ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

27 мая, 2008 21:00

В.В.Путин провел совещание по вопросам развития автомобильной промышленности

Вступительное слово Председателя Правительства России В.В. Путина на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Здесь, в Елабуге, нам предстоит обсудить проблемы отечественного автопрома. Мы начали заниматься этими проблемами достаточно плотно несколько лет назад. Настало время посмотреть, где мы сегодня находимся, что удалось сделать, чего не получается так, как мы планировали, наметить какие-то перспективы развития.

Хорошо известно, что для многих развитых стран автомобильная промышленность служит своеобразной «визитной карточкой». Она в значительной степени определяет уровень технологической культуры и конкурентоспособности национальных экономик.

Сегодня российский автопром дает почти 3% ВВП, прямо или косвенно обеспечивает квалифицированной и достаточно высокооплачиваемой работой миллионы наших граждан.

Высокими темпами развивается наш внутренний автомобильный рынок. И по прогнозам, уже в обозримой перспективе он может стать крупнейшим в Европе.

В 2007 году, для справки могу сказать, в стране было продано более 3 миллионов автомобилей. В 2008 году ожидается более 4 миллионов. В денежном выражении объем рынка автомобилей в 2007 году составил около 1 триллиона рублей, это - 40 миллиардов долларов.

Однако нужно признать, что в свое время наша автомобильная промышленность серьезно сдала позиции, не смогла удовлетворить растущий спрос ни по количеству, ни по качеству.

Так, в прошлом году только четверть проданных легковых автомобилей составили машины традиционных российских марок. И это значит, что десятки миллиардов долларов, которые мы ежегодно тратим на импорт, работают на развитие экономик других стран.

Считаю, что в таких непростых условиях был предложен оптимальный и реалистичный выход, и здесь, в этих условиях, при таких обстоятельствах, нужны были не высокомерные великодержавные амбиции, а холодный и точный расчет. Была сделана ставка на широкую международную кооперацию наших компаний, включая привлечение стратегических зарубежных инвесторов, а также на размещение в России производств ведущих автомобильных концернов, работающих в режиме «промышленной сборки».

Такая модель ориентирована на привлечение в страну высоких технологий и масштабных инвестиций, причем не только на автозаводы, но и на смежные предприятия - производителей сырья и комплектующих.

Сегодня автомобильные производства должны стать инновационными центрами, формировать спрос на квалифицированную рабочую силу, научные и технологические разработки, стимулировать малый и средний бизнес.

Уже сейчас реализуются 23 проекта «промышленной сборки». Ожидается, что к 2012 году объем производства на таких предприятиях вырастет до 1,5 миллиона автомобилей.

В конечном счете порядка 80 процентов автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на нашей территории. Необходимо обеспечивать такие социально значимые позиции, как выпуск школьных автобусов, медицинского и общественного автотранспорта. И, конечно, расширять наши экспортные возможности.

Сегодня мы с Вадимом Аркадьевичем Швецовым были на его предприятии. Там как раз такая линейка и выстраивается. Очень хорошее предприятие. Поздравляю Вас еще раз.

Фактически мы определили новый «контур» отечественного автопрома. И теперь важно сосредоточиться на его качественном развитии.

Первое - надо повышать уровень локализации производства. Все более значительная часть автомобильных узлов и агрегатов должна выпускаться в России. И главное, как мы сегодня убедились, это вполне выполнимая задача. Все можно сделать, у нас абсолютно все для этого есть. Для этого нужно стимулировать приток инвестиций в такое производство. Задействовать все имеющиеся механизмы, включая меры таможенно-тарифного регулирования.

Рост производства сдерживают проблемы с сырьем и материалами, с их доступностью и ценой. В первую очередь, это касается высококачественной стали.

Уверен, в разумные сроки наши металлурги смогут решить эту проблему. А до этого момента стоит рассмотреть вопрос о временном снижении пошлин на те сорта стали, которые у нас не производятся вовсе, либо в недостаточном объеме для автомобильной промышленности. Разумеется, это сделать нужно в согласовании с нашими металлургами, посмотреть на их планы развития и соотнести эти планы с таможенным регулированием с тем, чтобы обеспечить развитие автомобильной промышленности и подстегнуть развитие металлургической.

Третье. Нам нужны современная нормативная база и эффективное правоприменение в сфере производства и эксплуатации автомобилей и прежде всего новые технические регламенты по безопасности транспортных средств.

Следует также всячески стимулировать обновление автомобильного парка, он у нас слишком старый. Естественно, при этом мы должны действовать в интересах наших граждан, не забывать о том, что многие из них, в том числе пенсионеры, десятилетиями пользуются своими автомобилями. Для них эта машина - одно из главных семейных достояний и достижений за определенный период своей жизни. И надо, конечно, к этому очень бережно подойти.

Четвертое. Несколько лет назад были повышены ввозные пошлины на подержанные автомобили. В целом, они дали позитивный эффект с точки зрения развития собственной промышленности. Наш рынок перестал быть местом, где на утилизации автомобильного хлама можно еще и хорошо заработать.

И, наконец, мы должны реагировать не только на вызовы сегодняшнего дня, но и думать о проблемах, которые могут возникнуть завтра. Пример - ситуация с грузовыми автомобилями. Отечественные производители пока доминируют на рынке, но конкуренция постоянно растет, и нужно готовить решения, которые обеспечат устойчивое развитие этого важнейшего сектора, в том числе с учетом и оборонных задач.

И в заключение - еще об одной значимой теме: производство автомобилей в Елабуге разворачивается на базе особой экономической зоны, где мы сейчас и находимся. Я посмотрел, послушал, как она развивалась с конца 2005 года, в 2006-м, 2007-м и в первые месяцы 2008 года. Фактически за два года она создана, работает - и это, конечно, хороший результат.

