ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

20 мая, 2008 14:00

Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам развития транспорта

«Нам предстоит окончательно согласовать параметры и ключевые ориентиры Федеральной программы развития транспортной системы России на 2010 - 2015 годы. По итогам я подпишу постановление о ее утверждении. Речь идет о самой масштабной из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством».
В.В.Путин
На совещании по вопросам развития транспорта в Сочи

Председатель Правительства РФ Владимир Путин посетил выставку «Транспорт России –2008», которая открылась во вторник в Сочи. На совещании по вопросам развития транспорта премьер-министр заявил, что по его итогам подпишет постановление об утверждении Федеральной программы развития транспортной системы на 2010-2015 годы. По словам В.В.Путина, это будет самая масштабная из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским Правительством. 

Выступление В.В. Путина на совещании по вопросам развития транспорта:

Уважаемые коллеги!

Нам предстоит обсудить проблемы развития транспортной системы.

К этой теме, учитывая ее исключительную важность для национальной экономики, для повседневной жизни граждан, мы возвращались неоднократно. Вы знаете, что об этом я говорил и в стратегической программе развития России до 2020 года.

Сегодняшнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры уже стала «тормозом» экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития.

Почти треть федеральных автомобильных дорог работает в режиме хронической перегрузки. Это не только прямые экономические потери, но и одна из причин высокого уровня аварийности.

Говорили об этом с министром. За прошлый год наблюдалась тенденция к снижению аварийности, но все-таки: погибших около 30 тысяч, а в целом погибших и раненых, пострадавших на дорогах России 300 тысяч человек.

В транспорт упирается и развитие целых территорий. Если бы были у нас дороги - шоссейные, железнодорожные, то уже осваивались бы крупные месторождения полезных ископаемых. Нет дорог - нет освоения. Огромные трудности испытывают люди, которые порой вынуждены добираться в соседний регион через Москву.

Наша транспортная система пока так и не стала по-настоящему единым организмом. Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой. Притчей во языцех стали заторы товарных составов на подъездах к морским портам.

Очевидно, что на такой базе не могут быть выстроены эффективные логистические схемы. В результате транзитный потенциал России слабо востребован, и мы каждый год упускаем прямую выгоду, причем весьма значительную. Сейчас через нашу территорию проходит лишь около одного процента торгового оборота между Европой и Азией. А по оценкам экспертов, это могло бы быть в 5 и даже в 10 раз больше.

Повторю, такая ситуация не может устраивать никого. И нам жизненно важно перейти от простого поддержания транспортной системы к ее качественному развитию. Надо признать, что даже поддержание транспортной системы на такой огромной территории, как российская, требует колоссальных ресурсов. И у нас их, откровенно говоря, до сих пор и не было. Но и этого уже явно недостаточно. Повторяю, нужно от поддержания переходить к качественному развитию. Причем на самой современной технологической базе. Растущие возможности государства, отечественного бизнеса сегодня позволяют это делать.

Сегодня нам предстоит окончательно согласовать параметры и ключевые ориентиры Федеральной программы развития транспортной системы России на 2010 - 2015 годы. По итогам я подпишу постановление о ее утверждении.

Речь идет о самой масштабной из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством. Хочу обратить ваше внимание на это. Обращаю ваше внимание не только потому, что это показатель возрастающих возможностей, а потому, что там, где большие деньги, там всегда много потерь, и мы должны минимизировать эти потери.

Объем финансирования по этой программе превысит 13 трлн рублей. В том числе 4,7 трлн рублей поступят из федерального бюджета.

Для справки напомню, в текущем году мы выделили на эти цели из федерального бюджета 300 млрд рублей, в 2010-м направим уже 584 млрд, а в 2011-м планируется уже 770 млрд рублей.

Будет построено или реконструировано более 17 тыс. километров федеральных, региональных и местных дорог, более 100 взлетно-посадочных полос. Суммарная мощность морских портов увеличится более чем на 400 млн тонн грузов в год.

Предстоит ввести в эксплуатацию свыше 3 тысяч километров новых железнодорожных линий. И практически полностью ликвидировать участки с ограниченной пропускной способностью. Должно начаться внедрение программ скоростного пассажирского движения.

Чтобы в полной мере выполнить эти планы, нам нужно менять подходы к реализации федеральных программ и ориентироваться на современные проектные методы. То есть каждый инвестиционный проект, включенный в программу, должен иметь четкое экономическое обоснование и обоснованные сроки реализации. И за его реализацию должны нести ответственность конкретные исполнители.

Важно обеспечить скоординированное развитие всех видов транспорта, согласовать его с комплексными программами развития территорий и отраслей.

Сегодня, когда мы у стендов смотрели, знакомились с этими планами, руководители регионов как раз обращали внимание на то, о чем я сейчас сказал. Они прекрасно понимают, что мы должны скоординировать развитие и отраслей, и территорий. И тогда комплекс будет работать эффективно, с полной отдачей. Только так можно построить интегрированную транспортную систему, в которой не останется «узких мест».

