Вступительное слово В.В.Путина:
Добрый день, уважаемые коллеги.
Сегодня у нас в повестке - крайне важный вопрос о реализации Стратегии развития фармацевтической промышленности России на период до 2020 года.
Но перед тем, как мы приступим к обсуждению главной темы, я бы хотел сказать несколько слов вообще о том месте, где мы находимся. Я здесь был в 2006 году - тогда мы рассматривали вопросы реализации проектов в области микроэлектроники, были на предприятии «Микрон». Хочу сказать: то, что я увидел сегодня, вызывает уважение и желание сказать добрые слова в адрес компании, в адрес специалистов, которые там работают.
Проделана колоссальная работа: за эти 3 года создано, по сути, новое производство. Совершен абсолютно уникальный для российской компании трансферт технологий с топологическими нормами 180 нанометров. Поставщиками оборудования выступили 40 компаний из 10 стран мира: Северная Америка, Европа, Юго-Восточная Азия, вообще Азия, Япония, в том числе.
Сейчас компания, которая сегодня вместе с государственной компанией «Роснанотех» подписала соответствующее соглашение, поставила перед собой новую амбициозную задачу - за год выйти на новые параметры, на 90 нанометров. Это, действительно, амбициозная большая задача, нужная российской экономике, российской промышленности во всех ее ипостасях.
Я хочу пожелать всем успехов.
И второе предприятие, где мы сегодня были, фармацевтическое, вообще построено за два с половиной года на абсолютно новой базе. И это тоже большой успех. И тоже с госкомпанией «Роснано» это предприятие готовится к реализации проекта по созданию и производству семи импортозамещающих генно-инженерных лекарств, трех инновационных биотехнологических препаратов и новых наноформ доставки для лечения гематологических, онкологических, инфекционных и респираторных заболеваний.
Что очень важно - все сделано на абсолютно новой, самой современной технологической и научной базе. Я бы еще отметил и то, как компания работает с кадрами. Много специалистов вернулось из-за границы в Россию - из Северной Америки, из Европы, где проработали не один год, успешно работали. Вернулись, им созданы необходимые условия.
И не менее важным считаю постоянные контакты компании с российской наукой и с высшей школой, что очень важно. Это тот нужный симбиоз, о котором мы очень часто говорим: производство, наука, образование. Удается выстраивать такое взаимодействие, которое дает, как сейчас модно говорить, нужную синергию.
На этом я все хорошее закончил, теперь буду говорить о том, что я думаю по основной нашей теме - по развитию фармацевтической промышленности.
Очевидно, что если мы не добьемся здесь серьезного продвижения вперед, не добьемся инновационного прорыва, то не сможем решить задачу повышения доступности лекарств для наших граждан и обеспечить их должное качество. Эти вопросы прямо влияют на продолжительность жизни в стране, уровень заболеваемости и смертности.
Пока же положение дел в этой сфере является неудовлетворительным. Сегодня в нашей стране лекарства производят около 350 предприятий. Но их доля на рынке не превышает 20% в стоимостном выражении. Остальное - импорт. Причем зарубежные лекарства часто продаются у нас по ценам в разы более высоким, чем в других странах. Это невозможно объяснить даже дополнительными транспортными расходами, которые составляют не более 0,2% от стоимости.
Один из основных финансовых источников реализации стратегии - это гарантированный сбыт лекарств, в том числе через механизмы государственных и других централизованных закупок, объем которых в нашей стране достаточно большой - он составляет порядка 230 млрд рублей в год. Однако отечественный производитель такой возможности - на постоянной и длительной основе иметь рынок - лишён. Так, в рамках федеральных программ лекарственного обеспечения на долю российских препаратов приходится менее 10% объемов контрактов.
То есть, отечественный производитель, по сути, - гость на собственном рынке.
Отсюда ясны и понятны задачи, стоящие перед государством и фармацевтическими предприятиями. Во-первых, необходимо решительно менять политику государственных закупок, установить здесь четкие, прозрачные правила игры на рынке, исключить лазейки и различные манипуляции для обхода конкурсных процедур. Когда конкурсы проходят честно - цены снижаются в десятки раз.
А есть и вообще анекдотичные примеры. Было бы смешно, если б не было так грустно. В Челябинской области, например, стоимость одного лота в результате вмешательства антимонопольной службы снизилась, прошу внимания, в 100 раз!
У нас же получается, что поставщики лекарств, пользуясь преимуществами нечестной конкуренции, демонстрируют чудеса экономической эффективности, задирают цены и извлекают ничем не обоснованные сверхприбыли.
Также необходимо добиться, чтобы уже в ближайшие 2-3 года доля отечественных препаратов, приобретенных за счет бюджетных средств, составляла не менее половины в стоимостном выражении. Следует переходить на долгосрочные контракты с отечественными производителями на поставки лекарств для государственных и муниципальных нужд, корпоративных клиник и медцентров Академии медицинских наук.
Это даст фармпредприятиям возможность заняться повышением качества производительных мощностей, привлекать средства для реализации проектов технологического перевооружения и внедрения новых технологий.
Кстати говоря, сегодня в ходе осмотра фармацевтического предприятия, где мы находимся, специалисты именно об этом говорили, именно об этом и просили.
Во-вторых, важно обеспечить изготовление на территории страны максимально широкой номенклатуры лекарственных средств, в том числе за счет размещения лицензионных производств и организации выпуска воспроизводимых препаратов - так называемых "дженериков".
