ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

14 мая, 2008 16:30

Порт Усть-Луга

Порт Усть-Луга расположен практически на границе РФ и Европейского союза. Он органично вписывается в транспортную сеть Северо-Западного региона, который играет важную роль в организации транзитных перевозок грузов в рамках Европейской транспортной инфраструктуры.

Большие глубины акватории порта (16 м) в сочетании с коротким подходным каналом (3,7 км) делают строящийся порт Усть-Луга единственным российским портом на Балтике, способным принимать сухогрузные суда дедвейтом до 75 тыс. тонн и наливные суда дедвейтом до 120 тыс. тонн. К 2010 году будет построен второй подходной канал, обеспечивающий круговое движение судов.

Круглогодичная эксплуатация с коротким периодом ледовой проводки (всего 40 дней) является несомненным конкурентным преимуществом порта Усть-Луга. Причем помощь ледокола понадобится лишь в самые сильные морозы. В обычные зимы для обеспечения проводок в канале достаточно буксира ледового класса. Немаловажным преимуществом нового порта является и то, что грузопотоки в порт идут в обход крайне перегруженного Санкт-Петербургского транспортного узла. Уже сегодня активно ведется реконструкция внешних подходов к порту, автомобильных трасс и железнодорожных путей, соединяющих порт Усть-Луга с основными транспортными магистралями.

Порт Усть-Луга строится как универсальный порт. Терминалы и профильные зоны различного назначения будут оказывать услуги по перевалке и дополнительной обработке более 20 категорий грузов. Благодаря применению современных технологий и оборудования, терминалы способны выдерживать конкурентные сроки обслуживания.

Строительство порта Усть-Луга начато в 1996 году.

Согласно «Компоновочной схеме генерального плана морского торгового порта Усть-Луга» расчетный грузооборот порта - 120,6 млн тонн в год, в том числе:

генеральные - 13,1 млн тонн в год;
лесные - 2,6 млн тонн в год;
навалочные - 32,5 млн тонн в год;
контейнеры - 33,5 млн тонн в год;
нефтеналивные - 36,0 млн тонн в год;
паромные - 2,9 млн тонн в год.

Дноуглубительные работы.

Для обеспечения работы строящихся перегрузочных комплексов компоновочной схемой генплана предусматривается поэтапное производство дноуглубительных работ.

В 2008-2009 гг. планируется выполнение дноуглубительных работ по образованию акваторий в Южном районе порта (комплекс перегрузки контейнеров (причалы № 55-58), комплекс сжиженного газа, бункеровочный комплекс) до отметки дна минус 13.5 м, первой очереди комплексов северной части (комплекс перегрузки угля, универсальный перегрузочный комплекс, комплекс перегрузки технической серы, комплекс наливных грузов), образование северного фарватера (от комплекса наливных грузов до комплекса перегрузки минудобрений с разворотным кругом) с северным подходным каналом до отметки дна минус 16,0 м.

В 2010-2012 годах планируется образование акваторий перегрузочных комплексов второй очереди северной части порта (комплекс перегрузки минеральных удобрений, комплекс перегрузки глинозема, комплексы перегрузки генеральных грузов № 1 и 2, комплекс перегрузки металлолома, комплекс перегрузки окатышей, комплекс наливных грузов) и Южного района (комплекс перегрузки контейнеров (причалы № 55 и 56), бункеровочный комплекс, южный подходной канал с разворотным кругом) с отметкой дна минус 16,0 м.

Производится корректировка компоновочной Схемы генплана. Закончены работы первого этапа корректировки, ведется работа по уточнению схемы с учетом включения в нее грузового района порта перегрузочных комплексов, планируемых к строительству в районе пос. Вистино. Откорректированная Схема генплана МТП Усть-Луга позволит к 2010 году увеличить пропускную способность порта до 63,8 млн тонн в год, а к 2015 году - до 112 млн тонн в год, в том числе Северного района - 69,6 млн тонн (12 перегрузочных комплексов); Южного района - 43,0 млн тонн (4 перегрузочных комплекса).

Корректировкой Схемы генплана предусматривается поэтапное производство дноуглубительных работ:

1 этап. В 2007-2008 гг. на водных подходах к перегрузочным комплексам (многопрофильный комплекс, комплекс перегрузки контейнеров (причалы № 52-54), комплекс перегрузки технической серы, комплекс наливных грузов, база портофлота и морспецподразделения, комплекс перегрузки угля, универсальный перегрузочный комплекс) выполняются дноуглубительные работы до отметки минус 14,0 м.

