Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Поговорим о результатах работы компании.
С.О.Франк: Владимир Владимирович, по поручению Совета директоров хотел бы Вам доложить, что основные целевые параметры пятилетнего плана развития «Совкомфлота» успешно выполнены. Флот пароходства увеличился за эти пять лет более чем в 3 раза, и превысил 10 млн тонн дедвейта.
В.В.Путин: По сравнению с другими мировыми компаниями как выглядит «Совкомфлот»?
С.О.Франк: Сейчас мы в пятерке крупнейших танкерных компаний, но принципиальным является то, что средний возраст нашего флота снизился с 7,5 лет до 6 лет. И по качественным показателям флота, конечно, «Совкомфлот» в Санкт-Петербурге один из самых молодых и качественных флотов в мире.
Финансовые показатели существенно возросли. Рыночная стоимость предприятия, по независимой оценке специалистов фондовых рынков, увеличилась в пять раз. Размеры дивидендов, которые мы платим своему единственному акционеру - Российской Федерации - увеличились в 14 раз.
Нам удалось освоить принципиально новые технологии для России. Это перевозка сжиженного газа в экстремально сложных климатических условиях и челночные перевозки в Арктике сырой нефти, что, конечно, пригодится при освоении богатств России на континентальном шельфе арктических морей и дальневосточных морей.
В.В.Путин: Как вы чувствуете себя в условиях кризиса?
С.О.Франк: Владимир Владимирович, Совет директоров утвердил стратегию развития компании до 2015 года. Она включает в себя все важнейшие положения транспортной стратегии государства. Мы считаем, что первые два года - 2010 и 2011- будут довольно сложными для танкерных перевозчиков, но, тем не менее, стратегия предусматривает удвоение основных параметров пароходства. Мы утвердили инвестиционную программу в размере 5,5 млрд долларов. В результате этого мы должны в ближайшие два года твердо войти в первую тройку танкерных перевозчиков мира.
Наша задача на платформе компании создать мирового класса подрядчика по
обслуживанию всех шельфовых разработок с особой специализацией:
холодный климат, ледовые условия. То, что будет характерно для работ
наших нефтяных и газовых компаний в ближайшее время.
Есть многие качественные аспекты нашего развития в ближайшие 5 лет. Мы
хотели бы добиться удельного сокращения расхода топлива на 20% и
снижения выбросов, как минимум, на 20% CO2. И несмотря на то, какие
причины приводят к сегодняшним климатическим сложностям, мы считаем,
что есть резервы технические, организационные... В том числе это и
экономика.
В.В.Путин: В портфеле заказов компании сколько сейчас все-таки приходится на российские верфи?
С.О.Франк: Сегодня российские верфи - вторые производители оборудования для нас. Мы являемся крупнейшими заказчиками российского судостроения и за последние два года здесь освоили 0,5 млрд долларов инвестиций. Если Вы позволите, я хотел бы на карте...
В.В.Путин: Да, пожалуйста.
(Подходят к карте)
С.О.Франк: Владимир Владимирович, я ранее докладывал о строительстве на Адмиралтейских верфях уникальных судов «Михаил Ульянов» и «Кирилл Лавров». Конечно же, это сложнейший проект и не все просто в этом проекте было, тем более, как говорится, «глаза боятся - руки делают». И корабелы Адмиралтейских верфей достаточно уверенно справляются с этим заказом. Спуск на воду «Кирилла Лаврова» Вы видели.
В.В.Путин: Как я понимаю, и по стоимости и по качеству и по срокам строительства...
С.О.Франк: Мы строим на российских верфях только на конкурентных началах, на конкурентных принципах. Именно на основе этих судов, которые строят нам адмиралтейцы, мы предполагаем в этом году начать пилотные рейсы с российскими углеводородами в восточном направлении Северного морского пути. С задачей расширить рынки сбыта для наших нефтяных и газовых компаний. И в это лето мы такие пилотные рейсы совершим. Конечно, сквозное плавание по Северному морскому пути и раньше выполнялось, но в таких размерах, с таким видом груза... Это, в общем, такая инновационная задача. Вполне возможно, нам придется осуществлять плавание севернее Новосибирских островов, поскольку есть определенные ограничения по посадкам в проливе Лаптева и в проливе Санникова.
