ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

11 декабря, 2009 11:06

Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС)

История создания Сообщества

26 февраля 1999 г. Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия и Таджикистан подписали Договор о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве, в котором были определены этапы интеграции:

- на первом этапе - обеспечить реализацию в полном объеме режима свободной торговли, в частности, неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, введение единой системы взимания косвенных налогов, устранение административных, фискальных и иных препятствий, затрудняющих свободное передвижение товаров.

- на втором этапе - создать таможенный союз, предполагающий единую таможенную территорию, общий таможенный тариф, отмену таможенного контроля на внутренних границах, унификацию механизмов регулирования экономики и торговли;

- на третьем этапе - сформировать единое экономическое пространство, предусматривающее проведение общей экономической политики и формирование общего рынка услуг, труда и капитала, унификацию национального законодательства, проведение согласованной социальной и научно-технологической политики.

Опыт многостороннего сотрудничества показал, что продвижение по намеченному пути невозможно без соответствующей организационно-правовой структуры.

Поэтому 10 октября 2000 г. в Астане президенты Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России и Таджикистана подписали Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС), который после ратификации всеми государствами-членами вступил в силу 30 мая 2001 г.

В январе 2006 г. к ЕврАзЭС присоединился Узбекистан. (В декабре 2008 г. Узбекистан приостановил свое членство в ЕврАзЭС).

Статус наблюдателя при ЕврАзЭС имеют Армения, Молдавия, Украина, Межгосударственный авиационный комитет и Евразийский банк развития (международная финансовая организация с уставным капиталом в 1,5 млрд. долл. США, учрежденная в 2006 году Казахстаном и Россией. В 2009 году к Соглашению об учреждении этого Банка присоединились Белоруссия и Таджикистан, а также Армения).

Сегодня ЕврАзЭС занимает 93% территории бывшего СССР, на которой проживает более 206 миллионов человек, или 74% численности населения стран СНГ. В рамках ЕврАзЭС действует режим свободной торговли товарами, предусматривающий неприменение тарифных и количественных ограничений во взаимной торговле, что позволило увеличить объем взаимного товарооборота за 2000-2008 гг. в 4,5 раза. Товарооборот между странами ЕврАзЭС возрос с 30 миллиардов долларов США в 2000 г. до 123 миллиардов долларов США в 2008 г.

В октябре 2007 г. главы шести государств ЕврАзЭС приняли решение о создании Таможенного союза трех государств - Беларуси, Казахстана и России. Присоединение к Таможенному союзу остальных государств-участников ЕврАзЭС будет происходить по мере готовности их экономик.

Таможенный союз формируется в соответствии с международными нормами и правилами: с единым таможенным тарифом, единой таможенной территорией и едиными внешними границами. С 1 января 2009 г. приступил к работе наднациональный орган Таможенного союза - Комиссия таможенного союза (ответственный секретарь -  С.Ю.Глазьев).

В декабре 2003 г. ЕврАзЭС предоставлен статус наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН. В декабре 2007 г. на 62-ой сессии Генеральной Ассамблеи Организации Объединенных Наций была принята резолюция о сотрудничество между ООН и ЕврАзЭС.

Сообщество поддерживает устойчивые контакты с ООН и ее функциональными и региональными структурами, включая Международное агентство по атомной энергии, ЮНЕСКО, Экономическую Комиссию ООН для Европы, Экономическую и социальную Комиссию ООН для Азии региона Тихого океана.

4 февраля 2009 г. главами государств, входящих в Сообщество, было принято решение о создании Антикризисного фонда и Центра высоких технологий ЕврАзЭС.

Данный Фонд будет обладать  средствами, в объеме эквивалентном 10 млрд. долл. США в свободно конвертируемых валютах. При этом доля России будет составлять 7,5 млрд. долл. США, Казахстана - 1 млрд. долл. США, Белоруссии - 10 млн. долл. США, а Киргизии, Таджикистана и Армении - по 1 млн. долл. США. Средства Фонда будут предоставляться на условиях платности, срочности и возвратности. Они предназначены для предоставления государствам-членам Сообщества суверенных займов на антикризисные цели, стабилизационных кредитов странам-участницам с низким уровнем доходов, а также для финансирования межгосударственных инвестиционных проектов.  

