Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Прежде всего, хочу поздравить тех, кто создавал это учреждение. Как вы видите, библиотека сделана в хайтековском стиле, но получилась очень комфортабельной и очень уютной, очень удобной для пользователей. Хороший пример для организации подобных объектов в других регионах страны.
Сегодня на заседании президиума Совета по нацпроектам, мы рассмотрим два вопроса. Первый из них - без особого обсуждения, для информации. Но если какие-то идеи будут, давайте поговорим на этот счет. Имею в виду наши планы в жилищной сфере. И второй основной вопрос - это нацпроект в сфере образования.
Что касается жилья, здесь перед нами стоят две ключевые задачи. В первую очередь, мы должны последовательно выполнять обязательства государства по обеспечению жильем отдельных категорий граждан. Речь идет об участниках войны, о чернобыльцах, о расселении аварийного жилого фонда, о некоторых других подобных программах, о военнослужащих.
Причем, хотел бы подчеркнуть, что мы должны вспомнить не только о военнослужащих, которые заканчивают службу сегодня, но и о тех, которые в прежние времена (в связи с определенными известными экономическими сложностями в стране) срок службы закончили, но были отправлены на муниципальную региональную очередь. Как известно, эта очередь двигается крайне медленно. Предлагаю к этому вернуться еще раз, подумать и сформулировать предложения по отдельной программе, которая бы решила проблему этой категории граждан.
В то же время нужно создавать условия для того, чтобы как можно больше людей могли приобретать новые квартиры, самостоятельно улучшать свои жилищные условия, прежде всего, за счет использования механизмов жилищного кредитования.
Напомню, что в 2007 и 2008 годах в нашей стране было выдано 820 тысяч ипотечных кредитов на общую сумму 1 трлн 200 млрд рублей.
Конечно, можно сказать, мы в начале пути - имею в виду общий объем потребностей, - но все-таки это уже сумма заметная.
В том числе эти деньги были выданы и благодаря тому, что удалось обеспечить весьма приличные темпы жилищного строительства: 61 млн кв. метров - в 2007 году; 64,1 млн кв. метров - в 2008; в 2009 году было некоторое падение, но все-таки цифры тоже весьма заметные - 59 млн кв. метров.
Экономический кризис, как я сказал, конечно же, не мог не сказаться на развитии ипотеки. Прежде всего, банки лишились доступа к так называемым «длинным» и «дешёвым» деньгам. Если откровенно сказать, их, по большому счету, у нас и не было, как следует. Но в целом все-таки тенденция к созданию такого ресурса была. Как результат - процентные ставки стали неподъёмными для потенциальных заёмщиков, хотя, по оценке специалистов, за 2009 год было выдано 117 тыс. ипотечных кредитов на сумму 138 млрд рублей. Все-таки ипотека и в достаточно сложном 2009 году выдержала это испытание. И несмотря на то, что в некоторых регионах ставка носила практически запретительный характер, тем не менее, 138 млрд граждане взяли, а банки выдали.
В конце прошлого года было сформулировано поручение - найти дополнительные ресурсы для поддержки ипотеки, чтобы на рынке появились доступные жилищные кредиты.
Процентная ставка по ним не должна превышать, как я уже неоднократно об этом говорил, 11% годовых, а первоначальный взнос должен быть не более 20% от стоимости квартиры. Расчеты показывают, что такие условия серьёзно расширят круг участников ипотеки за счёт тех, кто готов взять жилищный кредит, но не может платить за него 14-15%, как того требуют банки сегодня. Хотя, конечно, и 11% - это тоже достаточно дорого. В перспективе нужно стремиться, чтобы ставка стала ещё ниже.
Несколько дней назад Государственная Дума уже приняла поправки, позволяющие снизить первоначальный взнос по ипотеке. Рассчитываю, что этот закон найдет поддержку и в Совете Федерации.
Чтобы коммерческие банки смогли выдавать доступные кредиты, они получат дополнительную финансовую помощь как со стороны Внешэкономбанка, так и из Фонда национального благосостояния в общем объеме 250 млрд рублей. Это и есть те самые «длинные деньги», которые мы направим на решение жилищных проблем граждан.
Конечно, надо сказать прямо и честно: это, в известной степени, искусственная поддержка и искусственные «длинные деньги». Потому что в нормальной экономике «длинные деньги» складываются из ряда компонентов: значительных накоплений граждан на счетах, больших объемов пенсионных фондов, накоплений страховых компаний и так далее.
Но в целом, на мой взгляд, это движение в правильном направлении. Мы должны поддержать рынок, должны поддержать граждан, которые хотят улучшить свои жилищные условия, должны рынок немножко разогреть. Перегрева не нужно, но поддержка нужна.
