Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Уважаемый Виктор Федорович! Мне очень приятно встретиться с Вами не на территории Украины на этот раз, не на территории России - в третьей стране. Но мы используем любую возможность для «сверки часов», для определения ближайших шагов на будущее в нашем сотрудничестве.
Действительно, с Вашим приходом на пост Президента Украины кардинальным образом изменились межгосударственные отношения. Произошло качественное изменение отношений между Россией и Украиной. И в самом деле, они приобретают в полном смысле характер стратегического партнерства.
Я сейчас не буду вдаваться в вопросы, связанные с теми острыми событиями, с ратификацией договора о российском флоте в Севастополе. Я просто хочу сказать: важно, что мы сейчас находимся в Стамбуле, где обсуждаем проблемы мер доверия в Евроазиатском регионе. Но, безусловно, наличие российского флота и сотрудничества между нашими вооруженными силами, между службами безопасности по борьбе с терроризмом, по борьбе с наркотиками, по борьбе с пиратством - это, безусловно, является существенным фактором стабильности в Евразии. Но, повторяю, дело даже не в этом, а дело в том, что это создает определенную атмосферу, в рамках которой нам, надеюсь, будет легче решать непростые вопросы нашего экономического сотрудничества и взаимодействия в гуманитарных областях.
Украинская сторона достаточно долго отстаивает вопрос о разработке нового документа по зоне свободной торговли. Я хочу Вам сказать, что мы, во-первых, с удовлетворением отметили интерес наших украинских партнеров к процессам интеграции в рамках Таможенного союза и будущего единого экономического пространства, которое мы стараемся выстроить между Россией, Казахстаном и Белоруссией. Но что касается зоны свободной торговли, то у нас действует соответствующий документ, написанный на одной странице, на одном листе, и составленный в 1992 году. С тех пор ситуация кардинальным образом поменялась. И мы согласны с Вами в том, что нужно идти дальше. И если первым шагом, как Вы считаете, должны быть зоны свободной торговли, то российская сторона готова к тому, чтобы приступить к полномасштабной работе по разработке всех правил, связанных с этим режимом.
В.Ф.Янукович: Спасибо, Владимир Владимирович. Мы с Вами неоднократно обсуждали ситуацию в украино-российских отношениях и подчеркивали совместно, что самое главное - их вывести на стратегический уровень, а это значит - наполнить их конкретным смыслом.
И множество тех проектов, которые сейчас рассматриваются на уровне двух правительств, на уровне отраслевых подкомиссий, эта работа идет к логическому завершению. Это говорит о том, что очень скоро мы с Вами будем рассматривать вопросы нашей кооперации в целом ряде отраслей, в которых ни Украина, ни Россия не способны достичь такого эффекта, как они могут это сделать совместно.
Очень серьезные, сложные машины, такие как самолеты, космические летательные аппараты, морские плавсредства - самые различные, мы можем выпускать совместно с вами и для мирных, и для военных целей. И это очень важно, потому что наши предприятия имеют достаточный, современный уровень оснащения и способны выпускать в кооперации высокого качества конкурентоспособную продукцию, которая нужна и Украине, и России, и, конечно, для торговли с третьими странами. В этом у нас есть совместный интерес. А в условиях экономического кризиса тем более. Это очень остро почувствовали наши промышленники, наш бизнес.
И вот первый бизнес-форум, который мы проводили за последние пять лет в Киеве с участием Дмитрия Анатольевича Медведева, Президента России, и Президента Украины. Мы услышали, что бизнес сегодня и наша промышленность готовы, они реально видят, что нужно делать. И как некоторые из выступающих говорили, самое главное - чтобы нам не мешали, то есть чтобы государственная политика этому способствовала. А по большому счету нужно убрать политиканство, заняться конкретной экономикой, и она будет давать положительные результаты. Мы в этом абсолютно уверены.
Я бы хотел некоторые вопросы конкретизировать, Владимир Владимирович. Мы обсуждали много раз вопрос строительства мостового перехода Керчь-Кавказ. Это тот транспортный коридор, который позволит решить вопросы транспортной инфраструктуры и для Украины, и для России. Это дорога из Европы в Сочи на зимние Олимпийские игры, и не только на Олимпийские игры, а в целом доступ к кавказскому региону. Мы считаем, что это реальный проект, который мы можем с вами осуществить до 2014 года, до открытия Олимпийских игр.
Если мы такое решение конкретизируем - оно в общем-то теоретически принято, мы согласны и отметили это в нашем в совместном протоколе, - сейчас от Правительства России, от Правительства Украины уже зависит конкретика. У меня просьба к Вам, чтобы Вы этот вопрос ускорили с двух сторон.
Второй вопрос, Вы знаете, очень больной вопрос для украинских судостроителей, особенно для николаевцев, 61-й завод...
