«Практически через месяц – с 1 января 2012 года – экономики России, Казахстана и Белоруссии начинают работать в режиме Единого экономического пространства. Я в этой связи особо подчеркну, что это интеграционное объединение строится на базовых принципах Всемирной торговой организации, которые привычны и понятны для наших иностранных партнёров, для иностранных предпринимателей».
«Мы договариваемся о том, что российская компания «Газпром» приобретает в собственность все 100% «Белтрансгаза», то есть газотранспортной системы Белоруссии. Это первый вопрос, очень важный и большой вопрос, который урегулирует наши отношения с Белоруссией на годы вперёд и позволит обеспечить безусловный транзит через белорусскую территорию наших энергоносителей потребителям в Западной Европе».
«Первый вопрос, вечный вопрос в отношениях с нашими соседями, – это поставка наших энергоносителей.<…> Белоруссия получит так называемую интеграционную скидку и в течение нескольких лет, до 2014 года, выйдет на равнодоходные цены. Сейчас Белоруссия платит 244 доллара за тысячу кубов. Мы договорились с белорусским руководством о том, что в силу непростой ситуации в белорусской экономике мы реструктурируем эти платежи на следующий год. Но на следующий год при средней планируемой цене примерно около 400 долларов для европейских потребителей Белоруссия будет платить нам в первом квартале 164 доллара с тысячи кубов».
«В этом году запущен Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Со времён развала Советского Союза всё говорили, говорили, говорили об интеграции. СНГ худо-бедно функционировало и свою роль сыграло, но реальная интеграция началась сейчас. <…> Вот эти интеграционные процессы – это не что-то навязанное извне, это то, что лежит в основе интересов наших стран-партнёров. Внутренняя потребность подталкивает нас к такой совместной работе. И нужно сказать, что и руководство Казахстана, и руководство Белоруссии много сделали для того, чтобы мы достигли сегодняшнего уровня интеграции. Уже другие страны заявили о своей готовности и желании присоединиться к этим процессам».
«Таможенный союз и Единое экономическое пространство – это открытые организации, и мы будем рады видеть там любых наших соседей, коллег. Многие из них проявляют прямой интерес, уже сегодня говорят о своей заинтересованности в присоединении к этим организациям – это Кыргызстан и Таджикистан».
«Механизмы ЕЭП, конечно же, потребуют дополнительного развития, и здесь особое внимание необходимо уделить эффективной работе надгосударственных структур. Прежде всего речь о модернизации комиссии Таможенного союза и создании её коллегии на постоянной основе, потому что объём компетенции этого органа существенным образом будет увеличиваться. Это будет постоянно действующий орган, которому наши страны передают ряд полномочий в сфере макроэкономики, тарифного регулирования, промышленных субсидий, естественных монополий».
«1 июля 2011 года завершено формирование единой таможенной территории России, Казахстана и Белоруссии. Экономика позитивно отреагировала, мы уже об этом неоднократно говорили: объём взаимной торговли государств «тройки» увеличился на треть. Это хороший показатель. Что касается предстоящего запуска Единого экономического пространства, то и здесь всё идёт чётко по графику: с 1 января 2012 года ЕЭП начнёт работать».
«В непростое время глобальных испытаний в ЕврАзЭС были оперативно сформулированы инструменты по реагированию на риски, возникающие в мировой экономике, по защите общих экономических интересов социального благополучия граждан наших стран. Создан антикризисный фонд, часть его ресурсов уже пошла на поддержку экономик Белоруссии и Таджикистана».
«Перед нашими странами стоят схожие задачи по развитию, и очень важно - найти источники роста на всём пространстве СНГ. Безусловно, одним из таких источников роста является интеграция, которая позволит в полной мере задействовать такие факторы, как ёмкий рынок, взаимодополняемость наших экономик, устойчивые кооперационные технологические цепочки. Что такое зона свободной торговли? Я позволю себе буквально в двух словах пояснить. Это значит, что мы по целым группам товаров отменим между собой экспортные и импортные пошлины».
