ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Международные поездки

29 января, 2009 18:05

В.В.Путин встретился с членами Международного медиа-совета в рамках проходящего в Давосе Всемирного экономического форума и ответил на их вопросы

В.В.Путин: Добрый день.

Я вчера немало говорил, почти полчаса, и в целом изложил видение России по поводу происходящих в мире событий, прежде всего, в сфере экономики. До этого у меня была встреча с вашими коллегами из «Блумберга» и «АРД», а также с другими коллегами. Я достаточно регулярно встречаюсь с представителями и российской, и международной прессы.

В целом мои взгляды на внутриполитическое и экономическое развитие в России известны, так же как и отношение к событиям на международной арене. Поэтому не думаю, что нужно делать какие-то значительные вступительные слова, чтобы не терять времени. Наверное, правильнее всего будет, если вы сформулируете свои вопросы, а я постараюсь в силу возможностей удовлетворить ваше любопытство.

Единственное, что хочу сказать, это то, что в России действительно произошла не просто мирная, а впервые в рамках действующего основного закона - Конституции - смена высшей государственной власти. Произошли выборы президента - в срок, как положено, в соответствии с Конституцией. Мы провели выборы в Парламент. Это действительно важное событие в истории политической жизни страны.

Мне очень приятно отметить, что сохранилась преемственность- в значительной степени и в политике, и в экономике. Это позволило нам создать единую команду управления в России. Сохранить стабильность, несмотря на все турбулентные процессы, происходящие в экономической сфере сегодня, сохранить приоритеты развития, что считаю очень важным. Надеюсь, это позволит нам с наименьшими потерями пройти кризисные явления в мировых финансах и в мировой экономике, с которыми мы все с вами столкнулись сегодня.

Это все, что я хотел бы сказать в начале. Предлагаю перейти к свободной и простой дискуссии, в рамках которой можно было бы осветить те или иные проблемы, которые вы считаете наиболее актуальными.

Вопрос: (как переведено) Прежде чем мы начнем демократическое обсуждение, один вопрос задаст ведущий. Господин Премьер-министр, вчера вечером Вы высказали очень интересную мысль. Я Вас процитирую. Вы сказали, что ошибочно считать, что государство - всемогуще, но Вы как президент и Премьер-министр очень многое сделали для того, чтобы воспитать в людях именно такое представление. Выросли интересы Правительства в строительстве судов, самолетов, нанотехнологий. Вы передумали или Вы вводите какие-то ограничения на вовлечение государства в экономику?

В.В.Путин: Я поясню и считаю, что это очень хорошее начало нашей дискуссии. Есть области деятельности, сферы производства, которые в условиях реалий российской экономики не могут эффективно развиваться без соответствующей поддержки государства. Да что, в России, в развитых экономиках мира есть определенные сферы, которые сегодня без прямого, решительного влияния государства не то, что эффективно, вообще никак развиваться не могут.

Вы сами только сейчас упомянули одну из таких сфер, например, самолетостроение. Разве не происходит такого же государственного, прямого и массированного участия в этой сфере в Европе? EADS это что такое? Более того, мне кажется, что в России мы даже более рыночно подходим к некоторым проблемам подобного рода и строим государственное участие на гораздо более рыночной базе без того реального участия государства в решении чисто коммерческих вопросов, которое мы наблюдаем в той же структуре EADS.

Что было характерно для России середины-конца 1990-х годов?
Многие вещи, которые были созданы в Советском Союзе исключительно с участием государства, были государством оставлены и деградировали. А современные условия развития некоторых отраслей, допустим, ядерной энергетики или космоса, просто немыслимы без прямого участия и ответственности государства. Именно за это мы и взялись. Но это почему-то было воспринято как нечто необычное в современной мировой экономике, хотя ничего необычного здесь нет.

Да, действительно мы восстановили контрольный пакет государства в одной из системообразующих компаний - «Газпроме». Там было 38% государства, а сейчас - 51%. Но чего здесь удивительного и необычного по сравнению с тем, что сейчас происходит в энергетическом секторе той же Европы? Франция сколько лет шла к разгосударствлению своей электроэнергетики? Мы сейчас наблюдаем отношения между крупнейшими европейскими компаниями с прямым участием государства в этих спорах.

