«То, что наша страна не допустила, мы с вами не допустили повторения шоков 1998 года, – это, конечно, безусловно, в значительной степени ваша заслуга, и это говорит о том, что выработанный и предложенный Правительством России план антикризисных мер оказался эффективным».
«Оценивая итоги прошедшего четырёхлетия, мы можем с полным основанием утверждать: Россия не только преодолела кризис, мы сделали серьёзный, значительный, заметный шаг вперёд, мы стали сильнее, чем были раньше».
«Конечно, как и для всех стран мира, кризис стал для нас испытанием, и испытанием тяжёлым. Мы вынужденно потеряли время и темп в некоторых проектах преобразований, но мы не потеряли сам вектор развития, движения вперёд. Да, спад у нас был значительным, мы это с вами знаем и помним. Но и восстанавливались мы гораздо быстрее, чем многие другие страны. Сегодня у нас самые высокие темпы роста экономики среди государств «восьмёрки» и одни из самых высоких среди крупнейших экономик мира».
В условиях современной мировой экономики все процессы взаимосвязаны, и риски на одних рынках неминуемо отражаются на общей конъюнктуре. Именно поэтому для преодоления кризисных тенденций необходимы слаженные, коллективные усилия всех государств, и важную роль в этом призваны сыграть деловые круги России и Европы.<…> Наша страна готова включиться (и она уже включена, по сути) в решение проблем по преодолению кризисных явлений, в том числе и в еврозоне. Мы готовы оказывать практическую, реальную помощь, прежде всего, конечно, через механизмы МВФ».
«Сейчас крайне важно внимательно изучить причины того, что произошло в мировой экономике: изучить сценарии, по которым кризис развивался, и выработать противоядие, выработать меры, способные предотвратить возможное развитие событий в будущем. Нужно обеспечить надёжность и продуктивность национальных экономик, их защищённость от разного рода негативных факторов, рисков и сбоев».
«Мы вместе преодолеваем последствия глобального экономического кризиса, уверенно наращиваем объём товарооборота. В прошлом году он увеличился более чем на четверть, составил 1,4 млрд долларов. При этом Россия прочно удерживает позиции одного из ведущих торговых партнёров Сербии».
«Глобальный кризис, с которым мы все столкнулись, наглядно показал, насколько все мы зависим друг от друга, что безответственное, эгоистичное поведение одного государства или даже одного частного, но, конечно, крупного банка может создать проблемы не только для него самого, но и для всей финансовой системы, по сути для всего мира. В этой связи огромное значение приобретает координация действий правительств, финансовых властей, центральных банков всех стран. …Мы будем сверять свои собственные шаги и с тем, что происходит в мире, и с тем, что вырабатывается в рамках «восьмерки», «двадцатки» ведущих стран мира».
«Нужно повышать дисциплину, нужно следить за дефицитами бюджета. Вообще, много еще что нужно делать. Нужно менять отчасти валютное законодательство. Нужно, чтобы оно было одинаковым, во всяком случае максимально одинаковым для всех членов Евросоюза. Но в целом фундаментальные основы европейской экономики достаточно крепкие. Есть безусловные лидеры стабильности. Это экономика Германии, Франции. И никто не заинтересован в разрушении Евросоюза. Я думаю, что госпожа Меркель права: не будет евро - не будет Евросоюза. Даже если это что-то будет называться Евросоюзом».
«В ходе работы по преодолению последствий мирового экономического кризиса мы были вынуждены перераспределить ресурсы. И часть средств, которую можно было бы использовать для решения задач модернизационной повестки дня, пошла на другие - на антикризисные цели. Сегодня нам предстоит работать в серьезно изменившихся, прямо скажем, более жестких внешних и внутренних условиях. События последних недель показали, что говорить о полном завершении глобального кризиса пока рановато, явно преждевременно. Сейчас государства еврозоны вынуждены предпринимать беспрецедентные меры по стабилизации своих финансов, а за прежние просчеты в макроэкономике приходится расплачиваться гражданам. Одним словом, вновь подтвердилась очевидная истина: в долгосрочной перспективе только ответственная макроэкономическая политика обеспечивает устойчивый рост и повышение уровня жизни людей. Глубоко убежден - мы должны обеспечить макроэкономическую стабильность».