«Мы неожиданно для себя в результате долгих, можно сказать, даже острых, но всё-таки конструктивных переговоров пришли к решению главного вопроса, ради которого, собственно говоря, мы сегодня и собрались: мы договорились о подписании сегодня договора о зоне свободной торговли в рамках СНГ. <…> Я хотел бы только добавить, что, как мы все с вами понимаем, речь идёт о создании нового фундамента торгово-экономических отношений в рамках Содружества Независимых Государств. Это фундаментальный договор, который будет лежать в основе наших торгово-экономических отношений на долгую перспективу».
«Убеждён, создание Евразийского союза, эффективная интеграция – это тот путь, который позволит его участникам занять достойное место в сложном мире XXI века. Только вместе наши страны способны войти в число лидеров глобального роста и цивилизационного прогресса, добиться успеха и процветания».
«Некоторые наши соседи объясняют нежелание участвовать в продвинутых интеграционных проектах на постсоветском пространстве тем, что это якобы противоречит их европейскому выбору. Считаю, что это ложная развилка. Мы не собираемся ни от кого отгораживаться и кому-либо противостоять. Евразийский союз будет строиться на универсальных интеграционных принципах как неотъемлемая часть Большой Европы, объединённой едиными ценностями свободы, демократии и рыночных законов».
«Сложение природных ресурсов, капиталов, сильного человеческого потенциала позволит Евразийскому союзу быть конкурентоспособным в индустриальной и технологической гонке, в соревновании за инвесторов, за создание новых рабочих мест и передовых производств. И наряду с другими ключевыми игроками и региональными структурами – такими как ЕС, США, Китай, АТЭС – обеспечивать устойчивость глобального развития».
«Принципиально важно, что ЕЭП будет базироваться на согласованных действиях в ключевых институциональных областях – в макроэкономике, в обеспечении правил конкуренции, в сфере техрегламентов и сельскохозяйственных субсидий, транспорта, тарифов естественных монополий. А затем – и на единой визовой и миграционной политике, что позволит снять пограничный контроль на внутренних границах».
«Принципиальная особенность Таможенного союза и ЕЭП – это наличие надгосударственных структур. К ним также в полной мере относится такое базовое требование, как минимизация бюрократических процедур и нацеленность на реальные интересы граждан».
«Именно опыт СНГ позволил нам запустить многоуровневую и разноскоростную интеграцию на постсоветском пространстве, создать такие востребованные форматы, как Союзное государство России и Белоруссии, Организация Договора о коллективной безопасности, Евразийское экономическое сообщество, Таможенный союз и, наконец, Единое экономическое пространство».
«1 января 2012 года стартует важнейший интеграционный проект – Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. Проект, являющийся, без преувеличения, исторической вехой не только для трёх наших стран, но и для всех государств на постсоветском пространстве».
«Объём взаимной торговли в едином экономическом пространстве уверенно растёт, при этом мы продолжаем работу над формированием долгосрочной правовой базы союза.<…> Необходимо настроить все процедуры на интересы бизнеса и граждан, тем более что совсем скоро нам предстоит сделать ещё один шаг – уже к Единому экономическому пространству. В сфере таможенного регулирования нам нужно широко использовать самые современные технологии. Речь идёт о создании интегрированной информационной системы внешней и взаимной торговли».
«Мы готовы ввести понижающий, так называемый интеграционный коэффициент на энергоносители – это прямая помощь и поддержка. Но это не совсем подарок. Это всё-таки говорит о том, что для российских компаний расширяются возможности на белорусском рынке, и они готовы пойти навстречу своим белорусским партнёрам. На политическом уровне такая позиция согласована. Это и позиция Правительства Российской Федерации, и позиция Президента России».
«Мы готовы ввести понижающий, так называемый интеграционный коэффициент на энергоносители – это прямая помощь и поддержка. Но это не совсем подарок. Это всё-таки говорит о том, что для российских компаний расширяются возможности на белорусском рынке, и они готовы пойти навстречу своим белорусским партнёрам. На политическом уровне такая позиция согласована. Это и позиция Правительства Российской Федерации, и позиция Президента России».