По сути, мы должны определить перечень жизненно необходимых и важных лекарственных препаратов и поддержать их производство в России через институты развития.
Третье. Неоднократно ставилась задача по борьбе с контрафактными и фальсифицированными лекарственными препаратами. Кроме того, порой на наш рынок пытаются выбросить препараты с истекающим сроком годности. Все это - прямая угроза жизни и здоровью людей, и усилия по борьбе с ней ослаблять нельзя.
Четвертое. Неоправданно затянулся переход отечественных производителей на так называемые стандарты надлежащей производственной практики (GMP). В то же время необходимо понимать, что без внедрения GMP и других международных стандартов в этой сфере отечественная фармацевтическая отрасль не сможет на равных конкурировать с зарубежными производителями.
Мы сейчас только обсуждали с Министром здравоохранения. Конечно, понимаем - резкий переход, в одночасье, просто выкинет наши предприятия с рынка, но вечно находиться в том состоянии, в котором мы сегодня находимся, тоже невозможно. Поэтому нужен поэтапный, но жесткий план перехода на этот международный стандарт, после реализации которого препараты, не соответствующие этим стандартам GMP, не должны больше закупаться на бюджетные средства.
Пятое. Одной из причин отставания отечественной фармацевтической промышленности является ее дезинтеграция. Необходимо стимулировать консолидацию отрасли. Создавать интегрированные структуры, объединяющие разработчиков и производителей лекарственных средств. Разумеется, применяя при этом рыночные механизмы.
В этой связи государство могло бы предоставить заинтересованным предприятиям возможность участия в программах субсидирования процентных ставок по кредитам на техническое перевооружение. Мною уже сформулировано соответствующее поручение Министерству промышленности и Министерству финансов. Надеюсь, что оно будет проработано в самые короткие сроки и будут сделаны соответствующие предложения. Общий объем финансирования - мы вот сейчас с Виктором Борисовичем (В.Б.Христенко) посчитали, по его мнению, составит примерно где-то 700 миллионов.
Шестое. Государственные институты развития должны предметно участвовать в разработке и внедрении в производство инновационных лекарств. Нужно содействовать и выходу нашей фарминдустрии на зарубежные рынки. Прежде всего, речь идет о развивающихся странах.
* * *
Уважаемые коллеги,
Не могу не сказать и еще об одной острой проблеме. Неприятно об этом говорить, но нужно. В последние десятилетия в России сложилась явно ненормальная практика взаимоотношений между производителями лекарств, в том числе, и прежде всего, иностранными производителями и частью врачебного сообщества. Безусловно, фармацевтические компании вправе рекламировать свою продукцию. Но они должны делать это цивилизованно и в полном соответствии с общепризнанными этическими нормами и российским законодательством.
Недопустима ситуация, когда фармацевтические концерны доплачивают специалистам за то, что они выписывают пациентам производимые этими компаниями препараты. Причем иногда для этого даже используются бланки рецептов, напечатанные фирмами-поставщиками. Производители спонсируют корпоративные мероприятия, разного рода семинары, в том числе с выездом на теплые моря. И вот такими мероприятиями охватываются у нас в России тысячи специалистов. Хочу подчеркнуть - тысячи!
По сути, создаются или уже созданы глубокоэшелонированные системы лоббирования интересов крупных фармацевтических компаний. Эту порочную практику нужно прекратить. Должны быть и законодательные запреты на подобного рода доходы, и введение более жестких норм врачебной этики. Надеюсь, что врачебное сообщество обратит на это внимание. Потому что здесь нужны и самыми эффективными будут внутрикорпоративные процедуры.
Кроме того, следует избавиться от так называемых фармпредставителей, работающих в медучреждениях. Да, они работают и в других странах подобным образом, но в определенных рамках. У нас же это приобретает подчас просто нездоровые формы. Нужно, на первом этапе хотя бы, эту деятельность поставить в определенные рамки и сделать ее более прозрачной.
Наконец, в экспертных советах по новым лекарствам не должны работать специалисты, которые получают денежное вознаграждение от их производителей. Конфликт интересов здесь абсолютно очевиден, а результат, как правило, очень плачевный. Потому что, как правило, такие члены экспертных советов не заботятся о качестве, а просто продвигают препарат той компании, от которой они получают денежное вознаграждение.
Я отдаю себе отчет в том, что это очень тонкие и чувствительные вопросы. Производители лекарственных препаратов - и отечественные, и иностранные - когда защищают свои интересы, действуют очень изощренно, привлекают на свою сторону быстро, очень быстро необходимые структуры, находят поддержку, создают всякие комитеты. Но если мы хотим защитить интересы граждан России в целом, мы должны руководствоваться общенациональными интересами, а не корпоративными.
Что касается цивилизованного диалога между медицинским сообществом и фармацевтическими компаниями, то для него можно создать специальный совет рынка - по аналогии с подобными структурами в энергетике или других отраслях.
В Стратегии развития фармацевтической промышленности намечены серьезные, амбициозные цели: в результате ее реализации доля отечественного производства должна возрасти с 19% до 50% в стоимостном выражении. Не менее 60% выпуска должны составлять современные, инновационные препараты. На территории России должно производиться 85% жизненно необходимых и важнейших лекарств.
Хотел бы услышать сегодня, как идет работа по этой Стратегии, насколько фармпромышленность готова к решению поставленных задач.
Давайте начнем работать.