В.В.Путин: Дамы и господа!
Сегодняшний визит господина Тополанека в Москву - свидетельство понимания чешским председательством ЕС серьезности ситуации с газовым кризисом, вызванным саботажем украинской стороной транзита российского газа в Европу. Мы понимаем драматическую ситуацию, сложившуюся в ряде стран Европы из-за авантюристического решения украинского руководства прекратить транзит российского газа, по сути, ввести газовую блокаду Европы.
Хочу отметить, что мы заблаговременно предупреждали наших партнеров в Евросоюзе о такой опасности. Как известно, 18 декабря российская сторона направила специальное послание руководству Евросоюза и главам правительств европейских стран-покупателей российского газа с предупреждением о возможных сбоях с поставками в Европу газа по вине Украины. Наша позиция по возобновлению транзита российского газа через украинскую территорию абсолютно ясна и понятна: мы сделаем это незамедлительно после того, как будут размещены международные наблюдатели в пунктах входа и выхода газа на границах России и Украины и, соответственно, на территории самой Украины и Российской Федерации. Эти наблюдатели должны будут в соответствии с документом, который мы согласовали, разместиться и на территории европейских стран. Только таким образом мы сможем гарантировать законтрактованные поставки российского природного газа европейским потребителям.
С удовлетворением восприняли заявление нашего сегодняшнего гостя - Премьер-министра Тополанека - о том, что наблюдатели начали прибывать в некоторые европейские страны, на Украину. Могу вас проинформировать, что они прибывают и в Москву. Что касается нас, то мы сделаем все возможное для того, чтобы эти наблюдатели как можно скорее приступили к работе. Окончательная цель такой работы - это создание единого экспортного транспортного коридора из России в Европу.
Все должны понять, что существуют две проблемы. Одна проблема - взаимоотношения по российскому газу для Украины, а вторая проблема - транзит российского газа через территорию Украины европейским потребителям. Европейские потребители не должны быть заложниками взаимоотношений России и Украины в хозяйственных и экономических вопросах.
Сегодняшний кризис подтверждает, что необходима подлинная диверсификация путей доставки наших энергоносителей основным потребителям в Европе. Рассчитываем, что чешское председательство в Евросоюзе будет содействовать реализации проектов строительства Cевероевропейского газопровода и «Южного потока» по дну Черного моря.
Хочу напомнить, что Украина подписала и ратифицировала Энергетическую хартию, и европейские страны, пострадавшие от незаконных действий украинских властей, имеют право в соответствии со статьей 27 Хартии обратиться в секретариат ДЭХ и потребовать создания специального арбитражного суда. Рекомендую воспользоваться этим правом. Странно, что это до сих пор не сделано.
Кроме всего прочего, очень рассчитываю, что, опираясь на так называемые общеевропейские ценности, Украина все-таки исполнит свои обязательства и по этому международному соглашению, и по контракту, который имеется между Российской Федерацией, между «Газпромом» и соответствующими структурами Украины о транзите нашего газа в Европу.
Господин Тополанек сообщил сегодня, что ему удалось усадить за один стол и Президента Украины, и Премьер-министра, и я отдаю должное его политическим способностям. Если он еще и некоторых других представителей политической элиты усадит за один стол, то это будет просто проявлением высшей степени способности - в самом высоком смысле этого слова.
Мы сейчас договорились о создании контрольного механизма. Вношу дополнительные предложения. Считаю возможным и целесообразным присутствие на всех точках контроля представителей средств массовой информации - как украинских, так и российских, европейских.
С учетом лимита времени мы не могли говорить подробно обо всех проблемах. Но у нас была возможность поговорить о двусторонних отношениях между Россией и Чехией, по проблемам отношений между Россией и Евросоюзом.
Запланирован плотный график встреч на различных уровнях: 6 февраля состоится встреча Правительства России и Комиссии европейских сообществ, а затем и саммит Россия - ЕС. Конечно, сегодня мы должны разрешить энергетические проблемы, проблемы с газом. Мы готовы сделать все, что от нас зависит. Хочу поблагодарить господина Тополанека за конструктивный подход к обсуждению сегодняшних проблем.