«Проект Федеральной целевой программы «Ядерные энерготехнологии». Её основная задача - реализовать наши конкурентные преимущества в этом высокотехнологичном секторе экономики и укрепить, расширить позиции России на мировом рынке. У нас здесь хорошие исторические заделы, нужно укреплять и расширять наши возможности».
«При всех своих негативных моментах кризис предоставляет уникальную возможность для реформирования экономики, оздоровления мировой финансовой системы, формирования современной повестки дня, в которой должна найти адекватное отражение возрастающая роль новых центров экономического роста и политического влияния. Прежде всего, я имею в виду, находясь здесь, в Токио, Азиатско-Тихоокеанский регион».
«Чтобы преодолеть негативные последствия мирового финансового и экономического кризиса, нужны эффективные совместные действия по оздоровлению глобальной финансовой и инвестиционной системы. Также чрезвычайно важно удержать и по возможности нарастить высокий уровень межгосударственного торгово-экономического сотрудничества, кооперации в различных областях. И в этом плане, в этом ключе необходимо действовать с максимальным доверием, основанным на доброжелательном понимании интересов партнёра. Убеждён, следуя этим ориентирам, Россия и Венгрия смогут внести достойный вклад в укрепление европейской экономической стабильности».
«Именно в условиях кризиса нужно обращать наибольшее внимание на решение социальных проблем и предотвращение неблагоприятного развития событий в этой сфере».
«В целом же мы убеждены, что снижение социальных стандартов, своеобразный «социальный демпинг» не должен использоваться в качестве антикризисной меры, поскольку его применение не только не улучшит ситуацию, но и затруднит возвращение экономики на траекторию устойчивого развития».
«Мы уже не раз говорили о том, что мы ставим перед собой задачу - придать российскому рублю качество резервной валюты. Уверяю вас - это вполне понятная и достижимая цель. Уже сегодня с некоторыми странами во внешней торговле используются рублевые расчеты».
«Чтобы такой многополярный мир не стал миром хаоса и непредсказуемости, необходимо укреплять систему глобальных регуляторов, основанных на международном праве и системе многосторонних соглашений. Разумеется именно поэтому так важно переосмыслить роль ведущих международных организаций и институтов».
«Чрезмерная зависимость от, по сути, единственной резервной валюты опасна для мировой экономики. Думаю, это стало очевидным для всех. Поэтому было бы целесообразно способствовать объективному процессу появления в будущем нескольких сильных региональных валют. Пришло время начать предметный диалог о том, как сделать переход к новой модели плавным и необратимым».
«Большинство стран мира размещает свои международные резервы в иностранных валютах и хотели бы быть уверены в их надежности. В свою очередь, эмитенты резервных и расчетных валют объективно заинтересованы в том, чтобы их денежные знаки пользовались спросом и доверием у других государств. То есть очевидны взаимный интерес и взаимная зависимость».
«Нельзя закрывать глаза и на то, что на протяжении последних месяцев происходит размывание духа предпринимательства. В том числе - принципа личной ответственности человека - предпринимателя, инвестора, акционера - за собственные решения. Нет никаких оснований полагать, что, переложив ответственность на государство, можно достичь лучших результатов».
«На наш взгляд, первое, что необходимо предпринять в ближайшее время - это в самом широком смысле слова подвести черту под прошлым. Как говорится - «открыть карты», выявить реальное положение дел. Бизнесу необходимо списание безнадежных долгов и «плохих» активов. К сожалению, это придется сделать. Да, это очень болезненный и неприятный процесс. И не все на это охотно идут, опасаясь за свою капитализацию, бонусы, просто за престиж. Но уклониться от расчистки баланса - значит «законсервировать» и затянуть кризис. Считаю, что механизм списаний должен быть эффективным и соответствовать реалиям сегодняшнего дня, сегодняшней экономики».
«Смысл нашего предложения в том, что в основу реформы стандартов аудита, бухгалтерского учета, системы рейтингов должно быть положено возвращение к понятию фундаментальной стоимости активов. То есть оценки того или иного бизнеса должны строиться на его способности генерировать добавленную стоимость, а не на разного рода субъективных представлениях. На наш взгляд, будущая экономика должна стать экономикой реальных ценностей. Конечно, возникает вопрос - как этого добиться? Это законный вопрос. У меня на него нет ответа. Нужно подумать вместе. Думаю, мы для этого и собираемся на подобные форумы».
