ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

10 августа, 2009 17:05

В.В.Путин провел заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития

Вступительное слово В.В.Путина: 

Уважаемые коллеги,

Сегодня мы проводим очередное заседание Комиссии по региональному развитию. У нас сегодня должен быть очень предметный, конкретный и, надеюсь, профессиональный разговор, потому что речь пойдет о бюджете следующего года, о приоритетах, о наших возможностях, планах.

Как вы знаете, в конце июля Правительством были одобрены базовые характеристики федерального бюджета. Теперь определяются конкретные программы и проекты, которые будут профинансированы в 2010 году.

По традиции, регионы принимают активное участие в этой работе. Рассматриваю нашу сегодняшнюю встречу как один из ее этапов.

Хотел бы подчеркнуть: на 2010-й год нам с вами предстоит принять весьма жесткие бюджеты. Из-за кризиса снизились доходы на всех «этажах» бюджетной системы - и у федерального центра, и в регионах, и у муниципалитетов.

В первом полугодии, кстати говоря, налоговые и неналоговые доходы консолидированных бюджетов в субъектах несколько снизились. Правда, консолидированный региональный бюджет остается профицитным. За полгода доходы превысили расходы на 99,6 млрд рублей. Но это совсем не значит, что кризиса у нас нет.

В этих условиях необходимо исходить из реальных возможностей и общенациональных интересов. Подчеркну: непродуктивными и просто опасными являются любые проявления популизма и пустой расточительности. И, конечно, необходимо синхронизировать, увязывать в общую логику бюджетных процессов все уровни.

Мы исходили из того, что бюджетные деньги должны в приоритетном порядке работать на выполнение социальных обязательств перед гражданами России и создавать условия для посткризисного восстановления и развития экономики.

Общие расходы федерального бюджета в 2010 году уменьшены не будут. При этом расчетный дефицит, как вы знаете, составит 3,2 трлн рублей, это примерно 7,5% ВВП.

В Федеральном законе о бюджете на 2009 год расходы составляют 9 трлн 692 млрд руб. А план 2010 года - расходы 9 трлн 822 млрд рублей.

Что касается дефицита. Это максимальный, предельный дефицит, который мы можем себе позволить. Более того, уже в 2011 и 2012 годах его необходимо будет постепенно, но существенно сокращать. Хотелось бы довести его до 3%. Не более 3% в 2012 году. Тем самым гарантировать сохранение макроэкономической устойчивости и стабильности. Конечно, при этом нужно обеспечить сбалансированность консолидированного регионального бюджета.

Всего на поддержку регионов в будущем году будет выделено более 1 трлн рублей. Это достаточно большая, солидная сумма, которая, на наш взгляд, «закроет» первоочередные потребности субъектов Российской Федерации.

Естественно, в свою очередь, от региональных властей потребуется максимально ответственная бюджетная политика. Во-первых, необходимо последовательно расширять собственную доходную базу. Как вы знаете, принято решение о повышении порога для перехода малого и среднего бизнеса на упрощенную систему налогообложения. Он увеличен до 60 млн рублей.

Конечно, в целом это приведёт к некоторому снижению доходов бюджетной системы. Мы идем на это сознательно, создавая лучшие условия для деятельности бизнеса. И, кстати говоря, это самая правильная логика в условиях кризиса. Но понятно, что поступления в региональные и местные бюджеты могут возрасти, но только в том случае, если вы на региональном уровне, на муниципальном уровне будете создавать необходимые условия для развития малого и среднего бизнеса. Не будут создаваться различные препятствия и препоны административного характера, не будут создаваться административные барьеры и прессоваться так называемые чужаки на локальных рынках.

Укреплению доходной базы регионов будут также способствовать наши решения по транспортному налогу, индексации ставок акцизов на алкоголь, пиво, нефтепродукты и государственной пошлины.

По оценке Минфина, дополнительные доходы консолидированных бюджетов регионов от указанных мер составят примерно 96 млрд рублей в 2010 году.