«Наша ключевая задача – обеспечить высокую практическую отдачу от использования средств союзного бюджета. И прежде всего речь идёт о реализации совместных программ. Считаю, что здесь нужно усилить акцент на проекты, связанные с инновациями. <…> В конечном счёте именно совместная работа исследовательских, инжиниринговых центров, промышленных предприятий позволит нам сформировать единое научно-технологическое пространство Союзного государства, а это, напомню, та важнейшая цель, которую мы ставим перед собой в ходе нашей совместной работы».
«Мы намерены создать мощное объединение, которое может и должно стать одним из полюсов мировой экономики, и это никакое не преувеличение, не задирание носа. Это действительно позволит нам на равных участвовать в индустриальном и технологическом процессе, в конкуренции за инвесторов, за создание новых, эффективных рабочих мест. Убеждён, для этого у наших стран есть всё необходимое».
«В формате «тройки» Россия, Белоруссия и Казахстан могут предложить перспективные темы для дальнейшего диалога и с Европейским союзом, и с отдельными странами, и региональными объединениями. Уже идут консультации о зоне свободной торговли с Европейской ассоциацией свободной торговли, а в перспективе планируем начать переговоры о формировании зоны свободной торговли с объединённой Европой, с ЕС».
«Снимая барьеры внутри Таможенного союза, мы ни в коем случае не собираемся допустить того, чтобы на внешних границах Таможенного союза выстраивались какие-то непреодолимые барьеры. Напротив, главная задача заключается в том, чтобы за счёт объединения усилий наших государств все наши страны смогли более эффективно и гармонично интегрироваться в глобальную экономику – именно интегрироваться в глобальную экономику, а не отгораживаться от неё».
«Форум деловых кругов России, Белоруссии и Казахстана приурочен к весьма знаменательному событию – завершившемуся 1 июля текущего года формированию единого таможенного пространства, единой таможенной территории. На границах между нашими тремя государствами сняты таможенные посты. И это не просто техническая, формальная отмена административных процедур. По существу, впервые за все годы после развала Советского Союза сделан первый реальный шаг к восстановлению естественных экономических и торговых связей на постсоветском пространстве».
«Сегодня сделан важный практический шаг в расширении двустороннего партнёрства: подписана масштабная Программа экономического сотрудничества России и Украины на 2011–2020 годы. В ней мы намерены чётко ориентироваться на перспективные направления взаимодействия. Реализация этих планов поможет не только существенно укрепить традиционные торгово-экономические связи, но и создать новые наукоёмкие, высокотехнологичные производства».
«Украина – крупнейший, один из крупнейших торговых партнёров России в СНГ. Российский бизнес наращивает капиталовложения в украинскую промышленность. Рост взаимных инвестиций вообще считаю важнейшим показателем эффективности нашей совместной работы».
«Российские и украинские предприятия реализуют совместные высокотехнологичные проекты в атомной энергетике, авиации, судостроении, космической технике. Конечно, для реализации этих масштабных замыслов необходимы иные системные условия. Убеждён, новые возможности для участников экономической жизни, для бизнеса наших стран открыло бы и более активное подключение Украины к многосторонним интеграционным процессам, прежде всего, конечно, к Таможенному союзу и Единому экономическому пространству».
«Принятие совместных антикризисных мер, в том числе и создание Антикризисного фонда сообщества, позволило нам остановить рецессию, замедлить темпы инфляции и не допустить резкого сокращения объёмов торговли между нашими странами. Мы не просто оперативно разработали и успешно реализовали коллективные меры реагирования на кризисные явления, главное – вновь доказали сплочённость, продемонстрировали конструктивный подход и взаимную ответственность. Это стало ещё одним подтверждением потенциала ЕврАзЭС, востребованности его интеграционных ресурсов для обеспечения интересов национальных экономик, устойчивого и динамичного развития наших стран».
