Вступительное слово В.В.Путина:
Здравствуйте, уважаемые коллеги,
Сегодня в Москве траур по погибшим в результате террористического акта в московском метро вчера. Еще раз выражаю самые искренние соболезнования семьям погибших. Сделаем все для того, чтобы помочь и поддержать пострадавших.
Я вчера имел возможность посмотреть и проанализировать работу наших служб спасения. Хочу поблагодарить пожарных, спасателей, медиков - всех, кто оказывал помощь людям, за очень профессиональную, слаженную работу. Она действительно проведена на высоком профессиональном уровне и с полной отдачей.
Спасибо.
Вчера мы уже провели совещание по поводу оказания помощи семьям погибших и пострадавшим. Вчера же подписано соответствующее распоряжение Правительства Российской Федерации о материальной помощи.
Свои решения о дополнительной помощи предлагает и правительство Москвы. Сегодня мы в ходе нашей беседы вернемся к вопросам безопасности на объектах критически важной энергетической инфраструктуры, на объектах ЖКХ и, главным образом, сегодня будем говорить об обеспечении безопасности на транспорте.
В 2007 году у нас принят закон - и он действует с 2007 года - о транспортной безопасности.
Работают также две федеральные программы: «Модернизация транспортной системы России» и «Антитеррор». И там, и там говорится о необходимости усиления мер технического контроля и технической защиты, в том числе транспортной инфраструктуры.
Надо сказать, что и сделано уже немало. Кстати говоря, один из вагонов метро, который подвергся террористической атаке вчера, был оборудован системами видеонаблюдения.
Как мы видим и понимаем, такие системы не могут предотвратить террористического акта, но они небесполезны, они помогают правоохранительным органам выявить пособников, выявить организаторов преступления. В данном случае мы знаем: они залегли на дно. Но это уже дело чести правоохранительных органов - выковырять их с этого дна канализации на свет божий. Уверен, что это будет сделано.
Вместе с тем мы, имея в виду последние трагические события в нашей стране и террористические атаки в других регионах мира, понимаем, в каком мире сегодня живем. Не только Россия, но и другие страны подвергаются террористическим атакам и живут в условиях террористической угрозы. Понимая это, должны совершенствовать свои системы безопасности и предупреждения совершения преступлений подобного рода.
Но, несмотря на все усилия, во многих странах происходит то же самое, что и в нашей стране, к сожалению. Достаточно вспомнить проникновение террориста на борт самолета, который летел из Голландии в Соединенные Штаты. Мер безопасности предпринимается много, тем не менее, человек проник на борт воздушного судна со взрывным устройством и пытался привести его в действие. Я уже не говорю о трагических событиях в нашей стране и с «Невским экспрессом», и о вчерашних преступлениях в метро.
Конечно, объекты инфраструктуры сами по себе, по масштабам просто грандиозны. И иногда кажется, что это сложно и вообще невозможно - обеспечить безопасность на всей совокупности этих объектов. Достаточно сказать, что протяженность магистральных железнодорожных путей, которые находятся в собственности РАО «РЖД», 85 тысяч километров. А с подъездными путями, технологическими путями, со станционными путями - это около 110 тысяч километров. И плюс 110 тысяч километров находятся в собственности или ведении промышленных предприятий. И это 220 тысяч километров!
И все-таки наряду с усилением антитеррористической борьбы по линии специальных служб, по линии правоохранительных органов мы обязаны, должны и будем думать над совершенствованием правовой базы, обеспечивающей безопасность наших граждан. Должны и будем думать над развитием системы видеонаблюдения, будем совершенствовать технические средства обнаружения взрывчатых веществ, будем совершенствовать систему спасения, оповещения, информирования граждан.
В ходе сегодняшнего совещания я жду от вас предложений по дальнейшему совершенствованию всей совокупности мер безопасности.
Думаю, для всех понятно: дело не в деньгах, дело не в ресурсах, которые мы готовы выделить на решение этих проблем. Дело в эффективности предлагаемых решений. Давайте их и обсудим.