Некоторые регионы планируют прибегнуть и к заимствованиям. В сложившейся ситуации это может быть вполне оправдано. Но «делать долги» нужно предельно аккуратно. Уважаемые коллеги, я призываю вас к этому самым серьезным образом. К сожалению, мы уже имеем негативную практику в последнее время. В этом году наделаете долгов, - что будете делать с этими долгами на следующий год - неизвестно.

Если вы думаете, что мы так же, как некоторым регионам в этом году, будем «заправлять» миллиарды рублей на погашение, то этого может и не случиться.

В качестве альтернативы мы продолжим практику предоставления субъектам трехлетних бюджетных кредитов под очень льготные проценты. Конечно, в первую очередь, это будет касаться субъектов с низкой бюджетной обеспеченностью.

Мы сейчас с губернатором разговаривали, и он с сожалением отметил, что у него все в порядке, поэтому Минфин ему ничего не дает. Таковы утвержденные правила, и они являются справедливыми. Таким субъектам действительно нужно будет помогать, но по другим направлениям. Просто нужно поощрять тех, кто хорошо работает, и таких инструментов поощрения можно, в принципе, выработать достаточное количество.

Во-вторых, следует учитывать, что кризис по-разному затронул регионы. В наибольшей степени пострадали те субъекты Федерации, чья промышленность была ориентирована на внешние рынки.

В этих условиях необходимо уточнить методику распределения дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности, учесть в ней изменения, произошедшие в налоговом потенциале субъектов. Подчеркну: при этом общий объем Фонда финансовой поддержки регионов уменьшен не будет.

Сохранится и практика выделения дотаций на поддержку сбалансированности региональных бюджетов. Да, это направление несколько сократится в целом, но практика будет сохранена. Кстати говоря, мы уже приняли решение на Правительстве, а в субботу я подписал соответствующее постановление Правительства РФ о выделении дополнительных дотаций - 29 субъектам Российской Федерации на 70 млрд рублей.

Третье. Безусловным приоритетом для Правительства в сфере межбюджетных отношений является финансовое обеспечение делегированных федеральных полномочий. Крупнейшие среди них - это расходы на жилищно-коммунальные льготы ветеранов и инвалидов, обеспечение полномочий в сфере занятости населения.

Субвенция на оплату услуг ЖКХ составит в 2010 году 102 млрд рублей. А на вопросы занятости мы увеличим расходы федерального бюджета: в 2009 году планируется 77,5 млрд руб, а в 2010 - 88,7 млрд рублей.

В этой связи просил бы присутствующих руководителей регионов дать оценку результативности принятых мер и программ по борьбе с безработицей, а также рассказать о том, как вы намерены строить эту работу в 2010-м году.

Обращаю внимание, что вопросы занятости, обеспечение устойчивой работы бюджетной сферы, выплата заработной платы, «точечное» и оперативное реагирование на кризисные ситуации на предприятиях - это важнейшие зоны ответственности региональных властей. Уходить, «устраняться» от решения этих проблем недопустимо. И поверхностное отношение к этим проблемам недопустимо. К сожалению, я с этим сталкивался: «А я все знаю, там все нормально». Нужно вникать в проблему и лично заниматься этим.

Четвертое. Самое пристальное внимание необходимо уделить качеству бюджетного планирования на уровне субъектов и муниципалитетов. Потребуется жестко отстроить систему приоритетов, отказаться от второстепенных и менее значимых, срочных видов расходов.

Что касается инвестиций, то их следует направлять на завершение объектов высокой степени готовности. Иначе в будущем мы можем столкнуться с таким печальным наследием кризиса, как «долгострой». У нас с вами уже это было, не нужно повторять прежних ошибок.

Далее. Необходимо более активно заниматься реструктуризацией бюджетной сети, избавляться от лишних или неэффективных учреждений и предприятий. Там, где это целесообразно, использовать формат автономных учреждений.

