ВЛАДИМИР ПУТИН
АРХИВ САЙТА ПРЕДСЕДАТЕЛЯ
ПРАВИТЕЛЬСТВА РФ В.В.ПУТИНА
2008-2012

Встречи с прессой

30 августа, 2010 12:00

В ходе поездки по новой трассе Хабаровск-Чита Председатель Правительства Российской Федерации В.В.Путин ответил на вопросы корреспондента телеканалов «Россия-24» и «Моя планета»

Вопрос: Вы наверняка много раз бывали в регионе?

В.В.Путин: Я бывал в регионе, но не останавливался. Обычно как это складывается: аэропорт, гостиница, администрация, аэропорт, отлёт. А вот когда своими глазами посмотришь, начинаешь понимать по-другому.

Вопрос: Как?

В.В.Путин: Начинаешь понимать, чего реально не хватает и что нужно сделать, чтобы люди это почувствовали. Вот сейчас мы разговаривали с водителями крупногабаритных машин, мы называем их «дальнобоями». Они говорят, что, вот трассу построили, эта часть трассы хорошая, но нет пунктов техобслуживания. А, представьте себе, при температуре минус 50 градусов колесо лопнет - это просто опасно для жизни. И связи нет совсем никакой. Вот это уже вещь очень серьёзная. Значит, мы чего-то своевременно не додумали, и нужно это срочно исправлять. Это первое.

Второе - начало трассы. Оно было построено в 1994-1996 годах и явно устарело, проходит через населённые пункты, покрытие уже неважное. Хотя они и этому рады, потому что несколько лет назад и этого не было. Но всё-таки этого недостаточно. Это вчерашний день. Она смотрится, конечно, неплохо, но не как федеральная трасса, а как хорошая просёлочная дорога. Не более того. Это второе.

Третье. Мы решали задачу соединения всей территории Российской Федерации шоссейными дорогами и решили её. Но основная нагрузка всё-таки лежит не между Читой и Хабаровском, а между Хабаровском и Владивостоком. А там дорога хуже, чем здесь, сейчас оказалось.

Реплика: Старая шоссейная дорога.

В.В.Путин: Ну да, а нагрузка там больше. Сразу понимаешь, что сейчас туда в первую очередь нужно обратить внимание, но не снижая темпов работы на этом участке. Потому что в начале пути ещё очень многое нужно сделать. Это третье.

И четвертое. Отсюда достаточно большой поток идёт на север - через Якутию в Магадан, дорога «Лена». Я это, конечно, и так знал, но водители прямо сейчас говорят - очень тяжело там работать. А что значит тяжело? Объёмы перевозок могли быть гораздо большими, чем те, которые есть сегодня, если бы были другие условия работы.

Вопрос: То есть следующий шаг - развитие придорожной инфраструктуры?

В.В.Путин: Да. Во всяком случае, вот здесь. Придорожная инфраструктура, места обслуживания, отдыха, техобслуживания, где водителям можно остановиться, поесть нормально. Связь, медицинское обслуживание. Всё это нужно делать. Развивать малый и средний бизнес. И здесь очень большая роль за регионами.

Конечно, федеральные органы власти должны сделать всё, чтобы не было никаких дополнительных административных обременений, чтобы можно было сюда легко выйти для работы. Но местные органы власти должны создать свои условия для того, чтобы людям здесь было комфортно работать и с прибылью. Там, где мы сейчас были, хозяин сказал, что у него уже открыт небольшой пункт технического обслуживания. Задумался над тем, чтобы ещё один открыть, потому что будет увеличиваться поток. А это означает, что будет расширение рынка услуг подобного рода.

Вопрос: Здесь очень низкая плотность населения, несмотря на огромные территории. Понятно, что регион развивать надо и нужно сюда как-то привлекать людей. Я думаю, что это одна из задач, наверняка. А есть какие-то планы по тому, чем привлекать?

В.В.Путин: Мы же говорили в ходе этой поездки. Заложили Нижне-Бурейскую гидроэлектростанцию. Вместе с Верхней Буреей это будет отдельный большой энергетический комплекс. И сразу же возникли планы строительства новых предприятий, в том числе, металлургических. Представитель одной из этих компаний подписал с «Русгидро» договор на потребление в будущем электроэнергии с этой станции. Это даст нам возможность построить новый российский космодром - абсолютно востребованный и нужный стране на перспективу.

