Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Вы помните, что 23 сентября во время обсуждения проекта бюджета мы с вами говорили также о денежно-кредитной политике. И тогда было принято решение регулярно, в рабочем порядке обмениваться информацией по этим важнейшим вопросам.
В начале нашей сегодняшней беседы отмечу, что Правительство совместно с Банком России в непростой ситуации мирового финансового кризиса сумели обеспечить стабильность отечественной банковской системы, защитить национальную валюту от резких, болезненных для граждан и для участников экономической деятельности колебаний и перепадов.
Для этого был оперативно разработан и реализован целый ряд мер, которые уже доказали свою эффективность. Среди них - решения, направленные на обеспечение дополнительной ликвидности в банковской сфере. Был значительно упрощен порядок доступа кредитных учреждений к ресурсам Центрального банка. За счет ценных бумаг крупнейших системообразующих предприятий расширен Ломбардный список Банка России. Последовательно снижается ставка рефинансирования, сейчас она составляет 10 процентных пунктов - на три пункта ниже, чем в апреле текущего года.
Причем коммерческие банки уже активно гасят задолженность перед ЦБ и пополняют свои ресурсы благодаря росту вкладов граждан и депозитов организаций.
Свою роль сыграло и своевременное изменение законодательства. В частности, речь идет о новом порядке предоставления дополнительных субординированных кредитов, об использовании государственных ценных бумаг для повышения капитализации банков.
В итоге банковская система сохранила свою работоспособность, а главное - доверие со стороны граждан и предприятий.
Однако острой остается проблема дефицита денежных ресурсов для реальной экономики, их высокая стоимость. Даже несмотря на то, что средневзвешенная ставка по банковским кредитам в рублях снизилась с 17,4% в январе до 15,1% - в августе. Это все равно слишком много.
Главное, что сдерживает рост «кредитного портфеля», - это высокие риски и неопределенности, имеющиеся еще в мировой экономике, да и в нашей - мы это понимаем. Банки предпочитают держать свои активы в наиболее ликвидных инструментах, а не вкладывать их в «длинные» кредиты.
Поэтому, конечно же, необходимы новые шаги по стимулированию кредитной активности банков. Мы видим, что определенное движение происходит, но все-таки слишком медленно и пока, на мой взгляд, недостаточно. Эффективность напрямую зависит от макроэкономического фона, от выверенной кредитно-денежной и курсовой политики, последовательного снижения инфляции.
В целом, можно говорить о позитивных макроэкономических тенденциях. Они есть. Восстанавливается внешнеэкономическая конъюнктура. У России благоприятный торговый баланс. Увеличиваются золотовалютные резервы. Только за предыдущую неделю они прибавили 7,2 млрд долларов и составили на 9 октября 418,7 млрд долларов США.
Резко замедлилась инфляция. Уже несколько недель - 2,5 месяца - она находится практически на нулевой отметке. Участники рынка не видят оснований для резких курсовых колебаний или девальвации. Более того, наша национальная валюта укрепляется.
Банк России в среднесрочной перспективе - мы сейчас только с Председателем Центробанка говорили об этом - планирует постепенно уменьшить масштабы интервенций на валютном рынке. В долгосрочной перспективе это должно дать новые преимущества для нашей экономики, позволит снижать ставки по кредитам, ставки рефинансирования, обеспечит дополнительные условия для снижения инфляции.
Правда, в текущий момент - и участники экономической деятельности, и представители реального сектора экономики обращают на это наше внимание - рост курса рубля имеет как свои «плюсы», так и «минусы» для некоторых отраслей производства. Предлагаю сегодня на эту тему и поговорить, обсудить все эти проблемы.