ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

6 марта, 2009 17:54

В.В.Путин провел совещание по вопросам развития гражданской морской техники

После ознакомления с работой ЦНИИ имени академика А.Н.Крылова Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам развития гражданской морской техники. 

Вступительное слово В.В.Путина:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наше совещание посвящено развитию отечественной гражданской морской техники.

На этом направлении мы обладаем значительным потенциалом. В России исторически сложилось несколько крупных судостроительных кластеров - на Балтике, Дальнем Востоке, Севере, в Волжском бассейне.

И закономерно, что именно на этом направлении - на судостроении мы ожидаем развития высокотехнологичных производств, говорим о диверсификации и повышении устойчивости отечественной экономики в целом.

Судостроительная отрасль сегодня - это 168 предприятий, 86 из них находятся в государственной собственности. Объём продаж в 2008 году составил 150 млрд руб. Кроме того, около 200 предприятий, находящихся в частной собственности, работают и в области судоремонта, и судостроения.

Напомню: проблемы отрасли мы предметно рассматривали в прошлом году и как раз тоже в Санкт-Петербурге. Тогда перед Министерством промышленности и торговли, руководителями предприятий был поставлен ряд задач. И сегодня предлагаю поговорить о том, как мы движемся по этим приоритетам.

Все организационные мероприятия по реформированию судостроительного комплекса должны быть завершены к 1 апреля текущего года, и к этому времени мы должны завершить формирование Объединенной судостроительной корпорации {ОСК}.

Во-вторых, разработка и согласование производственной программы Объединенной судостроительной корпорации тоже должна быть завершена. Упор при этом должен быть сделан на выпуск конкурентоспособной и востребованной линейки гражданских судов.

Нужно реально оценить наши возможности, занять те ниши, где мы сможем предложить конкурентоспособный или даже эксклюзивный товар.

Прежде всего, речь идет о так называемых наукоёмких судах - морской технике для добычи и транспортировки углеводородов с месторождений на континентальном шельфе, о судах ледового класса и ледоколах, плавучих атомных электростанциях, научно-исследовательских и специальных судах.

Полагаю также, что, обладая мощной рыбохозяйственной отраслью, мы не обойдёмся без современных рыбопромысловых судов собственного производства. Было бы неразумно полностью отказаться от работы на этом ёмком рынке. Совсем недавно мы обсуждали с руководителем отрасли эти вопросы, надеюсь, мы к ним сегодня еще вернемся.

В настоящее время ОАО «ОСК» составило ориентировочную программу производства гражданской судостроительной продукции.

Основные показатели здесь такие. Строительство судов для рыбохозяйственного комплекса - примерно 265 ед. Развитие транспортной системы России по этой программе - 791 судно. «Газпром» и «Роснефть» планируют заказать до 2030 г. еще 307 судов.

В федеральном бюджете на реализацию проектов предусматриваются необходимые средства и на лизинг.

Естественно, предложенная программа должна быть ориентирована на реальный, платёжеспособный спрос.

Повысить привлекательность отечественной продукции мы можем, в том числе за счет широкого применения лизинговых инструментов, я уже об этом сказал.

И, конечно, те средства, которые заложены в федеральных программах, инвестиционных планах естественных монополий и госкомпаний, должны идти на закупку отечественной техники, об этом я уже много раз говорил, особенно в сегодняшних непростых финансовых экономических условиях.

Надеюсь, что представители наших крупнейших компаний услышат то, что я сказал.

Наконец, что еще я хотел бы отметить. С 2009 года мы начинаем реализацию новой федеральной целевой программы, которая так и называется - «Развитие гражданской морской техники». Эта программа рассчитана на 8 лет.

Мы часто говорим о том, что при выходе из сегодняшней непростой экономической финансовой ситуации наша экономика должна почувствовать себя обновленной и более конкурентоспособной. Разумеется, встает вопрос, за счет чего? Вот, за счет таких программ, в том числе.

Более 70% ассигнований по этой ФЦП пойдет на финансирование научных и исследовательских работ, то есть на создание конкурентного, опережающего задела.

В этих условиях ключевое значение приобретает правильная расстановка приоритетов. От того, как будут сформулированы задачи для наших ученых и конструкторов, без преувеличения зависят перспективы российского судостроения.

И последнее. У нас действительно много судостроительных заводов и верфей, но назвать их современными и эффективными мы сегодня пока, к сожалению, не можем. Необходима их глубокая модернизация, а где это целесообразно - перепрофилирование на другие нужды.

Но в тоже время, как показывает практика, наибольший эффект дает создание новых производств «с чистого листа».

Для судостроения таким прорывным инвестиционным проектом, который выведет отрасль на качественно другой технологический уровень, должно стать строительство новых, полноценных верфей, ориентированных на гражданские нужды.

Давайте сегодня поговорим обо всем этом поподробнее. Начнем работать.