По сути, здесь реализуется все, о чем мы договаривались раньше. Приятно наблюдать за тем, как на практике мы исполняем свои обещания.

Вместе с тем обращаю внимание министра экономического развития на те проблемы, которые здесь возникают. Я с коллегами разговаривал: они говорят спасибо, но по некоторым параметрам непонятно, для кого это делалось.

Начнем с мелочей: контейнерная площадка рассчитывалась на энное количество контейнеров, а нужно в три-четыре раза больше. Газ подведен по временной схеме, электроэнергия - по временной схеме, железная дорога - не сделана, она есть, но задача в целом достойным образом пока не решена. Думаю, что и на других наших предприятиях такого рода в таких зонах наверняка такой же набор проблем.

Надо, конечно ,определиться и с перспективами развития этих зон в целом, на будущее.

* * *

Заключительное слово Председателя Правительства России В.В. Путина на совещании по вопросам развития автомобильной промышленности:

Уважаемые коллеги!

Я, прежде всего, хочу вас всех поблагодарить за такой заинтересованный и очень профессиональный, спокойный, предметный разговор о проблемах отрасли и перспективах ее развития. Как здесь уже говорилось, автомобилестроительная отрасль является одной из важнейших составляющих любой развитой экономики. Вспомнить хотя бы то, что здесь прозвучало в отношении автомобилестроения, как основного источника для пополнения бюджетов в развитых экономиках. Одно рабочее место в автомобилестроении создает десять - одиннадцать рабочих мест в смежных отраслях, помогает развитию металлургической промышленности, химии, других чрезвычайно важных отраслей.

Вы знаете, что нами подготовлен протокол совещания, где предусмотрены определенные меры по развитию автомобилестроения. Необходимо будет в ближайшее время подготовить предложения, направленные на стимулирование обновления автомобильного парка Российской Федерации, в том числе по развитию механизмов кредитования, потребительского в том числе лизинга, ну и по обновлению в целом.

Необходимо довести работу Государственной Думы о внесении дополнений в Статью 154 Налогового кодекса РФ в части взимания налога на добавленную стоимость, уплачиваемого при реализации автомобилей, бывших в употреблении. Это и социальная справедливость, и экономическая целесообразность. Нельзя два-три раза и так далее взимать налог на добавленную стоимость с продукта, который уже однажды произведен и с которого налог на добавленную стоимость уже был государством получен.

Я обратил внимание на озабоченность Министерства финансов, Министерства экономического развития по поводу страховых преференций, транспортного налога. Подумаем на этот счет отдельно. Согласен с вами.

Что касается НИОКР. Полностью с вами согласен. Если не полностью финансировать, то софинансировать. Во всяком случае, первые шаги в этом отношении мы просто обязаны предпринять. Я прошу Министерство экономического развития, Министерство финансов, Министерство промышленности и торговли обратить на это самое пристальное внимание. И если у нас пока нет Федеральной программы, то надо подумать над системой мер, которые были бы реальными способами поддержки отрасли и помогли бы нам взглянуть на перспективы развития.

Теперь по поводу механизмов поддержки рынков сбыта грузовых автомобилей, автобусов российского производства, включая меры по развитию лизинга в целях обеспечения государственных нужд, технического регулирования, совершенствования администрирования импорта такой техники. Об этом тоже много сегодня говорили. Считаю необходимым обратить на это самое пристальное внимание.

Что касается перспектив обеспечения производителей автомобильной техники плоским оцинкованным прокатом, используемым при производстве автотранспортных средств. Я так понимаю, что все согласны с тем, что мы должны очень плотно поработать с металлургами, понять их планы развития, но в соответствии с этими планами выстроить такую работу по импорту, которая позволила бы обеспечить автомобилестроение. И определить сроки действия временного режима ввода снижения ставок ввозных таможенных пошлин на металлопродукты, указанные мною выше. Необходимо внести в Правительство соответствующие предложения в установленном порядке.

Конечно, нужно помочь нашим производителям поработать на внутреннем рынке и продвигать свою продукцию на внешние рынки. Здесь в мире существует целый набор механизмов, инструментов реализации этих целей. Нам нужно их в полной мере использовать.

Как мы и говорили, нужно все-таки вернуться к возможности производства автомобилей в Сибирском и Дальневосточном федеральных округах. И если в рамках нашего переговорного процесса вступления в ВТО мы найдем такую формулу, то нужно соответствующим образом продлить действие порядка промышленной сборки в отношении производства узлов, агрегатов, транспортных средств с учетом наших обязательств, как я сказал перед выступлением.

Ну, и для Сибирского, Дальневосточного федеральных округов в особенности. Ну и, наконец, при проектировании, строительстве, реконструкции автомобильных дорог общего пользования федерального значения необходимо предусматривать возможность обустройства площадок для сервисного и ремонтного обслуживания автомобилей. Как ни странно, до сих пор в соответствующих регламентах этого нет.

Сертификация, технические регламенты транспортных средств должны способствовать обеспечению безопасности, соблюдению требований экологии. Но должны быть не обременительными, не должны создавать условия для коррупции в этой сфере, но должны помогать нашим производителям реализовывать их естественные преимущества при производстве и при реализации своей техники.

В ходе нашей сегодняшней встречи коллеги сделали, сформулировали ряд предложений по тому, что вы считаете важным для развития автомобилестроения в стране. Эти предложения будут проанализированы, обобщены, и мы обязательно учтем их в принимаемом сегодня документе.

Спасибо вам всем большое за совместную работу. Всего доброго.