с тем убежден, что это не снимает с повестки дня стратегические задачи развития отрасли. Еще раз хочу повторить - без глубокой технической модернизации, без расширения ресурсной базы, без сохранения инвестиционной активности трудно будет обеспечить нашу конкурентоспособность на энергетических рынках. Более того - мы не сможем обеспечить ресурсами и будущий объём нашей собственной экономики. А, судя по тому, что я здесь увидел, такие возможности есть. На площадях более 100 гектар развернуты большие, масштабные работы по гидрокрекингу. Это руководители компаний, на площадях которых мы проводим наше совещание, планируют завершить в конце текущего года, в четвертом квартале, и до 2017 года завершить вторую, практически вдвое большую по объемам работу - по созданию мощностей по глубокой переработке нефти. То есть можно работать и в современных условиях.

Конечно, нужна определенная реакция со стороны государства. Вот мы с вами сегодня и обсудим, какие формы поддержки наиболее востребованы сегодня.

Мы прекрасно понимаем, что в одиночку с решением этих комплексных задач нефтяникам не справиться - необходимая помощь им будет оказывается и впредь. Подумаем и о том, что нужно сделать, в первую очередь, в более долгосрочной перспективе.

В то же время очевидно, что снижение налогов на добычу нефти, предоставление других преференций должны быть хорошо просчитанными, носить сбалансированный характер и определять приоритеты развития отрасли с учётом интересов бюджета и экономики страны в целом.

Мы вправе ожидать, что оставляемые в отрасли средства будут направлены на финансирование инвестиций в геологоразведку, добычу и переработку, то есть вложены в производственный процесс, а не потрачены на бонусы и другие далеко не первоочередные в современных условиях вещи.

Считаю, что Минэнерго должно учитывать все эти моменты при определении мер государственной поддержки конкретным компаниям.

Теперь несколько слов о тех шагах, которые, на наш взгляд, следует предпринять. Я скажу в обобщенном виде - у нас сегодня будет открытая дискуссия. По сути, мы начали ее еще вчера, и некоторые присутствующие здесь коллеги еще вчера просили предоставить слово. Владимир Михайлович, (обращаясь к В.М.Капустину, генеральному директору ОАО «ВНИПИнефть»), я помню об этом и обязательно предоставлю Вам слово. Что мы предлагаем обсудить и что было выработано в ходе предварительных консультаций, в том числе с участием многих здесь присутствующих коллег?

Во-первых, действующая налоговая система по факту рассчитана на извлечение доходов от эксплуатации «старых» месторождений нефти и мало стимулирует недропользователей развивать добычу в новых районах.

Уже приняты решения, я говорил об этом - о введении налоговых каникул по НДПИ для освоения месторождений в Восточной Сибири, на Каспии, на Арктическом шельфе, на Ямале, в Ненецком автономном округе. Это первый шаг, и можем обсудить, как я уже говорил, и другие меры.

Необходимо разработать специальную модель налогообложения, которая будет применяться для новых нефтегазовых месторождений. Она должна основываться на налогообложении реальных результатов хозяйственной деятельности, призвана стимулировать рациональное пользование недрами и применение наиболее современных технологий добычи - при этом нужно сохранить прозрачность и простоту администрирования. Добавлю, что это администрирование должно быть не только прозрачным и простым в применении, но и эффективным с точки зрения обеспечения государственных интересов.

Кроме того, учитывая, что именно сейчас в промышленную эксплуатацию вводятся новые месторождения в Восточной Сибири, предлагается рассмотреть возможность временного снижения экспортных пошлин для добываемой здесь нефти. Мы знаем, что транспорт стоит дорого, инфраструктура не развита, мы только что об этом говорили, знаем об этом, еще утром обсуждали эту проблему с членами Правительства. Считаем возможным вас поддержать.

Во-вторых, необходимо продолжить реализацию инвестиционных проектов по увеличению глубины переработки нефти, модернизации и строительству новых НПЗ, повышению качества выпускаемых нефтепродуктов.

Напомню - по просьбе представителей отрасли мы перенесли на два года введение новых требований к качеству моторного топлива.

