ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

11 июля, 2008 19:00

В.В.Путин провел совещание на тему «О развитии нефтегазового комплекса Российской Федерации»

«Очевидно, что российская нефтянка, так же как и газовая отрасль, подошли к серьезному рубежу. Возможности роста за счет прежней сырьевой базы и устаревших технологий фактически исчерпаны. Будущее - за серьезным технологическим перевооружением и формированием наряду с существующими новых стратегических центров нефте- и газодобычи».
В.В.Путин
На совещании на тему «О развитии нефтегазового комплекса Российской Федерации» в Северодвинске

Вступительное слово В.В. Путина на совещании по вопросам развития нефтегазового комплекса:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Сегодня нам предстоит рассмотреть вопросы развития нефтегазового комплекса. Я очень рад видеть здесь такую представительную команду из числа руководителей регионов, руководителей крупных компаний и своих коллег из Правительства.

На протяжении последних лет отрасль развивалась достаточно уверенно. По итогам прошлого года Россия заняла первое место в мире по добыче нефти. По добыче газа мы первые в мире уже в течение нескольких лет. В прошлом году вышли на первое место и по добыче нефти.

Казалось бы, на первый взгляд, дела обстоят благополучно. Вместе с тем ряд тенденций, конечно, вызывает определенную обеспокоенность.

Темпы роста добычи нефти снизились с 11% в 2003 году до немногим более 2% в 2007-м. В начале этого года мы уже имеем отрицательную динамику (сокращение добычи по итогам первого квартала на 0,3%).

Казалось бы, мы добивались того, чтобы обрабатывающие отрасли экономики развивались более быстрыми темпами, что мы сегодня и наблюдаем. Действительно, в структуре роста ВВП обрабатывающие отрасли выглядят сегодня гораздо предпочтительнее, чем нефтянка, либо другие добывающие. Но, конечно же, мы стремились к такому эффекту и к такому результату, что касается перерабатывающих отраслей, к строительству услуг не за счет стагнации в нефтегазовом секторе и в энергетике в целом.

Очевидно, что российская нефтянка, так же как и газовая отрасль, подошли к серьезному рубежу. Возможности роста за счет прежней сырьевой базы и устаревших технологий фактически исчерпаны.

Будущее - за серьезным технологическим перевооружением и формированием наряду с существующими новых стратегических центров нефте- и газодобычи. Имею в виду Ямал, Восточную Сибирь, Тимано-Печорскую провинцию. И, конечно, будущее - за освоением богатейших запасов континентального шельфа.

Сегодня отдельно заслушаем информацию о подготовке государственной программы по развитию шельфа.

Сейчас крайне важно задать долгосрочные ориентиры для отрасли. Сформировать систему стимулов для ее развития.

Уже в этом году следует завершить подготовку основных программных документов. В первую очередь - это Энергетическая стратегия до 2030 года. В увязке с ней должны быть разработаны генеральные схемы развития трубопроводного транспорта и газовой промышленности. Это позволит нефтегазовым компаниям уверенно строить перспективные планы по разведке и обустройству новых месторождений.

У нас нет никаких сомнений, что мы и сейчас, и в среднесрочной, и в долгосрочной перспективе полностью обеспечим потребности растущей быстрыми темпами российской экономики и выполним все свои обязательства перед нашими иностранными партнерами. При этом, как и прежде, будем вести себя ответственно.

Наша политика в сфере энергетики будет понятной, прозрачной, либеральной. Мы не собираемся скатываться к «экономическому эгоизму». Будем и дальше учитывать законные интересы наших партнеров. Но будем при этом, разумеется, руководствоваться прежде всего своими национальными интересами. Мы не будем ни под кого подстраиваться. Те, кто хотят работать с нами, пусть подстраиваются под нас, разумеется, на рыночных открытых принципах.

Давайте посмотрим повнимательнее, что происходит в отрасли.

Сложившийся в свое время таможенный и налоговый режим - особенно на фоне роста инфляции - начал тормозить инвестиционную активность. На вложенный рубль мы изымаем примерно 85 % из отрасли. Это, конечно, многовато, особенно в современных условиях. Поэтому мы уже пошли на снижение налоговой нагрузки на нефтяные компании. Вы знаете, что сегодня через Совет Федерации прошел целый пакет документов, который обеспечит снятие этой избыточной нагрузки. По оценкам специалистов, речь идет о 130-140 млрд рублей в год, которые останутся в отрасли, останутся на ваших предприятиях, в ваших компаниях. Мы рассчитываем, что эти дополнительные финансовые ресурсы будут направлены именно на развитие. Для этого мы и предпринимаем вышеуказанные шаги.

