ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

20 октября, 2009 20:10

В.В.Путин провел в Калуге заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги.

Сегодня в рамках Комиссии по вопросам регионального развития нам предстоит рассмотреть весьма важный, системный вопрос.

Поговорим с вами сегодня об эффективности деятельности органов власти, в данном случае - органов власти субъектов Федерации. Я уже неоднократно говорил, что мы и на федеральном уровне, и на региональном будем постоянно возвращаться к проблемам эффективности. Это должно быть всегда в поле нашего зрения.

Это касается ключевых зон ответственности, в данном случае, регионов: образования, здравоохранения, ЖКХ, а также создания условий для развития экономики, роста валового регионального продукта, сохранения и открытия новых рабочих мест. И, разумеется, нам предстоит сформулировать их основные задачи на будущий, 2010 год.

Регулярная оценка качества работы органов власти, в данном случае региональных органов власти, позволяет увидеть, насколько они продвинулись в решении стратегических задач улучшения качества жизни граждан и модернизации социальной сферы.

И, наоборот, это должно позволить нам взглянуть на то, где еще тянут время, не могут или не горят желанием менять привычные методы управления, скажем прямо, пытаются избежать ответственности за принятие принципиальных решений.

Безусловно, в 2008 году в большинстве регионов России были достигнуты значимые позитивные результаты в работе. Речь идёт о таких важнейших показателях, как рост продолжительности жизни граждан России, повышение рождаемости, а также снижение смертности, особенно среди людей трудоспособного возраста. Причем, это не разовые достижения: улучшение демографической динамики продолжается и в 2009 году, то есть эта динамика приобретает всё более устойчивый характер.

Конечно, итоги прошлого года формировались под сильным влиянием глобального финансового кризиса. Прежде всего, это относится к вопросам экономического развития - показателей ВВП, регионального продукта, инвестиций, уровня занятости и безработицы.

Тем не менее, и здесь руководство подавляющего большинства регионов России оказалось на высоте. Своевременно принятые меры позволили не допустить неконтролируемого роста безработицы. А региональные службы занятости смогли оперативно сориентироваться на решение неотложных задач стабилизации ситуации на рынке труда.

Сегодня мы были вместе с губернатором Калужской области Артамоновым Анатолием Дмитриевичем на новом автомобильном заводе концерна «Фольксваген». Коллеги, я очень рекомендую посмотреть. Жалко, что вас там не было вместе с нами. Я уже сказал и своим коллегам, и губернатору. Просто для понимания. Я знаю, что у вас в регионах открывается очень много новых современных предприятий, но это тоже хороший опыт - нелишне посмотреть. Все равно уже приехали в Калугу. Полезно просто.

Пример Калужской области вообще показывает, что и в непростых условиях сегодняшнего дня можно активно и инициативно работать, привлекать инвестиции, диверсифицировать структуру региональной экономики, расширять доходную базу бюджета.

Здесь ведь, в Калужской области, ничего особенного нет: ни нефти, ни газа - ничего нет, а инвестиции идут и идут, в общем и целом, неплохо. Кроме «Фольксвагена», где мы сегодня были, за три года построены предприятия полного цикла. Начали со сборки - три года назад только первый камень заложили в основание предприятия - а сейчас уже полный цикл. И прекрасный продукт, прежде всего, для наших граждан.

Но здесь у Артамонова еще и «Вольво» работает, и «Рено» работает, и «Ситроен» работает, и южнокорейцы работают, и японцы уже работают. Хороший пример для подражания. Очень рассчитываю, что и дальше так будет. Желаю вам успехов.

И всё же сегодня на нашей деловой встрече - а у нас деловая встреча, а не просто праздник по поводу открытия нового предприятия - считаю важным сделать акцент не на том, что нам удалось с вами сделать хорошего за последнее время, а сосредоточить свое внимание на проблемах в системе управления в регионах.

Причем я бы хотел, чтобы у нас сегодня был предельно деловой разговор - знаете, без какой-то огульной критики, без всяких разносов. Это самое простое, что может быть в нашем деле, вы знаете. Должен быть ясный, понятный и критичный анализ того, что происходит, деловой анализ. Для того, чтобы разобраться в проблемах там, где они есть, и выйти на их решение.

С чего я хотел бы начать. Считаю, что недопустимо медленно вводятся новые системы оплаты труда работников бюджетной сферы. То есть те самые модели, которые должны обеспечить жесткую увязку уровня заработной платы и личного трудового вклада каждого работника.

В образовании - новые принципы оплаты труда полностью внедрены лишь в 24 субъектах Российской Федерации. Что касается здравоохранения, то таких субъектов и того меньше - всего 12.

И как результат, средняя заработная плата учителей по-прежнему составляет чуть больше 12 тысяч рублей. Вряд ли можно назвать достойной и оплату труда врачей, хотя здесь значительно выше - в среднем 21 тысяча рублей в месяц. Но и этого, как мы с вами понимаем, сегодня недостаточно.

В 14 регионах страны до сих пор даже не приступали к внедрению подушевого финансирования образовательных учреждений. Механизмы одноканального финансирования здравоохранения через систему обязательного медицинского страхования до сих пор не используются в 55 субъектах Российской Федерации.

Ни шатко ни валко идёт реорганизация сети государственных и муниципальных учреждений социальной сферы, в особенности создание автономных учреждений.

