«Интернет-демократия должна быть встроена в общий поток развития институтов прямой референдумной демократии. Особенно широкое применение она должна получить на муниципальном и региональном уровне. В каждом муниципалитете должны проходить не только прямые выборы глав и депутатов муниципального собрания. Оценку народа должны получать и другие чиновники, занимающие ключевые должности».
«Нам важно создать политическую систему, при которой людям можно и необходимо говорить правду. Тот, кто предлагает решения и программы, несет ответственность за их реализацию. Те, кто выбирают «принимающих решения», понимают, кого и что они выбирают. Это принесет доверие, конструктивный диалог и взаимное уважение между обществом и властью».
«Демократия, на мой взгляд, заключается как в фундаментальном праве народа выбирать власть, так и в возможности непрерывно влиять на власть и процесс принятия ею решений. А значит, демократия должна иметь механизмы постоянного и прямого действия, эффективные каналы диалога, общественного контроля, коммуникаций и “обратной связи”».
«Надо настроить механизмы политической системы таким образом, чтобы она своевременно улавливала и отражала интересы больших социальных групп и обеспечивала бы публичное согласование этих интересов. Могла обеспечивать не только легитимность власти, но и уверенность людей в ее справедливости».
«Настоящая демократия не создается одномоментно, не копируется по внешнему образцу. Необходимо, чтобы общество было готово к использованию демократических механизмов. Чтобы большинство людей почувствовали себя гражданами, готовы были бы на регулярной основе тратить свое внимание, свое время, свои усилия на участие в процессе управления. Другими словами, демократия работает там, где люди готовы в нее что-то вкладывать».
«Сегодня в Государственную Думу внесен целый пакет предложений по развитию нашей политической и партийной системы. Речь идет об упрощении порядка регистрации партий. Об отмене необходимости собирать подписи для участия в выборах в Государственную Думу и региональные законодательные органы. О сокращении количества подписей избирателей, необходимых для регистрации в качестве кандидата на выборах Президента страны».
«Когда я говорю о необходимости обеспечить прозрачность выборов, хочу обратить ваше внимание на то, что такая прозрачность прежде всего нужна нам с вами, потому что мы должны быть уверены в том, что граждане нашей страны действительно нас поддерживают. Это принципиальный вопрос, потому что без поддержки людей осуществлять такие грандиозные планы невозможно».
«Нам также предстоит спокойно и ответственно развивать нашу политическую систему, чтобы граждане и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном уровнях имели бы больше возможностей влиять на власть, чтобы работали институты обратной связи. Наша демократия молода, и нам нужны такие политические институты, которые эффективно послужат не только нам сегодня, но и нашим детям».
«Нам нужна устойчивая политическая система. Нам нужны такие механизмы, которые будут гарантировать долгосрочное и устойчивое развитие России на десятилетия вперед. Для России с её историей потрясений и революционных срывов это крайне важная задача, разумеется, на демократических принципах. Поэтому для нас так необходимы эволюционность, стабильность и последовательность любых политических преобразований, поэтому мы обязаны относиться к развитию нашей политической системы бережно и в высшей степени ответственно».
«4 декабря состоятся выборы нового состава Государственной Думы, будет сформирован обновлённый парламент, представляющий интересы всего российского общества. В Государственной Думе есть, разумеется, партийные фракции, и в этом зале всегда будут представлены люди самых разных политических взглядов. Это основа парламентской демократии, так и должно быть».
«Мы, конечно, думаем на тему о том, как нам сделать таким образом, чтобы граждане и на муниципальном, и на региональном, и на общефедеральном уровнях чувствовали бо́льшую связь с властью, бо́льшее влияние имели бы на власть и могли бы рассчитывать на обратную связь с властью. Конечно, наша система не совершенна. Конечно, мы прекрасно понимаем и знаем в том числе и критические замечания, допустим, по поводу той оперативной структуры управления, которую мы предложили стране вместе с действующим Президентом Медведевым, в так называемом тандеме. Но я хочу обратить ваше внимание на то, что я вообще не знаю совершенных систем управления».
«Одна из задач – это создание устойчивой политической системы, которая бы развивалась на собственной базе, а не на основе советов или окриков из-за рубежа. Наше государство не может существовать как сателлит. Нам нужна устойчивая, внутренне устойчивая политическая – современная, гибкая, отражающая требования сегодняшнего дня, но опирающаяся на наши национальные традиции политическая система».