А что такое космодром? Это город на 35 тысяч жителей, завод по производству необходимых компонентов, водорода и других компонентов, которые используются в космонавтике. Это высокотехнологичное производство, создание инновационной среды.

Сейчас мы дальше проедем, там целое производство будет связано с прокачкой нефти - новую трубопроводную систему вместе с китайцами мы делаем. Вот эти основные точки, которые сейчас возникают на трассе, крупные точки - они, безусловно, будут разрастаться, будут локомотивами развития в этом регионе.

Я сказал об одном из металлургических предприятий. Как только Бурея заработает или в преддверии начала её работы, я уверен наверняка, здесь появятся и другие. Роль государства заключается в том, чтобы создать вот такие инфраструктурные условия. И бизнес придёт сюда.

Вопрос: А как задействовать местное население, ведь возникает проблема со специальным образованием?

В.В.Путин: Там, где мы будем строить космодром, может быть легче. Один из жителей Углегорска меня спросил: «Вы будет строить новый город, а эта задача будет решаться с помощью тех специалистов, которые приедут из европейской части России, Сибири? Или будете использовать, в том числе, и местных жителей?» Вот там легче, потому что как раз в этом месте жили и живут специалисты, которые использовались Министерством обороны. Они и многие их родственники служили в ракетных частях стратегического назначения, потому что мы будем делать космодром на одной из бывших точек Минобороны, где была расположена такая часть. И многие жители этого городка, конечно, имеют прямое отношение к ракетной технике. Думаю, там будет легче найти специалистов и для нового проекта.

Что касается строительства Нижне-Бурейской ГЭС. Когда я оттуда уезжал, то остановился и с рабочими поговорил. Я говорю: «Вы здесь работаете уже или только будете?» Они: «Мы собираемся, но мы строили Саяно-Шушенскую ГЭС, Верхнюю Бурею, а сейчас будем работать здесь». То есть в принципе как система использования высококвалифицированных кадров, причем и рабочих кадров, квалифицированных и технических специалистов, она отлажена. Но, разумеется, на особо сложные производства, требующие хорошей специальной подготовки, нужно будет создавать условия, чтобы люди приезжали, скажем, из европейской части.

В Хабаровске только что был. Мы посетили Центр высоких медицинских технологий. Процентов 30, как минимум, высококлассных специалистов переехали из разных городов Сибири и из европейской части, потому что им там интересно, там новейшее оборудование, которого пока даже нет в крупных европейских центрах - первое. И второе. Им создали хорошие бытовые условия: каждый получил жильё, хорошую квартиру в том районе города, где захотел. Губернатор прямо сказал: «Выберите любой район города и там Вы получите квартиру». Вот когда мы будем подходить с такими мерками и такими способами будем решать и производственные, и бытовые вопросы, уверен, что проблем с кадрами не будет.

Вопрос: По пути не заезжали в Благовещенск, но я там была. Там очень видно, как нашему соседу становится тесно в силу роста численности населения. 20 лет назад по другую сторону Амура была маленькая деревушка, а сейчас это маленький четырехмиллионный городок - по их меркам совсем маленький. И даже на улицах Благовещенска гораздо больше присутствуют китайцы. Можно ли как-то остановить экономическую экспансию?

В.В.Путин: Я не считаю, что мы имеем дело с какой-то экономической экспансией Китая, во-первых. Во-вторых, что касается северных регионов Китая, они растут не потому, что в Китае тесно, а потому что правительство проводит целенаправленную политику, связанную не только с экономикой, но и с этническим составом своих северных территорий. Думаю, что в конечном итоге, если мы правильно выстроим свою собственную работу, от этого мы сможем только выиграть. Нам гораздо комфортнее иметь рядом с собой процветающего и богатого соседа, чем нищего, больного и требующего постоянной помощи.

Но при этом мы сами должны соответствующим образом себя вести и, конечно, развивать эти территории. До сих пор этому уделялось недостаточно внимания. Мне бы очень хотелось, чтобы и на Камчатке, и на Сахалине, и в Приморье, и здесь в Амурской области экономика и социальная сфера получили новые мощные толчки развития. И если те планы, о которых мы говорим в рамках этой поездки, будут осуществляться, то так оно и будет. В этом случае у нас будет достаточно комфортное сотрудничество, и соседство с процветающим партнером пойдёт нам только на пользу.

Реплика: Как сейчас происходит с нефтью, с электричеством. То, что запускаем в последнее время - нефтепровод идет.

