Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Роман Викторович, с Вашим приходом в «Объединенную судостроительную корпорацию» наблюдается определенное оживление, что не может не радовать. Это хорошо. Надеюсь, так и будет продолжаться в ближайшей и отдаленной перспективе.
Мы с Вами относительно недавно были на Дальнем Востоке. Там, действительно, удалось предпринять хотя бы самые необходимые, срочные меры для поддержки действующих предприятий. И есть неплохие, можно сказать, хорошие планы по строительству новых мощностей на Дальнем Востоке. Хотелось бы услышать, как идет эта работа. Это первое.
И второе - как идет вообще консолидация активов в судостроении, имею в виду уже и Северо-Запад, и Южный судостроительный центр. Наконец, у вас в портфеле заказов свыше 100 кораблей и судов - 118. Общая сумма достаточно приличная. В этой связи вопрос о том, как реализуются планы по поддержке судостроения, по финансированию, по использованию такого механизма, как лизинг. Как на практике эта работа осуществляется? Ну и, наконец, нормотворчество. Готовится закон о поддержке судостроения и судоходной деятельности. Как идет эта работа, и что, Вы считаете, должно быть заложено в этот закон как базу для развития отечественного судостроения? Пожалуйста.
Р.В.Троценко: Владимир Владимирович, думаю, что ни одна отрасль в 2009 году не пользовалась таким вниманием со стороны Правительства, как судостроение. И те пять совещаний, которые были проведены под Вашим руководством, дали свой результат. Мы видим, что 2009 год отрасль закончила с ростом в 62%. Отчасти этот рост связан с рядом факторов - так, по времени произошла сдача сразу нескольких крупных судов и буровых платформ. Но, тем не менее, в любом случае эта цифра отражает перспективы и возможности отрасли как локомотива роста в машиностроении в будущем.
По тем вопросам, которые Вы задали. Консолидация «ОСК» продолжается.
В.В.Путин: Консолидация активов.
Р.В.Троценко: Да. Мы закончили оформление всех акций прибалтийского завода «Янтарь». Это очень важное для «ОСК» приобретение, поскольку оно позволяет сделать завод одним из ключевых в надводном кораблестроении, что даст дополнительные рабочие места.
В.В.Путин: В Калининграде.
Р.В.Троценко: В Калининградской области. Мы считаем, что дополнительно появится около тысячи рабочих мест. Заказы размещаются. Считаем, что в перспективе этот завод на западе станет одним из крупнейших в российском судостроении. Завод хорошо спроектирован, имеет возможности роста территории, у него один из самых молодых коллективов. Плюс таможенный, налоговый режим, действующий в Калининградской области, делает сборку судов там перспективной и выгодной. Мы заканчиваем консолидацию в Южном центре судостроения предприятия...
В.В.Путин: Извините. Так, чтобы там все производство не превращалось «в отвертку».
Р.В.Троценко: Абсолютно правильно. На сегодняшний день судостроение является производством с высокой степенью добавочной стоимости. И сами судостроительные предприятия создают примерно 60% от стоимости контракта. Поэтому это совсем не «отвертка», это передовые вещи, в том числе, пользующиеся спросом по линии военно-технического сотрудничества. Культуру производства в Калининграде мы оцениваем как очень высокую.
По Южному центру судостроения. Работа по консолидации идет. Мы считаем, что усиление «ОСК» в этом направлении приведет к возможности развивать каспийское направление и строить для Каспийского шельфа специализированные буровые суда, буровые платформы, то есть быть России более активной на Каспии, в том числе и в снабжении буровой техникой и судами наших соседей - Туркмении и Казахстана.
Заработала программа лизинга. В этом году мы видим первый случай, когда были выделены кредиты под лизинг. Самым активным банком является ВЭБ, который через свою компанию «ВЭБ-лизинг» на сегодняшний день прокредитовал около 4 млрд рублей судостроительных контрактов.
Эта мера оказалась самой действенной. Она очень простая, легка в контроле. Государство выделяет деньги «ОСК», которая через государственный банк-агент уже кредитует судостроительные контракты при условии, что они строятся в России, на 60% состоят из российского оборудования, и суда получают российский флаг. Эта мера показала свою эффективность, и мы попросили Вашего решения по продлению этих мер на следующий год. Мы ожидаем, что при принятии решения о закреплении квот для рыболовецкого флота мы увидим и интерес со стороны рыбаков по строительству нового флота.
В.В.Путин: На следующий год - это Вы имеете в виду 2011-й? Это своевременно, потому что сейчас мы приступаем к работе над бюджетом 2011 года. В этом году сколько составил объем поддержки на лизинг?
Р.В.Троценко: В 2010 году - 2,7 млрд. Мы думаем, что задача даже не увеличить объем, а сделать его длительным, тогда это будет программа в размере 3 млрд рублей в течение 10 лет. Чтобы мы уже собирали пакет заказов.
Из хорошего - мы видим, что банки докредитовывают к программе лизинга собственные деньги. На сегодняшний день формула выглядит таким образом: один рубль дает судовладелец, один рубль дает «ОСК» по льготному лизингу и один рубль предоставляет банк. Сейчас программа идет со Сбербанком, ВТБ. Но пока самую активную позицию занимает ВЭБ.
В.В.Путин: Этот вопрос Вы поставили своевременно.
Р.В.Троценко: Кроме того, действует программа по компенсации двух третей ставки кредитования по судостроению. Вы обратили внимание, что средства не выбраны целиком по этой программе. Это связано с тем, что лизинг активно заработал в этом году. В следующем году средства будут выбраны. Мы просили бы сохранить эту норму и эту форму поддержки в дальнейшем.
