Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам развития транспорта
Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин провел совещание по вопросам развития транспорта
Председатель Правительства РФ Владимир Путин посетил выставку «Транспорт России –2008», которая открылась во вторник в Сочи. На совещании по вопросам развития транспорта премьер-министр заявил, что по его итогам подпишет постановление об утверждении Федеральной программы развития транспортной системы на 2010-2015 годы. По словам В.В.Путина, это будет самая масштабная из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским Правительством.
Выступление В.В. Путина на совещании по вопросам развития транспорта:
Уважаемые коллеги!
Нам предстоит обсудить проблемы развития транспортной системы.
К этой теме, учитывая ее исключительную важность для национальной экономики, для повседневной жизни граждан, мы возвращались неоднократно. Вы знаете, что об этом я говорил и в стратегической программе развития России до 2020 года.
Сегодняшнее состояние транспортной системы явно отстает от растущих потребностей России. Более того, неразвитость транспортной инфраструктуры уже стала «тормозом» экономики и сдерживает ее переход на инновационный путь развития.
Почти треть федеральных автомобильных дорог работает в режиме хронической перегрузки. Это не только прямые экономические потери, но и одна из причин высокого уровня аварийности.
Говорили об этом с министром. За прошлый год наблюдалась тенденция к снижению аварийности, но все-таки: погибших около 30 тысяч, а в целом погибших и раненых, пострадавших на дорогах России 300 тысяч человек.
В транспорт упирается и развитие целых территорий. Если бы были у нас дороги - шоссейные, железнодорожные, то уже осваивались бы крупные месторождения полезных ископаемых. Нет дорог - нет освоения. Огромные трудности испытывают люди, которые порой вынуждены добираться в соседний регион через Москву.
Наша транспортная система пока так и не стала по-настоящему единым организмом. Различные виды транспорта недостаточно интегрированы между собой. Притчей во языцех стали заторы товарных составов на подъездах к морским портам.
Очевидно, что на такой базе не могут быть выстроены эффективные логистические схемы. В результате транзитный потенциал России слабо востребован, и мы каждый год упускаем прямую выгоду, причем весьма значительную. Сейчас через нашу территорию проходит лишь около одного процента торгового оборота между Европой и Азией. А по оценкам экспертов, это могло бы быть в 5 и даже в 10 раз больше.
Повторю, такая ситуация не может устраивать никого. И нам жизненно важно перейти от простого поддержания транспортной системы к ее качественному развитию. Надо признать, что даже поддержание транспортной системы на такой огромной территории, как российская, требует колоссальных ресурсов. И у нас их, откровенно говоря, до сих пор и не было. Но и этого уже явно недостаточно. Повторяю, нужно от поддержания переходить к качественному развитию. Причем на самой современной технологической базе. Растущие возможности государства, отечественного бизнеса сегодня позволяют это делать.
Сегодня нам предстоит окончательно согласовать параметры и ключевые ориентиры Федеральной программы развития транспортной системы России на 2010 - 2015 годы. По итогам я подпишу постановление о ее утверждении.
Речь идет о самой масштабной из всех инвестиционных программ, когда-либо принимавшихся российским правительством. Хочу обратить ваше внимание на это. Обращаю ваше внимание не только потому, что это показатель возрастающих возможностей, а потому, что там, где большие деньги, там всегда много потерь, и мы должны минимизировать эти потери.
Объем финансирования по этой программе превысит 13 трлн рублей. В том числе 4,7 трлн рублей поступят из федерального бюджета.
Для справки напомню, в текущем году мы выделили на эти цели из федерального бюджета 300 млрд рублей, в 2010-м направим уже 584 млрд, а в 2011-м планируется уже 770 млрд рублей.
Будет построено или реконструировано более 17 тыс. километров федеральных, региональных и местных дорог, более 100 взлетно-посадочных полос. Суммарная мощность морских портов увеличится более чем на 400 млн тонн грузов в год.
Предстоит ввести в эксплуатацию свыше 3 тысяч километров новых железнодорожных линий. И практически полностью ликвидировать участки с ограниченной пропускной способностью. Должно начаться внедрение программ скоростного пассажирского движения.
Чтобы в полной мере выполнить эти планы, нам нужно менять подходы к реализации федеральных программ и ориентироваться на современные проектные методы. То есть каждый инвестиционный проект, включенный в программу, должен иметь четкое экономическое обоснование и обоснованные сроки реализации. И за его реализацию должны нести ответственность конкретные исполнители.
Важно обеспечить скоординированное развитие всех видов транспорта, согласовать его с комплексными программами развития территорий и отраслей.
Сегодня, когда мы у стендов смотрели, знакомились с этими планами, руководители регионов как раз обращали внимание на то, о чем я сейчас сказал. Они прекрасно понимают, что мы должны скоординировать развитие и отраслей, и территорий. И тогда комплекс будет работать эффективно, с полной отдачей. Только так можно построить интегрированную транспортную систему, в которой не останется «узких мест».
Далее. В реализации инфраструктурных проектов следует по максимуму использовать возможности частного бизнеса. Тем более что с его стороны есть встречный интерес.
