ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Встречи с прессой

13 мая, 2009 22:48

По завершении своего визита в Монголию Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин ответил на вопросы российских журналистов

Стенограмма встречи:

В.В.Путин: Добрый вечер. Устали, наверное?

Реплика: Да нет, ничего, нормально, а Вы как?

В.В.Путин: Я - нормально.

Вопрос: Получается так, что за три дня Вы будете находиться в воздухе фактически сутки, то есть вне Правительства, вне Белого дома и без окружения коллег. Можете нам хоть раз рассказать, чем Вы занимались в самолете, какие решения принимали, с кем созванивались?

В.В.Путин: Во-первых, я без коллег надолго не остаюсь. И в полете меня сопровождают. И, когда прилетаем на место, как видите, там большое количество членов кабинета министров, представителей различных ведомств, руководителей государственных компаний. Так что это все находится в таком живом режиме.

А в самолете работаю с документами, готовлюсь к переговорам, встречам, занимаюсь текущей документацией. Но если нужно, под рукой всегда есть необходимые средства связи, в том числе и закрытые.

Реплика: С кем-то удалось поговорить, распоряжения какие-то дать?

В.В.Путин: Да, конечно, с руководителями компаний и с руководителями министерств и ведомств. Например, после посещения Амурского судостроительного завода один из рабочих обратился с просьбой, если вы обратили внимание, восстановить железнодорожное сообщение между Комсомольском-на-Амуре и поездом, который ходит по маршруту Москва-Владивосток. Раньше ходил поезд прямо из Комсомольска-на-Амуре. Можно было сесть в вагон, он доезжал до Хабаровска, а там его цепляли к составу либо в одну сторону, либо в другую - либо в сторону Москвы, либо в сторону Владивостока. Некоторое время назад этот способ передвижения был снят.

После того как мы поговорили и закончили все наши совещания, я сел в самолет и позвонил президенту компании ОАО «РЖД», попросил его доложить о возможности восстановления этого способа сообщения.

Сейчас он мне доложил, что через неделю, по-моему, это будет восстановлено.

Вопрос: А еще?

В.В.Путин: Для того чтобы принять какие-то решения, которые ранее не были согласованы, например, в Москве, и возникают в ходе совещаний, которые мы проводим в регионах, иногда возникает необходимость согласовать позиции с министерствами и ведомствами, которых это решение будет касаться. Например, с Министерством финансов либо с другими министерствами - транспорта, связи и так далее. Тогда я просто снимаю трубку и с ними разговариваю. Можно обмениваться мнениями и через другие способы связи.

Вопрос: Владимир Владимирович, возвращаясь к поездке в Японию. Есть актуальный территориальный вопрос - и все это знают. Насколько его существование влияло на обсуждение атомного соглашения, развития сотрудничества в экономической сфере? Какие-то, может быть, были и остаются тормозящие моменты для развития торгово-экономического сотрудничества? Известно, что японцы эту тему обсуждают при удобном случае.

В.В.Путин: Вы имеете в виду проблемы заключения мирного договора? Разумеется, этот вопрос возникает всякий раз и, практически, на всех уровнях при любых наших контактах с нашими японскими коллегами. При решении вопросов такого характера - я могу повторить, я японским друзьям это говорил - вопросы такого уровня и такой остроты невозможно нормальными, цивилизованными средствами решить между враждующими сторонами либо между странами, которые друг к другу относятся недоброжелательно, как минимум. Такие сложные и чувствительные для общественности вопросы можно решить цивилизованным способам только между друзьями.

Поэтому мы считаем, что развитие торгово-экономических, культурных, гуманитарных связей будет той базой, на которой можно будет подступиться к решению вопросов о заключении мирного договора. А что это будет за договор, в каком виде он может состояться - это, конечно, предмет договоренностей и компромиссов.

Вопрос: Владимир Владимирович, каково Ваше личное отношение к идее разделить острова пополам по площади? Не в контексте будущих переговоров Дмитрия Анатольевича (Медведева), а Ваше личное к этому отношение?

