ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

12 марта, 2009 13:30

В.В.Путин в ходе рабочей поездки в Кемеровскую область провел заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития

Вступительное слово В.В.Путина: 

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня мы проводим очередное заседание Правительственной комиссии по вопросам регионального развития.

Хочу напомнить, что предыдущее заседание было проведено в Ярославле. Там мы говорили о механизмах нашей совместной работы в сегодняшних, кризисных условиях. Было принято решение о создании специальных антикризисных штабов в регионах, определены их основные задачи, а именно: формирование пакета мер по стабилизации экономики, координация действий федеральных и региональных органов власти, муниципалитетов, бизнеса.

Просил бы, уважаемые коллеги, сегодня рассказать, как идет работа в ваших регионах.

Мы также должны предметно рассмотреть проблемы исполнения бюджетов субъектов Федерации и муниципалитетов.

К сожалению, под влиянием мирового кризиса доходы в текущем, 2009-м, году серьезно сократятся и в регионах, и в муниципалитетах. Но вы знаете, что и на федеральном уровне будут значительные выпадающие доходы. Прежде всего, уменьшатся поступления из такого важнейшего источника, как налог на прибыль для регионов. Будет снижение и по другим налогам, например, на добычу полезных ископаемых.

Разумеется, в этих условиях Правительство окажет регионам Российской Федерации дополнительную помощь. Первоочередные решения по компенсации выпадающих доходов в целом приняты.

С января в бюджеты субъектов Федерации зачисляется 100% акцизов на бензин и дополнительно будет перечисляться 0,5% налога на прибыль. В совокупности - это около 100 млрд рублей дополнительных доходов для регионов.

Были пролонгированы предоставленные в прошлом году бюджетные кредиты регионам на сумму 16,1 млрд рублей.

Могу также сообщить, что в рамках изменения федерального бюджета объем финансовой помощи регионам вырастет ещё на 300 млрд рублей. Речь идет о дотациях для обеспечения сбалансированности бюджетов регионов в размере 150 млрд рублей, а также о дополнительных бюджетных кредитах на срок до 3 лет. Напомню, что до сегодняшнего времени такие ресурсы предоставлялись сроком на один год, и общий объем дополнительных средств тоже будет еще 150 млрд.

Предпринимаются и другие меры. В частности, снижены требования по уровню софинансирования расходов для получения федеральных субсидий. Например, региональные программы содействия занятости будут на 95% финансироваться из федерального бюджета и только на 5% - из собственных средств субъектов Федерации.

Минфин России направляет так называемые комфортные письма, которые облегчают регионам доступ к банковским займам для покрытия возникающего бюджетного дефицита.

На последнем заседании Правительства одобрены изменения в Бюджетном кодексе, расширены права органов власти субъектов Федерации по предоставлению финансовой помощи нуждающимся в ней муниципалитетам.

Хотел бы обратиться к руководителям регионов: как Федерация сегодня поддерживает субъекты, так и вы должны поддержать муниципальные образования.

И конечно, при подготовке бюджета на очередной 2010 год, будут учитываться происходящие изменения налогового потенциала регионов. Мы сегодня с Аманом Тулеевым говорили на эту тему, он как раз обратил мое внимание на то, что в новых условиях нужно по-новому подходить к определению принципов организации этих дотаций. И, конечно, условия предоставления дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности должны меняться.

В свою очередь, и на местах нужно серьезно работать над сохранением и расширением налоговой базы, а это, прежде всего, вопрос содействия бизнесу, создания для его работы максимально благоприятных условий. Инвесторы должны встречать со стороны органов власти понимание и поддержку, а не равнодушие или, что еще хуже, что бывает нередко, чиновничье самодурство.

* * *

Уважаемые коллеги!

Я уже говорил, и вы сами это прекрасно понимаете: 2009 год будет весьма трудным.

Для того чтобы справиться с возникшими проблемами, максимально смягчить последствия кризиса для наших граждан, потребуется серьезная корректировка региональных и местных бюджетов, а также существенное повышение эффективности расходов.

Приоритетами должны стать выплата заработной платы работникам бюджетной сферы, выполнение других, предусмотренных федеральным законодательством, социальных обязательств, финансирование программ содействия занятости и поддержки малого бизнеса, продолжение реализации приоритетных национальных проектов, имея в виду, что они в значительной степени поддерживают внутренний спрос. Кстати говоря, я сейчас встречался с представителями трудовых коллективов, с горняками - по сути, все эти вопросы людей беспокоят. Практически все вопросы, которые я сегодня от людей слышал, так или иначе касаются тех проблем, которые мы сегодня с вами будем обсуждать.

Необходимо концентрировать ресурсы по тем направлениям расходов, от которых в максимальной степени зависит социальное благополучие граждан России.

Обращаю внимание, что дополнительная помощь будет предоставляться только тем регионам, которые обеспечат безусловное выполнение расходных обязательств по этим приоритетным статьям, прежде всего по ним.

Также нельзя допустить, чтобы бюджетная система стала источником неплатежей в экономике, как это, к сожалению, случалось раньше. Поэтому должна быть гарантирована 100-процентная оплата топливно-энергетических ресурсов и коммунальных услуг, потребляемых государственными и муниципальными учреждениями. Не нужно делать вид, что это вещи второстепенного значения и их можно решать позже. Вы знаете, что это будет создавать проблемы по всей цепочке.

Речь идет не только об обязательствах субъектов Федерации в узком смысле этого слова. Повторю: региональные органы власти должны сделать все от них зависящее, чтобы поддержать платежеспособность муниципалитетов.

Именно на местном уровне в нашей бюджетной сфере занято наибольшее число работников. Здесь же организуется работа служб ЖКХ, образования и здравоохранения.

Что касается инвестиций, то следует сосредоточиться на завершении строительства объектов высокой степени готовности, тем самым не допустить массовой консервации строительных площадок, долгостроя. Все мы помним, как это произошло 20 лет назад. И когда пришло время возобновлять работу, оказалось, что достройка объектов стоит едва ли не дороже, чем всё начать «с нуля». Давайте не будем повторять прежних ошибок.

Также стоит подумать над запуском инвестиционных проектов, которые обещают существенную экономию бюджетных средств в будущем. Прежде всего, речь идет об энергосбережении в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве. Менее приоритетные программы в складывающихся сегодня кризисных условиях лучше отложить.

Разумеется, принимать подобные решения непросто. Но в этом и состоит ответственная и единственно возможная политика в современных условиях. Нужно определить приоритеты и добиваться их безусловного исполнения, концентрировать ресурсы именно на этом.

Мы так выстраиваем работу на федеральном уровне и надеюсь, что региональные и муниципальные органы власти разделяют эту точку зрения и будут действовать аналогичным образом.