«Необходимо продолжить линию на кардинальное упрощение налоговой отчётности: уменьшить её объёмы, количество показателей, трудоёмкость заполнения, снизить издержки и ненужные расходы предпринимателей, в том числе предельно упростив ведение налогового учёта и максимально приблизив методологию исчисления налогов к правилам бухгалтерского учёта».
«Я прекрасно отдаю себе отчёт в том, что у нас должна быть такая налоговая система, которая обеспечивала бы интересы государства. <…> Интересы государства заключаются не в том только, чтобы содрать налоги, а в том, чтобы всем участникам этого процесса было удобно и комфортно работать, с тем чтобы наши инструменты, в том числе и фискального характера, стимулировали экономическую активность, а не подавляли её. И в этой связи, конечно, нам нужно стремиться к тому, чтобы снижать количество первичных документов отчётности».
«В целом очевидно, что стране сегодня необходим решительный налоговый манёвр. Нужна современная структура налоговой системы. Следует подумать об оптимизации тех налогов, от которых в первую очередь зависит качественный экономический рост».
«Моё личное мнение заключается в том, что социальные гарантии мы можем обеспечить только на основе роста экономики, а рост экономики связан с необременительным налогообложением, эффективным налогообложением, но с выполнением обязательств бюджета перед людьми, которые нуждаются в поддержке. Необходимо обеспечение безопасности, обороноспособности страны, медицины, образования, пенсионного обеспечения и так далее, ведь на всё это нужно брать деньги из бюджета. Но это не значит, что мы не должны думать над тем, как сделать то же самое налогообложение менее обременительным и более эффективным, – это точно».
«Вы – важнейшие участники работы по созданию конкурентного делового климата в нашей стране, поэтому нужно выстраивать конструктивный диалог с налогоплательщиками, внимательно и кропотливо подходить к решению возникающих проблем, помогать бизнесу и гражданам разбираться в налоговых тонкостях и новациях, и не преследовать за несущественные ошибки. <…> Работа должна строиться на принципах уважения прав и защиты интересов добросовестных налогоплательщиков».
«В сфере экономики мы используем целый ряд инструментов налоговых преференций, включая льготный, упрощённый режим для малого бизнеса. Налоговая нагрузка на малый бизнес фактически составляет сегодня в среднем порядка 10%. Буквально на днях вступили в силу решения, которые позволят освободить от налога на прибыль все учреждения, занятые в здравоохранении и образовании. Это открывает широкие возможности для притока инвестиций в эти сферы, для запуска проектов, построенных на принципах государственно-частного партнёрства».
«Урегулирован и такой чувствительный вопрос, как налоговый контроль при трансфертном ценообразовании. Соответствующие поправки в Налоговый кодекс вступают в силу с 1 января 2012 года. Это позволит свести к минимуму возможности для необоснованного снижения налоговой базы и ухода от налогов. Кроме того, налоговые поступления в бюджет будут распределяться более справедливо: налоги останутся там, где компании ведут свою основную производственную, хозяйственную деятельность».
«Считаю нашим важнейшим достижением практику налоговых вычетов – она также должна быть сохранена. Речь идёт о праве любого гражданина вернуть часть уплаченного им налога на доходы в случае покупки жилья, оплаты лечения или образования. Это немаленькие суммы: ежегодно в налоговые органы за возвращением средств обращаются около 2,5–3 млн граждан, а общая сумма выплат составляет порядка 50 млрд рублей».
«Во-первых, нужно сделать налоговые процедуры максимально удобными и комфортными для людей, для участников бизнеса; во-вторых, усилить стимулирующую роль налоговой системы – прежде всего для структурного обновления экономики, социальной сферы, для поддержки инноваций. Сама фискальная нагрузка должна распределяться более справедливо по разным секторам экономики. Третье, необходимо обеспечить устойчивыми налоговыми поступлениями все уровни бюджетной системы – от федерального до муниципального.<…> Наконец, четвертое – гарантировать предсказуемость и стабильность налоговой системы как важнейшие условия успешной реализации долгосрочных планов стратегического развития страны».
«Позиция Правительства заключается в том, что мы последовательно должны увеличивать доходы казны, но не только за счёт роста общего налогового бремени на граждан и участников экономической деятельности, а за счёт повышения качества налогового администрирования, поощрения экономического развития, обеспечения темпов экономического роста, а значит, расширения самой налогооблагаемой базы».