В.В.Путин: Я считаю, что нецелесообразно забегать вперед. Достигнута договоренность о встрече Дмитрия Анатольевича Медведева и Премьер-министра Японии «на полях» саммита «восьмерки» в Италии. Надо дать возможность нашим специалистам, экспертам Министерства иностранных дел, Дмитрию Анатольевичу Медведеву, нашим японским партнерам к этой встрече подготовиться и сформулировать свои позиции.

Вопрос: А Вы юридические обоснования для этого будете какие-то изыскивать?

В.В.Путин: Юрист, если он приличный, всегда найдет какие-то юридические основания. Это политический вопрос.
Что касается юридической стороны дела, есть юридический договор Сан-Франциско. Договоренность есть. Наша юридическая позиция является абсолютно железобетонной. Вопрос не в этом. Вопрос в том, чтобы выстроить добрососедские отношения с нашим важным партнером на Востоке - с Японией.

Мы естественным образом дополняем друг друга, наши экономики во всяком случае. Высокие технологии Японии, наши ресурсы Восточной Сибири, Дальнего Востока. У нас есть общие интересы. Нам нужно все, что мешает в развитии наших отношений, убрать с повестки дня. Разумеется, это должно быть сделано, и может быть сделано только таким способом, который будет отвечать национальным интересам РФ.

Вопрос: Вот Вы завершили свое дальневосточное турне визитом в Монголию. Какое у Вас ощущение сложилось по итогам переговоров? Россия теряет Монголию? Я имею в виду, прежде всего, торгово-экономическое сотрудничество, учитывая, что активизируются китайцы и корейцы. Это первый вопрос. И второй вопрос: многие эксперты видят единственным смыслом Вашего посещения Монголии поддержку действующего Президента страны Н.Энхбаяра, известного своей пророссийской ориентацией, учитывая, что скоро состоятся президентские выборы в Монголии. Скажите откровенно, справедливо так думать?

В.В.Путин: В ближайшее время я думаю, - даже не думаю, а по закону так должно быть, - должны состояться и выборы в японский Парламент. Вам не приходило в голову, что я приехал в Японию для того, чтобы кого-нибудь поддержать?! Наверное, нет. Почему вы думаете, что такая рабочая, деловая поездка в другую страну, в Монголию связана с поддержкой представителя одной из политических сил.

У нас, действительно, с Н.Энхбаяром очень добрые отношения. Мы видим, что и Президент, и действующий Премьер-министр настроены на то, чтобы развивать отношения между Россией и Монголией. Говорят об этом и сегодняшние договоренности: по металлургической промышленности, по горнорудной промышленности, точнее - по транспорту, по урану, мы договорились об открытии дополнительных линий «Аэрофлота». В общем, практически по всем направлениям. Здесь каждый второй, а может быть, вообще каждый говорит по-русски. В общем и целом руководство страны поддерживает значение русского языка в общественном сознании. Все это говорит о том, что создаются условия для развития двусторонних связей. Ну, а кто победит на выборах, это будет решать монгольский народ.

Вопрос: Насчет того, что мы теряем Монголию как торгово-экономического партнера?

В.В.Путин: Естественно, конкуренция возрастает, это само собой разумеется. Но это только должно подстегивать нас к более эффективной работе, в данном случае - на монгольском направлении.

Вопрос: Вы сегодня со своим коллегой говорили о том, что необходимо ускорить подготовку документов по урановому совместному предприятию. Как Вы ожидаете, когда вы сможете подписать эти документы, создать это предприятие? В этом году или в следующем?

В.В.Путин: В этом. Я думаю, что это перспектива нескольких недель.

Вопрос: А какие российские компании смогут там участвовать?