М.Тополанек (как переведено): Я благодарю господина Премьера Путина за очень оперативный подход в решении вопроса ускорения поставок газа в Европейский Союз. Я очень трезво отношусь к подписанию этого документа, потому что там еще отсутствуют некоторые подписи. Я надеюсь, что если этот документ будет подписан и в других местах, то нам останется только радоваться, как быстро начнут выполняться его пункты.
Этот договор полностью отражает как общественные, так и политические настроения всех сторон. У меня нет амбиций разбираться сейчас в российско-украинских отношениях, я не ставил себе это целью. Это не значит, что после решения этой насущной проблемы Европейский союз не будет обращать на это внимание. Сразу же в понедельник этот вопрос будет обсуждаться и решаться на заседании министров энергетики стран ЕС. Мы должны предпринять все шаги, чтобы подобная ситуация никогда не повторилась в Европе.
Я хочу лично поблагодарить господина Владимира Путина. Буду радоваться нашим последующим встречам и сотрудничеству.
Вопрос: У меня два вопроса. Первый - господину Тополанеку. Вы вернулись с переговоров в Киеве. Как вы считаете, каковы шансы на то, что и Украина присоединится к этому протоколу?
И второй вопрос, Владимир Владимирович, - Вам. Согласно этому протоколу, размещение международных наблюдателей в России и Украине является обязательным условием для возобновления транзита. Насколько эта позиция поддерживается европейскими лидерами, с которыми Вы общались в ходе многих переговоров, которые проводились до сегодняшнего дня? Поддерживают ли они эту позицию?
М.Тополанек: Я хочу только акцентировать внимание на том, что этот документ подписал Комиссар Европейской комиссии господин Пиебалгс (Комиссар Еврокомиссии по вопросам энергетики Андрис Пиебалгс), а парафирует его Министр промышленности и торговли Чехии Мартин Ржиман.
В.В.Путин: Пиебалгс должен будет подписать.
М.Тополанек: Да, должен будет подписать. Вчерашние переговоры в Украине наполняют меня определенным оптимизмом. Я считаю, что не будет никаких препятствий для его подписания в Украине. И поэтому мы обратились к двум сторонам, чтобы они предоставили свои документы, которые полностью отражали бы их требования. Я считаю, что подписание этого договора вызовет огромную радость, что опять по трубопроводу потечет газ, который поможет решить все насущные проблемы в странах Европы.
В.В.Путин: Что касается контрольного механизма, параметры которого мы сегодня согласовали и с российской стороны уже подписали, то хочу напомнить, что инициатива создания этого механизма принадлежит Канцлеру Федеративной Республики Германия. Эта инициатива была поддержана руководством Еврокомиссии. Господин Баррозу (глава Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу) в телефонном разговоре мне это подтвердил. Мы с этим предложением согласились. Вчера в ходе телефонных переговоров и с госпожой Меркель, и с господином Баррозу оба собеседника мне подтвердили, что они заинтересованы в создании этого механизма как можно быстрее. Этот механизм предусматривает организацию контроля на всех точках газовой инфраструктуры Украины, на соответствующей инфраструктуре Российской Федерации, на границе между Россией и Украиной и на границе между Украиной и европейскими странами, на территории прилегающих к Украине европейских государств.
Господин Баррозу также проинформировал меня о том, что он согласовал с господином Ющенко вчера вечером состав участников контрольного механизма. Этими контролерами будут представители НАК Украины, «Газпрома», эксперты Еврокомиссии, министерств энергетики России и Украины, представители европейских компаний-покупателей российского газа, представители-эксперты Международной мониторинговой организации. По предложению господина Тополанека мы согласились включить в этот список еще и экспертов Норвежского газового концерна.
Повторяю еще раз: вчера господин Баррозу сообщил мне о том, что он все это согласовал с Президентом Украины. Поскольку господин Тополанек приехал к нам из Киева и привез документ, с которым мы фактически полностью согласились, я исхожу из того, что и в Киеве сегодня этот документ будет подписан. Не вижу оснований не подписывать эту бумагу.