«В целом, что касается нашей налоговой политики, то мы не идём по пути тотального увеличения фискальной нагрузки. Задача государства состоит в более справедливом распределении налогового бремени. Поэтому налоговые изменения затронут в первую очередь отрасли, работающие в благоприятных внешнеполитических конъюнктурных условиях».
«В ближайшее время будут приняты поправки в Налоговый кодекс. Мы практически целиком, в объёме 90%, передадим муниципалитетам доходы от патентов. По предварительным подсчётам при эффективном использовании патентной системы в бюджеты местного самоуправления должны поступить миллиарды рублей. Это в десятки, а может быть, даже в сотни раз больше, чем сейчас. У муниципалитетов появится мощный инструмент пополнения бюджета».
«Нужно вносить необходимые поправки в Налоговый кодекс с тем, чтобы обеспечить интересы государства. Разумеется, делаться это должно в высшей степени осторожно, аккуратно, по известному медицинскому правилу – не навредить. Нужно вносить такие поправки, которые будут абсолютно прозрачными, будут единообразно пониматься и, что самое главное, единообразно применяться в отношении всех участников экономической деятельности».
«Налоговая служба – это не тот орган, который деньги приносит, а тот, который их забирает. И тем не менее любой здравомыслящий человек понимает, насколько важна роль налоговой службы в любой экономике, в любом государстве. Важно, конечно, чтобы прежде всего была правильно выстроена законодательная, правовая, нормативная база работы налоговой службы. Но не менее важно и то, как организовано администрирование. Я хочу поблагодарить всех сотрудников налоговой службы за работу».
«Наш подход заключается в том, чтобы избегать фронтального роста налогов. В России по-прежнему сохраняется низкая ставка налога на прибыль для организаций - 20%. С другой стороны, в 2011 году произойдёт повышение страховых взносов на социальное обеспечение - это вынужденное, неизбежное решение: мы должны платить достойные пенсии нашим пожилым гражданам и иметь средства на модернизацию здравоохранения. Но даже в этих условиях была найдена возможность сохранить более низкие ставки взносов для компаний из сектора информационных технологий, резидентов техническо-внедренческих зон, малых инновационных предприятий при вузах и средств массовой информации».
«Мы не считаем разумным идти по пути фронтального повышения налогов, тем более что с 2011 года увеличиваются пенсионные и другие социальные взносы. Однако в тех секторах экономики, где в течение длительного времени сохраняются низкие ставки, а также где сегодня налицо благоприятная конъюнктура мировых цен, считаем возможным скорректировать финансовую фискальную нагрузку в сторону увеличения. При этом пересмотр налоговых ставок будет увязан с ростом бюджетных расходов по приоритетным направлениям».
«Можно понять желание местных властей установить, где это возможно, максимальные ставки земельного налога, потому что эти поступления идут в муниципальный бюджет. Но такие решения оборачиваются подчас ростом налогового бремени на бизнес, тормозят перспективные инвестиционные проекты. Тем самым местные бюджеты, зарабатывая сегодня рубль, завтра теряют десятки, а может быть, и сотни тысяч рублей, лишаются потенциальных налоговых поступлений. Поэтому прошу наших коллег более гибко относиться к установлению земельного налога, использовать пониженные ставки для поддержания социально значимых проектов, инициатив в сфере малого и среднего предпринимательства, инновационных производств».
«Можно понять желание местных властей установить, где это возможно, максимальные ставки земельного налога, потому что эти поступления идут в муниципальный бюджет. Но такие решения оборачиваются подчас ростом налогового бремени на бизнес, тормозят перспективные инвестиционные проекты. Тем самым местные бюджеты, зарабатывая сегодня рубль, завтра теряют десятки, а может быть, и сотни тысяч рублей, лишаются потенциальных налоговых поступлений. Поэтому прошу наших коллег более гибко относиться к установлению земельного налога, использовать пониженные ставки для поддержания социально значимых проектов, инициатив в сфере малого и среднего предпринимательства, инновационных производств».