Мы с вами договаривались о том, что в 2010 году меры по поддержке реальных секторов экономики пока еще сокращать рано. И это, конечно, одна из мер поддержки реального сектора - в данном случае сектора жилищного строительства.
Считаю, что с помощью государственных ресурсов мы можем и должны стимулировать спрос именно на недорогое, доступное жильё. Поэтому максимальный размер стандартных ипотечных кредитов будет ограничен 3 млн рублей в субъектах Российской Федерации и 8 млн рублей в наших крупнейших мегаполисах - в Москве и в Санкт-Петербурге.
Конечно, надо себе представить, сколько стоит квадратный метр и какую квартиру за эти деньги можно получить. Но, повторяю еще раз, мы сознательно ориентируемся на недорогое жилье, на массового потребителя. Кроме того, такие кредиты предназначены исключительно для покупки квартир в новостройках.
Это тоже осознанное решение, поскольку сегодня новые квартиры стоят дешевле, и подчас значительно дешевле, чем аналогичное жилье на вторичном рынке. Имею в виду, что жилье на вторичном рынке было построено в те времена, когда все, в том числе и строительные материалы, было дороже, чем сегодня. Конечно, таким образом, мы, надеюсь, поддержим жилищное строительство, стимулируем запуск новых строек.
От этого зависят сотни тысяч рабочих мест, перспективы экономического роста как в строительстве, так и в смежных отраслях.
Я сегодня обсуждал это с руководителем Агентства по ипотечному жилищному кредитованию. Агентство провело соответствующую работу с нашими ведущими банками. Эта программа должна быть запущена в апреле.
Теперь - к вопросам образования.
Мы проводим заседание президиума в Тюменской области. Этот регион был в числе первых, кто разработал, а главное - внедрил на практике новые подходы к управлению образованием.
Вы знаете, что Президент России Дмитрий Анатольевич Медведев утвердил национальную инициативу «Наша новая школа».
По сути, мы продолжаем начатое в рамках нацпроекта «Образование». Собственно говоря, приоритетные национальные проекты и приобретенные там навыки, знания, опыт и их использование - все это задумывалось как основа для запуска системных преобразований.
С 2007 года в 31 регионе Российской Федерации шла отработка комплексных программ модернизации школьного обучения. В той или иной степени они охватили порядка 20 тысяч школ, в которых обучается 5 млн. детей.
Сегодня я хотел бы услышать от докладчика и других выступающих оценку достигнутых результатов. В первую очередь - с точки зрения качественных изменений в системе общего образования.
Это важно, так как теперь - в рамках инициативы «Наша новая школа» - полученные наработки должны поэтапно распространиться на всю страну.
И мы должны быть уверены, что они будут работать на достижение основной цели - на то, чтобы обеспечить кардинальный рост качества школьного образования.
Наши дети должны получать знания и навыки, необходимые для активной жизни в современном обществе и успешной профессиональной карьеры в условиях инновационной экономики.
Школа должна активно поддерживать лучших учеников и лучших педагогов. И одновременно быть чуткой и доброжелательной к каждому ребенку, включая детей с ограниченными возможностями здоровья.
Что для этого, на мой взгляд, предстоит сделать. Во-первых, уже с 1 сентября 2011 года все первоклассники начнут заниматься по новым образовательным стандартам. Нужно обеспечить, чтобы внедрение этих, более современных стандартов не превратилось в пустую формальность, а реально изменило к лучшему и содержание обучения, и условия пребывания детей в школах.
Кстати говоря, хотел бы обратить внимание министра образования на то, что эти стандарты должны подвергаться критическому анализу с привлечением ведущих специалистов страны, соответствовать современным требованиям. Надо посмотреть, как они будут работать. Особую ответственность здесь несут органы власти субъектов федерации и муниципалитетов.
Во-вторых, мы должны предметно заниматься повышением результативности и престижа учительского труда. Приведу один пример. В субъектах Федерации, внедривших новые системы оплаты труда, заработная плата педагогов растет намного быстрее, чем там, где этого делать пока не спешат.
В 20 регионах-лидерах зарплата учителей сравнялась или даже превысила среднюю заработную плату в экономике региона.
Причем в первую очередь поощряется творческий труд, желание и умение добиваться отличных результатов.
В 20 регионах-участниках комплексных проектов модернизации образования средняя зарплата учителей достигла средней зарплаты по субъекту Федерации, как я сказал. Причем в семи из них средняя зарплата учителей превысила среднюю зарплату по субъекту Федерации более чем на 20%. Могу привести в качестве положительного примера такие субъекты Российской Федерации, как Калининградская, Саратовская области, Алтайский край, Еврейская автономная область, Республика Бурятия, Томская область, Республика Алтай.