В стадии подготовки находятся предложения о предоставлении «налоговых каникул», некоторые другие решения в налоговой сфере при разработке удаленных промыслов в акваториях Охотского и Черного морей, а также на территории Ямало-Ненецкого автономного округа.

В ответ на такие действия со стороны Правительства нефтяные компании - сегодня мои коллеги об этом мне докладывали - обязались по итогам года компенсировать имевшее место падение добычи. Мне бы сегодня хотелось напрямую услышать руководителей наших компаний. Здесь, я вижу, коллеги присутствуют. Хотелось бы услышать ваше мнение по принятым мерам и о том, что Правительством планируется в ближайшее время.

Конечно, нужно снимать и административные барьеры для работы в отрасли. Речь, прежде всего, о внедрении такого механизма, при котором недропользователю после получения лицензии на разработку недр не нужно будет годами собирать остальные разрешительные документы, включая землеотводы. Но при этом Федеральное агентство по недрам будет контролировать строгое исполнение всех лицензионных требований. Необходимо как можно быстрее подготовить соответствующий порядок и внедрить его в практику.

Государство готово содействовать и расширению ресурсной базы ТЭКа. Правительством была рассмотрена и одобрена Долгосрочная программа изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы до 2020 года. Только сегодня утром я разговаривал с министром финансов. Он заверил меня в том, что все уже согласовано с Минприроды. Так ли это? Я хотел бы послушать сегодня министра Ю. Трутнева. Насколько мне известно, некоторые нюансы все-таки существуют. Мне бы очень хотелось, чтобы мы «на ясном глазу» принимали окончательное решение.

Нам также не обойтись без внедрения современных ресурсосберегающих технологий, без повышения эффективности использования сырья.

Действительно, сколько можно сетовать на варварское сжигание попутного нефтяного газа. Все необходимые поручения на этот счет даны и их нужно реализовать в полном объеме. В том числе это касается доступа добывающих компаний к транспортным и энергосетям.

Обращаю внимание Алексея Борисовича Миллера на то, что нефтегазовые компании до сих пор испытывают определенные проблемы с доступом к вашим сетям. Испытывают, не надо качать головой. Если такое положение будет сохраняться и дальше, мы и дальше будем сжигать попутный газ. В огромных количествах. А вы будете тратить огромные ресурсы для того, чтобы обеспечить повышение добычи собственной компании. Это корпоративный интерес. Вы, контролируя сети, должны иметь в виду, что необходимо защищать общегосударственные интересы. Пожалуйста, исходите и из этого тоже. А может быть, и прежде всего из этого.

Напомню, была поставлена цель, чтобы уже к 2011 году до 95% попутного газа использовалось эффективно. Минприроды предлагает продлить этот срок еще на год. Насколько аргументирована эта позиция, просил бы сегодня доложить отдельно.

Считаю, что нужно гораздо активнее внедрять методы экономического стимулирования, а также усиливать ответственность всех участников рынка за нерациональное использование этого ценнейшего сырья.

Далее. Приоритетной задачей становится формирование устойчивого внутреннего рынка нефтепродуктов.

Складывается очень интересная, на первый взгляд, ситуация. За вычетом транспортных расходов продавать нефтепродукты на внутреннем рынке сегодня должно быть выгоднее, чем заниматься экспортом сырой нефти.

Казалось бы, предложение на рынке должно увеличиваться. Однако в стране все острее ощущается нехватка качественного топлива.

Что нужно сделать для решения проблем внутреннего рынка? Прежде всего, развивать конкуренцию.

Требуются более системные меры, направленные на насыщение рынка и устранение ненужных посредников. Ясно, что в рыночной экономике посредник выполняет важную функцию. Но спекуляций быть не должно. Усилия государства должны быть направлены на установление понятных и прозрачных правил ценообразования.

Во-первых, Федеральная антимонопольная служба должна активно включиться в работу. Вам необходимо совместно с производителями проработать возможности реализации остатков нефти и нефтепродуктов на открытых торгах. Что я имею в виду, когда говорю об остатках? После того как будут выполнены или выполняются обязательства компаний по поставкам в рамках долгосрочных договоров, экспортных контрактов, в стратегический резерв, - эти остатки и должны реализовываться рыночным способом.

Во-вторых, необходимо довести до ума все ранее принятые решения по развитию и стимулированию биржевой торговли. А также сформировать рынок производных финансовых инструментов, базовым товаром для которых являются нефть и нефтепродукты.