Объем дноуглубительных работ 13,63 млн м3, стоимость в ценах 2006 г. - 3 456 млн рублей.

2 этап. В 2009-2010 гг. планируется выполнение дноуглубительных работ по образованию акваторий в Южном районе порта (комплекс перегрузки контейнеров (причалы № 55-58), комплекс сжиженного газа, бункеровочный комплекс) до отметки дна минус 13.5 м, первой очереди комплексов северной части (комплекс перегрузки угля, универсальный перегрузочный комплекс, комплекс перегрузки технической серы, комплекс наливных грузов), образование северного фарватера (от комплекса наливных грузов до комплекса перегрузки минудобрений с разворотным кругом) с северным подходным каналом до отметки дна минус 16,0 м.

Объем дноуглубительных работ 19,22 млн м3 , стоимость в ценах 2006 г. - 4 368 млн. рублей

3 этап. В 2010-2012 годах планируется образование акваторий перегрузочных комплексов второй очереди северной части порта (комплекс перегрузки минеральных удобрений, комплекс перегрузки глинозема, комплексы перегрузки генеральных грузов № 1 и 2, комплекс перегрузки металлолома, комплекс перегрузки окатышей, комплекс наливных грузов) и Южного района (комплекс перегрузки контейнеров (причалы № 55 и 56), бункеровочный комплекс, южный подходной канал с разворотным кругом) до отметки дна минус 16,0 м

Объем дноуглубительных работ 20,06 млн м3 , стоимость в ценах 2006 г - 4 814,5 млн рублей.

Общий объем дноуглубительных работ в период 2007-2012 гг. составит 52,91 млн м3 , стоимость в ценах 2006 г.- 12 648 млн рублей.

Перегрузочные комплексы Морского порта Усть-Луга:

1. Комплекс перегрузки угля (Угольный терминал) предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга ТЭО Усть-Лужской причально-перегрузочной базы 1995 г. и Схемой генерального плана МТП Усть-Луга, утвержденной постановлением Правительства Ленинградской области от 25.12.03 № 259 и распоряжением Министерства транспорта РФ от 17.03.04 № ВР-40-р. Строится с 1997 г. Заказчик-застройщик - ОАО «Ростерминалуголь», основной инвестор в настоящее время - ОАО «Холдинговая компания «Кузбассразрезуголь».

Расчетный грузооборот терминала - 8 млн т в год. В соответствии с проектной документацией мощность терминала на полное развитие достигает 12 млн т в год. В настоящее время введена в эксплуатацию и успешно работает 1-я очередь Угольного терминала расчетной мощностью 6,0 млн т в год, ввод новых мощностей и выход на перспективный грузооборот намечается на 2008-2009 гг.

2. Универсальный перегрузочный комплекс (УПК) предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга Схемой генерального плана с расчетным грузооборотом 1,8 млн т в год. Заказчик-застройщик - ОАО «Универсальный перегрузочный комплекс», основные инвесторы - ОАО «Компания Усть-Луга» и группа «Тинтрейд Лимитед». В настоящее время строительство УПК в основном завершено.

Проектная мощность терминала на полное развитие достигает 3,0 млн т в год импортных и экспортных навалочных и генеральных грузов.

3. Комплекс перегрузки технической серы - частично перепрофилированный Комплекс минеральных удобрений, который предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга Схемой генерального плана, утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 17.03.04 № ВР-40-р, с расчетным грузооборотом 5,5 млн т в год. Строится с 2003 г. Заказчик-застройщик - ОАО «Агроинвестстрой», основной инвестор - группа «Интерфинанс СА».

В соответствии с проектной документацией мощность терминала на полное развитие достигает 10,0 млн т в год, расчетный грузооборот - 9,5 млн т в год. Ввод первой очереди комплекса намечается на IV кв. 2008 г.

4. Комплекс нефтеналивных грузов (КНГ) предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга с расчетным грузооборотом 5,0 млн т в год. Строится с 2005 г. Заказчик-застройщик - ОАО «Роснефтьбункер», основной инвестор - ОАО «Зарубежнефть». Проектная мощность терминала составляет 10,5 млн т в год. Мощность терминала на полное развитие - 13,0 млн т в год при поставках нефти и нефтепродуктов по железной дороге.

При диверсификации поставок пропускная способность может быть существенно увеличена при проектном причальном фронте. Ввод первой очереди комплекса намечается на 2008 г., выход на полную мощность - на 2009 г.