Сейчас звучат предложения вновь отложить сроки перехода к производству экологически чистого бензина, растянуть их ещё на 7-10 лет. При всем уважении и внимании к «нефтянке» могу сказать, что кроме «нефтянки» у нас существуют еще другие отрасли экономики, в том числе автомобилестроение. Они вкладываются в производство новых агрегатов, и инвестиции уже идут с учетом планов, которые мы с вами озвучивали раньше. Да, мы понимаем, что это связано с проблемами переоснащения, с инвестициями в транспорт, в сельском хозяйстве, Вооруженных Силах, других отраслях. Но все-таки двигаться в этом направлении нужно, исходя из целого ряда соображений, поэтому растягивать реализацию этих планов в нефтяной отрасли на 7-10 лет считаю нецелесообразным. Еще раз хочу повторить - двигаться нужно в этом направлении более энергично.

Речь идёт об улучшении, в том числе и экологии, о развитии национальной автомобильной промышленности, как я сказал. Кроме того - это вопрос выхода наших производителей на зарубежные рынки с более качественным и дорогим продуктом, что выгодно, в том числе, и самой нефтяной отрасли.

Считаю, что, несмотря на все сложности, нефтяные компании должны найти средства для модернизации производства и перехода к выпуску топлива новых стандартов. Причём, в отдельных случаях здесь возможна и определённая государственная поддержка, как я уже говорил, например, в виде гарантий по кредитам. Знаю, что могут быть и другие предложения. Готовы будем сегодня подискутировать на эту тему.

И, разумеется, необходимо оперативно устранить барьеры, препятствующие инвестициям в нефтепереработку, нужны понятные правила учёта нефтеперерабатывающих мощностей и их подключения к магистральным трубопроводам.

Мы сегодня обсуждали возможности по обнулению таможенных пошлин при ввозе технологического оборудования. Конечно, об этом должны в первую очередь подумать Министерство финансов и Министерство экономического развития. И в принципе такие решения в значительном объеме уже приняты.

Вместе с тем, сегодня компании сталкиваются с тем, что они все равно вынуждены платить с правом возмещения уплаченных сумм через определенное время, и это определенное время растягивается на довольно большой срок - до двух-трех лет. Это значит, что сегодня из оборотных средств они вынуждены все-таки изымать часть ресурсов, вместо того чтобы использовать их на цели модернизации производства. Я прошу Министерство финансов, Министерство экономического развития подумать о том, что можно сделать дополнительно, понимая все проблемы, связанные с выпадающими доходами. Нужно думать над тем, что можно сделать дополнительно, если мы действительно хотим, чтобы нефтяная отрасль у нас энергично занималась решением проблемы переоснащения и модернизации.

Конечно же, правом на различное льготирование, на те меры, которые государство будет вырабатывать, должны обладать современные, отвечающие высоким требованиям предприятия, а не «самовары» и не «керосинки», которые гонят низкокачественную продукцию. Это само собой разумеется. Речь должна идти о поддержке только тех, кто занимается модернизацией.

Третье. Правительством принято жесткое решение - добиться, чтобы к 2012 году доля полезного использования попутного нефтяного газа составляла не менее 95% от объёма добычи.

Все необходимые для выполнения этой задачи нормативные правовые акты разрабатываются и, надеюсь, будут приняты в ближайшее время.

И наконец - о проблеме развития биржевой торговли нефтью и нефтепродуктами. Мы эту тему обсуждали уже не раз. Нужно выработать набор конкретных мероприятий для того, чтобы наши торговые площадки заработали в полную силу - в первую очередь имею в виду меры экономического стимулирования производителей к выходу на биржу. Этот вопрос тоже нужно решать более энергично. Мы и сегодня утром уже возвращались к обсуждению мер поддержки тех, кто хочет выходить с продуктом на биржу. И повторю еще раз: это должны быть меры, прежде всего, экономического стимулирования с тем, чтобы участникам рынка было выгоднее работать через биржу, используя биржевые институты.

В целом предлагаю сегодня обсудить те механизмы, которые позволят нам более активно влиять на конъюнктуру цен на энергоресурсы - и на внутреннем рынке, и на международном, в частности, перспективы создания стратегических резервов. Можно обсудить и эту тему - у нас единого мнения на этот счет нет, поэтому я не буду углубляться в этот аспект дискуссии. Мы еще подумаем на эту тему, но, в целом, еще раз предлагаю поговорить сегодня по всему комплексу и выйти на приемлемые для отрасли и реализуемые для государства в сегодняшних экономических условиях решения.

Пожалуйста, слово министру Шматко Сергею Ивановичу.