«Нужно ориентироваться на лучшие мировые практики, как, например, такую, при которой только за непредоставление сведений или за передачу искажённых сведений наступает уголовная ответственность. В некоторых законодательствах отдельных стран с развитой рыночной экономикой такая ответственность для должностных лиц предусмотрена. Это создаёт обстановку, при которой не возникает желания и заниматься незаконной деятельностью, и как-то обходить предложенные государством элементы контроля».
«Мы с вами приняли решение: в будущем году ограничить рост тарифов большинства естественных монополий. И в свою очередь это должно серьёзно сдерживать цены на услуги ЖКХ. Хочу повторить: это принципиальная позиция Правительства Российской Федерации, и она не подлежит пересмотру или ревизии. Поэтому считаю недопустимыми любые заявления должностных лиц о том, что здесь могут быть какие-то корректировки или отступления».
«Считаю, что скорейшее формирование своевременной системы госзакупок является одной из наших приоритетных задач. Новая контрактная система должна регламентировать и структурировать все этапы прохождения закупок, увязать их в единое целое, сделать более прозрачными и понятными, в том числе доступными для общественного контроля».
«Мы рассчитываем, что федеральная контрактная система станет действенным инструментом государственной инвестиционной политики, сыграет важную роль в модернизации всей российской экономики. И, конечно же, она должна существенно повысить эффективность бюджетных расходов».
«Мы должны закупать для государственных нужд, социальной сферы качественные инновационные продукты, сформировать такую систему, которая снизит коррупцию, обеспечит максимальную прозрачность этой работы, начиная с планов закупки и заканчивая исполнением самих контрактов».
«Нам нужно отладить целостную систему стратегического управления, увязать отраслевые и региональные стратегии с приоритетами развития российской экономики и с возможностями бюджетной и финансовой системы страны. Надо создать эффективную систему мониторинга и корректировки принятых государственных программ».
«Цены должны быть рыночными, экономически обоснованными. У нас, как я уже говорил, нет никакой цели подрывать экономику наших нефтяных компаний, но необходимо исключить всякие спекуляции и любые корпоративные сговоры. Это на рынке должно быть исключено».
«Так называемый закон об угле установил требования обязательной дегазации шахт до безопасных норм. Эти нормы определяет Правительство России. Приняты поправки и в Налоговый кодекс. Теперь у угольных компаний появился экономический стимул вкладывать собственные средства в безопасность производства. В этом случае они могут рассчитывать на уменьшение НДПИ – налога на добычу полезных ископаемых, на сумму таких затрат, на сумму затрат, понесённых с целью обеспечения безопасности».
«Теперь инспекторы Ростехнадзора могут приостанавливать работы, отстранять руководителей угледобывающих предприятий за грубые нарушения работ до вступления в силу решения суда. Отмечу, что за 2010 год было выявлено свыше 81 тыс. нарушений на шахтах. Штрафным санкциям было подвергнуто более 8 тыс. организаций и их сотрудников».
«Не могу не сказать и ещё об одной серьёзной проблеме - раздутых штатах региональных и муниципальных чиновников, и, как следствие, весьма щедрых расходах на их содержание. Большинство региональных антикризисных планов в 2009 году предусматривали оптимизацию чиновничьего аппарата. В общей сложности численность региональных чиновников была сокращена на 4%, а в муниципалитетах - на 2,5%. Направление правильное, но темпы очень маленькие. Обращаю внимание, что одновременно с сокращением численности произошёл - обращаю на это внимание - 6-процентный рост расходов на содержание чиновничьего аппарата. Сократили на 4%, а на 6% выросли по расходам, а неэффективные расходы на государственное управление составили 83 млрд рублей. Считаю, что работа по созданию компактного госаппарата, по оптимизации расходов на его содержание должна быть продолжена».