В.В.Путин: Нефть, электричество. Но не забывайте, что мы в Китай продаём на сотни миллионов, а то и на миллиарды специальной техники и вооружения, а это высокотехнологичная продукция.

Вопрос: А закупаем больше?

В.В.Путин: Закупаем мы ширпотреба больше. И я не совсем уверен, что нам нужно соревноваться здесь с Китаем именно в производстве ещё более дешёвых товаров широкого потребления. В этом нам вряд ли удастся китайцев превзойти. Ежегодно на трудовой рынок Китая вливается около 200 миллионов человек дешёвой рабочей силы. Правда, возникает другая проблема: что с ними делать несколько позже. Но такой резервуар дешёвой, неплохой по качеству рабочей силы там есть. И он создаёт очевидные конкурентные преимущества, особенно при производстве товаров широкого потребления, которое не требует суперквалификации, не требует какого-то супероборудования, но позволяет производить достаточно качественный и очень дешёвый продукт. Наше конкурентное преимущество в другом - в производстве высокотехнологичной продукции.

И я нисколько не сомневаюсь, что если мы будем развиваться и идти по этому пути, у нас есть все шансы быть успешными.

Вопрос: И ещё я хотела спросить про одну из ключевых отраслей Дальнего Востока - рыбу. Мы разговаривали с рыбаками. Они говорят, что дешевле у китайцев арендовать корабли, и обслуживать их там дешевле. А наш парк судов в крайне тяжелом состоянии - физически и морально устарел. Какие-то будут шаги со стороны Правительства?

В.В.Путин: Будут. Ведь мы почему переживаем такой период? Не только в судостроении, но и в авиастроении. Он объясняется историческими причинами. В Советском Союзе основное внимание уделялось военному авиастроению и военному судостроению. На этих направлениях мы до сих пор являемся абсолютно конкурентоспособными. Наша боевая авиация влёт идёт на мировых рынках. Даже не хватает мощности, чтобы произвести такое количество авиационной техники, которую можно было бы продать.

То же самое касается и средств ПВО. С-300, С-400 мы могли бы сейчас продать гораздо больше, чем продаём. Но такого объёма даже произвести просто не можем, мощности не хватает.

То же самое касается и военного судостроения: подводные лодки, ряд типов подводных кораблей - они и конкурентоспособны, и покупаются на мировых рынках.

Но гражданское судостроение и авиация не были достаточным образом развиты. Поэтому они не конкурентоспособны сегодня. Мощностей даже нет соответствующих. Там, по сути дела, нужно даже не перестраивать, а строить заново. Кстати говоря, в этом тоже есть определённое преимущество и шанс. Если делать с нуля, то можно делать на самом современном технологическом уровне. Вот что мы сейчас пытаемся сделать, и здесь нечего стесняться, нужно привлекать и технологии, и партнёров таких, которые являются лидерами в мировом судостроении. А это кто? По определённым типам судов это - Южная Корея, Япония. Мы сейчас их привлекаем. Кстати, на Дальнем Востоке собираемся строить две верфи для начала - как раз с японскими и южнокорейскими партнерами.

Но это не значит, что у нас у самих ничего нет. Вот, кстати, и здесь, в Амурской области, неплохое судостроение и ремонтные заводы, которые, в общем, достаточно стабильно работают, загружены работой. Здесь-то как раз и производятся, и ремонтируются рыболовецкие суда. Что касается конкуренции, то она в этом сегменте очень острая, и мы должны будем принять ряд таких решений, которые позволили бы развиваться и рыболовству, но и не создавали бы препятствий для развития нашего отечественного гражданского судостроения.

Что я имею в виду? Это в полном смысле касается и гражданского авиастроения. Авиаперевозчики нам говорят: «Дайте нам возможность перевозить пассажиров на новых комфортабельных, современных и экономичных воздушных судах». То же самое говорят и те, кто работает в море. А наши таких не производят. Поэтому мы должны: во-первых, создать условия, чтобы такие суда создавались на нашей территории. Ведь предпосылки у нас очень хорошие для этого есть - и кадры есть, и научная среда очень хорошая.

Нужно создавать условия для развития здесь, привлекать иностранный опыт, иностранных специалистов, иностранные технологии, строить здесь верфи, разработать программу, план развития. Но показать западным производителям, что если они не захотят это делать вместе с нами, то на каком-то этапе мы будем закручивать таможенные гайки, будем повышать ввозные таможенные пошлины или будем давать работать только тем судам, которые работают под российским флагом, произведенным в России судам.