«Наша политическая система находится в процессе становления. Мы не будем принимать никаких волюнтаристских решений. Мы будем всегда в диалоге с общественностью, с обществом находиться. Будем искать такие формы, при которых наша политическая система была бы устойчивой».
«Если говорить, что мы планируем делать и что я лично планирую делать в будущем, вот нам нужно этим заняться – нам нужно укрепить фундаментальные основы нашей политической системы и демократических институтов, нужно создать условия для поступательного развития и диверсификации экономики на новой, современной базе, нужно создать условия для повышения уровня жизни наших граждан. Вот этим и будем заниматься».
«В России происходит только становление многопартийной системы, партии укрепляются, ищут себя, ищут своего избирателя, ищут свою устойчивую политическую платформу. Но так же, как и везде, любая политическая сила, которая находится в течение какого-то количества лет у власти, является доминирующей, она, так или иначе, несёт на себе груз ответственности за всё, что происходит»
«Что касается «Правого дела», то я думаю, что любая легальная партия, любая легальная политическая сила может и должна составлять конкуренцию всем и вся на политической арене. Способна ли она сегодня на равных конкурировать с «Единой Россией»? Нет, не способна, пока во всяком случае. Но я не исключаю, что ситуация может меняться, и если партия «Правое дело» будет работать эффективно, будет доказывать избирателям правильность своих подходов в развитии России, то она будет завоевывать более широкую поддержку».
«Мне бы очень хотелось, чтобы и сама «Единая Россия» ожила за счёт новых идей, новых людей, новых лиц. И чтобы многочисленные организации (и формальные, и неформальные организации) получили бы возможность через инструменты «Единой России» не только заявить о себе, не только продвинуть какие-то свои идеи, но и продвинуть своих людей, представителей этих идей, в муниципальные, региональные и федеральные органы власти и управления».
«Я считаю, что отчёт Правительства перед Парламентом – это не просто конституционное требование, это инструмент управления демократических начал нашей политической системы. Диалог между Правительством и Парламентом очень востребован не только для отчёта Правительства, но и для того, чтобы сверить часы с депутатским корпусом по приоритетным направлениям развития нашей экономики и социальной сферы».
«Вы упомянули про оппозиционные политические силы. Им, конечно, проще, потому что они не занимаются конкретной работой, но они для того и существуют, чтобы критиковать ведущие политические силы за то, что они делают. Те политические силы, которые называют себя ведущими, находятся у власти, призваны решать проблемы, а оппозиция, её работа, заключается в том, чтобы критиковать власть за то, что и как она делает, предлагать альтернативные решения. Это в целом нормально: не нужно ни на кого сердиться, ругаться, нужно просто эффективно делать свою работу».
«Что касается демократии, то это у нас давний спор с нашими американскими коллегами.<…> И когда мы говорим нашим американским коллегам о том, что есть системные проблемы в этой сфере, мы слышим: «Вы к нам не лезьте. У нас так сложилось, так и будет». Мы не лезем, но я хочу и нашим коллегам посоветовать: и вы к нам не лезьте. Это суверенный выбор российского народа. Российский народ сделал однозначный выбор в сторону демократии в начале 90-х годов. И с этого пути не свернет. В этом никто не должен сомневаться. В этом сама Россия заинтересована. И мы, безусловно, пойдем по этому пути».
«Демократия не может быть отделена от законности. И законность не может существовать вне рамок демократического общества... Я не хочу сказать, что у нас все идеально. Вы знаете, ведь во всем мире, где бы вы ни показали пальцем, власть всегда старается выглядеть лучше, чем она есть на самом деле, и пытается как-то ограничить возможности средств массовой информации. Но в стране с хорошо развитым гражданским обществом власти это, как правило, не удается. Где это гражданское общество еще не достигло своей зрелости, не набрало силу, там, конечно, власти легче проводить такие манипуляции. В этом смысле наша задача - в том, чтобы наше гражданское общество мужало, росло, укреплялось и чувствовало свою силу».
