«Нам нужна логичная, взвешенная государственная политика по поддержке конкуренции, с чёткими ориентирами и действующей системой оценки конкурентной среды, а также системой справедливых поощрений и неотвратимого наказания для тех участников рынка, которые нарушают соответствующие нормы и законы. Хочу подчеркнуть, анализ реального состояния конкуренции в стране – это база для принятия ответственных решений. Нельзя создавать конкуренцию искусственно, только на бумаге. Задача государства – обеспечить реальные условия для ведения честной конкурентной борьбы, и, что крайне важно, шаги в этом направлении должны быть последовательными и понятными для всех, для бизнеса прежде всего».
«Предлагается установить уголовную ответственность за сговоры, ограничивающие конкуренцию, – так называемые картели. При этом вводятся чёткие и ясные определения, что является признаком картеля, то есть никакого произвольного, расширительного толкования со стороны антимонопольных органов не допускается. Добавлю, что и лишних административных барьеров для бизнеса также не будет появляться».
«Нам нужна такая модель, которая гарантирует конкурентоспособность России в современном мире, устойчивость её экономики, финансовой системы к разного рода шокам и при этом позволит последовательно повышать благосостояние граждан Российской Федерации».
«Чтобы быть по-настоящему конкурентоспособным, нашему агропромышленному комплексу нужна высокотехнологичная, современная техника и новое оборудование. Сегодня доля старых, отработавших свой ресурс тракторов, комбайнов – это 70–80%. По оценкам, ежегодно на их ремонт фермеры тратят миллиарды рублей, хотя эти средства могли бы быть вполне направлены на развитие. Конечно, нужно менять технический парк, избавляться от хлама, тем более что наши машиностроители начинают осваивать выпуск новых моделей и иностранные производители сюда приходят. Кстати, можно было бы подумать, наверное, о специальной программе – так, как мы это делаем в области автомобилестроения, которая стимулировала бы производство современной техники на нашей территории».
«Правительством была утверждена специальная программа развития конкуренции. Аналогичные программы принимаются и на региональном уровне. Цель этих программ - в том, чтобы последовательно устранять все факторы, провоцирующие неоправданный рост цен, в том числе расширять пространство для свободной конкуренции, причём как в масштабах всей страны, так и на локальных рынках, разумеется. И конечно, не допускать появления новых монополий, которые развращают экономику и консервируют её отсталость». ()
«…Сейчас идет активный анализ применения нового закона о защите конкуренции. Готовятся предложения по его совершенствованию. Подчеркну - восстановление и дальнейшее устойчивое развитие экономики мы напрямую связываем с ростом деловой активности. С тем, чтобы рынок развивался, чтобы на него выходили новые компании. И здесь одинаково важна и политика государства, и позиция крупного, устоявшегося бизнеса. Конечно, было бы наивно призывать «плодить» себе конкурентов. Но в то же время, вы можете многое сделать для формирования вокруг своих компаний сети независимых поставщиков товаров и услуг. За счёт эффективного размещения заказов снижать собственные издержки. Да вам хорошо известна эта практика - она применяется во всем мире. В целом, становление полноценного внутреннего рынка, распространение современных технологий и корпоративной культуры выгодно всем. И здесь крупный бизнес должен послужить своего рода «локомотивом».
«Еще один шаг, связанный с развитием рыночной инфраструктуры, - это принятие законопроекта о налогообложении финансовых инструментов. Он снимает ряд серьёзных барьеров для развития биржевой торговли ключевыми, традиционными товарами российского экспорта. Прежде всего, речь идет, конечно, о нефти и нефтепродуктах, да и о газе тоже».
«Нужно устранять сами причины, способствующие появлению монополий на рынках конкретных товаров и услуг, и Программа развития конкуренции нацелена на решение именно таких структурных вопросов».
«Программа развития конкуренции предполагает совершенствование законодательной базы антимонопольного регулирования. В том числе, нужно будет уточнить сферу применения закона «О защите конкуренции». Далеко не все действия, которые сегодня формально считаются нарушением антимонопольного законодательства, по сути, являются таковыми. И здесь ещё предстоит внимательно проанализировать, где заканчивается жёсткое, но честное рыночное поведение, а где уже начинается использование запрещенных приёмов».
«Пристального внимания требует ситуация в тех секторах, где нарушение условий конкуренции приобрело системный характер и напрямую бьёт по интересам наших граждан, создаёт серьёзные препятствия для развития бизнеса. Имею в виду, например, ценообразование на авиационное топливо, условия подключения к электрическим сетям, рынок коксующегося угля, нефтепродуктов, сферу ЖКХ и ряд других сфер. Здесь нужны отдельные - «точечные» решения. В частности, утверждение правил недискриминационного доступа к услугам естественных монополий, принятие мер таможенно-тарифного регулирования».
«Особое внимание в Программе развития конкуренции в России уделено мерам конкурентной политики, призванным стимулировать развитие малого и среднего предпринимательства. Сегодня это и важнейшая экономическая, и социальная задача, учитывая роль этого сектора экономики в создании новых рабочих мест».
«Предстоит ускорить работу по снятию административных и инфраструктурных барьеров для развития предпринимательской деятельности. Здесь необходимо реализовать как уже принятые решения, так и дополнительные меры. В частности, надо вплотную заняться развитием системы информационной поддержки ведения бизнеса, расширить перечень публикуемой органами власти информации о состоянии рынков, ценовых индикаторах. Это позволит или исключить, или, по крайней мере, снизить незаконные преимущества для тех бизнес-структур, которые основывают свою деятельность на неформальных связях с чиновничеством».
«Проблема, которая требует незамедлительного решения, - это порочная практика предоставления незаконных преимуществ отдельным, так сказать, «близким» к госструктурам компаниям со стороны власти и местного самоуправления. И наоборот - создания искусственных барьеров для «чужого» бизнеса. Например, при размещении государственных или муниципальных заказов».
«Наши планы по развитию конкуренции делятся на два крупных блока. Первый блок - это защита конкуренции с использованием мер антимонопольного характера. В частности, предполагается серьезно активизировать борьбу с картелями, а также повысить ответственность представителей госорганов и хозяйствующих субъектов за нарушение правил конкуренции, предусмотреть даже уголовное наказание за подобные нарушения. Второй блок - это формирование конкурентных рынков. Правительство также предлагает здесь системный план действий. Прежде всего, мы будем ориентироваться на создание максимально благоприятных условий для появления и выхода на рынки новых высокоэффективных хозяйствующих субъектов».