Далее. В реализации инфраструктурных проектов следует по максимуму использовать возможности частного бизнеса. Тем более что с его стороны есть встречный интерес.

При этом нужно повысить привлекательность всех форм частно-государственного партнерства, принять назревшие поправки в Закон о концессионных соглашениях. Бизнес должен получить более деятельную поддержку со стороны всех институтов развития - Инвестиционного фонда и других институтов.

Добавлю, что работодатели в данном случае, частные работодатели, могли бы выступить и серьезными партнерами государства в вопросах подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли.

Мы встречались с представителями науки, высшей школы, ничего пока не было сказано об участии частного бизнеса в подготовке кадров, а он заинтересован в этом.

В программе развития транспорта предусмотрена серьезная региональная составляющая. На места поступят значительные субсидии на строительство дорог - 440 млрд рублей.

Кстати говоря, вчера на совещании по сельскому хозяйству некоторые руководители регионов обратились с прямой просьбой: увеличить нашу составляющую в поддержании и развитии сети сельских дорог.

У нас предусмотрено определенное софинансирование. Они просят его увеличить. Думаю, что это можно сделать в случае, если все будет просчитано и, конечно, обосновано, имея в виду, что основная нагрузка все-таки должна лежать на регионах, муниципалитетах.

Нам следует жестко увязать федеральное финансирование с выполнением обязательств, взятых территориями. В том числе - по привлечению средств региональных и местных бюджетов.

При всей важности нового строительства, нельзя забывать о текущем состоянии транспортной инфраструктуры. К сожалению, я уже говорил, что это требует огромных денег и, к сожалению, мы не сможем начать это ни сегодня, ни завтра. Но, начиная с 2011 года содержание федеральных автодорог должно финансироваться в полном объеме по установленным нормативам.

Также необходимо оперативно решить все вопросы, связанные с созданием специализированной государственной компании по организации строительства и эксплуатации федеральных дорог. Это должна быть структура современная, работающая на рынке и эффективная.

В заключение хотел бы повторить, развитие транспортной инфраструктуры имеет не только сугубо экономическое, но и большое социальное, политическое значение. Исходя из этого, мы и должны строить нашу работу.

* * *

Заключительное слово В.В. Путина на совещании по вопросам развития транспорта:

В завершение я хотел бы сказать следующее: мы давно работали над этой программой. Она действительно далась непросто - в ходе споров, непростых согласований, причем не технического характера, а по существу. Но мы с вами прекрасно понимаем, что от ее реализации в очень большой степени зависит будущее российской экономики, потому что без инфраструктуры современную экономику не создать. Я уже не говорю о полезных ископаемых, которые мы скоро перестанем добывать, если не будет инфраструктуры. Потому что там, где они у нас есть - а они у нас есть в больших количествах - пока туда не добраться - не подъехать и не подлететь. И мы с вами прекрасно понимаем, без развития инфраструктуры нет и не будет развития экономики.

Но это еще не все. Это значит, что у страны не будет будущего. Это значит, что мы будем нести потери, в том числе будут увеличиваться человеческие жертвы на дорогах и в транспортных происшествиях. Если мы не будем развивать инфраструктуру, это значит, что у нас не будет будущего, по большому счету. Это важнейшая задача именно государства - развитие инфраструктуры. Если во многих других отраслях мы можем просто поддержать бизнес и рассчитывать на успех, то здесь этого совершенно недостаточно. Это прямая обязанность государства - развитие инфраструктуры.

Повторяю еще раз: от того, насколько мы будем эффективны, будет зависеть, как в целом будет развиваться Россия. За этим - и качество жизни граждан России, их благосостояние, доходы, их социальное самочувствие и жизнь, здоровье в прямом смысле этого слова.

Я очень рассчитываю на то, что мы будем двигаться в рамках утверждаемой сегодня программы. Сегодня до конца дня я ее подпишу.

В заключение хотел бы сказать следующее: если мы на чем-то свое внимание фиксируем и работаем целенаправленно, то добиваемся успехов.

Совсем недавно мы имели возможность поздравить наших хоккеистов с убедительной победой на чемпионате мира по хоккею с шайбой в Канаде. Это большой успех не только хоккеистов, но и тренерского состава, хотя, прежде всего, их, конечно, успех. Благодаря их таланту, мужеству удалось добиться этой победы. Но это все-таки результат внимания к спорту вообще в стране за последние годы.

Вот вчера впервые за двадцать лет в воздух был поднят Sukhoj Superjet. Это первый за двадцать лет, действительно, серийный современный самолет гражданской авиации.

Впервые за двадцать лет! Я не беру сейчас Ил-96: сказать, что он пошел в серию в полном смысле этого слова, все-таки нельзя. И потом Superjet - это действительно современный, сделанный на современных технологиях самолет.

У нас свыше 100 заказов, не только от российских, но и от европейских перевозчиков. Это значит, что это продукт европейского качества.

Повторяю еще раз: впервые за двадцать лет в воздух была поднята такая машина.

Уверен, что, если мы будем работать целенаправленно по всем направлениям, мы будем добиваться таких вот осязаемых результатов.

Спасибо.