Стенограмма:
В.В.Путин: Добрый вечер, уважаемые дамы и господа!
Сегодня мы провели насыщенные, содержательные переговоры, они прошли в партнёрском, конструктивном духе – как обычно у нас идёт такая работа. Были предметно обсуждены актуальные вопросы развития Шанхайской организации сотрудничества, укрепления многостороннего торгово-экономического сотрудничества, гуманитарных контактов, наращивания совместных, скоординированных усилий по противодействию терроризму и незаконному обороту наркотиков.
В этом году отмечается 10‑летие ШОС. Без преувеличения можно сказать, что Шанхайская организация сотрудничества стала неотъемлемым и весьма влиятельным элементом современных международных отношений, современной международной архитектуры. И не случайно, что многие государства заявляют о желании подключиться к работе ШОС, в том числе и в полном формате. Мы такие устремления, безусловно, приветствуем. Наша организация открыта для сотрудничества со всеми заинтересованными странами. Мы готовы вести уважительный, конструктивный диалог по самым различным вопросам, касающимся социально-экономического развития региона.
Будем и впредь координировать усилия в контексте решения общих задач в торгово-экономической, научно-технической и инвестиционной областях. Это актуально с учётом непростой ситуации, складывающейся на глобальных рынках. Активно занимаемся развитием проектной деятельности в рамках ШОС в таких направлениях, как транспорт, энергетика, информационные технологии, сельское хозяйство. Для реализации конкретных проектов намерены использовать в рамках ШОС гибкие, компактные формы. Например, Россия и Китай могли бы запустить программу с участием одного или нескольких заинтересованных государств, затем к этому проекту могли бы присоединиться и другие страны. В частности, предлагаем обратить внимание на российско-китайскую инициативу формирования системы персональной спутниковой связи на шосовском пространстве.
Мы условились ускорить работу по созданию специального счёта Шанхайской организации сотрудничества, который может стать эффективным инструментом финансирования проектной деятельности. Параллельно будем прорабатывать и вопрос о Банке развития – с этим предложением выступили наши китайские партнёры. Серьёзные задачи стоят и перед межбанковским объединением ШОС. В ходе заседания согласована стратегия по его развитию на среднесрочную перспективу, приоритеты здесь – это укрепление инфраструктуры и внедрение инноваций, привлечение капиталов в создание современных производств и, что особо подчеркну, расширение взаимных расчётов в национальных валютах.
Продолжим оказывать содействие налаживанию прямых контактов наших компаний, бизнес-объединений, общественных структур. В свою очередь ждём активной, содержательной работы от Делового и Молодёжного советов ШОС: по их инициативе проходит международный форум «Московский бизнес-диалог», на котором обсуждаются перспективы взаимодействия в таких прорывных областях, как информационные технологии, интернет-коммуникации, электронная торговля и коммерция.
Своевременным шагом считаю создание Энергетического клуба ШОС: под его эгидой можно будет наладить деловое общение, обмен информацией в области энергетики. Необходимо заняться формированием правовой базы Энергетического клуба и его секретариата. Приоритетным направлением совместной работы являются инфраструктурные проекты. Мы обсудили ход подготовки проекта соглашения о создании благоприятных условий для международных автомобильных перевозок, рассчитываем, что этот документ будет подписан уже в ближайшие месяцы. Кроме того, поддержана инициатива России разработать программу скоординированного развития автомобильных дорог.
Традиционно значимым и плодотворным направлением деятельности ШОС являются гуманитарные связи. Важным достижением в этой сфере считаю создание университета ШОС: в этом проекте участвует более 60 ведущих вузов государств–членов организации. В рамках проходящей сейчас в Москве Недели образования ШОС «Образование без границ» будет подписана хартия этого университета.
И в заключение, уважаемые дамы и господа, хотел бы ещё раз подчеркнуть, что Россия настроена на активную работу в этой организации. Это касается и расширения торгово-экономических связей и сотрудничества, и вопросов безопасности, и гуманитарного измерения – всё это наши несомненные приоритеты.
Главное, что взаимодействие в рамках ШОС с партнёрами по диалогу служит интересам народов наших стран, направлено на укрепление мира и стабильности в огромном Евразийском регионе.
Благодарю вас за внимание.
Пожалуйста.
М.С.Иманалиев: Спасибо, Владимир Владимирович. Практически сказано всё, я лишь добавлю одно, что мы подтверждаем, констатируем факт активного и очень полезного подключения к деятельности Шанхайской организации сотрудничества на экономическом и культурно-гуманитарном направлениях наших стран-наблюдателей и партнёров по диалогу. В частности, хочу напомнить Вам о том, что в январе текущего года заседание правления Делового совета нашей организации впервые состоялось в Улан-Баторе – в столице Монголии, в стране, которая является страной-наблюдателем нашим. И, пользуясь случаем, хотел бы сегодня поблагодарить Совет глав правительств за принятое решение об укреплении финансово-материальной, организационной составляющих деятельности постоянно действующих органов Шанхайской организации сотрудничества, секретариата и исполкома РАТС (Региональная антитеррористическая структура ШОС). Спасибо. Благодарю за внимание.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы сегодня говорили о том, что намерены укреплять сотрудничество в сфере борьбы с наркоугрозой. Но, как известно, американцы и страны НАТО собираются выводить свои войска из Афганистана. В связи с этим не опасаетесь ли Вы, что всё-таки увеличится наркотрафик из этой страны и какие меры Вы намерены предпринимать? Спасибо.