В.В.Путин: Что касается уранового проекта - это «Росатом». У нас создана специализированная крупная государственная корпорация. Надо дать ей возможность работать. Вы знаете, что перед ними стоят большие планы по развитию российской ядерной энергетики. Я об этом уже говорил, мы намерены построить 28 крупных блоков в ближайшие годы. За всю советскую историю построили 32. Мы докапитализировали компанию совсем недавно. В этом году мы и так направили из бюджета свыше 73 млрд рублей, а недавно приняли решение дополнительно докапитализировать компанию еще на 50 млрд рублей. Это - прямые деньги в капитал компании. Это дает им возможность сейчас работать и чувствовать себя уверенно, в том числе в условиях, когда многие активы подешевели.

Вопрос: А монгольские месторождения? Какие у нас есть шансы?

В.В.Путин: Шансы всегда есть. Посмотрим. В общем и целом мы довольны тем, о чем сегодня договорились. Будем работать.

Вопрос: Владимир Владимирович, а еще Вы были в Комсомольске-на-Амуре. Там было несколько мероприятий, где мы не присутствовали, например, на металлургическом заводе, где были приняты какие-то решения.

Еще по судостроительному заводу: Андрей Крайний (Андрей Анатольевич Крайний, Руководитель Государственного комитета Российской Федерации по рыболовству) говорил, что его сложно реанимировать под современные нужды. Как Вы считаете, можно или нет?

Кто такие эти «группа частных акционеров», которая владеет 79%. Все про нее говорят, но никто не знает, кто в нее входит. Не могли бы Вы подсказать?

В.В.Путин: Я по фамилиям, наверное, не должен, их здесь всех перечислять. Это не секретная информация. Если по-честному сказать, я и сам по фамилиям там никого не помню. Но это не закрытая информация. Пожалуйста, вы можете ее получить в наших ведомствах, просто связаться с акционерами, да и просто посмотреть в Интернете, наверняка, это есть. Они никуда не прячутся, никуда, Слава Богу, не убегают. В общем они понимают, что ситуация сложная, именно поэтому, имея в виду большую задолженность предприятия, они достаточно легко пошли на те решения, которые были приняты.

Я уже говорил, - 36 млрд. общая задолженность, но значительная часть связана с окончательным выполнением заказа. Как только он будет выполнен, тогда и задолженность «схлопнется». Но проблема в другом, в том, что есть критическая масса этой задолженности в размере около 14 млрд рублей - перед Сбербанком. И вот эта критическая масса задолженности мешала нормальному функционированию самого предприятия. Как только любой заказчик, в том числе Министерство обороны Российской Федерации, направляло деньги на счета предприятия, в том числе, скажем, на заработную плату, либо для того, чтобы расплатиться с поставщиками комплектующих, банк сразу в безакцептном порядке списывал эти деньги в свою пользу. Нужно было решить эту проблему.

Собственно говоря, основной побудительной причиной приезда в Комсомольск-на-Амуре и были проблемы судостроения дальневосточного судостроительного куста.

Было завершено создание Объединенной судостроительной корпорации, вы знаете об этом. Как вы знаете, судостроение в России развивалось по региональному принципу - это Север, Северо-Запад, Поволжье и Дальний Восток. Вот основные кусты. Из всех этих точек, пожалуй, дальневосточный судостроительный куст находится в таком состоянии, которое требует особого внимания. А Амурский судостроительный завод - вообще в предбанкротном состоянии. Поэтому, прежде всего, я поехал именно туда, чтобы на месте посмотреть, что там происходит, и принять решения, которые создали бы будущее для завода. Я считаю, что мы эти решения приняли.

Как вы знаете, мы договорились по предприятию о самой собственности. Группа частных собственников передала Сбербанку, точнее сказать, продала за символическую сумму свой пакет - 59%, а Сбербанк за такую же символическую сумму перепродаст его в ближайшее время, это дело техники, Объединенной судостроительной корпорации, 100% которой принадлежит государству.

Это позволит Сбербанку выдать корпорации кредит в объеме свыше 240 млн долларов на 10 лет под минимальную ставку для того, чтобы расчистить долговые обязательства. Банку самому это выгодно потому, что, если мы стабилизируем работу предприятия, то он дальше будет иметь дело с жизнеспособным заемщиком, а не с банкротом, с которого еще неизвестно, что взять.

