«При разработке ФЦП необходимо исходить из реальной экономической ситуации, предельно внимательно отбирать мероприятия, которые должны войти в новые программы, находить наиболее рациональные и экономически обоснованные способы их реализации».
«Хочу вас проинформировать, что мы уже давно ставим перед собой задачу разворачивания деятельности товарно-сырьевой биржи, где торговались бы нефть и нефтепродукты. Мы планировали сделать это на площадке петербургской биржи, хотели бы с вами обсудить такую возможность сотрудничества, может быть, открыть филиал этой биржи в Казахстане, в Алма-Ате или в Астане, там, где вы посчитаете возможным. Во всяком случае, чем плотнее мы здесь будем работать, тем лучше».
«Переходный период, связанный с завершением реорганизации РАО "ЕЭС России", не должен сказаться на надежности энергоснабжения населения и экономики. Сейчас основные координирующие функции возложены на Минэнерго. Кроме того, Правительством создан Федеральный штаб по обеспечению безопасности энергоснабжения. Аналогичные структуры созданы и в субъектах Российской Федерации».
«Для организаций, которые сегодня используют специальные налоговые режимы, увеличение тарифов страховых взносов будет компенсироваться за счет федерального бюджета. Речь идет о предприятиях малого бизнеса, работающих в высокотехнологичных секторах экономики. Именно для этих предприятий - хочу, чтобы было понятно и ясно с самого начала. А также речь идет о сельхозпроизводителях. Для них тоже будут задействованы специальные режимы. И эта норма будет действовать в течение пятилетнего переходного периода. За такой срок эти отрасли, эти предприятия должны будут адаптироваться к новой системе».
«На новые принципы уплаты страховых взносов будут переведены все организации, независимо от отраслевой принадлежности. Конечно, для бизнеса, как я уже сказал, эти инновации связаны с дополнительными издержками. Однако подчеркну - одновременно должны быть предприняты действия по созданию механизмов, которые позволят избежать роста общей налоговой нагрузки на бизнес».
«Уже в ближайшие годы нужно существенно повысить качество работы основных, системообразующих отраслей российской экономики: транспорта, ТЭК, банковского сектора, сельского хозяйства и других. Добиться серьезного прогресса в построении национальной инновационной системы, развитии конкуренции, сформировать более надежные гарантии защиты прав собственности. Необходимо в полную силу задействовать новые факторы экономического роста, прежде всего, связанные с развитием человеческого потенциала».
«Мы договорились о том, чтобы помочь Агентству ипотечного жилищного кредитования увеличить их уставный капитал на 60 млрд рублей. Надо это сделать в любом случае - есть проблемы в мировой экономике или нет. Нам самим нужно развивать ипотеку, и ипотечное ведомство давно уже просило об увеличении своего уставного капитала. Нужно это сделать, так же и предусмотреть ранее обозначенные 250 млрд для более эффективной работы на рынке».
«И Правительство Российской Федерации, и Центральный банк России приняли целый пакет мер в связи с тем, чтобы обеспечить стабильность российской экономики. Были выделены значительные средства для стабилизации отечественных финансовых институтов, сформирован пакет налоговых новаций, направленных на дальнейшее стимулирование экономики».
«Налоговая система во все большей степени должна играть стимулирующую роль, а не только служить инструментом обеспечения фискальных интересов государства. Уже с 2009 года вступят в силу решения по освобождению от налогов корпоративных расходов на образование, здоровье и решение жилищной проблемы своих работников. Расширен и перечень льгот для фирм, инвестирующих в НИОКР».
«Безусловным приоритетом является устранение институциональных ограничений для инвестиций. Мы намерены избавиться от устаревших разрешительных и контрольных процедур в вопросах открытия и ведения бизнеса. Заменить их механизмами саморегулирования и страхования ответственности».
«Россия нуждается в построении мощной, самостоятельной финансовой системы. И здесь серьезные шаги мы связываем с проектом формирования международного финансового центра в России. Он включает в себя развитие банковской системы, фондовых и товарных бирж, упрощение налогового законодательства в сфере инвестиций на рынке ценных бумаг. Я уже говорил, мы, в принципе, приняли решение обнулить налог на доходы для тех, кто занимается работой на бирже».
«Сегодня в качестве главного приоритета мы обозначили инновационное развитие экономики. И не только потому, что государство и любое правительство должно улучшать качество жизни своих граждан, но и в силу этой сверхзадачи в сфере экономики мы просто будем последовательно, постоянно заниматься этими проблемами. Потому что, как здесь уже звучало, без образованного специалиста, без человека с хорошим здоровьем, живущим в хороших условиях, решать инновационные проблемы развития просто нереально, невозможно. Это наша стратегическая задача. Это необходимое, условно говоря, инфраструктурное условие для развития инноваций».
«Мы, конечно, как и планировали, будем стремиться к дальнейшему снижению нагрузки на экономику. Будем выстраивать нашу политику в направлении снижения налоговой нагрузки. Это наш стратегический выбор».
