ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Поездки по России

20 сентября, 2010 14:06

К совещанию по локализации автомобилестроения

Место автопрома в экономике страны

Автомобильная промышленность - одна из важнейших отраслей, во многом определяющая уровень развития экономики страны.

Всего в этой сфере действует около 400 предприятий и организаций. В настоящий момент автомобильная промышленность России составляет порядка 1% ВВП, обеспечивая около 400 тыс. рабочих мест непосредственно в компаниях-производителях автомобилей и комплектующих. Кроме того, с автопромом связано около 1 млн рабочих мест в зависимых и дилерских компаниях.

Развитая автомобильная промышленность - важнейший фактор модернизации целого ряда смежных отраслей: электротехнической, металлургической, химической, электронной, лёгкой и других. Благодаря мультипликативному эффекту автомобилестроение генерирует в смежных отраслях около 4,5 млн рабочих мест.

Развёртывание режима промсборки

К 2010 году была реализована программа действий Правительства Российской Федерации по созданию в России с нуля так называемого промсборочного сегмента российского автопрома.

На фоне ежегодного роста российского автомобильного рынка на 30-60%, Правительством, начиная с 2005 года, были приняты меры по привлечению инвестиций иностранных автопроизводителей. Ключевым документом стало Постановление Правительства №166 «О внесении изменений в Таможенный тариф Российской Федерации в отношении автокомпонентов, ввозимых для промышленной сборки», определившее рамочные условия функционирования режима.

В результате в Россию пришли практически все крупнейшие глобальные игроки.

На сегодняшний день сложился принципиально новый облик российского автопрома. Подписано 27 соглашений с производителями автомобилей, 17 из которых действуют. Кроме того, 21 соглашение с поставщиками из 38 заключённых также находится в активной фазе реализации.

Доля автомобилей, производимых на территории РФ, в том числе так называемых российских иномарок за последние несколько лет существенно выросла и сейчас достигает 60%. Созданы предпосылки к развитию полноценной автокомпонентной отрасли.

Прохождение кризисного периода

Автопром оказался одной из наиболее пострадавших от кризиса отраслей. В то же время своевременно развёрнутая система мер государственной поддержки данного сектора экономики (от таможенно-тарифного регулирования, до стимулирования конечного потребления) позволила не потерять ключевых инвестиционных и инновационных проектов, сохранить коллективы предприятий.

Иностранные инвесторы не свернули свою деятельность в России, более того, уже в непростой экономической ситуации открылись новые предприятия в рамках режима промсборки в Калуге и Санкт-Петербурге. Успешное прохождение кризиса ещё раз подчеркнуло правильность выбранного вектора и своевременность принятых решений о поддержке отрасли.

Стратегия развития отрасли до 2020 года

Задача дальнейшего развития вновь созданных производственных мощностей, а также вскрытые в результате кризиса недостатки модели роста традиционных российских производителей стали предпосылками для разработки Стратегии развития автомобильной промышленности до 2020 года.

Цель стратегии - максимизация добавленной стоимости в России по всем звеньям цепочки создания стоимости (с текущего уровня 504 млрд рублей до уровня около 2,250 трлн рублей в 2020). К 2020 году 80% автомобилей, продаваемых в России, должно производиться на территории страны, при этом средний уровень локализации должен достигать 50%.

Ключевые моменты стратегии: развитие собственной интеллектуальной собственности на продукты и комплексное развитие автопроизводителей и поставщиков автокомпонентов.

Основные факторы роста добавленной стоимости в России:

1) органический рост объёмов рынка, за счёт увеличения уровня автомобилизации с текущих 230 машин на 1000 чел населения до 363 машин к 2020 году;

2) повышение доли экспорта, особенно в сегментах легковых и грузовых автомобилей;

3) снижение доли импорта за счёт импортозамещения и развития производства на территории России;

4) повышение уровня локализации автопроизводителей и создание конкурентоспособной автокомпонентной отрасли.

С учётом тенденций глобального рынка в легковом сегменте в качестве целевого в стратегии выбран сценарий глобального партнёрства. В результате в России появятся несколько полноценных производителей, которые будут встроены в глобальные автомобильные альянсы.

Для успешной реализации Стратегии предусматривается следующий комплекс мер господдержки:

1) меры по формированию рыночных условий развития производства на территории Российской Федерации. Речь идёт о стимулировании спроса и обновления парка, а также о создании системы утилизации автотранспортных средств.

Этот блок также включает в себя сохранение тарифных и нетарифных мер, гармонизацию технического и таможенного законодательства в рамках Таможенного союза и поддержку экспорта продукции российского автомобилестроения.

2) меры, направленные на формирование условий устойчивого инновационного развития автомобильной промышленности России. Здесь основными приоритетами являются: стимулирование организации высокотехнологичных производств, развитие национальной базы НИОКР, финансирование создания кластеров по производству компонентов (Приволжский, Центральный и Северо-Западный Федеральные округа).