Стенограмма начала встречи:
В.В.Путин: Добрый день, уважаемые друзья, коллеги.
Наша встреча проходит на площадке ведущего кинематографического вуза России, причем в год его 90-летия. Я так понял, руководители, профессорско-преподавательский состав решили не выделять какого-то специального дня празднования, а приняли правильное решение - отмечать это событие в течение всего года. Так, Владимир Сергеевич? (обращаясь к В.С.Малышеву, ректору Всероссийского государственного университета кинематографии им.С.А.Герасимова)
В.С.Малышев: Да, но с трудовыми подвигами.
В.В.Путин: Понятно. Поскольку мы с вами сегодня собрались здесь, то, наверное, все-таки это хороший повод поздравить с 90-летием всех выпускников ВГИКа - а многих из здесь присутствующих я сейчас только видел на стендах, это выпускники, которыми ВГИК гордится, - поздравить его преподавателей, студентов со знаменательным юбилеем.
Должен сказать, что мы в начале этого года выделили на развитие ВГИКа приличную сумму - почти 4 млрд рублей. Из них 1 млрд - в этом году. Только что мы с Владимиром Сергеевичем имели возможность посмотреть, как эти средства осваиваются. А они осваиваются на две основные цели: это на проектирование и строительство нового учебного корпуса - проектные работы завершаются - и на техническое переоборудование всего вуза.
Мы сейчас были в некоторых студиях, и звукозаписи и некоторых других - очень впечатляет. Владимир Сергеевич сказал, что у Карена Георгиевича (К.Г.Шахназаров) пока такой техники нет. Мне казалось, что я у Вас что-то подобное видел. Но, видимо, это что-то подобное только.
К.Г.Шахназаров: Я скрыл от Вас, Владимир Владимирович.
В.В.Путин: А Вы от меня скрыли?! Понятно. Но я выразил надежду на то, что и на «Мосфильме» такая техника появится в самое ближайшее время, если ее там нет.
Университет по праву считают эталоном отечественного образования в сфере так называемых экранных искусств. Поэтому и средств, конечно, на него никаких не жаль. Из его творческих лабораторий вышли яркие актеры, режиссеры, сценаристы, операторы, которых знает и которыми гордится вся страна.
Сегодняшний юбилей - безусловно, знаковое событие для всей российской культуры и, конечно же, серьезный, как в таких случаях принято говорить, повод для того, чтобы поразмышлять о проблемах отечественного кинематографа, о том, как повысить эффективность государственной политики в этой сфере. Потому что во многом от неё зависит, насколько полно смогут реализовать себя мастера экрана, в том числе и выпускники ВГИКа. Для обсуждения таких вопросов, мы, собственно говоря, с вами и договорились встречаться полтора года назад, а ровно год назад собрались уже, в рамках нашего Совета.
Последние десять лет развития отрасли наглядно подтвердили всю важность прямого государственного участия в формировании, создании и продвижении отечественного кинематографа, отечественных картин, в поддержании мощностей киностудий и обеспечении заказами профильных организаций.
Нам удалось не просто сохранить кадровый потенциал и производственную инфраструктуру, а присутствующие здесь знают, что и это сделать было непросто - особенно в середине, в начале 90-х годов, да и в начале 2000-х. Но удалось не только сохранить все, о чем я сказал сейчас, - и производственную инфраструктуру, и кадры, - но и вывести нашу киноиндустрию на новый, достойный уровень, прежде всего, по объемам рынка и производственным мощностям.
Доля кассовых сборов отечественного кино на внутреннем рынке, - если она в начале 2000-х годов была где-то около 4%, то в 2008 она уже составила 25%, то есть увеличилась более чем в 10 раз.
Разумеется, мировой кризис внес свои коррективы. В первую очередь, он затронул процесс развития инфраструктуры кинопоказа, проще говоря, строительства новых залов, новых помещений, сооружений. Позитивным моментом, тем не менее, можно считать рост кассовых сборов российских фильмов. По итогам девяти месяцев текущего года он составил 15%.
Если в других отраслях мы наблюдаем спад, то здесь небольшой, но все-таки плюс - 15%. Правда, в предыдущие годы рост кассовых сборов был выше почти в два раза. Но в условиях кризиса мы все-таки наблюдаем рост, что, собственно говоря, неплохо.
Поэтому можно, наверное, утверждать, что когда мы говорим о проблемах отрасли, дело не только в кризисе. Если мы говорим о проблемах, я напомню, что Великая депрессия в США дала мощнейший импульс развитию американского кинематографа, сделала эту отрасль сверхприбыльной. И дивиденды от этого рывка отрасль ощущает до сих пор.
Исходя из этого примера, хорошо видно, что проблемы киноиндустрии кроются, скорее, не в объёме денежных средств, не в налоговых преференциях, хотя, конечно, и это все важно. Но, наверное, самое главное - это качество управления этими ресурсами, умение создавать конкурентный продукт, завоевывать как внутреннюю, так и мировую аудиторию.
Год назад, на нашей встрече в Санкт-Петербурге - я уже о ней вспоминал - и тогда говорил, и сейчас хочу повторить: государство может помочь материально, может обустроить техническую базу, инфраструктуру, наладить образовательный процесс, как мы здесь пытаемся делать во ВГИКе, помогая вузу. Но государство не сможет заставить зрителя смотреть то, что ему неинтересно. Вот и весь «закон творчества».
Хотя, конечно, надо признать, что наши коллеги - я упомянул о наших американских коллегах, то же самое можно сказать и о европейских - научились изощренно, я хочу это подчеркнуть, защищать свой рынок. Здесь и языковые барьеры, и соответствующие правила. Миллион, наверное, этих правил, мы даже, наверное, всех их и не знаем. Они всплывают только по мере того, как мы пытаемся завоевать, отвоевать какие-то сегменты рынка.
Я помню, как Константин Львович (генеральный директор Первого канала К.Л.Эрнст) рассказывал, как он с одной из своих картин пытался выйти на этот рынок. Вышел в конечном итоге. И иностранные коллеги сами заинтересовались, но выставили целую книжку всяких условий и ограничений. И все рыночные вроде бы. Но это ограничения.
Вместе с тем, международное разделение труда в киноиндустрии в наибольшей степени зависит от качества предлагаемых услуг и продуктов. Я только что вспоминал об этом фильме. Почему на него обратили внимание? Потому что его захотели показывать, потому что поняли, что он принесет хорошие кассовые сборы, качество устроило. А факты таковы: только каждый шестой российский фильм востребован в зарубежном прокате, собирает там не больше одной пятой от своей российской аудитории.
Мы обладаем богатейшим кинематографическим наследием. Наши фильмы традиционно получают престижные награды на международных фестивалях. Но массового иностранного зрителя у нашей продукции пока все-таки нет. То есть не только экономические, но и цели культурного, гуманитарного влияния в полной мере не достигаются. А это как раз одна из самых важнейших, серьёзных задач отечественной киноиндустрии.
Считаю, что сегодня нам следует, прежде всего, обсудить, почему российский кинематограф, имея постоянно растущую поддержку со стороны государства, всё ещё не накопил достаточного потенциала для качественного рывка. Нужно наметить наши шаги на дальнейшую перспективу.
Хотя, конечно, можно, а может быть, и нужно говорить о том, что поддержка пока все-таки недостаточна. Вот Никита Сергеевич (Н.С.Михалков) на меня так уставился, он мне позавчера всю «плешь проел», сколько нужно денег для того, чтобы сделать этот качественный рывок. Денег всегда мало, а хороших идей, талантливых работ еще меньше. Наоборот: не деньги порождают таланты, а таланты порождают деньги.