Это нельзя делать сразу. Мы не должны и не будем подрывать рыболовную отрасль. Но эта программа должна быть, и о ней должны знать все участники этого процесса. Она должна быть открыта, понятна и разработана. Она должна быть с участием всех: и рыбаков, и экономистов, и судостроителей, и финансовых учреждений. И если такую программу мы создадим, согласованную со всеми звеньями, о которых я сейчас упомянул, то я уверен, у нас есть все шансы не только быть на уровне конкуренции, но и предлагать вполне конкурентный продукт для своей собственной страны и на мировые рынки.

Вопрос: С автопромом было такое. Сейчас Вы за рулём «Калины». Я уверена, что Вы в своей жизни ездили на разных машинах. Какие плюсы и минусы? Вы же можете сравнить?

В.В.Путин: Я, честно говоря, очень удивлён даже. Надо, конечно, уточнить, как это делали - что здесь серийное, а что специально под эту поездку сделали. Меня заверили, что всё здесь серийное, но я еще уточню. Мне машина очень нравится. Она компактная, 6 с небольшим литров на 100 км потребляет, не шумная. Я не ездил на больших скоростях, но 140-145 мы шли. И причём я немножко только снижал скорость на крутых поворотах, она прямо так «лепится» к трассе, немного уходит в неё. Это очень хороший показатель для машины такого класса. Мне очень понравилось.

Вопрос: Но недостатки какие-то заметили же?

В.В.Путин: Вы знаете, нет. Только электронный прибор то ли глючит, то ли так и должно быть. Мы с вами включили пятую передачу, а он сейчас показывает нейтральную. А так в принципе всё работает, ГЛОНАСС работает, все системы функционируют. Вот нажать здесь, если у нас тут основной дисплей, навигация - включаешь, переключаешь и вот что получается.

Вопрос: Спутник ищет?

В.В.Путин: Да, спутник ищет. Температура за бортом, сколько мы прошли км, много информации. Очень удобно.

Реплика: Ну, раз показывает нейтралку, значит всё-таки серийный автомобиль, Владимир Владимирович.

В.В.Путин: Вот ГЛОНАСС заработал.

Вопрос: Мужской голос сейчас был?

В.В.Путин: Да, проинформировал нас, что мы едем. Бортовой компьютер, диагностика, настройки.

Реплика: Неожиданно.

В.В.Путин: Я сам не ожидал. Интересно.

Вопрос: А какие условия надо создать для отечественного автопрома, чтобы их продукция не уступала по качеству зарубежной?

В.В.Путин: Я думаю, что они уже созданы. И это хороший пример, который Вы привели с автопромом, если сравнить с тем, что у нас должно происходить в авиации и с судостроением.

Есть, безусловно, отличие и своя специфика. Всё-таки машину произвести легче, чем корабль или самолёт: и срок изготовления другой, и инвестиции другие. Это, конечно, нужно учитывать при создании этих программ. Но принцип, по сути, один и тот же.

Что мы сделали с автопромом: мы нашим партнёрам заранее, за несколько лет - основным производителям - сказали: «Ребята, давайте жить дружно. Вы понимаете, что ни одна страна, тем более Россия, не позволит, чтобы вы постоянно сбрасывали на наш рынок хлам и превращали Россию в помойку своей отработанной техники. Это и экология, и качество техники. В конце концов, это наше технологическое развитие и налоги, которые мы хотим получать в нашей стране. Но понимаем, что и наш российский потребитель пока нуждается в вашей технике, и вы не можете сразу сюда заскочить и развернуть производство - должны быть созданы определённые условия. Давайте договоримся следующим образом: мы сейчас ничего не будем делать в направлении повышения ввозных таможенных пошлин. Но вот вам временной график, вот в такие-то годы мы начнём постепенно поднимать таможенные тарифы: сначала на ввоз подержанной техники, потом постепенно начнём поднимать пошлины и на новую продукцию, и на новые автомобили.

Мы же сейчас не члены ВТО - можем себе это позволить. Но мы не хотим подрывать ваш бизнес в России. Приходите к нам и разворачивайте здесь производство. А мы со своей стороны сделаем всё, чтобы обеспечить успешное начало вашему бизнесу.

Потом многое будет зависеть от вас. Но при этом не просто приходите, мы хотим, чтобы вы, когда придёте со своим производством, постепенно передавали технологии, навыки, повышали уровень производительности труда, повышали уровень технической подготовки наших специалистов».