Вопрос: А другие не испугаются подобной деприватизации?

В.В.Путин: Нет, не должны испугаться. Главным образом, не должны пугаться те, кто являются эффективными собственниками. Но в этом случае мы имеем дело с уникальной ситуацией. Потому что это не просто судостроительный завод, на котором яхты делают, это судостроительная верфь, на которой традиционно выпускаются атомные подводные лодки.

Я вообще не очень понимаю, кому в голову пришло такие предприятия в свое время приватизировать. Они держались и в основном держатся на государственных заказах. Когда принимались такие решения, когда люди приходили туда в качестве частных собственников, они должны были посчитать. Если нет компьютера, хоть бы на «Феликсе» посчитали - знаете, такая машинка есть элементарная - сколько будет денег приходить и на что можно рассчитывать. Итак, мы договорились о реструктуризации собственности, договорились о кредите «Сбербанка». Это позволяет работать дальше с предприятием Министерству обороны и другим государственным заказчикам.

В ближайшее время на завод поступит свыше 2 млрд рублей. Точнее сказать, 2,4 млрд, по-моему. 120 млн должно прийти прямо до конца этой недели. Еще 380 млн - до конца июня. И 1,6 млрд рублей должны будут поступить на предприятие для финансирования судовых испытаний и сдачи заказчику и для того, чтобы рассчитаться с поставщиками.

Но другой важной задачей этого совещания по судостроению было определить судьбу всего судостроительного куста Дальнего Востока. На Дальнем Востоке много судостроительных предприятий. Министерства обороны, других ведомств. И нам очень важно понять, какое предприятие какие функции способно выполнять в будущем, в перспективе. И что нужно сделать, чтобы эти предприятия работали эффективно.

Наконец, мы приняли окончательно решение, что для того, чтобы все судостроение Дальнего Востока было современным и конкурентоспособным, чтобы ни у кого из заказчиков, хотя бы у наших, не возникало желания заказывать суда за границей - а, в общем, их тоже можно понять, они-то хотят иметь товар по приемлемой рыночной цене и хорошего качества - для этого нужна глубокая модернизация, а точнее сказать, фактическое новое строительство. И на базе судостроительного предприятия Владивостока «Звезда» мы такое строительство запланировали.

Вопрос: 8 мая была годовщина Вашего утверждения на посту Премьер-министра. Очень много экспертов давали оценку Вашей работе. Вы сами как свою работу оцениваете, Вы бы себе какую оценку поставили?

В.В.Путин: Четверки достаточно.

Вопрос: Почему 4? Почему не 5, не 3?

В.В.Путин: Мне так кажется. Вообще оценки должны выставлять другие люди. Мы должны будем посмотреть окончательно и давать оценку, наверное, после того, как основная часть работы по преодолению кризисных явлений будет завершена. Пока все это находится в стадии реализации.

Мы говорили о судостроении, а мы ведь в Комсомольске-на-Амуре занимались не только судостроением, мы занимались еще и авиацией. Занимались, хоть и в меньшем объеме, но, тем не менее, проблемами металлургического комбината. Там тоже тысячи людей работают.

Кстати говоря, металлургический комбинат тоже является частной собственностью. Там тоже частные собственники являются владельцем контрольного пакета. Но как раз в этом случае мы приняли решение им помочь. Собственно говоря, у них сейчас ситуация не плохая потому, что они основные деньги не утаскивали куда-то в сторону, а направили, в том числе привлекли кредитные ресурсы, на модернизацию предприятия.

Конечно, не их вина в том, что сейчас металлургическая промышленность столкнулась с проблемами. Это общемировая проблема, она известна. Единственное, чего им не хватает сегодня, - это оборотных средств, но мы пока не договорились, что конкретно мы сделаем. Но ясно, как мы им поможем. В каком объеме, в какие сроки - это мы решим после моего возвращения в Москву. Но мы будем искать такие возможности.

