ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

13 мая, 2008 12:30

В рамках рабочей поездки в Ленинградскую область В.В. Путин провел совещание по вопросу развития судостроительной промышленности

Председатель Правительства РФ Владимир Путин, совершающий рабочую поездку по Северо-Западному федеральному округу, посетил «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, где провел совещание по вопросу развития судостроительной промышленности.

Вступительное слово В.В. Путина на совещании по вопросам развития судостроения:

Добрый день, уважаемые коллеги!

Наша сегодняшняя встреча посвящена развитию отечественного судостроения.

Наряду с авиастроительным комплексом судостроение должно стать одним из локомотивов роста высокотехнологичного сектора нашей экономики. Стать генератором инноваций и сформировать серьезный спрос на передовые научные разработки. И, наконец, нельзя забывать о той особой роли, которую играет судостроение в решении оборонных задач.

Здесь, в Северо-Западном федеральном округе, сосредоточено почти три четверти производственного потенциала российского судостроения. Эта отрасль обладает действительно большими возможностями. Добавлю, что на этом направлении мы концентрируем сейчас серьезные финансовые и административные ресурсы.

Мы можем самостоятельно строить практически все классы военных кораблей. Кроме того, обладаем уникальными «ледовыми технологиями» для морской техники, работающей в экстремальных условиях Арктики и Антарктики. В этом мы еще раз убедились сегодня здесь на Адмиралтейских верфях. Наверное, самое старое наше предприятие. Генеральный сказал: 304 года ему. Первым генеральным директором был Петр Первый. Здесь есть, на что посмотреть. Сейчас мы смотрели заказ, который исполняется в срок, все качественно. И не только этот заказ и другие тоже.

В то же время за последние 10 лет из общего объема судов, заказанных российскими судовладельцами, я эту цифру уже называл, и она в Правительстве известна, на отечественных верфях построено лишь около 6%. Практически весь заказ уходит за границу. Наши деньги работают там. Основные причины, влияющие на выбор заказчиков, известны хорошо. Главное в том, что за рубежом строить суда и быстрее, и качественнее, и, что немаловажно, пока дешевле.

Наши судостроители проигрывают в конкуренции по целому ряду существенных показателей. Прежде всего, в производительности труда, в организации самого производства, в темпах внедрения инноваций.

Так, трудозатраты в российском судостроении в целом, мы не говорим о предприятии, на котором мы находимся, в 3 - 5 раз выше, чем у иностранных партнеров. Суда аналогичного класса строятся в 2 - 2,5 раза дольше. Это приводит к тому, что стоимость конечной продукции увеличивается в разы. Для постройки танкера водоизмещением 40 - 50 тыс. тонн в России требуется более 1 млн чел/часов, а в Японии или Южной Корее менее 400 тыс.

В результате российские производства часто простаивают. А значит, теряют прибыль, опытные кадры, упускают возможности для укрепления научно-производственной базы.

Для прорыва в целом по отрасли нужны системные меры. Меры, направленные на развитие всей отрасли. Только так мы сможем существенно поднять конкурентоспособность российского судостроения и обеспечить его глубокую технологическую модернизацию.

Отмечу, что без этого трудно представить и полноценную реализацию оборонных программ, освоение континентального шельфа, повышение объемов добычи в рыбной отрасли.

В этой связи обращаю ваше внимание на ряд принципиальных моментов.

Первое. Нужно, конечно, продолжить создание в судостроительной отрасли интегрированных производственных структур.

Вы знаете, что в марте прошлого года было принято решение об образовании Объединенной судостроительной корпорации. Задача Правительства - в 2009 году полностью завершить акционирование входящих в корпорацию государственных унитарных предприятий. Между тем до сих пор в полном объеме не сформированы аппараты управления корпорации и ее дочерних компаний - Западного, Северного и Дальневосточного центров судостроения и ремонта. Хотел бы услышать о причинах столь медленного выполнения поставленных задач. Напомню, что все организационные вопросы по формированию корпорации должны быть решены к 1 апреля 2009 года. Так мы договаривались.

Второе. Надо четко определиться с действительно перспективными направлениями развития судостроения. Прежде всего, начать разработку нового поколения кораблей и другой морской техники. В этой связи следует сконцентрировать усилия именно на проектах, которые жизненно важны для обеспечения обороноспособности страны или обещают ощутимую рыночную, коммерческую отдачу.

Принципиальные направления - это создание всей «линейки» морской техники для добычи и транспортировки добываемых на шельфе углеводородов. В том числе морских платформ, танкеров и газовозов ледового класса, ледоколов. Один из таких судов мы сегодня видели. Напомню, что по прогнозам, мировая добыча на морском шельфе только углеводородов оценивается в размере 80 - 100 млрд долларов ежегодно. Не будем забывать и о строительстве плавучих электростанций для автономного снабжения энергией севера и отдаленных территорий страны. А также создание рыбопромысловых судов нового поколения.

Особую роль здесь призвана сыграть ФЦП «Развитие гражданской морской техники». Ее реализация должна начаться в 2009 году. И, конечно, нам необходимо гарантировать полное и качественное выполнение всех наших оборонных программ, обязательств в сфере военно-технического сотрудничества.

Для развития судостроения также надо шире задействовать современные финансовые инструменты, прежде всего лизинг морских и речных судов отечественного производства. Такие схемы должны позволить загрузить предприятия заказами. А у заказчиков и пользователей должна появиться возможность получить новую морскую технику на более выгодных условиях. У нас целая программа предусмотрена по финансированию. Надеюсь, что она началась к исполнению. И будет исполняться ритмично.

И последнее. Отрасль должна активнее интегрироваться в мировой судостроительный рынок. Без этого ее устойчивое развитие будет просто невозможно. И здесь речь идет сразу о нескольких вопросах: о технологической, конструкторской и производственной кооперации с зарубежными партнерами, о совместном продвижении общей продукции на новые рынки.

Уважаемые коллеги!

Россия является крупнейшей морской державой. И в нашем судостроении должна быть решена масштабная задача развития отрасли в целом. Программа конкретная, в основе которой лежит объективный рыночный анализ. Программа, рассчитанная на грамотное и эффективное вложение государственных ресурсов. Это все, что я хотел бы сказать вначале.