В.В.Путин: Крейсер?
В.Ф.Янукович: Да, это крейсер «Украина». Я очень благодарен, что Вы приняли решение его достроить, но сейчас нужны тоже конкретные шаги. Наши военные ведомства готовы с двух сторон предложить окончательный проект, стоимость которого, как мне на сегодняшний день доложили, будет где-то на уровне 70-75 млн долларов. Его нужно достроить. Это второй конкретный проект.
Третий проект, который мы с Вами начинали еще в 2003-2004 годах, - это военно-транспортный самолет Ан-70: он тоже на выходе, уже практически заканчивает все испытания. Мы до конца этого года можем его запустить в серию. Это три конкретных проекта.
Я уже не говорю о серии самолетов Ан, по которым мы, я считаю, обязаны с вами объединиться. Это и 140-й, и 148-й, и сейчас 158-й (мы его уже запустили, он уже летает, сейчас проходит испытания - прекрасная машина) на 95 мест. Экономические характеристики на сегодняшний день - лучшие в мире: аппарат, планер - прекрасные, двигатели - хорошие, 5 тыс. км - дальность полета. Хороший самолет.
И, конечно, судо-, авиастроение, и, конечно, космос. Мы сейчас только что встречались с Назарбаевым Нурсултаном Абишевичем. Я ему сказал, что сейчас с Вами буду встречаться.
Конечно, совместные проекты, которые и раньше нас, наши страны, объединяли, - сейчас их нужно развивать. И «Днепр», и «Зенит» - они сегодня конкурентоспособные, и незначительная модернизация даст возможность их дальше эксплуатировать, тем более заказов очень много в мире - не только для наших стран.
Я не говорю уже о проектах топливно-энергетических - они очень актуальны. Мы, конечно, благодарны Вам и Президенту Медведеву за то, что вы в тяжелый момент помогли Украине в решении очень для нас актуального вопроса цены газа. Это вопрос очень серьезный, это позволило нам уже в этом году сбалансировать бюджет и бюджет самого нефтегаза. Практически мы сегодня перешли на собственные платежи, нефтегаз живет не кредитами - он уже рассчитывается собственными заработанными средствами. И это впервые за много лет - и только благодаря этому решению.
Актуальность этого вопроса существует, поэтому мы бы хотели, чтобы вы нас видели как партнера, а мы вас готовы видеть в качестве партнера не только при транспортировании и потреблении газа, но и по совместной добыче. То есть мы готовы были бы обменяться какими-то активами с Россией, чтобы сделать совместную кооперацию, чтобы мы вошли в добычу нефтепродуктов, газа в России. Украина тоже имеет такие возможности: допустим, мы бы вас видели партнером по добыче газа, нефти на шельфе Черного моря. Это для нас интересно - мы знаем, что вы имеете колоссальный опыт в этом плане. Энергетика, конечно, атомная - мы ее себе пока не представляли и не представляем без глубокого партнерства с Россией.
Поэтому то, что сейчас наши ведомства ведут переговоры, наработки, чтобы Украина стала акционером завода по производству ядерного топлива в Ангарске, открывает для нас возможности решения совместных вопросов с Россией и Казахстаном о строительстве завода на Украине. В перспективе он бы мог обеспечивать не только Украину, но и Европу ядерным топливом. Это тоже представляет для нас интерес.
И, конечно, строительство двух новых блоков на Хмельницкой и Ровенской атомных электростанциях - это то, что сейчас нам очень необходимо. Мы бы хотели получить также возможность прокредитовать строительство этих заводов российскими банками. Сейчас ведем переговоры, и я прошу, чтобы Вы поддержали на уровне правительств.
В.В.Путин: Виктор Федорович, во-первых, у нас растет товарооборот: за первый квартал этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года он вырос в 2 раза. И это очень хороший признак оздоровления экономики.
Что касается проектов, о которых Вы упомянули, то в самом продвинутом виде находится проект по строительству самолета Ан-70: самолет практически готов.
Здесь еще есть вопросы организационного характера, финансовые, но в целом проект - в стадии завершения.
Мост - это хороший проект. Нужна техническая экспертиза. Попытки изучения этого вопроса предпринимались еще в советские годы. Были некоторые технологические проблемы, которые подлежат более глубокому рассмотрению. Но мне кажется, что Вы правы абсолютно: это проект перспективный, важный и нужный.
С крейсером сложнее, потому что непонятно, где его достраивать. Для того чтобы достроить в современном виде в Николаеве, нужно переоборудовать верфь. А если не переоборудовать верфь, тогда его нужно тащить в Северодвинск. И то, и другое - дорого и сложно. Но тем не менее я знаю Вашу позицию, знаю это предложение. Мы будем вопрос этот изучать.
В.Ф.Янукович: Спасибо.