Кроме достойной оплаты труда учителей, российские учителя получат и возможность постоянно повышать свою квалификацию, овладевать новыми технологиями преподавания. Для этого Министерство образования создает специальные новые программы переподготовки. Они в свою очередь лягут в основу. Да и соответствующее правительственное постановление с планом работы мною подписано. Это же даст возможность провести необходимую переаттестацию.
Хочу вас проинформировать о том, что после длительных консультаций с профсоюзами механизм переаттестации согласован. Мы должны привлечь в классы новое поколение молодых и перспективных педагогов.
Третье: необходимо продолжить формирование единой общероссийской системы оценки качества образования. Учащиеся и их родители должны иметь возможность влиять на качество и уровень преподавания.
Критически важной для успеха преобразований является их поддержка со стороны граждан: родительских комитетов, объединений педагогов и так далее.
Мы только что были в одной из, по сути, рядовых школ Тюмени - школе №88. И не в центре расположена, кстати сказать. Там все положительные аспекты преобразований, которые происходили с 2005 года, - налицо.
И заработная плата выросла существенным образом, и структура кадров изменилась в связи с переходом на подушевое финансирование. Количество преподавателей увеличилось, количество обслуживающего персонала сократилось. И создано хорошее взаимоотношение с родительским комитетом. Создан, по сути, новый совет, который принимает непосредственное участие в работе школы. И родители, по сути, стали соучастниками образовательного процесса, что, очень важно, повышает доверие к тому, что делает педагогический коллектив.
Образовательные учреждения должны стать более открытыми, в том числе регулярно публиковать отчеты о своей деятельности, содержащие полную и объективную информацию. А создаваемые в школах общественные управляющие советы - об одном из таких я упомянул - должны обладать реальными возможностями влиять на решения по ключевым вопросам в жизнедеятельности школы.
И последнее. Эффективная работа школ невозможна без предоставления им широкой самостоятельности в финансовых вопросах и вопросах хозяйственной жизни.
Нужно добиться, чтобы новые модели нормативного подушевого финансирования реально использовались в практике образовательных учреждений, служили стимулом для их развития, а связь между качеством работы школы и объёмами её финансирования была очевидной и для педагогического коллектива.
Напомню: Правительство внесло в Государственную Думу законопроект об уточнении правового статуса государственных и муниципальных учреждений. Он создает необходимые правовые рамки и стимулы для внедрения новых моделей управления в социальной сфере.
Их применение позволит более эффективно использовать бюджетные средства и главное - повысить качество образовательных услуг, услуг в сфере здравоохранения, других важнейших услуг, предоставляемых государством.
Законопроект уже принят в первом чтении. Подчеркну: его ключевые положения меняться не будут.
И поэтому я прошу руководителей регионов, не дожидаясь вступления закона в силу, начинать подготовительную работу по его реализации и отнестись к этой работе максимально ответственно.
Необходимые модельные планы и примерные перечни подзаконных нормативных актов нами подготовлены.
Также хочу привлечь ваше внимание к проблемам негосударственных школ. Еще один вопрос. Многие из них дают качественное, хорошее образование, а главное - позволяют учитывать особые нужды тех детей, которым по различным причинам непросто адаптироваться в обычных муниципальных школах.
Считаю, что субъекты Российской Федерации могли бы более активно поддержать успешные негосударственные учебные заведения, в том числе финансировать их на основе государственного задания по установленным в регионах нормативам.
Это то, что я хотел бы сказать в начале.
* * *
Заключительное слово В.В.Путина:
Уважаемые коллеги!
Я не буду говорить развернутых заключительных слов. В ходе сегодняшних выступлений практически все аспекты рассматриваемой проблемы нами затронуты. Хочу сказать о том, что, безусловно, самым главным для нас является обеспечение равного доступа граждан к бесплатному общему образованию, вне зависимости от организационно-правовой формы и формы собственности образовательной организации. И при этом нужно обеспечить качество этих образовательных услуг. Нами подготовлен развернутый документ - протокольное решение. Мы, безусловно, его дополним сформулированными вами предложениями.
А в заключение хотел бы сказать вот что. Мы на образование в Российской Федерации тратим гораздо больше, чем, скажем, на такую важнейшую функцию, как обеспечение обороноспособности страны. В 2010 году на обеспечение обороноспособности мы с Вами истратим 2,9% от ВВП, а на образование - из всех источников, из консолидированного бюджета - 4,4%. Эта разница, поверьте мне, очень большая. Задача в том, чтобы эти деньги были истрачены рационально и пошли на пользу гражданам Российской Федерации. Пожелаем друг другу успехов в решении этой непростой задачи.