Отсюда и неэффективные бюджетные расходы региональных и местных бюджетов. Их объем в сфере образования и здравоохранения составил, по оценкам, внушительную сумму - 147 млрд рублей.

По сути, значительная часть этих денег была «проедена». Деньги эти тратились на простое содержание учреждений, а не на реальные цели, такие как поощрение лучших специалистов или закупку современного оборудования.

Еще один серьезный вопрос. Благодаря программам Фонда реформирования ЖКХ, нам удалось продвинуться в решении проблем этой отрасли. Немного скромное, но все-таки движение вперед есть. Прежде всего, начать активное расселение аварийного жилья. В целом, за счет проведения капитального ремонта улучшили свои условия проживания более 10 млн граждан страны.

Тем не менее, и здесь явно преждевременно говорить о существенных сдвигах. Согласно опросам, качеством жилищно-коммунальных услуг удовлетворены лишь 20% граждан. А потери тепла и воды из-за изношенности коммунальных сетей и отсутствия приборов учёта в 2008 году даже выросли по сравнению с предыдущим периодом.

Средний срок получения разрешения на строительство нового жилья, действительно, несколько снизился за последнее время, но он по-прежнему остается достаточно большим, слишком большим - не менее полугода, а в 28 субъектах РФ превышает и 7 месяцев.

Не могу не сказать и ещё об одной серьёзной проблеме - росте численности региональных и муниципальных чиновников. Вот недавно мы собирались с коллегами в Кисловодске, я еще там об этом говорил: как следствие, увеличение расходов на содержание чиновничьего аппарата. Причем, эту тенденцию мы наблюдали даже в первой половине 2009 года, то есть в разгар кризиса. Никуда это не годится.

Смотрите: в 2008 году расходы на государственное и муниципальное управление выросли на 30%. А в 2009 году, конечно, такого роста уже не было, но все равно был рост на 4% - но рост. И это в условиях кризиса, когда мы с вами по всем направлениям стремимся к экономии. И опять рост в 2009 году.

Вы знаете, ссылки на то, что появляются новые задачи, я не принимаю абсолютно. Надо реструктурировать эту сеть.

Неэффективные расходы на содержание органов государственной власти и местного самоуправления недопустимо велики. Я сказал о неэффективных расходах - по экспертным оценкам, 116 млрд рублей. То есть каждый третий бюджетный рубль в этой сфере был потрачен без должной отдачи или вовсе впустую.

В предыдущие годы регионы сетовали на отсутствие федеральной нормативной базы. На то, что нет отработанных моделей и методик преобразований. Надо признать: отчасти эти аргументы были не лишены оснований, они были справедливыми. Но сегодня они уже не могут быть приняты. В рамках приоритетных национальных проектов все необходимые механизмы были отработаны, опробованы на примере «пилотных» регионов.

В целом завершено и формирование нового, ориентированного на реформы, бюджетного и отраслевого законодательства. Следует четко понимать: достижения прошедших лет во многом базируются на тех возросших финансовых ресурсах, которые были использованы для улучшения ситуации в социальной сфере. Это была правильная политика, правильный выбор, поскольку невозможно требовать роста эффективности и в то же время отказывать в выделении необходимых средств по ключевым направлениям.

Но сегодня возможности улучшать ситуацию за счет «механического накачивания» расходов практически исчерпаны. И не только потому, что мы должны максимально ответственно подходить к росту ассигнований. Главное - без проведения системных преобразований дальнейшее увеличение финансирования просто бессмысленно. Оно просто ничего не дает. Более того, задержка с модернизацией этих отраслей, о которых я сказал, может привести к откату назад, к растрате ранее полученных результатов, что, конечно же, недопустимо.

Кризисные явления, сокращение доходной базы региональных бюджетов - это, конечно, серьезное явление и серьезный вызов для нас. Но и федеральный бюджет тоже, вы знаете, сокращается. Но все это не может служить оправданием для откладывания этих преобразований.

Когда, как не сейчас, нужно переходить от неэффективных расходов к более рациональным? Повышать качество работы бюджетных учреждений, внедрять современные методы финансирования, ликвидировать избыточные административные барьеры, другими словами, учиться развиваться за счет поиска внутренних ресурсов и возможностей, внедрения новых современных технологий.

Разумеется, в решении этих задач вы можете рассчитывать и на поддержку федерального центра. При этом мы исходим из необходимости безусловного исполнения регионами их базовых социальных обязательств перед гражданами. И потому при подготовке проекта федерального бюджета на 2010 год приняли решение увеличить расходы на выравнивание бюджетной обеспеченности регионов с 374 млрд рублей до 397 млрд рублей. Также будет предусмотрен резерв на поддержку мер по сбалансированности бюджетов в объеме 90 млрд рублей. Еще 140 млрд рублей субъекты Федерации смогут привлечь в качестве трехлетних бюджетных кредитов, естественно, на льготной основе.

Будет сохранено и финансирование ключевых мероприятий национальных проектов, в рамках которых регионы получают дополнительные федеральные средства для развития.

В целом же объем финансовой помощи регионам в 2010 году превысит 1,1 трлн рублей. Это большие средства. И их рациональное, грамотное использование будет находиться под постоянным контролем.

Давайте начнем работать.