Поэтому я не думаю, что мы в России делали нечто необычное. Единственное необычное, что, можно сказать, не очень нравилось нашим партнерам - это то, что мы восстанавливали мощь отдельных секторов российской экономики и создавали более конкурентную среду. Но это может не нравиться нашим партнерам или потенциальным конкурентам. Потребителям же этих товаров и услуг в мире, в частности, в Европе, это не может не понравиться. Потому что, как известно, конкуренция - двигатель прогресса и самый главный для потребителей инструмент снижения цен и тарифов. Поэтому ничего необычного здесь не происходило. Это первое.

Теперь вторая часть вопроса. Сегодня, вы знаете, когда бизнес - крупный, малый и средний - столкнулись с известными трудностями, и эти трудности начались, прежде всего, с финансового сектора, мы вынуждены были протянуть руку помощи нашим компаниям. Например, для того чтобы избавить их от проблем, так называемых маржин коллов, для того, чтобы у них не пропали залоги по бросовой цене. Залоги их компаний и предприятий, которые оказались в западных финансовых учреждениях заложенными под кредитные ресурсы.

У нас очень плотный диалог с бизнес-средой сейчас практически в ежедневном режиме.

Я сейчас не вижу здесь представителей нашего бизнеса, но если бы они были здесь, я бы сказал то, что сейчас намерен сказать, и у меня есть чувство уверенности в том, о чем я сейчас говорю. У меня сложилось впечатление, что многие из них хотят ближе и ближе встать к государству, пытаясь за его широкой спиной спрятаться и решать свои проблемы. В целом я их понимаю. Но именно это я имел в виду вчера, когда говорил о том, что теряется какой-то дух предпринимательства и представители бизнеса должны понимать, что именно от их решений, от их ответственного поведения сегодня тоже немалое зависит. Так же было и вчера, когда мировая экономика - и российская, и европейская - была на подъеме. И, конечно, государство должно протянуть руку помощи, должно поддержать. Мы, собственно говоря, так и делаем, но целиком перекладывать на плечи государства всю ответственность за происходящие события в отраслях или компаниях, было бы неправильным и даже нецелесообразным. Потому что государство, если оно перейдет к огосударствлению всего и вся, в конечном итоге приведет экономику к неэффективному состоянию.

Вот, что я имел в виду, и если я удовлетворил ваше любопытство по поводу моего отношения к участию государства в экономике, я был бы очень рад.

Вопрос: Было время, господин Премьер-министр, когда отношения России с США и Западом были очень позитивными. У Вас с Джорджем Бушем, в частности, были хорошие и очень тесные отношения. Но получается так, что в последние два-три года они пошли на спад.

Вы об этом говорили на конференции в Мюнхене два года назад, другие представители российского правительства жаловались на поведение западных стран и США. Что конкретно Вы хотели бы увидеть от нового Президента Обамы или от его Администрации? Что они должны сделать для восстановления хороших отношений между Россией и Западом? Какое действие послужило бы для Вас сигналом того, что изменился настрой в Вашингтоне или, если говорить в более широком смысле, на Западе?

В.В.Путин: Прежде всего, хочу сказать, что мы ни на что не жалуемся. Чего жаловаться? Мы просто констатируем, мы считаем, что чрезмерное увлечение силовыми методами решения проблем и пренебрежение ценностями международного права являются не конструктивными, а наоборот - разрушающими международные отношения. И, насколько мы уловили сигналы, идущие сегодня из Вашингтона, такой подход в определенной степени разделяется сегодняшней Администрацией. Мы знаем о позиции президента Обамы по поводу иракских событий, о его намерении вывести войска. Мы услышали о том, что уже нет такой необходимости принятия Грузии и Украины в НАТО. Есть другие способы и возможности обеспечения их безопасности. Хотя, откровенно говоря, им никто не угрожает. И мы услышали, что есть необходимость поговорить о проблемах размещения систем противоракетной обороны, в частности, в Европе.

Нам бы хотелось, чтобы ключевые вопросы международной жизни, международной повестки дня решались не на основе единолично принимаемых в одном центре решений, а чтобы был восстановлен механизм коллективного согласования в рамках действующей системы международного права и, может быть, его совершенствования, но с учетом интересов всех участников международного общения. Вот это самое главное в общих чертах. Все остальное - детали, которые могут быть доработаны, и любой вопрос при доброй воле может быть согласован на путях поиска компромисса.