«Если понимать под демократией такой способ управления государством, при котором граждане имеют возможность влиять на то, что происходит в стране, то гражданское общество любой страны в силу своей зрелости выбирает такой баланс между стабильностью и элементами развития, который позволяет стране идти вперед. Но в тоже время не «трясти общество» и не пугать граждан возможными катаклизмами. На сегодняшний день, в целом, у нас такой баланс, на мой взгляд, установлен. Нарушение этого баланса чревато тем, что мы будем либо стагнировать, либо разрушаться».
«Что касается привлечения к ответственности чиновников и представителей каких бы то ни было организаций, если они нарушили закон. Обращаю ваше внимание на то, что и так называемые представители власти - это не каста неприкасаемых. И у нас есть примеры уголовного преследования, доведенного до суда с обвинительным заключением и с отбыванием в местах лишения свободы. В том числе и руководителей регионов, которые принадлежали к этой самой партии власти. Здесь не должно быть никаких исключений. Никаких исключений мы допускать не будем».
«Если в Мосгордуме в течение многих лет не были представлены представители, скажем, одной из партий, то почему они сейчас должны там появиться? Надо объективно на эти процессы смотреть. Хотя, я хочу еще раз сказать, что в таких ситуациях, конечно, очень многое зависит от межпартийного диалога, морального климата в самой Государственной Думе, от умения вести диалог с коллегами».
«Мы должны создавать традиции конституционной передачи власти и должны показать всей стране и всему миру, что в России это возможно и никакой катастрофы от этого не происходит, а наоборот, в чем-то происходит даже укрепление нашей государственности».
«В нашей стране, действительно, сложились очень добрые отношения между Президентом и Председателем Правительства. И это важный фактор внутриполитической стабильности в России».
«Что же касается действий Правительства, то критический взгляд на действия Правительства является абсолютно нормальной вещью. Я и сам не всегда доволен тем, что делают отдельные министерства и ведомства. А в условиях кризиса сегодняшняя деятельность должна подвергаться особо внимательному и тщательному анализу. И только так мы можем находить наиболее эффективные и верные решения».
«Согласен с тем, что работа Правительства, органов исполнительной власти по подготовке проектов правовых актов должна быть более открытой и системной. В том числе, нам необходимо переходить на среднесрочное планирование законопроектной деятельности. Очень много не исполняется решений. Это значит, что готовятся эти проекты некачественно и работа над ними идет не системно. Уже на самой предварительной стадии подготовки ключевых правительственных законопроектов предлагаю привлекать к этой работе депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации, представителей экспертных и общественных организаций. У нас же есть практика «нулевого чтения», надо ее расширять. Рассчитываю, что это позволит серьезно повысить эффективность законотворческого процесса в целом».
«Сегодня мы с вами закладываем новую традицию – отчет Правительства перед парламентом России. Это еще один шаг вперед по развитию нашей политической системы. И думаю, что это очень важно».
«До сих пор наши политические силы, легальные политические силы действовали очень ответственно, и я очень рассчитываю на то, что так будет и в будущем. При этом мы не можем, не должны и не будем ограничивать легальные формы протеста - те формы, которые предусмотрены законом Российской Федерации».
«В России действительно произошла не просто мирная, а впервые в рамках действующего основного закона - Конституции - смена высшей государственной власти. Произошли выборы президента - в срок, как положено, в соответствии с Конституцией. Мы провели выборы в Парламент. Это действительно важное событие в истории политической жизни страны».
«Я думаю, что профсоюзы в нашей стране начали выполнять естественную и очень важную для них функцию - защиту интересов трудящихся. Они перестали быть какой-то школой, школой коммунизма, еще чего-то - это совершенно другая сфера деятельности. Они перестали быть политическим придатком какой-то партии, а стали выполнять самостоятельную функцию. И ответственное поведение профсоюзов - очень важно, очень востребовано».
«Мы будем и дальше совершенствовать деятельность этой общественной организации, которая, на мой взгляд, приобретает все большее и большее значение, так же, как и укреплять многопартийную систему страны в целом. Считаю, что многопартийность - важнейшая составляющая демократических институтов в современной России».
«Хочу еще раз подчеркнуть: считаю абсолютно правильным сохранение на политической сцене страны самых различных политических сил с различными политическими взглядами, даже с теми, которые власти, может быть, и не нравятся. Но это естественное состояние любого демократического общества, это признак здорового общества».