«Отмечу, что запуск Таможенного союза уже принёс ощутимые, конкретные результаты. За год его функционирования объёмы взаимной торговли Белоруссии, Казахстана и России выросли почти вдвое. Важнейшим шагом по пути дальнейшего углубления интеграции станет формирование единого экономического пространства на базе «тройки» государств, о которой я только что сказал. Уже к 1 июля мы должны ратифицировать весь пакет документов, необходимых для старта ЕЭП, который намечен на январь 2012 года».
«К 2012 году мы должны создать единый рынок со свободным перемещением товаров, услуг, капитала и рабочей силы. Этот единый рынок будет работать по единым правилам, с унифицированным законодательством, на основе согласованной налоговой, денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, на единых принципах регулирования действий естественных монополий, конкурентной политики, обеспечивать равный, недискриминационный доступ предприятий стран–участниц единого экономического пространства на рынки товаров и услуг, к государственным и муниципальным заказам».
«Подчеркну, Таможенный союз и единое экономическое пространство (ЕЭП) – это не закрытый клуб. Мы открыты для присоединения и других стран, готовы и к более тесному сотрудничеству с Европейским союзом, в том числе в формате конструктивного диалога единого экономического пространства и ЕС».
«Вы знаете о нашем проекте строительства нового российского космодрома Восточный на Дальнем Востоке. И здесь мы могли бы подключить и украинских специалистов уже на первых шагах по реализации этой программы – и к строительству самого космодрома, а самое главное – к пониманию того, как, в какие сроки, какие аппараты, где произведённые будут выводиться на орбиту с этого космодрома».
«У нас в инвестиционной сфере намечается ряд хороших, интересных проектов. Упомяну только об одном из них – это объединение активов крупнейших производителей автомобильной техники: КамАЗа и МАЗа. Разумеется, создание такого стратегического альянса будет повышать конкурентоспособность белорусских и российских предприятий, будут создаваться новые устойчивые, хорошо оплачиваемые рабочие места. И, безусловно, это был бы заметный шаг в рамках наших интеграционных процессов применительно к реальному сектору экономики».
«Создание ЕЭП необходимо подкрепить активным развитием двусторонних торгово-экономических связей. В прошлом году объём российско-белорусского товарооборота увеличился на 18%. Эту позитивную тенденцию мы, конечно, будем стремиться сохранить и в текущем году. Расширение производственной кооперации, создание благоприятных условий для торговли и межрегионального сотрудничества были сегодня в центре нашего внимания. Мы также активизируем работу в высокотехнологической сфере – например, в области ТЭКа, имею в виду здесь, в том числе, и планы по строительству атомной электростанции в Белоруссии».
«Создание Таможенного союза не затормозило вступление в ВТО, а ускорило его. Я вас уверяю, можете мне поверить. Создание Таможенного союза ускорило наше движение в сторону ВТО по нескольким причинам. Наши коллеги поняли, что мы как бы хотим, но можем и без этого обойтись. И есть большое желание у наших партнёров видеть Россию в числе стран, которые пользуются единообразно применяемыми и понимаемыми правилами в экономике. И они сами ускорили процесс присоединения России к ВТО. Поэтому создание Таможенного союза не замедлило, а ускорило наше движение в сторону ВТО».
«В прошлом году в условиях, когда всем нам было непросто, в условиях кризиса, Россия поддержала Армению. По Вашей просьбе мы оформили и выдали кредит в объёме 500 млн долларов, кредит льготный – на 15 лет. Это в целом позволило нам удержать, несмотря на общее снижение, определённый уровень торгового оборота, не снизить объём российских инвестиций в армянскую экономику. А он составляет где-то около 3 млрд – 2,8 млрд. Ни одна из наших компаний не ушла из экономики Армении. Это и «Газпром», и «Интер РАО ЕЭС», и АФК «Система», и банк «ВТБ», и многие другие компании. В общей сложности, по-моему, несколько тысяч компаний с российским капиталом функционирует в армянской экономике».