  * * *

Заключительное слово В.В.Путина:

Я посмотрел сейчас на наши инвестиционные расходы в целом, как мы их планируем. Олимпийский проект в Сочи; АТЭС во Владивостоке; расходы Инвестфонда, в основном связанные со строительством инфраструктуры; государственные обязательства, включая обязательства Министерства обороны по обеспечению жильем военнослужащих; решение жилищных проблем ветеранов Великой Отечественной войны; расходы фонда ЖКХ и Агентства по ипотечному жилищному кредитованию; использование в ускоренном режиме средств материнского капитала для погашения ипотечных кредитов; некоторые региональные программы, финансируемые из федерального бюджета.

Я сейчас грубо их посчитал - чуть больше 600 млрд рублей на 2009 год. А если к этому присовокупить строительство и содержание дорог - это еще 243 млрд. Кстати говоря, в прошлом году было 224. В этом году 243 с учетом даже определенного снижения этих расходов. Получается кругленькая сумма - 849 млрд рублей.

Общие инвестиционные расходы прошлого года - 858 млрд, а в этом году - 1 трлн 100 млрд, из них свыше 800 млрд - практически строительство по разным направлениям.

Что же мы будем тратить в этом году на высокотехнологичные сферы нашей экономики? Получается около 300 млрд. Если иметь в виду, что в кредитном портфеле Внешэкономбанка, а это, собственно говоря, тоже федеральные деньги, еще 300 млрд, то это почти 600. По линии других банков, которые получают федеральную поддержку, - это еще грубо где-то около 200 млрд. Итого мы набираем где-то 800 млрд рублей на высокотехнологичные сферы.

В целом это небольшое продвижение по сравнению с расходами предыдущих лет на высокотехнологичные сферы экономики. Думаю, что пока этого недостаточно. Но все-таки определенное движение вперед в этом отношении у нас есть, несмотря на сложности текущего периода с финансированием.

В этой обойме доля финансирования судостроения - примерно 110 млрд рублей на текущий 2009 год. В общем, заметные средства, но их, конечно, нужно эффективно расходовать, ими нужно эффективно распорядиться. Для этого должны быть сделаны определенные шаги по структурированию отрасли.

Сегодня я подпишу распоряжение Правительства Российской Федерации о передаче в Объединенную судостроительную корпорацию еще 19 предприятий (это по всем бассейнам - по Балтике, по Поволжью, по Дальнему Востоку и по Северу). И рассчитываю, что 1 апреля, как мы и планировали, этот процесс создания «ОСК» будет завершен.

Обращаю внимание на необходимость оптимизации структуры корпорации - то, о чем здесь говорили некоторые выступающие. Абсолютно верно. У нас она создавалась для определенных целей - я имею в виду всю судостроительную отрасль - главным образом для решения проблем оборонки. Сегодня мы должны ее структурировать так, чтобы она была современной, дееспособной и конкурентоспособной. То, что в каждом из этих структурных подразделений есть соответствующее подразделение, занимающееся гражданским судостроением, мы знаем. Нужно все это оптимальным образом структурировать.

Запускаем также новую федеральную целевую программу. Еще раз хочу напомнить, что, несмотря на то, что мы оптимизировали расходы бюджета этого года, почти все высокотехнологичные программы мы сохранили. Причем, фактически полностью сохранили их финансирование. На новую федеральную целевую программу по развитию гражданского судостроения предусмотрено 136,4 млрд рублей. В этом году - 4,2 млрд. Мы их сохраним. Всего, как было сказано, 17 млрд чисто на «гражданку» тоже будут выделены и использованы в полном объеме.

Что необходимо сделать в самое ближайшее время, и на что мы будем обращать внимание? Конечно, будем поддерживать инвестиционные планы новых перспективных проектов. Сегодня об этом тоже говорили. Будем наращивать усилия по загрузке наших верфей заказами от национальных заказчиков. В этой связи рассчитываю на наши крупные компании, на региональные проекты, на рыбаков, на Министерство транспорта - об этом тоже сегодня было подробно сказано.

Хочу обратить внимание Министерства финансов, Министерства транспорта и Министерства экономического развития: в Москве мы вернемся к обсуждению режима фискальной нагрузки на судостроительную отрасль. Имею в виду налогообложение, таможенные сборы. Посмотрим повнимательнее, что можно и нужно сделать для поддержки судостроения. И посмотрим повнимательнее на кредитный портфель основных финансовых учреждений, которые получают поддержку Правительства и Центрального банка Российской Федерации. Надо внимательно взглянуть на то, как расходуются и куда направляются полученные в последнее время ресурсы.

Я очень рассчитываю на то, что все меры, которые мы сегодня обсуждали, будут эффективными и послужат хорошим толчком для развития судостроения в России.

Спасибо большое.