Донатас Банионис – звезда первой величины на отечественном кинонебосклоне. Вайткус из «Никто не хотел умирать», Ладейников из «Мертвого сезона», Кельвин из «Соляриса», Гойя из фильма Конрада Вольфа «Гойя, или тяжкий путь познания», Гэбриел Конрой из вестерна «Вооружен и очень опасен», наконец Клетчатый из «Приключений принца Флоризеля» – вот что такое для нас Банионис.


Сегодня литовскому актеру Донатасу Банионису исполняется 85 лет.

Донатас Банионис - звезда первой величины на отечественном кинонебосклоне. Вайткус из «Никто не хотел умирать», Ладейников из «Мертвого сезона», Кельвин из «Соляриса», Гойя из фильма Конрада Вольфа «Гойя, или тяжкий путь познания», Гэбриел Конрой из вестерна «Вооружен и очень опасен», наконец Клетчатый из «Приключений принца Флоризеля» - вот что такое для нас Банионис.

Он был третьим в компании прибалтийских богатырей (первым и вторым называли Юозаса Будрайтиса и Регимантаса Адомайтиса) - актеров, которые в силу своего происхождения играли в основном европейцев и американцев. Баниониса чаша сия не миновала, но он играл и русских - того же разведчика Ладейникова. Идеологически выдержанная картина «Мертвый сезон» Саввы Кулиша была еще и произведением искусства. Актер вспоминал, что, встретившись в Кремле с Владимиром Путиным, он спросил его, правда ли тот выбрал профессию разведчика, посмотрев это кино. Путин, по словам Баниониса, засмеялся и сказал «Было дело». Неудивительно: ведь в разведке с человеческим лицом есть и романтика, и долг, и честь. Герой Баниониса был живым человеком, а не пропагандистской схемой.

То же и с «Солярисом» Андрея Тарковского. Кельвин - растерянный, отчаявшийся, с пятном на совести и тоской по дому. Автор легшего в основу картины романа Станислав Лем говорил, что фильм - это не его книга, а что-то другое, но может быть, даже лучше. Удалось это не в последнюю очередь благодаря Донатасу Юозовичу. Он мог сыграть человека, перемолотого жерновами повседневности, а мог - полуопереточного злодея, но чертовски обаятельного. Он мог сыграть кого угодно и что угодно.

Потому его любили - и любят. А для родной Литвы он был еще и одним из создателей легендарного театра драмы Юозаса Мильтиниса в Паневежисе, а потом и его главным режиссером. Пять лет назад Баниониса спросили: а вы не скучаете по тем, советским временам? И актер, с горечью говоривший, что несвобода духа сменилась несвободой денежной, не задумываясь, ответил: «Я только по молодости скучаю».


Актриса и режиссер Наталья Бондарчук, партнер Баниониса по фильму «Солярис»: «МЫ ЗАБИВАЛИСЬ В УКРОМНЫЙ УГОЛОК ДЕКОРАЦИИ И ТАМ НЕМНОЖКО РЕПЕТИРОВАЛИ».

Хочу от всей души поздравить дорогого Донатаса с юбилеем! Я часто вижу его на экране, но мы ни разу с ним не совпали - только по телефону слышали друг друга. Съемки «Соляриса» - это были дивные дни для всех нас. Я была совсем молодая, девочка 19 лет, и он мне очень помог с ролью. Наш режиссер репетиций не признавал. Донатас - опытный театральный актер, а я - совсем неопытная, и репетиции нам были нужны. Мы забивались в укромный уголок декорации и там немножко репетировали. Это был наш секрет, потому что мало того, что тогда не репетировали - мы еще и снимали одним дублем: пленка Kodak была на вес золота, дублей не было, сыграть нужно было за один раз. У него было огромное ко мне доверие, оно мне очень помогло. От всей души желаю Донатасу бодрости духа. Если у него есть новые роли - я наверняка знаю, что это всегда будет очень хорошо.

Липатов Артем; Хлебникова Вероника