«Одним из важнейших инструментов достижения наших долгосрочных целей служит налоговая политика. Сегодня мы должны окончательно утвердить наши планы в этой сфере на предстоящий год. Одобрить налоговый пакет, призванный стимулировать инновации в реальном секторе экономики. Это компенсация роста тарифов на обязательное социальное страхование для высокотехнологичного бизнеса. На переходный период ставка 14% сохранится для резидентов, как мы с вами и договаривались, технико-внедренческих особых экономических зон, производителей программного обеспечения, внедренческих фирм при ВУЗах. Для СМИ в период до 2015 года также будут установлены пониженные ставки. Разработка изменений в правила начисления амортизации. Уточнение порядка учета расходов по НИОКРам. Сокращение перечня документов, необходимых для применения нулевой ставки НДС при экспорте. Освобождение сроком на 3 года нового энергоэффективного оборудования от налога на имущество организаций. И так далее».
«Для малого бизнеса у нас существует система патентов. Предприниматель покупает его, выплачивает фиксированную сумму и может заниматься своим делом с минимумом отчетности и других административных нагрузок и барьеров. Поскольку именно такой режим налогообложения наиболее удобен для бизнеса, необходимо расширить сферу его применения».
«И, наконец, некоммерческие организации, занимающиеся образованием, наукой, культурой, медициной, должны быть освобождены от уплаты налога на прибыль. Такой шаг серьезно расширит возможности для их работы. А в перспективе мы сможем передать негосударственным организациям часть бюджетного заказа. Как показывает практика, это стимулирует конкуренцию за право оказывать гражданам те или иные услуги, заставляет повышать качество работы».
«У нас есть инновационные предприятия, где даже небольшое повышение налогов может оказаться критичным, может привести к свертыванию программ развития. Для них мы готовы сохранить ставку страховых взносов на уровне 14%. То есть, это фактически то, что они выплачивают сегодня. Нужно еще раз взглянуть на перечень отраслей, которые могут воспользоваться этой льготой. И в целом, следует внимательно посмотреть на высокотехнологичный сектор, где выпускается уникальная продукция».
«Дополнительные меры стимулирования будут введены и для предприятий, внедряющих новое энергоэффективное оборудование. Предлагается освободить их от налога на имущество сроком до 3 лет».
«Самая острая проблема в предстоящее время - это, конечно, рост нагрузки с 2011 года на фонд оплаты труда. Как известно, мы приняли решение о повышении страховых взносов на обязательное социальное страхование. Без этого невозможно обеспечить финансовую стабильность пенсионной системы и одновременно повысить уровень жизни старшего поколения. Вместе с тем, учитывая кризисные явления в экономике, рост фискальной нагрузки был отложен. На текущий 2010 год сохраняется прежняя ставка страховых взносов - 26%. Нужно поискать резервы, чтобы и в 2011 году сделать рост фискальной нагрузки плавным».
«В 2010 году на упрощенную систему налогообложения смогут перейти организации, выручка которых не превышает 60 млн рублей в год. Это серьезная мера поддержки малому и среднему бизнесу. Но наряду с ней мы должны реализовать и другие шаги, направленные на стимулирование предпринимательства и создание новых рабочих мест. В 2010 году эта задача остается актуальной».
«Вопрос дальнейшей оптимизации налоговой системы с повестки дня, конечно, не снимается. Так, в 2010 году верхний предел доходов, позволяющих малому бизнесу переходить на упрощенную систему налогообложения, будет увеличен с 30 до 60 млн рублей. Правда, как и было заявлено ранее, - без последующей индексации. Мы смотрим на это как на антикризисную меру».
«Актуальным является усиление стимулирующей роли налоговой системы - прежде всего в целях решения ключевых проблем российской экономики, таких как повышение эффективности добычи полезных ископаемых, внедрение энергоэффективных технологий, расширение инновационной активности предприятий и поддержка их модернизаций».
«Следует надежно гарантировать выполнение основной функции налоговой системы - обеспечения платежеспособности государства. Для этого нужно продолжить совершенствование налогового администрирования, ликвидировать уже известные схемы уклонения от налогов, которые, кстати, становятся всё изощреннее в последнее время».
«В рамках «антикризисного пакета» была существенно снижена фискальная нагрузка на бизнес. Речь идёт о снижении НДПИ, налога на прибыль, на малый бизнес и так далее. В сумме это примерно 700 млрд рублей, которые останутся в экономике».