5. Бункеровочный комплекс ранее не предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга. Заказчиком-застройщиком - ООО «Усть-Лужский бункеровочный комплекс» подготовлена декларация о намерениях строительства комплекса с расчетным грузооборотом 5,0 млн т в год, материалы которой использованы в корректировке Схемы генплана.

В 2005-2007 гг. сформирован земельный участок и подготовлена площадка строительства. В настоящее время определены сроки ввода первой очереди комплекса в конце 2009 г., выхода на полную мощность - в 2010 г.

Собственниками рассматривается возможность объединения для совместного оперирования Бункеровочного комплекса и КНГ с суммарным расчетным грузооборотом 18млн т в год (без учета БТС-2).

6. Комплекс по перевалке стабильного газового конденсата и продуктов его переработки. Инвестиционный проект предусматривает переработку комплексом грузопотока, принадлежащего группе компаний «НОВАТЭК». Заказчик строительства - ООО «НОВАТЭК - Усть-Луга», инвестор - ООО «НОВАТЭК - Северо-Запад». В 2007 г. выполнено предпроектное исследование возможности размещения комплекса в МТП Усть-Луга, материалы которого использованы в последней корректировке Схемы генплана МТП Усть-Луга. С осени 2007 г. инвестор приступил к практической реализации инвестиционного проекта. Расчетный грузооборот комплекса - 6,0 млн т в год, планируемый инвестором срок начала работы терминала - конец 2010 г.

7. Комплекс перевалки нефтехимической продукции. В 2007 г. выполнено предпроектное исследование возможности размещения комплекса в МТП Усть-Луга, материалы которого использованы в последней корректировке Схемы генплана МТП Усть-Луга. Расчетный грузооборот комплекса - 2,0 млн т в год с поставкой по железной дороге, с расчетным сроком ввода в эксплуатацию в 2011 г., с последующим увеличением мощности до 11,0 млн т в год за счет поставок по продуктопроводам с предприятий, планируемых к размещению в припортовой промышленно-производственной зоне.

8. Район генеральных грузов севернее района нефтеналивных грузов в МТП Усть-Луга предусматривался Схемой генерального плана с общим расчетным грузооборотом 3,5 млн т в год. В настоящее время в составе района предусматривается создание специализированного терминала по перевалке проката черных металлов, принадлежащего группе компаний «ОМК» (2,1 млн т в год); специализированных терминалов по перевалке алюминия и глинозема, принадлежащих ОК «Русал» (4,6 млн т в год); универсальных терминалов для экспортно-импортной и транзитной перевалки широкой номенклатуры генеральных грузов в интересах группы казахстанских и российских инвесторов (4,3 млн т в год).

В отношении указанных комплексов в 2007 г. выполнены предпроектные проработки возможности их размещения в МТП Усть-Луга, материалы которых использованы в корректировке Схемы генплана порта. Расчетный совокупный грузооборот комплексов генеральных грузов оценивается в 11 млн т в год, из которых от 2,5 до 4,0 млн т приходится на импортные потоки. Планируемые сроки ввода в эксплуатацию комплексов по перевалке металлопроката и алюминия - 2011 г., остальных комплексов - 2012-14 гг.

9. Комплексы по перевалке навалочных грузов. В 2006-07 гг. выполнены предпроектные исследования возможности размещения в МТП Усть-Луга комплексов по перегрузке на экспорт различных минеральных удобрений мощностью от 2,0 до 6,0 млн т в год, а также по перевалке импортного минерального сырья мощностью до 3,5 млн т в год. По итогам этих исследований определен общий грузооборот второго района навалочных грузов в МТП Усть-Луга 8,0 млн т в год, в т. ч. экспорт 6,0 млн т в год минеральных удобрений и импорт 2,0 млн т в год цемента. Заявленные потенциальными инвесторами сроки ввода первых пусковых комплексов терминалов навалочных грузов - конец 2010 - начало 2011 г., выхода на полную мощность - 2013 год.

10. Многопрофильный комплекс (МПК), предназначенный для перевалки импортных новых легковых автомобилей, накатных грузов, генеральных и скоропортящихся грузов в контейнерах и на ролл-трейлерах, с расчетным грузооборотом 4,6 млн т в год, строится на территории, планировавшейся под размещение комплекса скоропортящихся грузов. Заказчиком-застройщиком и инвестором выступает ОАО «Компания Усть-Луга». В настоящее время готовится ввод в эксплуатацию первого пускового комплекса МПК.