«За последние 15 лет это первые реальные шаги по пути интеграции - создание Таможенного союза между тремя государствами, Россией, Казахстаном и Белоруссией, и следующий шаг, к которому мы уже, фактически, приблизились вплотную, - создание Единого экономического пространства. Я хочу подчеркнуть, это высокая степень интеграции в сфере экономики, и это позволит нам использовать наши конкурентные преимущества. У нас рынок становится: 140 млн - здесь, 15 - в Казахстане и 10 млн - в Белоруссии, смотрите, это уже рынок, сопоставимый с Евросоюзом».
«ЕЭП, как и ранее Таможенный союз, формируется в очень сжатые, без преувеличения, рекордно короткие сроки. Подобный темп стал возможным благодаря конструктивному настрою всех участников этого процесса, а также огромной работе (я скажу это, без всякого преувеличения: огромной работе), проделанной на экспертном и отраслевом уровнях. И хочу поблагодарить всех членов Правительства за тот вклад, который вы внесли в это большое, очень важное, без всякого преувеличения, дело стратегической важности для нашей страны».
«Евразийское экономическое сообщество – безусловный лидер интеграционных процессов на постсоветском пространстве. ЕврАзЭС за 10 лет существования превратилось в зрелую влиятельную региональную организацию. Пять наших стран успешно продвигают совместные социальные, экономические инициативы. Работают и в гуманитарной сфере, наращивают темпы и качество взаимодействия. Ключевым проектом в рамках сообщества стал Таможенный союз России, Белоруссии и Казахстана. Его запуск уже принёс ощутимые выгоды конкретным предприятиям и целым отраслям экономики, ускорил процессы посткризисного восстановления экономик».
«Украина является одним из крупнейших наших партнёров и в СНГ, да и вообще в мире. Российский бизнес наращивает свои инвестиции. По объёмам инвестиций в украинскую экономику российские инвестиции занимают 2-е место после Федеративной Республики Германия. Необходимо сохранить тот темп, который мы набрали в последнее время, и обеспечить наши конкурентные преимущества для развития собственных экономик, для решения социальных задач и для эффективной работы на рынках третьих стран. Мы полны решимости идти по этому пути».
«Если мы говорим о развитии нашего сотрудничества, то, конечно, на повестке дня в первую очередь стоит вопрос даже не об объёмах товарооборота, а наполнения его новым качественным содержанием. Речь идёт о том, чтобы модернизировать наши экономики, чтобы создавать новые высокооплачиваемые рабочие места - и у нас для этого есть все возможности».
«Мы должны учитывать законные интересы наших партнеров. Я считаю, что мы так и делаем. Мы ведь договорились с нашими коллегами, в том числе с коллегами в Белоруссии, подписали контракт в 2007 году. И мы не просим ничего избыточного, вне рамок этого контракта. Мы просим только одного: исполнять подписанные нами договоренности. Больше ничего не надо. Но когда нам говорят: давайте мы в этом году заплатим поменьше, а в следующем - в два раза больше. Мы соглашаемся. А в следующем году нам говорят: нет, давайте оставим все, как было в позапрошлом году. Тем не менее, и в этом случае мы стараемся найти какой-то консенсус, о чем-то договориться, смягчить вхождение в рыночные условия. И мне кажется, что та полемика, которая шла между белорусскими энергетиками и российскими, несмотря на всю ее остроту, все-таки ведь удалось договориться».
«У нас фактически товарооборот, несмотря на то, что он рухнул значительно в 2009 году, уже вышел на докризисный уровень, и есть продвижения по очень многим направлениям. Из высокотехнологичных я бы все-таки выделил авиацию и космос. У нас неплохо идет работа по АН-70. Мы много говорили еще с прежним правительством и с прежним президентом. Но сейчас выруливаем на продолжение совместной работы по АН-148, по двигателям для других типов самолетов и для вертолетов: тем более наш вертолетный парк в значительной степени (российский имею в виду) укомплектовывается двигателями из Украины. В космосе хорошие перспективы».
