Во вторник премьер-министр России Владимир Путин хочет попытаться заключить договор с лидерами азиатских стран, чтобы спасти диких тигров от вымирания и удвоить их численность к 2022 году.
Сейчас на свободе живет всего 3,2 тысячи тигров (сто лет назад их было 100 тысяч), и они проигрывают битву с браконьерами, снабжающими рынки Индии и Китая частями тела, нужными для производства препаратов традиционной медицины и мнимых афродизиаков.
Путин пытается одержать верх над браконьерами: он проведет «тигриный саммит», где встретится с китайским премьером Вэнь Цзябао и представителями прочих стран Азии. Это будет встреча на самом высшем уровне из всех, что когда-либо проводились во имя спасения тигров.
«Перед нами вид, поставленный практически на грань исчезновения, — сказал, выступая на конференции, генеральный директор природоохранной организации «Всемирный фонд дикой природы» Джим Лип (Jim Leape). — Если у нас не получится сейчас, если тенденции сохранятся, то к 2022 году останутся лишь разбросанные остатки популяции».
Планируется, что собравшиеся договорятся о выделении на 350 миллионов долларов на реализацию программы по удвоению численности тигров к 2022 году при координации Всемирного банка и Всемирного фонда дикой природы.
Но вопрос будет заключаться в исполнении; без жестких мер по борьбе с браконьерством и уничтожением лесов, которые должны будут принять тринадцать государств, на территории которых живут последние дикие тигры, их не останется в природе уже к 2022 году.
Путин, которому на пятидесятишестилетие подарили тигренка, попытался завоевать уважение набирающего обороты природоохранного движения в России, попытавшись своим авторитетом защитить тигров, живущих в обширнейших лесах Дальнего Востока России.
Торговля тиграми
Но защитники природы говорят, что и государства, и активисты не смогли остановить браконьеров.
«Численность тигров во всем мире сокращается, и сообщество защиты тигров прилагает большие усилия, но у нас ничего не получается, — сказал главный защитник из Общества защиты дикой природы, давая интервью агентству Reuters. — Если не будет радикальных перемен, то многие популяции тигров просто исчезнут».
За минувшее десятилетие численность тигров рухнула на 97 процентов; из девяти подвидов тигров исчезло до четырех.
Индикатором успеха для саммита станет основание консорциума по борьбе против контрабандных перевозок диких животных и растений. Так считает главный ответственный за исполнение Конвенции по международной торговле вымирающими видами Джон Селлар (John Sellar).
«Главное — это исполнение, — сказал он, общаясь с Reuters. — Ситуация сейчас настолько серьезная, что если законы не начнут исполняться в самое ближайшее время, то деньги, которые мы тратим на все остальное, можно будет считать практически спущенными в унитаз».
Индия находится в центре индустрии — там конфискуется больше всего частей тела тигров. Вторым идет Китай, где чуть ли не за каждый кусочек тигра можно получить большие деньги; так, по данным Havoscope, где собирают информацию о черных рынках, за шкуру можно выручить целых 35 тысяч долларов.
«Если ночью к вам кто-нибудь вломится и украдет DVD-плеер, то страховая компания компенсирует вам расходы на покупку нового. А когда погибнет последний тигр или последний леопард — то уже все, — рассуждает Селлар. — Если мы не спасем тигров, то, думаю, надо задаться таким вопросом — а хоть кого-нибудь мы спасем?»
Алисса де Карбоннел