«Мы должны рассмотреть ряд вопросов, от решения которых напрямую зависит улучшение предпринимательского климата, рациональная интеграция нашей страны в международные экономические связи. Имею в виду модернизацию российской таможни. Нужно прямо сказать: нам всем хорошо известно - сегодня качество ее работы вызывает серьезные нарекания у участников внешнеэкономической деятельности. И прежде всего у тех, кто работает в высокотехнологичных сферах. МИД и сама Федеральная таможенная служба подготовили предложения о присоединении России к Международной конвенции по упрощению и модернизации таможенных процедур. Рассчитываю, что такой шаг позволит более активно внедрять на российской границе современные стандарты таможенного дела - удобные и для граждан, и для бизнеса».
«И сейчас многие регионы формально соблюдают действующие сроки рассмотрения документов, а на деле они вновь и вновь возвращают бизнесу эти документы, заставляют приносить новые справки и бумажки, которые стоят денег и времени. Соответственно, отсчет этого самого времени на рассмотрение документации каждый раз после такого исправления начинается с нуля, после каждого замечания - с нуля. Поэтому теперь заказчику-застройщику будет предоставлена возможность устранять замечания в течение срока предоставления экспертизы. И подчеркну: вся экспертиза, с учетом всех доработок, должна занимать не более 60 суток. Тот, кто гоняет бизнес по кругу и нарушает установленные сроки, будет нести административную ответственность, вплоть до дисквалификации».
«Весьма показательным оказался доклад Генеральной прокуратуры России. Он содержал вопиющие факты нарушений в сфере контрольно-надзорной деятельности госорганов. Тут и выдумывание разного рода экспертиз, и «карманных» фирм для выкачивания денег из бизнеса. Полная неразбериха с установлением платы за предоставление государственных услуг. Поэтому считаю совершенно правильным, что мы начали глубокую ревизию контрольно-надзорных функций государства. В ходе специальных совещаний в Правительстве мы уже рассмотрели положение дел в образовании, сельском хозяйстве, здравоохранении, строительстве. По итогам подготовлен целый пакет конкретных предложений и законодательных инициатив».
«Ростехнадзор должен иметь право временно, до решения суда, отстранять руководство предприятия от исполнения обязанностей за грубые и неоднократные нарушения правил безопасности. Если мы эту общую ответственность повысим, то повысим и безопасность. Кстати, мы уже говорили об этом: в трудовых коллективах должна быть создана абсолютная нетерпимость к любым нарушениям, что кто-то курит и говорит: я не могу без курева пять часов провести, или если находят спички и сигареты. Давайте тогда договоримся. Вы должны это сказать: правила для нашей собственной безопасности должны быть одинаковыми для всех!».
«Нам удалось радикально сократить число проверок малого и среднего бизнеса. На этапе подготовки такого решения сотрудники Министерства экономики собрали огромный массив объективных данных об административной нагрузке на бизнес со стороны контрольных органов. И с цифрами в руках доказали, какой вред причиняет избыточный контроль и надзор. Аналогично нужно действовать и по другим «болевым точкам». Четко диагностировать проблемы и предлагать эффективные методы их решения».
Правительство ведёт сейчас активную работу по формированию благоприятной среды для бизнеса. Уже приняты решения по устранению многих избыточных административных барьеров, развитию конкуренции. Надо сказать, что это такие «авгиевы конюшни» у нас, где этого добра - барьеров и избыточных административных ресурсов со стороны самых различных уровней власти управления - более чем достаточно. Но проблема заключается даже не в том, что их много. Проблема заключается в том, что они постоянно генерируются на разных уровнях. Это как будто в крови у нас сидит - всем командовать.
«Считаю, что санитарные заключения, государственная регистрация должны остаться только там, где их использование явно является общепризнанной, можно сказать, мировой практикой, например, при производстве детского или лечебного питания. В остальных случаях вполне можно обойтись и без них, тем самым избавив добросовестных бизнесменов от двойного и даже тройного государственного контроля, за которым стоит не что иное, как попытка выбить деньги».