Мы работаем сейчас очень тесно и с Министерством транспорта, и с Минатомом, с федеральным управлением «Росатомфлот» для того, чтобы все хорошо подготовить к осуществлению этих рейсов. Сокращение дистанции по отношению к классическому пути - примерно в два раза.
В.В.Путин: Экономия топлива...
С.О.Франк: Да, это дает и соответствующую экономию, и - самое
главное - выход на новые рынки. Это принципиально важно в связи с
будущим развитием Ямала, поскольку накопленную в ходе этих пилотных
рейсов информацию мы будем учитывать при проектировании судов и
оборудования, которое потом позволит из района Ямала «смотреть» не
только в западном направлении, но и в восточном направлении.
В.В.Путин: Имеется в виду и сжиженный газ?
С.О.Франк: Имеется в виду и сжиженный газ. Потому что прототипы
таких судов Адмиралтейского завода позволяют в этом контуре, в этих
принципиальных решениях развивать потом и другую технологию.
Я также хотел доложить, Владимир Владимирович, что сейчас
предпринимаются серьезные усилия по разворачиванию гражданского
судостроения на Дальнем Востоке. Нами отработан тип судна - мы назвали
его «Приморье». Это «Суэцмакс» дедвейтом 158 тыс. тонн, который мы
предполагаем к строительству на создающихся предприятиях в Большом
Камне.
В.В.Путин: Это в два раза больше, чем то, что мы строим на Адмиралтейском заводе...
С.О.Франк: Да, это самое большое судно, которое будет построено в истории и Советского Союза и Российской Федерации. Мы надеемся, что в состав флота они начнут поступать через 3 года. И уже заканчиваем все приготовления и с предприятием ОСК, и с их технологическими партнерами по этому проекту.
В.В.Путин: Мы вскоре посмотрим, как идет подготовка к этой работе на Дальнем Востоке.
С.О.Франк: Я также хотел доложить, что мы технически этот проект выполнили. «Суэцмакс», который сейчас строится - это сегодня самый эффективный с точки зрения энергопотребления проект. Речь не идет о строительстве техники вчерашнего дня. Речь идет о том, что нужно строить технику с хорошей добавленной стоимостью, с самыми современными технологическими параметрами, в том числе - по энергопотреблению, по экологии.
В.В.Путин: Хорошо. А здесь почему на север уходите? Не позволяют глубины, да?
С.О.Франк: Вот здесь можно пройти, только если дедвейт будет 48 тыс. тонн. Мы вообще-то хотим повезти конденсат.
В.В.Путин: По глубинам?
С.О.Франк: Да. Здесь ограничения даже больше, вот в районе пролива Дмитрия Лаптева. А обычно ходили вот так. Может быть, второй раз будем открывать землю Санникова.
В.В.Путин: А ледовая обстановка позволяет таким судам пройти?
С.О.Франк: Рейс мы планируем в июле-августе-сентябре. Мы сейчас серьезно готовимся, все изучаем, и ледовый покров в том числе. Конечно, это все делается с соответствующим ледокольным обеспечением. Но, тем не менее, именно такой тип судна - двойного действия, как мы называем, которое может самостоятельно работать в полутораметровом льду, сейчас делает эту задачу реальной. Вчера об этом и мечтать было нельзя. Сегодня мы сможем взять груз российских углеводородов и с двойной экономией по времени против классического пути доставить его в порты Китая, Южной Кореи и Японии.
В.В.Путин: Но эти корабли уже будут работать на азиатский рынок?
С.О.Франк: В данном случае «Суэцмакс», который мы собираемся строить в Большом Камне - это достаточно классическое конвенциональное судно. Оно больше ориентируется на поддержку новых российских трубопроводных систем на Дальнем Востоке, прежде всего - терминал в бухте Козьмино. Это судно идеально для обслуживания терминала в Козьмино. Конечно торговля там будет и в размерности «Афрамакс», но мы уверены, что будет торговля и в размерности «Суэцмакс». Так что и тип судна мы назвали «Приморье», и построить его хотели бы в Приморье, и использовать хотели бы в Приморье.
В.В.Путин: Хорошо. Спасибо.