ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

14 сентября, 2009 15:30

В.В.Путин провел в г.Новомосковске Тульской области совещание по вопросу «Государственно-частное партнерство – основа посткризисного развития регионов»

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги,

Наше совещание посвящено проблемам государственно-частного партнерства. Но прежде чем его начать, я хочу поздравить вас и всех тружеников села Тульской области с рекордным за 70 лет урожаем. В два раза больше собрали в этом году, чем в среднем собирают по результатам уборочной кампании за многие годы. Лет за 70, наверное, такого урожая не было. Это - большая работа, и связана она не только с сегодняшним днем. Это и большая работа, проделанная за многие предыдущие годы: и использование удобрений и перевооружение села, да и люди поработали хорошо. Поэтому от души поздравляю.

О необходимости активного использования государственно-частного партнерства - а именно эта тема является у нас сегодня основной, как я уже сказал - мы говорим применительно к очень многим сферам: это и транспортная инфраструктура, и жилищно-коммунальное хозяйство, и высокотехнологичные производства, и комплексное освоение территорий.

Инструмент, безусловно, важный и эффективный, что убедительно показывает практика многих государств. Да и у нас, в частности, здесь, в Тульской области, есть примеры успешной реализации индустриальных проектов на основе государственно-частного партнерства. Здесь мы посмотрели сегодня, Вячеслав Дмитриевич (губернатор Тульской области В.Д.Дудка) рассказал еще раз об основных структурах большого кластера, который сложился здесь и в целом очень неплохо развивается.

Имею в виду инициативу по созданию в Новомосковске интегрированного промышленного комплекса. В ее реализации участвуют федеральный Инвестиционный фонд, администрация региона, компании «Еврохим», «Проктер энд Гембл», ТГК-4, другие предприятия.

Кстати, у «Еврохима» есть идея, как мне сегодня рассказали, по развитию аналогичных производств в других регионах страны, в том числе в Волгоградской области. Конечно, согласен с Дмитрием Степановичем (гендиректор «Еврохим» Д.С.Стрержнев) в том, что нужно и там, где сегодня идет работа, добиваться максимального результата, и уже основываясь на этих результатах, имею в виду доходы от этой деятельности, развивать и другие проекты.

Возвращаясь к основной теме, отмечу, что использование государственно-частного партнерства позволяет увязать в единое целое ресурсы и возможности государства, регионов, бизнеса, снизить риски участников проекта, распределить их зоны ответственности, согласовать интересы.

Еще до кризиса мы говорили о том, что необходимо задействовать новые факторы роста. И в этом смысле большие надежды возлагали именно на государственно-частное партнерство.

Работа за это время проделана большая. Напомню, что была создана правовая база этой совместной работы. Приняты законы о концессиях, особых экономических зонах, Банке развития. Были приняты поправки в Бюджетный кодекс. Сформированы ключевые институты - в том числе, в 2005 году создан Инвестиционный фонд.

На сегодняшний день в рамках Инвестфонда одобрен 21 проект, имеющий общегосударственное значение. Объем их финансирования - всех этих проектов - в 2009 году составит 54,5 млрд рублей. Еще 10 млрд - это региональные проекты, региональные средства.

В среднем на один рубль федерального бюджета - и практика кластера в Новомосковске это подтверждает - привлекается примерно 3,5, а то и 4 рубля частных инвестиций. То есть работа Инвестфонда, как мы и рассчитывали, стала катализатором инвестиционной активности бизнеса.

Сам факт того, что государство принимает участие, уже вкладывает деньги, как я понимаю, бизнес одобряет. Но если еще иметь в виду развитие энергетики, инфраструктуры, железных дорог, шоссейных дорог, оказание содействия в уменьшении налоговой нагрузки - все это вместе, конечно, создает благоприятные условия.

Как я уже сказал, кризис, конечно, вносит свои коррективы. Во-первых, мы должны были принять жесткое решение и сконцентрировать инвестиционные ресурсы на объектах высокой степени готовности, перенести пока на более поздние сроки начало многих новых проектов.

Во-вторых, мы пошли на то, чтобы использовать средства Инвестфонда для предотвращения угрозы массового «долгостроя», особенно в регионах Российской Федерации. Возместили им, регионам, за счет Инвестфонда нехватку собственных ресурсов.

Правительством уже принят ряд решений по антикризисной поддержке региональных проектов. И просил бы сегодня доложить о ходе их реализации. При этом особое внимание нужно уделить своевременному использованию поступивших бюджетных ассигнований. Деньги не должны лежать на счетах «мертвым грузом», а должны работать на стимулирование производства.

Необходимо думать и о перспективе. Экономика, как мы знаем, начинает демонстрировать известные признаки восстановления. А значит, мы все больше внимания должны уделять вопросам развития.