При этом нужно повысить привлекательность всех форм частно-государственного партнерства, принять назревшие поправки в Закон о концессионных соглашениях. Бизнес должен получить более деятельную поддержку со стороны всех институтов развития - Инвестиционного фонда и других институтов.
Добавлю, что работодатели в данном случае, частные работодатели, могли бы выступить и серьезными партнерами государства в вопросах подготовки высококвалифицированных кадров для отрасли.
Мы встречались с представителями науки, высшей школы, ничего пока не было сказано об участии частного бизнеса в подготовке кадров, а он заинтересован в этом.
В программе развития транспорта предусмотрена серьезная региональная составляющая. На места поступят значительные субсидии на строительство дорог - 440 млрд рублей.
Кстати говоря, вчера на совещании по сельскому хозяйству некоторые руководители регионов обратились с прямой просьбой: увеличить нашу составляющую в поддержании и развитии сети сельских дорог.
У нас предусмотрено определенное софинансирование. Они просят его увеличить. Думаю, что это можно сделать в случае, если все будет просчитано и, конечно, обосновано, имея в виду, что основная нагрузка все-таки должна лежать на регионах, муниципалитетах.
Нам следует жестко увязать федеральное финансирование с выполнением обязательств, взятых территориями. В том числе - по привлечению средств региональных и местных бюджетов.
При всей важности нового строительства, нельзя забывать о текущем состоянии транспортной инфраструктуры. К сожалению, я уже говорил, что это требует огромных денег и, к сожалению, мы не сможем начать это ни сегодня, ни завтра. Но, начиная с 2011 года содержание федеральных автодорог должно финансироваться в полном объеме по установленным нормативам.
Также необходимо оперативно решить все вопросы, связанные с созданием специализированной государственной компании по организации строительства и эксплуатации федеральных дорог. Это должна быть структура современная, работающая на рынке и эффективная.
В заключение хотел бы повторить, развитие транспортной инфраструктуры имеет не только сугубо экономическое, но и большое социальное, политическое значение. Исходя из этого, мы и должны строить нашу работу.
* * *
Заключительное слово В.В. Путина на совещании по вопросам развития транспорта:
В завершение я хотел бы сказать следующее: мы давно работали над этой программой. Она действительно далась непросто - в ходе споров, непростых согласований, причем не технического характера, а по существу. Но мы с вами прекрасно понимаем, что от ее реализации в очень большой степени зависит будущее российской экономики, потому что без инфраструктуры современную экономику не создать. Я уже не говорю о полезных ископаемых, которые мы скоро перестанем добывать, если не будет инфраструктуры. Потому что там, где они у нас есть - а они у нас есть в больших количествах - пока туда не добраться - не подъехать и не подлететь. И мы с вами прекрасно понимаем, без развития инфраструктуры нет и не будет развития экономики.
Но это еще не все. Это значит, что у страны не будет будущего. Это значит, что мы будем нести потери, в том числе будут увеличиваться человеческие жертвы на дорогах и в транспортных происшествиях. Если мы не будем развивать инфраструктуру, это значит, что у нас не будет будущего, по большому счету. Это важнейшая задача именно государства - развитие инфраструктуры. Если во многих других отраслях мы можем просто поддержать бизнес и рассчитывать на успех, то здесь этого совершенно недостаточно. Это прямая обязанность государства - развитие инфраструктуры.
Повторяю еще раз: от того, насколько мы будем эффективны, будет зависеть, как в целом будет развиваться Россия. За этим - и качество жизни граждан России, их благосостояние, доходы, их социальное самочувствие и жизнь, здоровье в прямом смысле этого слова.
Я очень рассчитываю на то, что мы будем двигаться в рамках утверждаемой сегодня программы. Сегодня до конца дня я ее подпишу.
В заключение хотел бы сказать следующее: если мы на чем-то свое внимание фиксируем и работаем целенаправленно, то добиваемся успехов.
Совсем недавно мы имели возможность поздравить наших хоккеистов с убедительной победой на чемпионате мира по хоккею с шайбой в Канаде. Это большой успех не только хоккеистов, но и тренерского состава, хотя, прежде всего, их, конечно, успех. Благодаря их таланту, мужеству удалось добиться этой победы. Но это все-таки результат внимания к спорту вообще в стране за последние годы.
Вот вчера впервые за двадцать лет в воздух был поднят Sukhoj Superjet. Это первый за двадцать лет, действительно, серийный современный самолет гражданской авиации.
Впервые за двадцать лет! Я не беру сейчас Ил-96: сказать, что он пошел в серию в полном смысле этого слова, все-таки нельзя. И потом Superjet - это действительно современный, сделанный на современных технологиях самолет.
У нас свыше 100 заказов, не только от российских, но и от европейских перевозчиков. Это значит, что это продукт европейского качества.
Повторяю еще раз: впервые за двадцать лет в воздух была поднята такая машина.
Уверен, что, если мы будем работать целенаправленно по всем направлениям, мы будем добиваться таких вот осязаемых результатов.
Спасибо.