Вопрос: Владимир Владимирович, год назад Грузия совершила агрессию против Южной Осетии. Какие чувства Вы испытываете, вспоминая эту дату? И какие изменения произошли в регионе после того, как Россией были предприняты меры по защите народов Южной Осетии и Абхазии?
В.В.Путин: Когда мы вспоминаем о трагедиях, то, конечно, думаем прежде всего о жертвах. Думаем о том, почему это стало возможным. И, конечно, анализируем эти события, делаем выводы.
Для меня ясно, что самое главное - чтобы подобных трагедий не происходило - заключается в том, что люди, которые принимают соответствующие решения, обязаны считаться с мнением народов, с мнением людей, которые живут на той или другой территории. Без их воли, без воли людей - и без учета их воли ни один вопрос государственного устройства решен быть не может. Именно это и подзабыли сегодняшние грузинские руководители.
Абхазия хорошо знает позицию России по этому конфликту, по тому, как развивались отношения ранее. Что греха таить, вы же знаете, сколько раз и Южная Осетия, и Абхазия в той или другой форме обращались к России то с просьбой принять в состав Российской Федерации, то - признать независимость. Ведь Россия вела себя очень взвешенно и очень аккуратно. Потому что мы всегда исходили из одного из основополагающих принципов международного права - территориальной целостности государств. Но для того, чтобы сохранить после развала Советского Союза эту территориальную целостность для Грузии, нужно было с уважением относиться к народам Абхазии и Южной Осетии.
Нужно знать реалии и считаться с этими реалиями. А реалии - они складывались столетиями. Ведь Грузия оказалась в составе Российской Империи, если мне не изменяет память, еще в 1783 году. А Абхазия присоединилась к России почти на тридцать лет позднее - в 1810. Как независимое государство, как независимое княжество. И только в составе единой страны вошла потом в состав Грузии.
И отношения-то складывались непросто - мы это хорошо знаем - во все эти столетия, десятилетия. Межэтнические противоречия, к сожалению, имели место. Если сегодня грузинское руководство хотело, чтобы в новых условиях сохранилось единое государственное пространство, то нужно было с уважением относиться и к абхазам, и к югоосетинам. Нужно было признать ошибки прошлого и работать над их исправлением.
Мы много раз говорили с сегодняшним грузинским руководством. Я лично призывал их к тому, чтобы они набрались терпения и завоевывали уважение, авторитет и доверие Абхазии и Южной Осетии. И только так - я и сейчас так считаю и тогда говорил - можно будет добиться территориальной целостности.
Каковы были ответы? «Да, да, мы понимаем, так и будем делать».
Что делали на практике? Ровно все наоборот. Ровно все наоборот: военное давление, лишение автономных прав и, в конечном итоге, - агрессия. Преступление, которое повлекло за собой многочисленные жертвы среди мирного населения, среди ополченцев.
Разумеется, Россия не имела права и не могла оставить в беде ни Южную Осетию, ни Абхазию и приняла единственно правильное решение: защитить народы Абхазии и Южной Осетии и признать их независимость.
А после того, как это произошло, на мой взгляд, ситуация стабилизировалась. Она стала более определенной, абсолютно определенной, ясной и понятной. Созданный правовой базис позволяет нам развивать отношения и с Абхазией, и с Южной Осетией уже как с независимыми государствами, без всяких оглядок на тех, кому это не нравится. И на этой базе строить отношения по развитию экономики и социальной сферы, развивать межгосударственные связи, обеспечивать стабильность и безопасность.
В этом мы намерены действовать в рамках имеющихся соглашений, договоров. И в ближайшее время, да и сейчас, правовая база нашего сотрудничества укрепляется: мы еще подготовили около 40 соглашений с Абхазией по разным направлениям нашего взаимодействия. И уверен, что это будет эффективно работать на благо народов Абхазии и России.
Вопрос: То, что Вы сказали - означает ли исключение повторения событий августа прошлого года?
В.В.Путин: С сегодняшним грузинским руководством ничего исключать нельзя. Но сделать им это будет гораздо сложнее. И, если их хоть что-то может научить, то последние события, события августа прошлого года, должны были научить их тому, что разговаривать с позиции силы бесперспективно.
Ну, а кроме всего прочего, вы знаете, что в рамках договора о дружбе и сотрудничестве есть наша договоренность об оказании военной помощи. Россия на территории Абхазии будет размещать вооруженные силы. Мы приложим необходимые усилия для того, чтобы вместе с абхазскими соответствующими структурами выстроить современную охрану границы. Все это является дополнительными серьезными гарантиями безопасности Абхазии и Южной Осетии.