«В 2010 году будут созданы условия для введения местного налога на недвижимость. Он должен заменить действующий сейчас земельный налог и налог на имущество. Речь идет не о повышении налоговых ставок, а о перераспределении налоговой нагрузки на недвижимое имущество граждан, создании защитных механизмов, льгот для малообеспеченных людей, для собственников недорогого имущества. И в то же время создать условия для взимания более высоких, рыночно обоснованных налогов с тех, кто является собственниками огромных квартир, дорогостоящих особняков и больших участков земли».
«Особенное внимание нужно уделить совершенствованию налогового администрирования. Фискальная система должна становиться всё более прозрачной, необременительной и комфортной для налогоплательщика - как для предприятий, так и для физических лиц. Нужно избавляться от разного рода лишних бумаг, справок, громоздких деклараций».
«Напомню только главные решения, принятые в ходе налоговой реформы. В целях защиты прав добросовестных налогоплательщиков были внесены принципиальные изменения в правила налогового администрирования. Уменьшено налоговое бремя, в частности установлена плоская шкала подоходного налога - 13%, одна из самых низких в Европе. Снижены ставки налога на прибыль, НДС и единого социального налога. Введены специальные режимы для малого бизнеса, усилены стимулы для инвестиций в научные исследования и инновации, образование, здравоохранение, жилищное строительство. Упрощена система налогообложения в сельском хозяйстве. Во второй половине 2008 года снижение налогов было продолжено уже в качестве антикризисной меры».
«Несмотря на все трудности с наполнением казны, недопустимо возвращение к практике «терроризирования» бизнеса со стороны налоговых и таможенных, вообще - любых фискальных органов. Их основной задачей по-прежнему должна оставаться проверка исполнения налогового законодательства».
«Проект закона о совершенствовании налогообложения товариществ собственников жилья, жилищно-строительных кооперативов, других компаний, управляющих жилым фондом. Речь идет об освобождения от налога на добавленную стоимость услуг ЖКХ, которые управляющие компании предоставляют жителям многоквартирных домов. Тем самым будет устранен серьезный пробел в налоговом праве, препятствующий становлению современных управляющих структур в сфере ЖКХ».
«Предлагаю дополнительно пойти на ряд принципиальных шагов. А именно - снизить с 1 января 2009 года на 4 процентных пункта ставку налога на прибыль. Сделать это за счёт федеральной части этого налога. Цена вопроса - свыше 400 млрд. рублей, и все эти деньги останутся в следующем году работать в экономике. Напомню, что и у регионов есть право, в свою очередь, уменьшать этот налог также на 4 пункта. Следующее решение. Сейчас в рамках упрощённой системы налогообложения малого бизнеса действует фиксированная ставка в размере 15 процентов. Для снижения фискальной нагрузки на малый бизнес, создания дополнительной мотивации для его развития предлагаю дать регионам право снижать ставку на 10 процентных пунктов - до 5 процентов».
«В ходе моих встреч с представителями бизнес-сообщества не раз звучали претензии к налоговым органам по поводу задержки с возвратом НДС. Считаю, что налоговым службам необходимо кардинально пересмотреть работу по этому направлению. Радикальным образом уменьшить срок возврата НДС. Предложить оптимальную модель для крупных налогоплательщиков - у нас раньше была такая практика. До конца текущего года снизить до минимума текущую задолженность по НДС, заявленному к возмещению из бюджета».
«Я поручил Министерству финансов предложить систему мер по поддержке бюджетов регионов России. Кроме того, с учетом особой ситуации, складывающейся с прибылью предприятий в четвертом квартале, - предлагаю дать им право уплачивать налог на прибыль на основе фактической прибыли, полученной с начала года. Это решение позволит не платить налог с прибыли, существующей пока только «на бумаге». Таким образом, бизнесу не придётся заниматься по факту бесплатным кредитованием государства. А регионам, региональным бюджетам - возмещать излишне уплаченные налоги в начале следующего года. Сейчас прошу внимания! Прошу наших депутатов в Госдуме незамедлительно принять необходимые поправки в Налоговый кодекс. Чтобы эта норма заработала уже через неделю - с 28 ноября. Это важно потому, что 28-е - это как раз день уплаты налога».