Вопрос: Есть ли временные ограничения в действиях этих экспертов-наблюдателей?
М.Тополанек: Не существует никакого временного ограничения для действий экспертов-наблюдателей.
В.В.Путин: Что касается нашей позиции, то мы считаем, чем дольше они там будут находиться, тем лучше и для нас, и для Украины и, самое главное, для европейских потребителей.
Пусть поставят там палатки, как в свое время на Майдане ставили, и сидят там днем и ночью, все контролируют. Это как раз та практика, которую можно было бы использовать на пользу делу.
Вопрос: Украинская сторона очень часто обвиняла Россию в возникновении этого спора - и наоборот. Как вы считаете, этот спор политического или экономического характера?
В.В.Путин: Это, конечно, экономический спор. Но мы стали заложниками внутриполитических проблем самой Украины. Внутри самой Украины происходит острая политическая борьба, которая, на мой взгляд, вырождается в борьбу клановую. Все это выражается в стремлении припасть к финансовым источникам, в том числе и в преддверии выборов на различных уровнях, связано с желанием получить определенные доходы.
Давайте не будет забывать, что цена, по которой украинские партнеры покупают у нас газ намного ниже той, за которую потом этот газ перепродается в самой Украине. Кроме того, каждый год украинские партнеры борются за право реэкспорта нашего газа в Европу. Это уже точно не имеет никакого отношения к интересам украинских потребителей и украинского народа. Это говорит о том, что конкретные физические лица, финансовые коммерческие структуры борются за то, чтобы купить у нас задешево и продать вам задорого, получить маржу.
Но это не имеет ничего общего с политическими проблемами между Россией и Украиной. Они всегда есть между соседями. Но мы всегда исходим и будем исходить из того, что у нас особые исторические отношения с Украиной. Наши действия направлены не на то, чтобы ухудшить ситуацию на Украине, а, наоборот, на то, чтобы улучшить ее и, в том числе, избавить украинский народ от всякого рода проходимцев и мздоимцев. А экономику сделать прозрачной и в рыночном смысле эффективной.
Вчера или позавчера мне задавали вопрос по поводу наших отношений с Белоруссией. Даже с Белоруссией, с которой у нас особые союзнические отношения, мы подписали контракт на постепенный выход на европейское ценообразование, и каждый год движемся в этом направлении. И в этом году подъем. Минус 30% таможенной пошлины, потому что у нас особые отношения, но это уже другое качество межгосударственных отношений.
Мы со всеми странами выстраиваем рыночные отношения, в том числе и со странами бывшего Советского Союза, которые сегодня являются членами ЕС, я имею в виду Прибалтику. У нас экономические отношения не наполнены политическим содержанием.
Вопрос: Мой вопрос Председателю Правительства России. Владимир Владимирович, будет ли наша страна предпринимать какие-либо меры для того, чтобы впоследствии гарантировать бесперебойный транзит и таким образом обезопасить и себя, и европейских партнеров в кризисных ситуациях?
В.В.Путин: Во-первых, что касается сегодняшнего решения. Как только механизм контроля заработает, мы сразу же дадим газ в систему. Но мы будем смотреть, сколько газа входит на территорию Украины и сколько выходит. Если мы увидим, что на территории Украины опять происходит воровство, часть поданного туда газа пропадает, на этот объем мы опять сократим подачу. Хочу, чтобы это было ясно заранее и понятно, по-честному. И чтобы потом никто не говорил, что мы чего-то недодаем. Мы просто не будем поддерживать воровство ни при каких обстоятельствах.
Что касается будущего. Самая лучшая гарантия - переход на понятные, ясные рыночные отношения и в транзите, и в поставках газа. Рыночные цены на продукт, рыночные ставки на транзит. И второе - диверсификация путей доставки. Какая диверсификация? Строительство новых газопроводов «Северный поток», «Южный поток», расширение, может быть, «Голубого потока» в Турции. Сжижение газа, строительство предприятий по сжижению. Строительство танкерного флота. И для России, конечно, диверсификация рынков сбыта за счет американского континента и потребителей в Азии.
Спасибо.