Считаю, что сейчас оптимальный период для того, чтобы «дошлифовать» все детали механизма государственно-частного партнерства. В дальнейшем, на стадии нового экономического подъема, это позволит двигаться вперед, не теряя времени.

Следует посмотреть, каких возможностей пока недостаточно, чего нам пока не хватает, что мешает сделать ГЧП более гибким и привлекательным инструментом для бизнеса, для частных инвестиций.

Например, речь может идти о предоставлении государственных гарантий, использовании инфраструктурных облигаций, субсидировании процентных ставок по кредитам, помощи с выделением земельных участков, как в некоторых местах бывает.

И, конечно, нужно продолжать поиск и отбор новых перспективных проектов, прежде всего, региональных. Именно такие, требующие сравнительно небольших ресурсов, быстро окупаемые проекты способны в короткие сроки улучшить социально-экономическую ситуацию в конкретных городах, пополнить бюджеты, создать дополнительные рабочие места.

Особое внимание следует уделить моногородам. Многие из них сегодня оказались в своеобразной ловушке. Градообразующее предприятие имеет, допустим, планы масштабной реконструкции производства, внедрения новых технологий, повышения производительности труда. А значит - неизбежно сокращение избыточной численности персонала. Но трудоустройство в населенных пунктах с моноструктурой экономики - это дело подчас очень сложное, а иногда даже бесперспективное для рядового гражданина, для рядового человека.

Когда эти города и поселки, предприятия, в них работающие, создавались, тогда никто не думал о возможных проблемах в будущем. Но сегодня эти проблемы достались нам, и мы, конечно, должны их решать.

Поэтому необходима реализация комплексных проектов индустриального развития - строительство новых заводов в моногородах, решение их транспортных, энергетических, экологических проблем, создание новых рабочих мест.

Конечно, это требует времени, денег, но другого пути нет. Именно таким путем пошли здесь, в Туле. И, полагаю, что этот опыт может быть востребован и во многих других российских регионах.


Давайте перейдем к обсуждению.

*** 

Заключительное слово В.В.Путина:

Уважаемые коллеги,

Государственно-частное партнерство - эффективный способ решения задач развития. Такие инструменты сформированы и работают во многих странах мира. Россия не должна быть исключением. Мы запустили к реализации эти идеи еще несколько лет назад и неплохо продвинулись в совместной работе.

Можно было бы ожидать еще большей отдачи, если бы не случился мировой экономический и финансовый кризис, который - я хочу обратить на это особое внимание - подорвал в данном случае не столько возможности государства, сколько частных инвесторов. Поэтому многие проекты, связанные с реализацией этой темы, нам пришлось либо отложить, либо государству пришлось взять на себя инвестиции, которые предусматривались ранее частными инвесторами. Чтобы проекты - а проекты важные - не канули в лету, государство подставило плечо и взяло эти инвестиции на себя.

Но это совсем не значит, что этот инструмент должен умереть. Наоборот. Целью нашей сегодняшней встречи является как раз показать на хорошем примере Тульской области, что даже в непростых условиях мирового финансового и экономического кризиса этот способ развития работает и работает неплохо. Это первое.

И второе. Мы со стороны Правительства и дальше будем совершенствовать эти инструменты. Именно для этого мы с вами сегодня собрались, именно поэтому мы подготовили проект решения. И этот проект решения будет направлен на дальнейшее совершенствование нормативно-правовой базы, мы сегодня об этом говорили.

Этот проект решения будет направлен на то, чтобы обеспечить финансами те проекты, которые проходят соответствующую экспертизу, - и прямыми государственными финансами из федерального бюджета через Инвестфонд, и созданием новых инструментов для того, чтобы профинансировать те или иные проекты. Именно поэтому мы говорим сегодня и об инфраструктурных облигациях. Именно поэтому мы говорим о возможных субсидиях и так далее и тому подобное.

В этой связи хотел бы обратить внимание на то, что и инфраструктурные монополии, не оглядываясь на государство - хотя мы прекрасно понимаем взаимосвязь между бюджетными возможностями и деятельностью инфраструктурных монополий, - тем не менее, тоже должны стремиться к тому, чтобы выстраивать свои отношения с участниками экономической деятельности максимально стабильно. Стремиться к тому, чтобы тарифная политика у них была согласованна с государством и отвечала бы реалиям сегодняшнего дня.

Мы много раз об этом говорим - это касается не только РАО «РЖД», это касается и «Газпрома», касается других крупных компаний. И для того, чтобы все это эффективно работало - абсолютно согласен с теми коллегами, которые об этом сегодня уже сказали - нужно заниматься координацией. И этот вопрос тоже отражен у нас в сегодняшнем решении, в проекте протокола.

Будем работать вместе, будем работать напряженно. Я всем желаю успехов. Спасибо.