«Возможная ошибка - это чрезмерное вмешательство в экономическую жизнь со стороны государств, слепая вера во всемогущество государства. Да, усиление его роли в условиях кризиса - это естественная реакция на провалы рыночного регулирования. Однако вместо того чтобы заняться совершенствованием рыночных механизмов, появился соблазн максимально расширить непосредственное участие государства в экономике. Оборотная сторона антикризисных мер почти во всех странах - концентрация в руках государства избыточных активов».
«С нашей точки зрения, кризис был порожден сочетанием сразу нескольких факторов. Это провал сложившейся финансовой системы, результат низкого качества регулирования, из-за чего огромные риски оказались вне должного учета. Это колоссальные дисбалансы, накопившиеся за последние годы. В первую очередь, между масштабами финансовых операций и фундаментальной стоимостью активов, между возросшим спросом на кредитные ресурсы и источниками его обеспечения. Серьезный сбой дала сама система глобального экономического роста, в которой один центр практически без ограничений и бесконтрольно печатает деньги и потребляет блага, а другой производит недорогие товары и сберегает выпущенные другими государствами деньги».
«Этот кризис - еще и порождение завышенных ожиданий. Были неоправданно раздуты аппетиты корпораций относительно постоянно растущего спроса. Гонка фондовых индексов и капитализации очевидно стала доминировать над повышением производительности и реальной эффективности компаний».
«Нельзя позволить себе скатиться к изоляционизму и безудержному экономическому эгоизму. На саммите «Большой двадцатки» лидеры ведущих экономик мира договорились воздерживаться от возведения барьеров на пути мировой торговли и движения капиталов. Россия разделяет эти воззрения. И даже если в условиях кризиса определенное усиление протекционизма окажется неизбежным, что мы, к сожалению, и наблюдаем сегодня, то здесь всем нам нужно знать чувство меры».
«Россия, так же как и другие развивающиеся рынки, играет всё большую роль в мировой экономике в целом. И это факт, который сейчас ясен всем. Именно поэтому и лидеры ведущих экономик мира говорят о том, что, скажем, элитные клубы типа "восьмерки" уже становятся узковатыми для принятия глобальных решений. А решения, принимаемые в рамках таких элитных клубов, уже не могут претендовать на универсальность их применения».
«Мы говорим о необходимости объединения усилий и выработке каких-то единых правил, о чем, с точки зрения России, должна идти речь. Ну, прежде всего, нужно говорить о выработке единых стандартов в мировой экономике, включая национальные сектора этой экономики».
«Страны еврозоны, Евросоюза, выработали для себя определенные правила и стараются их придерживаться. Я, например, имею в виду дефицит бюджета. Вы знаете об определенных договоренностях, о соответствующих планках, но в целом в мировом масштабе таких правил нет, а они, в общем, играли бы стабилизирующую роль. Это во-первых. Во-вторых, все-таки сейчас, в условиях глобализации взаимозависимость так велика, что все страны в этом были бы заинтересованы и даже, в известной степени, имеют на это право».
«Вот сейчас много говорят об экономической многополярности, имея в виду, прежде всего, возможность создания других, кроме доллара и евро, резервных валют. Мы в России прекрасно понимаем, что объявить валюту резервной, даже региональной, - это ничего не значит, важен уровень развития экономики, диверсификация этой экономики. Но, тем не менее, говорить о каких-то региональных фондах, которые могли бы быть прообразом единой экономической политики в том или другом регионе, это вполне возможно».
«Сегодня мы переживаем особый период, необычный. Необычный в силу масштабов финансового международного кризиса, и в силу того, что он носит комплексный характер. Мне кажется, история международных экономических отношений ничего подобного и не знает. Поэтому совместная работа на таких площадках [Всемирный экономический форум в Давосе], на мой взгляд, сегодня очень востребована, и, конечно, сейчас все говорят о необходимости объединения усилий в преодолении тех трудностей, с которыми столкнулись мировая экономика и мировые финансы, о чем, я считаю, нужно говорить в практическом плане».