11. Комплекс перегрузки лесоматериалов (Лесной терминал) с расчетным грузооборотом 1,1 млн т в год предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга Схемой генерального плана, утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 17.03.04 № ВР-40-р. Заказчик-застройщик - ОАО "БАЛТЛЕСПОРТ", основной инвестор - ОАО «Балтийский лесопромышленный холдинг». Терминал строится с конца 2005 г.

12. Автомобильно-железнодорожный паромный комплекс предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга Схеме генерального плана, утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 17.03.04 № ВР-40-р, с расчетным грузооборотом 2,3 млн т в год. Заказчик-застройщик - Усть-Лужский филиал ФГУП «Росморпорт», строительство ведется за счет средств федерального бюджета РФ. В настоящее время введен в эксплуатацию и работает 1-й пусковой комплекс. Мощность паромного комплекса на полное развитие достигает 2,9 млн т в год.

13. Комплекс перегрузки контейнеров (Контейнерный терминал) предусматривался в составе терминалов МТП Усть-Луга Схемой генерального плана, утвержденной распоряжением Министерства транспорта РФ от 17.03.04 № ВР-40-р, с расчетным грузооборотом 5,0 млн т (500 тыс. TEUs) в год, с возможностью перспективного развития. Заказчик-застройщик - ОАО «Балтийский контейнерный терминал», который за счет собственных средств ведет достройку федеральных объектов незавершенного строительства. Стоимость работ 106 775 106 руб.

Закончено строительство двух причалов длиной 440 м, рассчитанных на глубину - 13,5 м. (стоимость около 1 млрд руб.) и тыловой части территории.

Разработан новый проект полного развития контейнерного терминала до 3 млн TEUs/год, в 2007 году заключен контракт на поставку контейнерных причальных перегружателей на сумму 22 млн EURO (срок поставки: декабрь 2008 - март 2009 гг.), заключаются контракты на приобретение складской перегрузочной техники на сумму 21 млн EURO.

14. Комплекс по перегрузке сжиженных углеводородных газов (СУГ). Заказчик строительства - ООО «СИБУР-Портэнерго», инвестор - ОАО «СИБУР Холдинг». Заказчиком разработана декларация о намерениях строительства комплекса с расчетным грузооборотом 1,0 млн т в год, которая получила положительное заключение Межведомственной комиссии по размещению производительных сил на территории Ленинградской области (МВК). В настоящее время ведется проектирование комплекса, соответствующие материалы использованы в последней корректировке Схемы генплана МТП Усть-Луга. Предусматривается ввод терминала в эксплуатацию двумя пусковыми комплексами - в 2010 и в 2012 гг.

15. В Речном районе с 1998 г. работает лесной терминал, принадлежащий ОАО «Лесной терминал «Фактор».

В 2008 г. ООО «Перегрузочный пункт» разработано Техническое задание на проектирование регионального распределительно-накопительного грузового узла (РННГУ) в устье реки Усть-Луга, предусматривающего строительство терминалов контейнерных, накатных, навалочных и рефрижераторных грузов суммарной мощностью 4 млн т в год.

16. Грузовой район "Вистино"

Компания «Северо-Западный альянс» предполагает строительство морского нефтеналивного комплекса мощностью 10 млн т в год.

В районе бухты Новая гавань предполагается строительство комплексов контейнерных и накатных грузов мощностью соответственно 1,7 и 0,25 млн тонн в год.

Проектом ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2015 годы)» предусматривается строительство и реконструкция автомобильных дорог Новгород - Усть-Луга и подъезд к морскому торговому порту Усть-Луга за счет средств федерального бюджета в объеме - 21,63 млрд рублей, в том числе:

- строительство участков автомобильной дороги Новгород - Усть-Луга в объеме - 12,98 млрд рублей;

- реконструкция автодороги М-11 «Нарва» - от Санкт-Петербурга до границы с Эстонской Республикой (на Таллин), подъезд к морскому порту Усть-Луга (через Керстово, Котлы, Косколово) в объеме - 8,6 млрд рублей.

Выделение средств предусматривается начиная с 2010 года.

На 2008-2009 годы для обеспечения порта Усть-Луга автодорожными транспортными подходами предусматривается выполнение проектно-изыскательских работ и работ по ремонту и содержанию в объеме достаточном для поддержания автомобильных дорог в нормативном состоянии.