Центр высоких технологий, как предполагается, будет работать в форме международного венчурного фонда. Данный Центр будет функционировать на основе совместного долевого финансирования и при  использовании уже имеющихся в странах Сообщества инструментов и институтов развития, включая негосударственные.

Руководящие органы ЕврАзЭС

Высший орган ЕврАзЭС  -  Межгосударственный Совет (Межгоссовет), заседания которого проводятся на уровне глав государств не реже одного раза в год и глав правительств - не реже двух раз в год.

Межгоссовет рассматривает принципиальные вопросы ЕврАзЭС, связанные с общими интересами участников, определяет стратегию, направления и перспективы развития интеграции и принимает решения, направленные на реализацию целей и задач организации.

Согласно принятому 10 октября 2008 г. в Бишкеке решению глав государств Межгоссовет принял на себя также функции высшего органа создаваемого таможенного союза.

Интеграционный Комитет (ИК) - постоянно действующий орган в составе вице-премьеров.

ИК обеспечивает взаимодействие структур организации, готовит предложения по повестке дня заседаний Межгоссовета, проекты решений и других документов, а также осуществляет контроль за реализацией решений и исполнением бюджета ЕврАзЭС. ИК представляет ежегодный доклад Межгоссовету о положении дел в ЕврАзЭС и отчет о своей деятельности.

Заседания ИК проводятся не реже одного раза в три месяца. Председательство в Межгоссовете и Интеграционном Комитете осуществляется поочередно в порядке русского алфавита каждым государством-членом ЕврАзЭС в течение одного года.

В период между заседаниями ИК текущую работу обеспечивает Комиссия постоянных представителей при ЕврАзЭС, назначаемых главами государств-членов.

Координация работы и информационно-техническое обеспечение Межгоссовета и ИК возлагаются на Секретариат ЕврАзЭС.

Секретариат возглавляется Генеральным секретарем, который назначается Межгоссоветом на уровне глав государств сроком на три года. Генеральный секретарь является высшим административным должностным лицом ЕврАзЭС, участвует в заседаниях Межгоссовета. Местом нахождения Секретариата ЕврАзЭС являются Алматы (Республика Казахстан) и Москва (Российская Федерация).

Генеральным секретарем ЕврАзЭС является Мансуров Таир Аймухаметович (Казахстан), назначенный на этот пост главами государств Сообщества 6 октября 2007 г.

Сформирована Межпарламентская Ассамблея (МПА) - орган парламентского сотрудничества в рамках ЕврАзЭС, рассматривающий вопросы гармонизации (сближения, унификации) национального законодательства участников и приведения его в соответствие с договорами, заключенными государствами-членами.

МПА разрабатывает основы законодательства в базовых сферах правоотношений, принимает типовые проекты, на основе которых разрабатываются акты национального законодательства; может обращаться с рекомендациями к Межгоссовету, запросами и рекомендациями к ИК и парламентам государств-членов, с запросами к Суду ЕврАзЭС.

МПА расположена в Санкт-Петербурге (Российская Федерация).

Суд ЕврАзЭС (Суд) - призван обеспечивать единообразное применение государствами-членами действующих в рамках организации договоров и принимаемых органами ЕврАзЭС решений. Суд должен урегулировать споры экономического характера, возникающие в связи с решениями и договорами ЕврАзЭС, давать по документам организации разъяснения и заключения.

В соответствии с Соглашением между ЕврАзЭС и СНГ от 3.11.2004 г. функции Суда, временно, до его формирования, возложены на Экономический Суд СНГ. Место нахождения Суда - Минск (Республика Беларусь).