«Мы должны учитывать законные интересы наших партнеров. Я считаю, что мы так и делаем. Мы ведь договорились с нашими коллегами, в том числе с коллегами в Белоруссии, подписали контракт в 2007 году. И мы не просим ничего избыточного, вне рамок этого контракта. Мы просим только одного: исполнять подписанные нами договоренности. Больше ничего не надо. Но когда нам говорят: давайте мы в этом году заплатим поменьше, а в следующем - в два раза больше. Мы соглашаемся. А в следующем году нам говорят: нет, давайте оставим все, как было в позапрошлом году. Тем не менее, и в этом случае мы стараемся найти какой-то консенсус, о чем-то договориться, смягчить вхождение в рыночные условия. И мне кажется, что та полемика, которая шла между белорусскими энергетиками и российскими, несмотря на всю ее остроту, все-таки ведь удалось договориться.
«У нас фактически товарооборот, несмотря на то, что он рухнул значительно в 2009 году, уже вышел на докризисный уровень, и есть продвижения по очень многим направлениям. Из высокотехнологичных я бы все-таки выделил авиацию и космос. У нас неплохо идет работа по АН-70. Мы много говорили еще с прежним правительством и с прежним президентом. Но сейчас выруливаем на продолжение совместной работы по АН-148, по двигателям для других типов самолетов и для вертолетов: тем более наш вертолетный парк в значительной степени (российский имею в виду) укомплектовывается двигателями из Украины. В космосе хорошие перспективы».
«С новым Президентом и Правительством Украины мы вышли на очень высокий уровень межгосударственных контактов: снимаем искусственные барьеры, которые мешали ранее конструктивному сотрудничеству, буквально за несколько месяцев наработали весомый портфель совместных проектов. Речь прежде всего идёт о тех отраслях, где кооперация России и Украины принесет нашим странам весомые конкурентные преимущества, в частности это авиа- и судостроение, энергетика, транспорт…. Наши предприятия между тем многое объединяет. На протяжении десятилетий они работали в одной производственной цепочке. И эти связи надо восстанавливать, вплоть до образования интегрированных структур».
«Мы хорошо знаем, как много идет критики в адрес СНГ. Но уверяю Вас, что если бы СНГ не было, нам бы не удалось многие вопросы согласовать ни в экономической, ни в социальной сфере. Мы даже не замечаем, что они отрегулированы, потому что живем и считаем, что так и должно быть. А если бы не было СНГ, было бы по-другому, было бы хуже. У нас даже Грузия, когда объявила о выходе из СНГ, осталась в 75 соглашениях. Потому что они жизненно важны для страны. Мы это понимаем, и, более того, мы это приветствуем. Так что, я думаю, такая площадка для согласования позиций - и по экономическим, и по политическим вопросам, и по гуманитарным - нужна и будет востребована».
«В декабре 2011 года мы отметим двадцатилетие СНГ. За это время был пройден большой путь. Нам удалось отстроить во многом уникальную систему взаимодействия, которая работает в интересах граждан наших государств, конкретных компаний, предприятий, участвующих в кооперационных связях. И, конечно же, наш диалог позволяет в духе доверия и открытости решать возникающие проблемы, обеспечивать стабильность огромного региона. Опираясь на накопленный опыт, мы должны двигаться вперед, реализовывать наши планы, сформулированные в Концепции развития СНГ и Стратегии экономического сотрудничества на период до 2020 года. Успех здесь зависит от слаженной работы всех партнеров, от их делового настроя и, разумеется, доброй воли. Уверен, нас объединяет именно такой подход».
«…Мы удовлетворены высокими темпами совместной работы по формированию Таможенного союза. Союз перерастает чисто экономический формат, становится новой геополитической реальностью - это очевидный факт. Можно сказать, что формируемое Единое экономическое пространство - это ключевое направление интеграционных процессов в СНГ и в ЕврАзЭС. Эти процессы исключительно выгодны для всех участников, поскольку создают благоприятные условия для быстрого экономического роста. В принципе, как нам представляется, Таможенный союз стартовал достаточно успешно. Все его основные механизмы работают, и работают нормально. Хотя, конечно, реализовать такой масштабный проект, сложный проект в короткие сроки в силу объективных, чисто объективных причин - непросто. Что примечательно: даже в самых сложных ситуациях нам удается находить развязки и вырабатывать взаимоприемлемые договоренности»