«Первая задача - определить, где по-настоящему необходим прямой государственный контроль, какие механизмы защиты прав граждан действительно целесообразно использовать. Все процедуры должны быть серьезно оптимизированы, исключены дублирующие и явно избыточные функции, ликвидирована почва для конфликтов интересов. Как и в других сферах [в сфере здравоохранения и социальной защиты], нужно провести ревизию консалтинговых, экспертных, регистрационных услуг, оказываемых на платной основе. Подведомственные учреждения не должны превращаться в выгодный бизнес».
«Считаю также, что в большинстве случаев возможно перейти от лицензирования к уведомительному порядку, то есть к декларированию качества в соответствии с требованиями законодательства. Одновременно должна быть усилена ответственность - как административная, так и уголовная - за игнорирование установленных норм и принятых обязательств. В первую очередь, это касается медицинской деятельности. Государство должно внимательно отслеживать и жёстко реагировать на любые нарушения стандартов оказания медпомощи, на случаи причинения вреда жизни и здоровью пациентов».
«Есть вопросы и к системе аккредитации образовательных учреждений, которые дает им право выдавать аттестаты и дипломы государственного образца. Они так же излишне громоздки и неповоротливы, эти правила. Причем услуги за аккредитацию стоят достаточно дорого. Только в 2009 году на эти цели образовательные учреждения потратили порядка 1 млрд 900 млн рублей. Цена за аккредитацию университета доходит до 1,5 млн рублей, которые, так или иначе, собираются в конечном итоге, мы с вами это понимаем, с учащихся. Считаю, что образовательные учреждения необходимо освободить от платы как за представление лицензии, так и за получение аккредитации, а вместо этого ввести фиксированную, прозрачную, установленную государством госпошлину, чтобы всем было понятно и ясно, сколько надо заплатить».
«Система аккредитации [образовательных учреждений] должна быть компактной по срокам и прозрачной. При этом следует учитывать и международную практику, в том числе надо широко привлекать к аккредитации общественные организации, профессиональные объединения, работодателей, которые получают, собственно говоря, интеллектуальный продукт после окончания людьми высшего учебного заведения, да и среднего тоже. Нужно использовать электронные технологии и возможности сети Интернет».
«Вот только университеты должны сформировать увесистую папку - около 250 документов объемом 3 тыс. листов [чтобы получить лицензию]. Нельзя обеспечить должное качество образования, просто заставляя организации из раза в раз собирать эту массу бумаг. Существующую процедуру необходимо пересмотреть и кардинально оптимизировать. На мой взгляд, лицензии должны быть бессрочными, а вот санкции за нарушение лицензий, за нарушение требований, предъявляемых к лицензии, нужно усилить. Проверки пожарной безопасности, условий и качества образовательного процесса должны проходить регулярно и быть скрупулезными и объективными».
«Считаю, что в первую очередь нужно навести порядок с лицензированием и государственной аккредитацией. Они должны стать реально действующими механизмами развития образования. Стимулировать здоровую конкуренцию на рынке образовательных услуг, отсевать тех, кто не соответствует современным требованиям. У нас сейчас около 140 тыс. учебных заведений, к которым относятся самые разные учреждения, и всем им необходимо получить лицензии».
«Недавно был принят закон, вернее, поправки к закону о техническом регулировании: сокращаются сроки, упрощается механизм принятия решения. В том числе принимается решение о том, что вопросы подобного рода будут рассматриваться на министерском уровне. Соответствующие полномочия предлагается передать Министерству промышленности и торговли. Рассчитываю, что такое решение позволит серьезно ускорить обновление нормативно-правовой базы, по которой работает наша промышленность. Новые регламенты должны освободить производителей от избыточных барьеров, подтянуть качество продукции, расширить наши возможности по выходу на мировые рынки. И, конечно, базовая задача новых регламентов - активно способствовать модернизации экономики страны в целом».