По Вашему поручению завершается работа по разработке закона «О мерах по поддержке судостроения и судоходства в Российской Федерации». Это большая межведомственная работа, которой заняты Минпромторг, Минтранс и «ОСК». Закон предусматривает создание специализированных судостроительных зон, которые будут иметь специальные налоговые и таможенные режимы, что позволит выровнять нам условия хозяйствования с нашими конкурентами в Китае, Корее. С судостроителями этих стран нам приходится конкурировать на открытом рынке. Но эта мера не приведет к ухудшению или выбытию из налоговой базы каких-либо поступлений, поскольку этих контрактов пока нет. То есть мы говорим о крупнотоннажном судостроении. Допустим, примером может служить танкер ледового класса, в спуске которого Вы принимали участие в декабре. Только на налогах по этому танкеру было потеряно порядка 100 млн долларов США. То есть, конечно, нам сложно быть конкурентоспособными. Задача стоит развивать это направление через судостроительные зоны. Этим путем до нас шла Япония в 1970-е годы, Корея в 80-е, сейчас Китай.
В.В.Путин: Корея начала в 60-е. Первые законы по поддержке крупнотоннажного судостроения приняли еще в 60-е годы.
Р.В.Троценко: Поэтому мы рассчитываем на поддержку в этом направлении. Считаем, что этот закон даст существенный толчок развитию судостроения.
Поскольку в прямом производстве судостроения в России занято непосредственно всего 250 тысяч человек, а в производстве компонентов, комплектующих, сырья для судостроения - порядка 700 тысяч человек, то мы говорим о трудоустройстве примерно миллиона человек, жизнь которых зависит от этого.
В.В.Путин: Как Вы думаете, когда этот законопроект будет уже готов?
Р.В.Троценко: Сейчас ведется межведомственное согласование, идет оно непросто. Есть вопросы со стороны Минфина. Мы планируем закончить эту работу в конце февраля. И в соответствии с Вашим поручением, к марту месяцу закон будет готов для внесения в Государственную Думу.
В.В.Путин: Хорошо.
Р.В.Троценко: Ведется строительство двух верфей на Дальнем Востоке, которые мы строим как совместные предприятия.
В.В.Путин: Одна с Сингапуром, вторая с Кореей.
Р.В.Троценко: Да. Мы видим, что строительство ведется по плану. Наши корейские коллеги, может быть, чуть более активны в этом направлении. Мы считаем, что получим проектную документацию к маю месяцу, к началу строительного сезона. Подготовительные работы на площадке уже ведутся, работает тяжелая техника. Мы ожидаем, что весь проект строительства мы завершим за 24 месяца с настоящего момента. Срывов нет.
В.В.Путин: На одной из площадок мы с Вами были. На действующем предприятии.
Р.В.Троценко: Да. Эта площадка была выбрана корейскими партнерами. Строительство ведется активно, оно в графике, никаких изменений нет.
По второй площадке - бухта Чажма, на территории 33 завода - площадка гораздо тяжелее. Завод фактически был остановлен, идет разговор о перезапуске производства, что, в том числе, будет положительно влиять на обстановку с трудовыми ресурсами в этом районе. Мы видим, что ближайший поселок Дунай из 20 тысяч человек потерял 13 тысяч.
Стоит отметить, что перенос планов по развитию Штокмановского месторождения на три года не мог не повлиять на бизнес-планы в отношении совместного предприятия с Кореей. Мы видим, что это рождает некую затяжку и в освоении строительства газовозов.
Мы просили бы Вашего решения по оптимизации работы по освоению шельфа с условием, что шельфовые месторождения будут выдаваться российским компаниям, которые будут заказывать российскую технику.
В.В.Путин: Мы так и будем делать, но эта работа должна быть синхронизирована с объемами продаж. Прежде всего, с готовностью рынка к тому, чтобы приобретать необходимые объемы.
Р.В.Троценко: Как Вы правильно отметили, 118 кораблей и судов у нас находятся в заказе и в работе. 7,5 млрд долларов США - это только объем внешнеэкономической деятельности со стороны «ОСК». Декабрь ознаменовался у нас подписанием крупных контрактов с Вьетнамом и Кувейтом на сумму более 2,5 млрд долларов США, что даст существенную загрузку Адмиралтейским верфям и Хабаровскому судостроительному заводу по своей номенклатуре.
О поручении по Владивостоку. У нас освобождаются значительные земельные участки в центре Владивостока за счет выведения старых производств. Завершается проектирование военно-морского музея во Владивостоке. Мы считаем, что летом сможем приступить к стройке, которая, в том числе, изменит вид города - он будет выглядеть по-другому.
В.В.Путин: Когда мы ее закончим?
Р.В.Троценко: Мы, наверное, не успеем полностью закончить к АТЭСу, но на АТЭСе жизнь не заканчивается. Планируем, что к 2013 году весь комплекс в центре города будет закончен.
В.В.Путин: Вы имеете в виду музейную часть?
Р.В.Троценко: Да. Проект ведет российское архитектурное бюро. Это Сергей Чобан, талантливые молодые российские архитекторы. Мы считаем, что Владивосток приобретет уникальный красивый облик современного города, где приятно жить и работать.
В.В.Путин: Во всяком случае, будет еще одна доминанта во Владивостоке.
Р.В.Троценко: Рядом с мостом. Поскольку эта территория примыкает к мосту через бухту «Золотой рог», то мы получим собственный российский вид на Тихом океане.
По тем проектам, которые находились под Вашим особым вниманием в истекшем году. Прежде всего, это 518-й проект - подводная лодка «Нерпа». В настоящий момент она заканчивает испытания в Тихоокеанском бассейне. Мы считаем, что мы выйдем по плану, в установленные сроки, к ее передаче для нужд флота. У нас это без изменений.
Дополнительные материалы по теме