«Что касается генеральных конструкторов. К сожалению, у нас нет площадки для постоянного общения с теми людьми, которые генерируют основные идеи. Это касается не только авиапрома, но и других высокотехнологичных отраслей. Я полагаю, есть основания нам подумать над тем, чтобы создать Совет генеральных конструкторов, работающих в высокотехнологичных отраслях экономики, при Председателе Правительства Российской Федерации».
«Недавно было принято решение о передаче значительной части предприятий (производителей авиакомпонентов и агрегатов) в госкорпорацию «Ростехнологии». Теперь во многом от ее менеджеров зависит, сможет ли отечественная промышленность наладить выпуск современных и приемлемых по цене изделий».
«Мы, конечно, будем действовать в направлении снижения налоговой нагрузки. Будем стараться это сделать. Но мы должны иметь в виду, что перед нами стоят крупные задачи в сфере реформирования социальных отраслей – здравоохранения, образования, пенсионной системы. Все эти преобразования, к сожалению для бюджета, будут сопряжены с достаточно заметными финансовыми расходами, потому что все эти изменения должны вести к повышению жизненного уровня людей, а не к его снижению. Значит, нужно будет увеличивать расходы бюджета. В этой связи думать о снижении налоговой нагрузки можно, но действовать нужно крайне аккуратно».
«На развитие нанотехнологий мы сейчас выделяем почти столько же ресурсов, денежных средств, сколько выделяем на всю фундаментальную науку. Создан специальный фонд нанотехнологий. Где-то до 180 млрд рублей предусмотрено на этот вид исследований».
«Ключевыми задачами Концепции долгосрочного развития страны определены: повышение до 75 лет ожидаемой продолжительности жизни граждан, преодоление тенденции к сокращению численности населения страны, снижение смертности».
«Должна быть проведена реформа здравоохранения, модернизирована пенсионная система, реализованы программы развития инфраструктуры, обеспечена рациональная интеграция России в систему мировой торговли. Конечно, все это может быть сделано только на базе растущей экономики. Ключевой показатель – рост производительности труда – должен быть увеличен в 3 – 4 раза».
«Наша стратегическая цель – вывести Россию на траекторию устойчивого инновационного развития, создать лучшие возможности для граждан в образовании, здравоохранении, улучшить экологию, надежно обеспечить безопасность граждан России».
«Перед нами стоит задача завершить формирование конкурентоспособных интегрированных структур в ключевых отраслях промышленности».
«Уже в среднесрочной перспективе нужен переход на новый уровень технологий. Имею в виду замкнутый топливный цикл и создание коммерческого реактора на быстрых нейтронах. На решение этой задачи должна быть направлена и целевая программа «Ядерные энерготехнологии нового поколения». Следует завершить ее подготовку уже к ноябрю текущего года. Одно из главных требований к развитию отрасли – соблюдение всех мер безопасности. Такую систему нужно выстраивать на самом высоком, современном уровне. Конечно, на этом нельзя экономить. Это не тот случай, когда нужно скупиться на расходы».
«Мы рассмотрим несколько вопросов. Один из важнейших – это производство стратегических материалов для вооружения, военной и специальной техники. Речь идет о выпуске композитов, легирующих добавок, смазочных и специальных материалов. Именно они позволяют создавать технику нового поколения, обеспечивают ее конкурентоспособность, высокую боевую эффективность и надежность. В свое время наметилось отставание в развитии этого важнейшего сектора ОПК. Были утрачены некоторые технологии, снижены производственные мощности. К сожалению, были утрачены отчасти и квалифицированные кадры. В результате мы столкнулись с определенной зависимостью от иностранных поставщиков. И это в такой важной и чувствительной сфере, как оборонная промышленность. Поэтому необходимо серьезно заниматься переоснащением предприятий, проведением перспективных научно-исследовательских работ».
«Сегодня автомобильные производства должны стать инновационными центрами, формировать спрос на квалифицированную рабочую силу, научные и технологические разработки, стимулировать малый и средний бизнес. Уже сейчас реализуются 23 проекта промышленной сборки. Ожидается, что к 2012 году объем производства на таких предприятиях вырастет до 1,5 млн автомобилей. В конечном счете, порядка 8% автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на нашей территории. Необходимо обеспечивать такие социально значимые позиции, как выпуск школьных автобусов, медицинского и общественного автотранспорта. И конечно, расширять наши экспортные возможности».
«Министерство экономического развития представило к заседанию свои прогнозные оценки. Среднегодовые темпы роста ВВП в 2009–2011 годах ожидаются на уровне 6,5%. Рост промышленного производства – 5,5%, продукции сельского хозяйства – 4,0%, инвестиций – 13,0%. В структуре промышленного производства и экспорта возрастает, должна возрасти, доля инновационной продукции. Правда, я посмотрел то, что вы дали. Рост-то незначительный. Мы говорим об инновационном пути развития, а если посмотреть на прогнозные оценки МЭРТа, то что-то там не пахнет у нас инновационным развитием. Видел кто-нибудь прогнозы? Они очень скромны. Здесь должен подчеркнуть: мы должны рассматривать эти цифры как минимальный уровень, ниже не можем опуститься. На практике надо добиваться более высоких результатов».