И это всё закладывается в контракты, которые подписывает Министерство промышленности и торговли с иностранными производителями. Мы по годам высчитываем, какой объём в производстве автомобильной техники будет приходиться на отечественных российских производителей. Это называется степенью локализации, т.е. сколько в процентном отношении будет производиться на отечественных предприятиях автомобильных компонентов. Это начинается с 25-30 - все зависит от марки машины - и доходит до 70 процентов локализации.

Представьте себе, что это такое - 70-80% автомобилей производится на российских предприятиях? Это существенное повышение технической оснащенности наших предприятий, потому что если иностранный производитель берёт те или иные части, вставляет в свою машину и считает возможным продавать это под своей маркой - он гарантирует качество. Ни одна крупная уважающая себя компания, ни один мировой бренд не возьмёт в качестве какой-то из частей нечто такое, что не соответствует мировым стандартам. Это путь, по которому мы можем вполне пойти и в судо-, и в авиастроении.

Вопрос: Про космодром Восточный. У нас есть уже какие-то договорённости с соседями сдавать его в аренду, чтобы они как-то тоже его использовали?

В.В.Путин: Зачем в аренду? Мы сами арендуем в Казахстане космодром - бывший советский Байконур. Мы его арендуем до 2050 года. Платим аренду, содержим и развиваем этот космодром. Но, как я уже говорил на совещании, конечно, мы заинтересованы в том, чтобы у России был собственный стартовый комплекс и на собственной территории. Это вопрос и технологического развития, и национальной безопасности.

Россия сегодня вынуждена приспособить космодром Плесецк, который космодромом и не являлся-то никогда. Это был один из стартовых пусковых комплексов Министерства обороны. С утратой Байконура Россия была вынуждена приспособить его для пусков соответствующих космических аппаратов. Но, скажем, пилотируемые корабли мы оттуда не можем запускать. Мы вынуждены использовать Байконур.

Со строительством здесь космодрома «Восточный» Россия получит независимый доступ в космическое пространство для всех типов космических аппаратов. Но мы будем продолжать сотрудничество и с Казахстаном, и с французами, потому что мы осуществляем с ними совместный проект во Французской Гвиане - Куру. И в первой половине 2011 года, надеюсь, уже будет произведен первый пуск.

А что касается нашего сотрудничества с другими странами, то, например, по пускам оно и сейчас осуществляется очень интенсивно. Россия занимает первое место в мире по пускам космических ракет и сегодня. Поэтому здесь ничего не нужно будет cдавать в аренду никому. Здесь просто нужно будет исполнять те обязательства, которые у нас есть сегодня и наверняка возникнут завтра.

У нас ведь контракты по пускам, совместной космической деятельности. Договоры, соответствующие межправительственные соглашения заключались, заключаются и будут заключаться. Они носят долгосрочный характер, рассчитаны на несколько лет вперёд. Более того, мы сейчас даже не можем удовлетворить всех заявок.

Например, мы достаточно активно развиваем ГЛОНАСС, и мне приятно об этом говорить, потому что еще несколько лет назад - лет пять назад - мы предлагали делать эту программу с европейскими партнёрами, с Евросоюзом. Потому что они тоже в своих планах имеют создание аналогичной системы - «Галилео». Я им предложил на одном из саммитов делать это совместно. Мы были в начале пути. Они покивали, но фактически уклонились от сотрудничества, решили делать это самостоятельно.

Чтобы эта система функционировала, нужно на орбите иметь примерно 27-28, а можно 30 спутников в группировке - для того, чтобы она действовала устойчиво. Примерно 25 - чтобы система носила глобальный характер, ну и пару-тройку на всякий случай, если какой-то из аппаратов выходит из строя, чтобы потребители переключались на действующие аппараты.

5 или 6 лет назад мы предлагали им совместную работу, но они уклонились и начали сами её делать. И мы - сами. Что может быть предметом нашей гордости: у нас на орбите группировка уже 25 спутников, а у них только два. Они сейчас стараются ускорить эту работу, нарастить группировку и обращаются к нам с просьбой увеличить количество пусков. Но мы просто не можем это сделать, потому что наши мощности загружены - и своими собственными пусками, и пусками для наших партнёров, в том числе и европейских, по ранее подписанным контрактам.

Поэтому если говорить о будущем «Восточного», то я уверен, что оно будет обеспечено заказами - и отечественными потребителями услуг подобного рода, и нашими зарубежными партнёрами.