«Я поддерживаю позицию руководства МЧС в том, что ведомство не должно всеми способами и силами держаться за избыточные, регулирующие и контрольные функции. Рассчитываю, что Министерство примет самое заинтересованное участие в разработке и внедрении современных экономических методов обеспечения безопасности. Речь идёт об обязательном страховании ответственности, введении аудита безопасности, а также о совершенствовании системы технического регулирования. В конечном итоге предстоит создать действенные стимулы для предпринимателей вкладывать деньги в безопасность. Причём речь идёт не только о сфере услуг, но и обо всех, обо всех отраслях промышленности и инфраструктуры».
«Как показало расследование, если бы был налажен эффективный пожарный надзор, этой трагедии [пермская трагедия] не было бы. Поэтому наша общая задача на предстоящий год - существенно пересмотреть принципы и содержание надзорных процедур. Речь идет сейчас не только о сфере МЧС - вообще, в целом, о самых различных отраслях деятельности».
«За последние годы были серьезно укреплены технические и кадровые возможности отечественных служб спасения, возросла их мобильность и оснащенность. Однако нужно признать: проблем ещё слишком много. И в первую очередь по-прежнему остается низкой эффективность системы предупреждения чрезвычайных ситуаций. Особенно это заметно на примере пожарного надзора».
«Не нужно лишний раз повторять, что всё, что связано с безопасностью гражданина, человека, всегда было и навсегда останется одним из основных приоритетов в деятельности государства. Правительство уделяет и будет, конечно, и впредь уделять этому самое пристальное, особое внимание. По сути, речь идет о том, чтобы максимально оградить граждан России от каких бы то ни было угроз. Откуда бы они ни исходили: от криминала, от плохо организованного дорожного движения, от пожаров, от техногенных катастроф или, где это возможно, от катастроф природного характера».
«Очевидно, что сегодня большинство контрольных процедур, к сожалению опять же, носит чисто формальный характер. Это, как правило, проверки без всяких проверок или это инструмент «для выбивания мзды». Такое положение дел, конечно, не может устраивать ни граждан, ни представителей бизнеса, ни государство. И если мы хотим улучшить деловой климат, а мы должны это сделать, если мы хотим стимулировать средний и малый бизнес, надо менять процедуры, а главное, содержание самого контроля и надзора».
«В сфере АПК пока не выстроены чёткие отношения между федеральными и региональными органами власти и управления. Особенно это касается оперативного реагирования на локальные вспышки ветзаболеваний. Недопустимо много драгоценного времени тратится на взаимное перекладывание ответственности и межведомственную переписку. При этом неизбежно растут потери производителей и бюджетные расходы на ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций. Считаю, что итогом нашей сегодняшней встречи должно стать принятие комплексных решений по реформированию системы ветеринарного и фитосанитарного контроля, включая изменение федерального законодательства и ведомственной нормативной базы».
«Нет необходимости объяснять насколько важны вопросы безопасности в сфере производства и реализации продуктов питания. Однако существующая система, при всей внешней солидности, обеспечивает далеко не полный контроль, а главное - не самый эффективный. <…> По факту получается, что система контроля в агропромышленном комплексе создаёт проблемы для добросовестных производителей, а тот, кто протаскивает на российский рынок нелегальную или некачественную продукцию, в том числе и импортную, легко обходит все эти требования и оказывается в более выгодном положении, получает незаслуженную прибыль. Ну, а главное - подвергает опасности здоровье, а подчас и жизнь потребителя».
«Следует, наконец, нацелить надзорные органы на предотвращение реальных угроз, на защиту жизни и здоровья людей, на то, чтобы оградить наш рынок от некачественных и опасных подчас товаров и услуг. Кроме того, необходимо продолжать твердую линию на снижение административных барьеров, повышать прозрачность правового регулирования, избавляться от размытых правовых норм, вокруг которых «кормятся», как правило, всякие жулики».