Возможно, следует размещать на биржевой площадке и государственные заказы на нефтепродукты. У нас ведь Минобороны, МВД, Минтранс, Минсельхоз, другие ведомства закупают нефть и нефтепродукты в больших количествах по каким-то тендерам. И как проводятся эти тендеры, мы с вами хорошо знаем, - далеко не всегда корректно. А самый корректный инструмент - это биржа. Она создана и нужно, чтобы она заработала. Кстати говоря, обращаю внимание представителей Минфина: для того чтобы биржа эффективно заработала, нужно создавать стимулы для того, чтобы компании шли на биржу. Прошу вас над этим подумать.

Расчеты на бирже, разумеется, по нашему законодательству, должны осуществляться в национальной валюте, в рублях. Но обращаю внимание руководителей наших крупных компаний: наши крупные нефтегазовые компании - это, безусловно, сегодня международные компании. Они больше всего интегрированы в мировую экономику. Это, по сути, международные компании, но все-таки они при этом российские. Акцентирую ваше внимание на этом и обращаюсь с просьбой: мы должны одновременно и расширять сферу применения национальной валюты при заключении контрактов с инопартнерами. И там, где это можно сделать сегодня, либо возможно будет сделать в краткосрочной перспективе - подумайте, пожалуйста, над этим.

Третье. Хочу остановиться на проблеме авиационного топлива. Сегодня на него у нас самые высокие цены в мире. В российском центре нефтедобычи - просто для примера, в Сургуте - цена тонны авиатоплива составляет 36 тысяч рублей. Обращаю ваше внимание на то, что в аэропортах Парижа, Лондона, Пекина, если переводить в рубли, стоимость 32-34 тысячи рублей. А у нас в Южно-Сахалинске - 38 тысяч. Просто недопустимо. Почему это происходит?

Прежде всего, нужно разрушить монополию топливозаправочных комплексов (ТЗК) в аэропортах. Звучит грубовато, но справедливо. Переходить нужно к практике долгосрочных прямых договоров авиакомпаний с производителями топлива. Одновременно проработать вопрос о сохранении за ТЗК функций по оказанию услуг хранения топлива и контроля его качества. А при росте цен и на эти услуги - строить альтернативные ТЗК.

Здесь руководителя Федеральной антимонопольной службы нет, но уверен, он услышит то, что я скажу. Федеральной антимонопольной службе нужно, наконец, проснуться и активно, эффективно исполнять свои функции. Если этого не будет сделано в ближайшее время, то будут приняты кадровые решения. Прошу иметь это в виду. Говорю абсолютно серьезно.

Четвертое. Нужно научиться использовать государственный резерв для оперативного реагирования на возникающие в регионах проблемы в снабжении топливом. Конечно, госрезерв у нас создан для определенных целей. Нужно подумать, как гибко использовать его возможности.

Пятое. Необходимо строить новые НПЗ. В том числе независимые от крупных нефтяных компаний, от производителей. То есть работающие не по внутрикорпоративным, а по рыночным принципам. При необходимости государство могло бы помочь в реализации таких проектов, как минимум, в части создания инфраструктуры.

Шестое. Следует развивать так называемую «межтопливную конкуренцию». А именно: создавать условия для широкого использования газа, синтетического горючего в качестве моторного топлива. Переходить на инновационные технологии.

Повторю, топливно-энергетический комплекс нуждается в модернизации, в коренной перестройке устаревших производств. Прежде всего, это касается добычи нефти, ее глубокой переработки.

Поэтому нам необходимо серьезно наращивать инвестиции в отечественные научные разработки и приобретение новых зарубежных технологий, в подготовку современных кадров. От этого прямо зависит конкурентоспособность и стратегическая перспектива наших энергетических компаний.

Ну и, наконец, последнее замечание. Стоит подумать над расширением инструментов инвестирования средств накопительной части трудовой пенсии в этот сектор экономики страны, в первую очередь, в инфраструктуру. Имею в виду, что этот сектор был, есть и останется надежным средством для хранения сбережений и для получения дополнительных доходов.

Пожалуйста, слово министру энергетики Сергею Ивановичу Шматко.

Выступивший на совещании по развитию нефтегазового комплекса России министр энергетики Российской Федерации С.И. Шматко предложил создать при Правительстве Центр по мониторингу инвестиций в топливно-энергетический комплекс. «Предлагаю создать Центр инвестиций в ТЭК, он будет заниматься мониторингом эффективности вложения средств в отрасль», - сказал министр.

«Государству небезразлично, каким образом и насколько эффективно работают деньги, вложенные в ТЭК», - подчеркнул С.И. Шматко. По его прогнозам, объем частных и государственных инвестиций в отрасль до 2020 года составит 15-17 трлн рублей. «В течение последних трех лет объем инвестиций вырос почти в два раза - с 700 млрд до 1,2 трлн рублей», - отметил министр.