В.В.Путин: Во-первых, американцы и страны НАТО там возводят такие инфраструктурные сооружения, тратят на это огромные деньги. Я как-то это трудно сопоставляю с планами по выводу войск, но, наверное, так оно и будет. Будем исходить из того, что мы знаем и слышим из официальных источников. Разумеется, нас наркоугроза беспокоит. Мы сегодня об этом говорили на заседании, практически всё выступавшие упоминали об этой проблеме. Всех это беспокоит, и я высказывался уже на расширенном заседании, могу повторить свою позицию. Она заключается в том, что, конечно, афганское правительство, афганские вооружённые силы, специальные правоохранительные органы должны быть в состоянии решать возложенные на них задачи по обеспечению безопасности и в том числе по борьбе с наркотиками. Угроза очень большая, серьёзная, мы это чувствуем на себе. Здесь несколько направлений. Прежде всего это экономическое направление. Нужно оказывать Афганистану помощь по восстановлению экономики, по созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест, по развитию сельского хозяйства. Нужно действовать по всем направлениям. Разумеется, нужно укреплять правоохранительные органы, как я уже сказал, помогать Афганистану создавать свои вооружённые силы (кстати говоря, Россия для этого немало делает), укреплять взаимодействие и сотрудничество на профессиональном уровне между нашими правоохранительными органами и нужно границу укреплять. В рамках Таможенного союза, например, для нас это имеет очень серьёзное значение. Мы в рамках Таможенного союза очень подробно обсуждаем этот вопрос. Шанхайская организация сотрудничества, как вы знаете, родилась в своё время для урегулирования именно пограничных вопросов после распада Советского Союза с бывшими республиками Советского Союза, Россией и Китаем. Она в этом смысле полностью выполнила свою роль, очень эффективно сработала. И я уверен, что, продолжая эту традицию, работа на границе может и дальше содействовать тому, что внесёт свой заметный вклад в борьбу с наркотиками. Повторяю, это нас всех беспокоит, и сегодня мы об этом подробно говорили.
Вопрос: Владимир Владимирович, Вы сегодня с коллегами обсуждали ситуацию в мировой экономике, и в особенности в странах еврозоны. Как Вы считаете, в каких объёмах, на каких условиях и в какой форме такие страны, как Россия или Китай, могли бы оказать финансовую помощь странам еврозоны? Вы сегодня в одной из ремарок упомянули, например, возможное участие Европейского центрального банка в операциях Фонда финансовой стабильности. Могло ли бы это быть одним из условий? И при предоставлении финансовой помощи, как Вы считаете, не должен ли Евросоюз быть более сговорчивым в других вопросах, например в энергетике?
В.В.Путин: Вы сказали, что мы много обсуждали вопросов, связанных с проблемами в еврозоне. Мы немного обсуждали, мы упоминали об этом, но главным образом мы говорили о тех вызовах и проблемах, с которыми мы сталкиваемся сами – члены Шанхайской организации сотрудничества. Но, разумеется, всё, что в еврозоне происходит, на нас отражается и отражается самым прямым образом, и мы не могли не упомянуть об этом. У нас, во всяком случае ни в России, ни в Китае (а это всё-таки основные страны ШОС с точки зрения экономического потенциала), таких проблем, как в еврозоне, нет. У нас нет запредельного государственного долга (в среднем государственный долг в странах еврозоны где-то в районе 85–87% от ВВП, а в некоторых странах, как вы знаете, и за 100% зашкаливает – 124–125%), у нас такого нет. В России государственный долг – 10%, из них только 3% – это внешние заимствования, то есть фактически он нулевой. В этом смысле мы можем говорить о здоровом характере наших финансов и чувствовать себя, конечно, уверенно. Но мы зависим от того, что происходит в мировой экономике и в еврозоне. Да, действительно, я говорил о том, что по-моему – я хочу подчеркнуть: это мое личное мнение, – если бы ЕЦБ принял участие в деятельности и в решении задач, которые поставлены перед Фондом финансовой стабильности еврозоны, то это было бы правильно. Да, это в определённом смысле накачка денежной массы, но в сегодняшних условиях, в условиях сегодняшнего дня мне представляется, что это было бы обоснованно.
В известных пределах, на мой взгляд, ничего страшного бы не было: и инфляция бы не скакнула, ничего бы там не произошло. Но я знаю, что не все так считают, в том числе европейские коллеги. Многие думают иначе, они за то, чтобы твёрдо придерживаться принципов финансовой дисциплины и не делать ни одного шага в сторону – ни вправо, ни влево. Такая позиция тоже понятна, она в общем не может не вызывать уважения, но это не вопрос, решение которого зависит от нас. Это то, что должны сделать и решить наши европейские коллеги.
В какой форме мы могли бы поучаствовать? Президент Российской Федерации Дмитрий Анатольевич Медведев недавно на «двадцатке» об этом говорил. Он сказал, что мы как члены МВФ через инструменты МВФ могли бы принимать участие в этой совместной работе. Мы заинтересованы в том, чтобы в еврозоне не было проблем, чтобы они были минимизированы. Но, разумеется, мы не будем связывать это ни с энергетикой, ни с чем другим. Но в рамках работы этой международной организации мы, конечно, рассчитываем, что если такие страны, как Россия, Китайская Народная Республика, будут активно участвовать в общемировых усилиях по улучшению ситуации, то это будет отражаться и на нашем статусе в таких организациях, как МВФ и другие структуры подобного рода.
Спасибо большое вам за внимание. До свидания.