Что касается авиации. В отличие от того судостроительного предприятия, о котором я говорил, объединение «Сухого» находится в хорошем состоянии. Главная задача была определить перспективы развития. Могу сказать, что здесь два направления: это боевая авиация и вновь созданное направление - гражданская авиация.

Что касается боевой, то мы приняли решение дополнительно дозагрузить предприятие. До 2015 года оно поставит в Вооруженные силы Российской Федерации более 60 новейших боевых самолетов. Это вполне обеспечит загрузку боевой части этого предприятия. Завод активно работает также над созданием боевого комплекса пятого поколения. Работы идут по плану. Я в этом убедился.

Что касается гражданской части, то она развивается тоже успешно, вы об этом хорошо осведомлены. Это - Superjet-100. Мы делаем его по самым современным технологиям, в цифре все делается. Участие в этой работе принимают американские, итальянские, французские партнеры. Если вы обратили внимание, я заходил в один из отсеков, где занимались двигателем, там над доводкой этого двигателя работают французские специалисты.

Итальянская компания «Финмекканика» вошла в качестве учредителя в гражданское предприятие «Сухой Суперджет» на 25%. Мы со своей стороны, в соответствии с соглашением, должны сделать то же самое, поэтому мы изыскали дополнительный источник и направим для реализации этой задачи 3,2 млрд рублей в уставный капитал компании с тем, чтобы выполнить свои обязательства перед итальянскими партнерами. Поскольку сроки несколько увеличились и ситуация на рынке стала несколько хуже, придется направить на это предприятие дополнительные средства в объеме 3,6 млрд рублей через федеральную целевую программу развития гражданской авиации. Этот источник тоже определен, в рамках программы мы в состоянии это сделать.

Чтобы обеспечить закупку отечественными перевозчиками, а основной перевозчик у нас пока - это «Аэрофлот», мы договорились, что поможем «Аэрофлоту» это сделать, дополнительно направив в систему лизинга 250 млн долларов кредитных ресурсов. Я думаю, что работа предприятию будет обеспечена лет на 20-25.

Вопрос: Б.Обама приезжает в Москву. Вы планируете встречу и надеетесь ли на то, что установятся добрые теплые отношения, как и с его предшественником?

В.В.Путин: Посмотрим. Пока МИД мне ничего не говорил по этому вопросу. Если будут запросы с американской стороны, МИД будет рекомендовать, то почему бы и нет - встретимся. Как график Президента Соединенных Штатов будет складываться. Я же не знаю пока ничего.

Если все будет выстраиваться так, что я буду в Москве, и у него будет свободное время, почему - нет. С удовольствием встречусь.

Но Президент США - это партнер Президента РФ.

Вопрос: Вы действительно собираетесь присоединиться к экспедиции Федора Конюхова «По следам Великого Шелкового пути», как, собственно говоря, убежден сейчас сам Федор Конюхов?

В.В.Путин: Хорошо, что Вы меня проинформировали об этом.

Вопрос: А он разве Вас не пригласил?

В.В.Путин: Он меня приглашал, но имеющиеся у меня вьючные средства передвижения вряд ли справятся с этой задачей. Понимаете? Потому что здесь особый режим работы для лошади. Хотя побывать в экспедиции Федора Конюхова мне было бы интересно. Удастся ли это сделать по времени?! Но вообще - интересно. Я говорю это без иронии, я бы с удовольствием принял участие в его экспедиции.

Реплика: Тем более, что речь идет о присоединении в районе Алтая, где можно было бы совместить приятное с полезным.

В.В.Путин: Можно в районе Алтая, можно на других отрезках его пути. Это же всего, по-моему, 6000 км. Даже свыше 6000 км.

Реплика: По сравнению с тем, как много Вы летели сейчас, какая разница.

В.В.Путин: Ну да, это ерунда. Но, именно, по сравнению с тем, как мы летели. А если идти пешком 6000 км, то это совсем другая история.

Реплика: Спасибо.