Также следует продолжить реформу ЖКХ, причем не только в части структурных изменений, но и ускорив решение назревших проблем капитального ремонта, расселения аварийного фонда, внедрения ресурсосберегающих технологий.

Как показывает опыт федерального Фонда ЖКХ, инвестиции в эту сферу имеют очевидный антикризисный эффект - не только социальный, потому что людям помогаем вовремя, но и антикризисный, экономический эффект - в том числе, создают десятки тысяч дополнительных рабочих мест.

В то же время хотел бы обратить ваше внимание на следующее обстоятельство. Зачастую мы сталкиваемся с совершенно противоположной логикой выстраивания приоритетов. Так, во многих регионах растут ассигнования на государственное управление, зарплаты чиновников и тому подобные расходы.

В целом, расходы консолидированных бюджетов регионов и муниципалитетов на содержание органов управления в 2009 году - год-то кризисный, а расходы на это растут - выросли на 4%. А по некоторым регионам рост составит и более 25%.

Я назову эти регионы. Магаданская область - рост 38%, Республика Ингушетия - 30%, Новгородская область - 25%, Мурманская область - 26%, Москва - 27%, Брянская область - 27%, Республика Адыгея - 24%.

Звучат следующие аргументы: увеличивается общая нагрузка на аппарат, необходимы деньги на обеспечение работы антикризисных групп, организацию мониторинга, выполнение других дополнительных функций. Под такие задачи выбиваются новые ставки.

Кстати, этим «грешат» и наши федеральные ведомства. Хотя хочу обратить ваше внимание: при подготовке федерального бюджета 2010 года мы пошли на резкое сокращение, хочу это подчеркнуть, на резкое сокращение расходов по содержанию федеральных ведомств. Некоторые коллеги задались вопросом: смогут ли они исполнять даже свои функции - уверен, что смогут.

Насколько мы сократили по некоторым министерствам?

А.А.Кудрин: У нас в этом году примерно на 30% расходы на сокращение уже прошли, а вот к сокращенному уровню - еще на 15% в следующем году.

В.В.Путин: Представляете, значит на 35%, по некоторым министерствам на 40% сокращение.

Но я уверен, что смогут. И вы сможете - сомнений нет. А Министерство финансов я прошу вот что сделать: смотреть при решении вопросов о помощи регионам, насколько эффективно регионы работают по экономии.

Антикризисное управление следует осуществлять за счёт внутреннего перераспределения ресурсов и кадров, экономии по менее актуальным направлениям, а не за счёт раздувания штатов и смет. Мы все и всех призываем жить по средствам, как я уже говорил, - начинать нужно с себя.

Как и договаривались, субъекты Федерации должны были провести оптимизацию своих бюджетов, тесно увязав их с выполнением своих антикризисных программ. Рассчитываю услышать на нашем сегодняшнем совещании информацию о проведении этой работы.

И еще одно. Сейчас крайне важно эффективно задействовать те конкурентные преимущества, которые есть у каждого конкретного субъекта Федерации. Вот мы находимся сегодня в Кисловодске, на нашем курорте, поэтому здесь уместно будет говорить и о культурном, природном потенциале, историческом наследии, о развитии внутреннего туризма.

Кстати говоря, в условиях некоторого сокращения поездок за границу наши отечественные здравницы полностью загружены. Главное, чтобы качество не страдало, главное, чтобы цены были доступными.

Интерес к внутреннему туризму растёт. Так, начиная с 2000 года, число отдыхающих в отечественных санаториях и пансионатах увеличилось на 2 млн человек.

В нашей сегодняшней повестке мы специально выделили этот вопрос отдельно, Татьяна Алексеевна {Голикова} выступит с докладом. Проанализируем, как идет становление особых экономических зон, созданных для поддержки туризма - их у нас уже семь.

Кроме того, посмотрим, какие дополнительные шаги необходимы для развития санаторно-лечебных комплексов, курортов, туристического бизнеса, в том числе малого и среднего.

Давайте начнем работать.